Программа наставничества__

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Кунарская средняя общеобразовательная школа
Утверждена и введена в действие
приказом директора МАОУ Кунарской СОШ
№01-25/166/01 от 20.10.2020г.

Программа
наставничества в рамках целевой модели
наставничества обучающихся
на 2020-2024 годы

с.Кунарское 2020

Программа
наставничества в рамках целевой модели наставничества обучающихся
в МАОУ Кунарская СОШ на 2020-2024 годы
Паспорт Целевой модели наставничества МАОУ Кунарская СОШ,
№ п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.

10.
11.
12.
13.

Содержание
Пояснительная записка.
Нормативные основы целевой модели наставничества.
Задачи Целевой модели наставничества МАОУ Кунарская
СОШ
Ожидаемые
результаты
внедрения
целевой
модели
наставничества.
Структура управления реализацией Целевой модели
наставничества МАОУ Кунарская СОШ
Кадровая система реализации Целевой модели
наставничества МАОУ Кунарская СОШ
Этапы реализации Целевой модели наставничества МАОУ
Кунарская СОШ
Формы наставничества
8.1. Форма наставничества «Ученик – ученик».
8.2. Форма наставничества «Учитель – учитель».
8.3. Форма наставничества «Учитель – ученик».
Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации
программы наставничества.
9.2. Мониторинг и оценка влияния программ на всех
участников.
Механизмы мотивации и поощрения наставников.
Программы Целевой модели наставничества МАОУ Кунарская
СОШ
Дорожная карта по реализации Целевая модель наставничества
МАОУ Кунарская СОШ
Приложения

Стр.
2
3
3
4
4
5
6
8

15

17
19
24
29

1. Пояснительная записка.
План мероприятий («дорожная карта») разработана в соответствии с
распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 25.12.2019 № Р145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего
профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена
опытом между обучающимися».
Настоящая Целевая модель наставничества МАОУ Кунарская СОШ,
осуществляющая
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным общеобразовательным программам (далее - Целевая модель
наставничества) разработана в целях достижения результатов федеральных и
региональных проектов "Современная школа", "Молодые профессионалы (Повышение
конкурентоспособности профессионального образования)" и "Успех каждого
ребенка" национального проекта "Образование".
Целью внедрения целевой модели наставничества является максимально полное
раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и
профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также
создание
условий
для
формирования
эффективной
системы
поддержки,
самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся в возрасте от 6
лет, педагогических работников (далее - педагоги) разных уровней образования и
молодых специалистов МАОУ Кунарская СОШ.
Создание Целевой модели наставничества МАОУ Кунарская СОШ позволит
решить задачу адаптации учителей на рабочем месте, учитывать потребности молодых
педагогов, предупреждать отток кадров, а также создавать условия для помощи всем
педагогам, имеющим профессиональный дефицит.
В программе используются следующие понятия и термины.
Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования
навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное
взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы
наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной
обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией
участников.
Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий,
направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в
конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с
наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и
профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином
"обучающийся".
Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в
достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и
компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
Куратор
сотрудник
организации,
осуществляющей
деятельность
по
общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и

программам среднего профессионального образования, либо организации из числа ее
партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.
Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых
для реализации программ наставничества в образовательных организациях.
Методология наставничества - система концептуальных взглядов, подходов и методов,
обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять
и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.
Активное слушание - практика, позволяющая точнее понимать психологические
состояния, чувства, мысли собеседника с помощью особых приемов участия в беседе,
таких как активное выражение собственных переживаний и соображений, уточнения,
паузы и т.д. Применяется, в частности, в наставничестве, чтобы установить
доверительные отношения между наставником и наставляемым.
Буллинг - проявление агрессии, в том числе физическое насилие, унижение,
издевательства в отношении обучающегося образовательной организации со стороны
других обучающихся и/или учителей. Одна из современных разновидностей буллинга кибербуллинг, травля в социальных сетях.
Метакомпетенции - способность формировать у себя новые навыки и компетенции
самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.
Тьютор - специалист в области педагогики, который помогает обучающемуся
определиться с индивидуальным образовательным маршрутом.
Благодарный выпускник - выпускник образовательной организации, который
ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает
личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов,
инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) - сотрудники данной
образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие
субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации
и совместно действуют ради этой цели.

2. Нормативные основы целевой модели наставничества.
Нормативные правовые акты МАОУ Кунарская СОШ
 Устав МАОУ Кунарская СОШ
 Отчет по результатам самообследования школы.
 Положение о педагогическом совете.
 Положение о школьном методическом объединении.
 Положение о комиссии по профессиональной этике педагогических работников.
 Положение об общешкольном родительском комитете.

3. Задачи Целевой модели наставничества МАОУ Кунарская СОШ
1. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты внедрения целевой модели.
2. Разработка и реализация программ наставничества.
3. Реализация кадровой политики, в том числе: привлечение, обучение
(осуществляется куратором программы организации) и контроль за деятельностью
наставников, принимающих участие в программе наставничества.
4. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение реализации программ
наставничества.
5. Осуществление
персонифицированного
учета
обучающихся,
молодых
специалистов и педагогов, участвующих в программах наставничества.

6. Проведение внутреннего мониторинга реализации и эффективности программ
наставничества в школе.
7. Формирования баз данных программ наставничества и лучших практик.
8. Обеспечение условий для повышения уровня профессионального мастерства
педагогических работников, задействованных в реализации целевой модели
наставничества, в формате непрерывного образования.

4. Ожидаемые
результаты
наставничества

внедрения

целевой

модели

1. Измеримое улучшение показателей, обучающихся в образовательной,
культурной, спортивной сферах и сфере дополнительного образования.
2. Улучшение психологического климата в образовательной организации как среди
обучающихся, так и внутри педагогического коллектива, связанное с
выстраиванием долгосрочных и психологически комфортных коммуникаций на
основе партнерства.
3. Плавный «вход» молодого учителя и специалиста в целом в профессию,
построение продуктивной среды в педагогическом коллективе на основе
взаимообогащающих отношений начинающих и опытных специалистов.
4. Адаптация учителя в новом педагогическом коллективе.
5. Измеримое улучшение личных показателей эффективности педагогов и
сотрудников школы, связанное с развитием гибких навыков и метакомпетенций.
6. Рост мотивации к учебе и саморазвитию учащихся.
7. Снижение показателей неуспеваемости учащихся.
8. Практическая
реализация
концепции
построения
индивидуальных
образовательных траекторий.
9. Рост числа обучающихся, прошедших профориентационные мероприятия.
10. Формирование осознанной позиции, необходимой для выбора образовательной
траектории и будущей профессиональной реализации.
11. Формирования активной гражданской позиции школьного сообщества.
12. Рост информированности о перспективах самостоятельного выбора векторов
творческого развития, карьерных и иных возможностях.
13. Повышение уровня сформированности ценностных и жизненных позиций и
ориентиров.
14. Снижение конфликтности и развитые коммуникативных навыков, для
горизонтального и вертикального социального движения.
15. Увеличение доли учащихся, участвующих в программах развития талантливых
обучающихся.
16. Снижение проблем адаптации в (новом) учебном коллективе: психологические,
организационные и социальные.
17. Включение в систему наставнических отношений детей с ограниченными
возможностями здоровья.

5.

Структура управления реализацией Целевой модели
наставничества МАОУ Кунарская СОШ

Уровни структуры
Направления деятельности.
МАОУ
Кунарская 1. Разработка и утверждение комплекта нормативных
СОШ
документов, необходимых для внедрения Целевой модели
наставничества МАОУ Кунарская СОШ
Директор
МАОУ 2. Разработка Целевой модели наставничества МАОУ

Кунарская СОШ

Куратор
Целевой
модели
наставничества
МАОУ
Кунарская
СОШ

Кунарская СОШ
3. Разработка и реализация мероприятий дорожной карты
внедрения целевой модели МАОУ Кунарская СОШ
4.Реализация
программ
наставничества.
5.Реализация кадровой политики в программе наставничества.
6. Назначение куратора внедрения Целевой модели
наставничества МАОУ Кунарская СОШ
7. Инфраструктурное и материально-техническое обеспечение
реализации программ наставничества.
1. Формирование базы наставников и наставляемых.
2. Организация обучения наставников (в том числе
привлечение экспертов для проведения обучения).
3. Контроль процедуры внедрения целевой модели
наставничества.
4. Контроль проведения программ наставничества.
5. Участие в оценке вовлеченности обучающихся в
различные формы наставничества.
6. Решение организационных вопросов, возникающих в
процессе реализации модели.
7. Мониторинг результатов эффективности реализации
Целевой модели наставничества.
Разработка программ моделей форм наставничества. Контроль
за реализацией.

Ответственные
за
направления
форм
наставничества.
Наставники
и Модели форм наставничества.
наставляемые.
1. Реализация Форма наставничества «Ученик – ученик».
2. Реализация Форма наставничества «Учитель – учитель».
3. Реализация Форма наставничества «Учитель – ученик».

6. Кадровая система реализации Целевой модели наставничества
МАОУ Кунарская СОШ
Целевой модели наставничества выделяется три главные роли:
1. Наставляемый – участник программы, который через взаимодействие с наставником
и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные задачи, личные и
профессиональные, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и
компетенции.
2. Наставник – участник программы, имеющий успешный опыт в достижении
жизненного результата, личностного и профессионального, способный и готовый
поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для поддержки процессов
самореализации и самосовершенствования наставляемого.
3. Куратор –
сотрудник образовательной организации, который отвечает за
организацию всего цикла программы наставничества.
Реализация наставнической программы происходит через работу куратора с двумя
базами: базой наставляемых и базой наставников.
Формирование этих баз осуществляется директором школы, куратором, педагогами,
классными руководителями и иными лицами школы, располагающими информацией о
потребностях педагогов и подростков - будущих участников программы.
● Формирование базы наставляемых:

 из числа обучающихся:
o проявивших выдающиеся способности;
o демонстрирующий
неудовлетворительные
образовательные
результаты;
o с ограниченными возможностями здоровья;
o попавших в трудную жизненную ситуацию;
o имеющих проблемы с поведением;
o не принимающих участие в жизни школы, отстраненных от
коллектива
 из числа педагогов:
o молодых специалистов;
o находящихся в состоянии эмоционального выгорания, хронической
усталости;
o находящихся в процессе адаптации на новом месте работы;
o желающими овладеть современными программами, цифровыми
навыками, ИКТ компетенциями и т.д.
● Формирование базы наставников из числа:
o обучающихся,
мотивированных
помочь
сверстникам
в
образовательных, спортивных, творческих и адаптационных вопросах;
o педагогов и специалистов, заинтересованных в тиражировании личного
педагогического опыта и создании продуктивной педагогической
атмосферы;
o родителей обучающихся – активных участников родительских или
управляющих советов;
o ветеранов педагогического труда.
База наставляемых и база наставников может меняться в зависимости от
потребностей школы в целом и от потребностей участников образовательных
отношений: педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей).

7. Этапы реализации
Кунарская СОШ
Этапы
Подготовка
условий
для
запуска
программы
наставничества

Формирование
базы
наставляемых

Целевой

модели

наставничества

Мероприятия
1. Создание благоприятных условий
для запуска программы.
2. Сбор предварительных запросов от
потенциальных наставляемых.
3. Выбор аудитории для поиска
наставников.
4. Информирование
и выбор форм наставничества.
5. На внешнем контуре
информационная работа
направленная на привлечение
внешних ресурсов к реализации
программы.
1. Выявление конкретных проблем
обучающихся школы, которые
можно решить с помощью

МАОУ

Результат
Дорожная карта
реализации
наставничества.
Пакет документов.

Формированная база
наставляемых с картой
запросов.

Формирование
базы наставников

наставничества.
2. Сбор и систематизация запросов от
потенциальных наставляемых.
Работа с внутренним контуром
включает действия по формированию
базы из числа:
● обучающихся, мотивированных
помочь сверстникам в
образовательных, спортивных,
творческих и адаптационных вопросах
(например, участники кружков по
интересам,
театральных или музыкальных групп,
проектных классов, спортивных
секций);
● педагогов, заинтересованных в
тиражировании личного
педагогического опыта и создании
продуктивной педагогической
атмосферы;
● родителей обучающихся – активных
участников родительских или
управляющих советов,
организаторов досуговой деятельности
в образовательной организации и
других
представителей родительского
сообщества с выраженной гражданской
позицией.

Отбор и обучение 1. Выявление наставников, входящих
наставников
в базу потенциальных
наставников, подходящих для
конкретной программы.
2. Обучение наставников для работы с
наставляемыми.
Формирование
наставнических
пар/групп

Организация
хода
наставнической
программы

Формирование базы
наставников, которые
потенциально
могут участвовать как в
текущей программе
наставничества, так и в
будущем.

1.Заполненные анкеты в
письменной свободной
форме всеми
потенциальными
наставниками.
2.Собеседование с
наставниками.
3.Программа обучения.
1. Провести общую встречу с
Сформированные
участием всех отобранных
наставнические пары /
наставников и всех
группы, готовые
наставляемых в любом формате.
продолжить работу в
2. Зафиксировать сложившиеся пары в рамках программы
специальной базе куратора.
Закрепление гармоничных и
Мониторинг:
продуктивных отношений
● сбор обратной связи
в наставнической паре/группе так,
от наставляемых – для
чтобы они были максимально
мониторинга динамики
комфортными, стабильными
влияния
и результативными для обеих сторон.
программы на
Работа в каждой паре/группе включает: наставляемых;
● сбор обратной связи
 встречу-знакомство,






Завершение
программы
наставничества

пробную рабочую встречу,
встречу-планирование,
комплекс последовательных встреч,
итоговую встречу.

1.Подведение итогов работы каждой
пары/группы.
2. Подведение итогов программы
школы.
3. Публичное подведение итогов и
популяризация практик.

от наставников,
наставляемых и
кураторов – для
мониторинга
эффективности реализации
программы.
Собраны лучшие
наставнические практики.
Поощрение наставников.

8. Формы наставничества МАОУ Кунарская СОШ
Исходя из образовательных потребностей МАОУ Кунарская СОШ в данной
Целевой модели наставничества рассматриваются три формы наставничества: «Ученик –
ученик», «Учитель – учитель», «Учитель – ученик».
8.1 Форма наставничества «Ученик – ученик».
Цель - разносторонняя поддержка обучающихся с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
Задачи:
1. Помощь в реализации лидерского потенциала.
2. Улучшение образовательных, творческих или спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и метакомпетенций.
4. Оказание помощи в адаптации к новым условиям среды.
5. Создание комфортных условий и коммуникаций внутри образовательной
организации.
6. Формирование устойчивого сообщества обучающихся и сообщества благодарных
выпускников.
Результат:
1. Высокий уровень включения наставляемых во все социальные, культурные и
образовательные процессы.
2. Повышение успеваемости в школе.
3. Улучшение психоэмоционального фона внутри группы, класса, школы в целом.
4. Численный рост посещаемости творческих кружков, объединений, спортивных
секций.
5. Количественный и качественный рост успешно реализованных творческих и
образовательных проектов.
6. Снижение числа обучающихся состоящих на ВШК и ОПДН.
7. Снижение количества жалоб от родителей и педагогов, связанных с социальной
незащищенностью и конфликтами внутри коллектива обучающихся.
Характеристика участников формы наставничества «Ученик – ученик».

Наставник
Кто может быть.
 Активный ученик,
обладающий лидерским
и организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления.
 Ученик,
демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты.
 Победитель школьных и
региональных олимпиад
и соревнований.
 Лидер класса или
параллели,
принимающий активное
участие в жизни школы.
 Возможный участник
всероссийских детско –
юношеских организаций
и объединений.

Наставляемый
Пассивный
Активный
Социально или ценностно Обучающийся с особыми
-дезориентированный
образовательными
обучающийся более
потребностями,
низкой по отношению к
нуждающийся в
наставнику ступени,
профессиональной
демонстрирующий
поддержке или ресурсах
неудовлетворительные
для обмена мнениями и
образовательные
реализации собственных
результаты или проблемы проектов.
с поведением, не
принимающим участие в
жизни школы,
отстраненный от
коллектива.

Возможные варианты программы наставничества «Ученик – ученик».
Формы взаимодействия
«Успевающий –
неуспевающий»
«Лидер – пассивный»

Цель
Достижение лучших образовательных результатов.

«Равный – равному»
«Адаптированный –
неадаптированный»

Обмен навыками для достижения целей.
Адаптация к новым условиям обучения.

Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в
коллективе или с развитием коммуникационных,
творческих, лидерских навыков.

Схема реализации формы наставничества «Ученик – ученик».
Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Ученик – ученик».
Проводится отбор наставников из числа
активных учащихся школьного
сообщества.
Обучение наставников.
Проводится отбор учащихся, имеющих
особые образовательные потребности,

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование. Собеседование.
Использование базы наставников.
Обучение проводится куратором.
Анкетирование. Листы опроса.
Использование базы наставляемых.

низкую учебную мотивацию, проблемы с
адаптацией в коллективе, не включенные в
школьное сообщество и желающих
добровольно принять участие в программе
наставничества.
Формирование пар, групп.
Наставляемый улучшает свои
образовательные результаты, он
интегрирован в школьное сообщество,
повышена мотивация и осознанность.
Рефлексия реализации формы
наставничества.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус. Чувствует свою
причастность школьному сообществу.
1.2.

После личных встреч, обсуждения
вопросов. Назначения куратором.
Предоставление конкретных результатов
взаимодействия (проект, улучшение
показателей). Улучшение образовательных
результатов, посещаемости.
Анализ эффективности реализации
программы.
Поощрение на ученической конференции.

Форма наставничества «Учитель – учитель».

Цель - разносторонняя поддержка для успешного закрепления на месте работы молодого
специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня и поддержка
нового сотрудника при смене его места работы, а также создание комфортной
профессиональной среды внутри образовательной организации, позволяющей
реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.
Задачи:
1. Способствовать формированию потребности заниматься анализом результатов
своей профессиональной деятельности.
2. Развивать интерес к методике построения и организации результативного учебного
процесса.
3. Ориентировать начинающего педагога на творческое использование передового
педагогического опыта в своей деятельности.
4. Прививать молодому специалисту интерес к педагогической деятельности в целях
его закрепления в образовательной организации.
5. Ускорить процесс профессионального становления педагога.
Результат:
1. Высокий уровень включенности молодых специалистов и новых педагогов в
педагогическую работу и культурную жизнь образовательной организации.
2. Усиление уверенности в собственных силах и развитие личного творческого и
педагогического потенциала.
3. Улучшение психологического климата в образовательной организации.
4. Повышение уровня удовлетворенности в собственной работой и улучшение
психоэмоционального состояния специалистов.
5. Рост числа специалистов, желающих продолжить свою работу в данном коллективе
образовательного учреждения.
6. Качественный рост успеваемости и улучшение поведения в подшефных
наставляемых классах и группах.
7. Сокращение числа конфликтов с педагогическим и родительским сообществами.

8. Рост числа собственных профессиональных работ (статей, исследований,
методических практик молодого специалиста и т. д.)
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – учитель».
Наставник
Кто может быть.


Опытный педагог, имеющий
профессиональные успехи
(победитель различных
профессиональных конкурсов,
автор учебных пособий и
материалов, ведущий вебинаров и
семинаров).
 Педагог, склонный к активной
общественной работе, лояльный
участник педагогического и
школьного сообществ.
 Педагог, обладающий лидерскими,
организационными и
коммуникативными навыками,
хорошо развитой эмпатией.
Типы наставников
Наставник Наставник консультант
предметник
Создает комфортные Опытный педагог
условия для
одного и того же
реализации
предметного
профессиональных
направления, что и
качеств, помогает с
молодой учитель,
организацией
способный
образовательного
осуществлять
процесса и с решение всестороннюю
конкретных
методическую
психолого –
поддержку
педагогичексих и
преподавания
коммуникативных
отдельных
проблем,
дисциплин.
контролирует
самостоятельную
работу молодого
специалиста или
педагога.

Наставляемый
Молодой
Педагог
специалист
Имеет малый опыт
Специалист,
работы (от 0 до 3
находящийся в
лет),
процессе адаптации на
испытывающий
новом месте работы,
трудности с
которому необходимо
организацией
получать
учебного процесса, представление о
с взаимодействием традициях,
с обучающимися,
особенностях,
другими
регламенте и
педагогами,
принципах
родителями.
образовательной
организации.

Педагог,
находящийся в
состоянии
эмоционального
выгорания,
хронической
усталости.

Возможные варианты программы наставничества «Учитель – учитель».
Формы взаимодействия
«Опытный педагог – молодой
специалист»

Цель
Поддержка для приобретения необходимых
профессиональных навыков и закрепления на месте
работы.

«Опытный классный
руководитель – молодой
специалист»
«Лидер педагогического
сообщества – педагог,
испытывающий проблемы»
«Педагог новатор –
консервативный педагог»
«Опытный предметник –
неопытный предметник»

Поддержка для приобретения необходимых
профессиональных навыков в работе с классным
коллективом и закрепления на месте работы.
Реализация психоэмоциональной поддержки
сочетаемый с профессиональной помощью по
приобретению и развитию педагогических талантов и
инициатив.
Помощь в овладении современными программами,
цифровыми навыками, ИКТ компетенциями.
Методическая поддержка по конкретному предмету.

Схема реализации формы наставничества «Учитель – учитель».
Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Учитель – учитель».
Проводится отбор наставников из числа
активных и опытных педагогов и
педагогов, самостоятельно выражающих
желание помочь педагогу.
Обучение наставников.
Проводится отбор педагогов,
испытывающий профессиональные
проблемы, проблемы адаптации и
желающих добровольно принять участие в
программе наставничества.
Формирование пар, групп.
Повышение квалификации наставляемого,
закрепление в профессии. Творческая
деятельность. Успешная адаптация.
Рефлексия реализации формы
наставничества.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус.

8.3.

Мероприятия
Педагогический совет. Методический совет.
Анкетирование. Использование базы
наставников.
Проводится при необходимости.
Анкетирование. Листы опроса.
Использование базы наставляемых.

После встреч, обсуждения вопросов.
Тестирование. Проведение мастер –
классов, открытых уроков.
Анализ эффективности реализации
программы.
Поощрение на педагогическом совете или
методический совете школы.

Форма наставничества «Учитель – ученик»

Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого
наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в
новом учебном коллективе, повышение мотивации к учебе и улучшение
образовательных результатов, создание условий для осознанного выбора оптимальной
образовательной траектории, формирование ценностей и активной гражданской позиции
наставляемого;
- развитие гибких навыков, лидерских качеств, метакомпетенций;
- создание условий для осознанного выбора профессии и формирование потенциала для
построения успешной карьеры;

-разносторонняя поддержка обучающегося с особыми образовательными или
социальными потребностями либо временная помощь в адаптации к новым условиям
обучения.
Задачи:
-помощь в реализации потенциала, улучшении образовательных, творческих или
спортивных результатов, развитие гибких навыков и метакомпетенций, оказание
помощи в адаптации к новым условиям среды, создание комфортных условий и
коммуникаций внутри школы, формирование устойчивого сообщества обучающихся.
Результат:
Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень
включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы
МАОУ Кунарская СОШ, что окажет несомненное положительное влияние на
эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих
выпускников к школе. Обучающиеся – наставляемые подросткового возраста получат
необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому
совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
Характеристика участников формы наставничества «Учитель – ученик».
Наставник
Кто может быть.
Опытный педагог, мастер своего дела,
имеющий успешный опыт в достижении
жизненного, личностного и
профессионального результата, готовый
и компетентный поделиться опытом и
навыками, необходимыми для
стимуляции и поддержки процессов
самосовершенствования и
самореализации наставляемого.
Обладает лидерскими,
организационными и
коммуникативными навыками, создает
комфортные условия для решения
конкретных психолого-педагогических и
коммуникативных проблем. Наставник
способен стать для наставляемого
человеком, который окажет
комплексную поддержку на пути
социализации, взросления, поиска
индивидуальных жизненных целей и
способов их достижения, в раскрытии
потенциала и возможностей
саморазвития и профориентации. В
качестве наставника могут выступать
педагоги: классный руководитель,
учитель-предметник, методист,
социальный педагог, психолог.
Наставник может привлекать
консультантов из числа педагогов для
успешного выполнения своей
программы наставничества.

Наставляемый
Активный
Пассивный
Обучающийся,
Демонстрирует низкую
демонстрирующий
мотивацию к учебе и
высокие
саморазвитию,
образовательные
неудовлетворительную
результаты,
успеваемость, имеет
победитель
проблемы с поведением,
школьных и
испытывает трудности с
региональных
адаптацией в школьном
олимпиад и
коллективе. Социально
соревнований,
или ценностно
обладающий
дезориентированный
лидерскими и
обучающийся,
организаторскими
демонстрирующий
качествами,
отсутствие осознанной
нетривиальностью
позиции, необходимой
мышления, лидер
для выбора
класса,
образовательной
принимающий
траектории и будущей
активное участие в профессиональной
жизни школы
реализации, не
(конкурсы,
принимающий участия в
театральные
жизни школы,
постановки,
отстраненный от
общественная
коллектива, не
деятельность,
имеющий активной
внеурочная
гражданской позиции,
деятельность),
испытывающий кризис
которому сложно
самоидентификации,
раскрыть свой
разрушение или низкий
потенциал в рамках уровень
стандартной
сформированности

образовательной
ценностных и
программы либо
жизненных позиций и
испытывающему
ориентиров.
трудности
коммуникации.
Обучающийся с
особыми
образовательными
потребностями
,имеющий низкую
информированность
о перспективах
самостоятельного
выбора векторов
творческого
развития,
карьерных и иных
возможностей.
Возможные варианты программы наставничества «Учитель – ученик».
Формы
Цель
взаимодействия
«Учитель–
Педагогическая и психологическая поддержка обучающегося для
неуспевающий
достижения лучших образовательных результатов, раскрытие его
ученик»
потенциала, создание условий для осознанного выбора оптимальной
образовательной траектории, преодоление дезориентации
обучающегося в образовательном процессе, адаптации его в
школьном коллективе. В качестве наставника выступает классный
руководитель, который работает в тесном контакте с учителямипредметниками, психологом, социальным педагогом.
«Учитель–
Психоэмоциональная поддержка с адаптацией в коллективе или
пассивный
развитием коммуникационных, творческих навыков, формирование
ученик»
жизненных ориентиров у обучающегося, формирование ценностей и
активной гражданской позиции. В качестве наставника выступает
классный руководитель.
«Учитель–
Психологическая поддержка, раскрытие и развитие творческого
одаренный
потенциала наставляемого, совместная работа над проектом и т.д. В
ученик»
качестве наставника может выступать классный руководитель или
учитель-предметник, в общении с которым наставляемый хотел бы
повысить свой творческий потенциал.
«Учитель–
Создание условий для осознанного выбора оптимальной
ребенок с
образовательной траектории, повышение мотивации к учебе и
ОВЗ/ребенокулучшение образовательных результатов обучающегося, развитие его
инвалид»
творческих и коммуникативных навыков, адаптация в школьном
коллективе. В качестве наставника выступает классный руководитель,
который работает в тесном контакте с учителями-предметниками,
психологом, социальным педагогом, методистом.
Схема реализации формы наставничества «Учитель – ученик».

Этапы реализации.
Представление программ наставничества в
форме «Учитель – ученик».
Проводится отбор наставников из числа
активных и опытных педагогов.
Обучение наставников.
Проводится отбор учащихся, имеющих
проблемы с учебой, не мотивированных, не
умеющих строить свою образовательную
траекторию. Либо – учащиеся, с особыми
образовательными потребности, не
имеющими возможности реализовать себя в
рамках школьной программы.
Формирование пар, групп.
Повышение образовательных результатов у
наставляемых.
Рефлексия реализации формы
наставничества.
Наставник получает уважаемый и
заслуженный статус.

Мероприятия
Ученическая конференция.
Анкетирование. Использование базы
наставников.
Обучение проводится куратором
программы наставничества при
необходимости.
Анкетирование. Листы опроса.
Использование базы наставляемых.

Личные встречи или групповая работа в
формате «быстрых встреч».
Определение образовательной траектории.
Анализ эффективности реализации
программы.
Поощрение наставляемого на ученической
конференции.

9. Мониторинг и оценка результатов реализации программы
наставничества.
Мониторинг процесса реализации программ наставничества понимается как
система сбора, обработки, хранения и использования информации о программе
наставничества и/или отдельных ее элементах.
Организация систематического мониторинга программ наставничества дает
возможность четко представлять, как происходит процесс наставничества, какие
происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым (группой
наставляемых), а также какова динамика развития наставляемых и удовлетворенности
наставника своей деятельностью.
Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:
1) оценка качества процесса реализации программы наставничества;
2) оценка мотивационно-личностного, компетентностного, профессионального роста
участников, динамика образовательных результатов.
9.1. Мониторинг и оценка качества процесса реализации программы
наставничества.
Этап 1. Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества
реализуемой программы наставничества, ее сильных и слабых сторон, качества
совместной работы пар или групп "наставник-наставляемый".
Мониторинг помогает, как выявить соответствие условий организации
программы наставничества требованиям и принципам модели, так и отследить важные
показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей
программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри
образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива
в практической и научной сферах.
Цели мониторинга:

1) оценка качества реализуемой программы наставничества;
2) оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения
социального и профессионального благополучия внутри образовательной организации и
сотрудничающих с ней организаций или индивидов.
Задачи мониторинга:
 сбор и анализ обратной связи от участников (метод анкетирования);
 обоснование требований к процессу реализации программы наставничества, к
личности наставника;
 контроль хода программы наставничества;
 описание особенностей взаимодействия наставника и наставляемого (группы
наставляемых);
 определение условий эффективной программы наставничества;
 контроль показателей социального и профессионального благополучия.
Оформление результатов.
По результатам опроса в рамках первого этапа мониторинга будет предоставлен
SWOT-анализ
реализуемой
программы
наставничества.
Сбор данных для построения SWOT-анализа осуществляется посредством анкеты.
Анкета содержит открытые вопросы, закрытые вопросы, вопросы с оценочным
параметром. Анкета учитывает особенности требований к трем формам наставничества.
SWOT-анализ проводит куратор программы.
Для оценки соответствия условий организации программы наставничества
требованиям модели и программ, по которым она осуществляется, принципам,
заложенным в модели и программах, а также современным подходам и технологиям,
используется анкета куратора.
Результатом успешного мониторинга будет аналитика
реализуемой программы наставничества, которая позволит выделить ее сильные и
слабые стороны, изменения качественных и количественных показателей социального и
профессионального благополучия, расхождения между ожиданиями и реальными
результатами
участников
программы
наставничества.
Мониторинг и оценка влияния программ на всех участников.
Этап
2.
Второй
этап
мониторинга
позволяет
оценить:
мотивационно-личностный и профессиональный рост участников программы
наставничества; развитие метапредметных навыков и уровня вовлеченности
обучающихся в образовательную деятельность; качество изменений в освоении
обучающимися образовательных программ; динамику образовательных результатов с
учетом эмоционально-личностных, интеллектуальных, мотивационных и социальных
черт участников.
Основываясь на результатах данного этапа, можно выдвинуть предположение о
наличии положительной динамики влияния программ наставничества на повышение
активности и заинтересованности участников в образовательной и профессиональной
деятельности, о снижении уровня тревожности в коллективе, а также о наиболее
рациональной и эффективной стратегии дальнейшего формирования пар "наставникнаставляемый".
Процесс мониторинга влияния программ на всех участников включает два подэтапа,
первый из которых осуществляется до входа в программу наставничества, а второй - по
итогам прохождения программы.
Соответственно, все зависимые от воздействия программы наставничества
параметры фиксируются дважды (таблица 2).
Цели мониторинга влияния программ наставничества на всех участников.
1. Глубокая оценка изучаемых личностных характеристик участников программы.
2. Оценка динамики характеристик образовательного процесса (оценка качества
изменений в освоении обучающимися образовательных программ).
9.

3. Анализ и необходимая корректировка сформированных стратегий образования пар
"наставник-наставляемый".
Задачи мониторинга:
 научное и практическое обоснование требований к процессу организации
программы наставничества, к личности наставника;
 экспериментальное подтверждение необходимости выдвижения описанных в
целевой модели требований к личности наставника;
 определение условий эффективной программы наставничества;
 анализ эффективности предложенных стратегий образования пар и внесение
корректировок во все этапы реализации программы в соответствии с
результатами;
 сравнение характеристик образовательного процесса на "входе" и "выходе"
реализуемой программы;
 сравнение изучаемых личностных характеристик (вовлеченность, активность,
самооценка, тревожность и др.) участников программы наставничества на "входе"
и "выходе" реализуемой программы.

10. Механизмы мотивации и поощрения наставников
К числу лучших мотивирующих наставника факторов можно отнести поддержку
системы наставничества на
школьном, общественном, муниципальном и
государственном уровнях; создание среды, в которой наставничество воспринимается
как почетная миссия, где формируется ощущение причастности к большому и важному
делу, в котором наставнику отводится ведущая роль.
Мероприятия по популяризации роли наставника.
 Организация и проведение фестивалей, форумов, конференций наставников на
школьном уровне.
 Выдвижение лучших наставников на конкурсы и мероприятия на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
 Проведение школьного конкурса профессионального мастерства "Наставник
года", «Лучшая пара», "Наставник+";
 Поддержка системы наставничества через школьное телевидение.
 Создание на школьном телевидении блока «Интервью с известными людьми о
их роли в наставничестве».
 Создание специальной рубрики "Наши наставники" на школьном сайте.
 Создание на школьном сайте методической копилки с программами
наставничества.
 Доска почета «Лучшие наставники».
 Награждение школьными грамотами "Лучший наставник"
 Благодарственные письма родителям наставников из числа обучающихся.
 Благодарственные письма на предприятия и организации наставников.
 Предоставлять наставникам возможности принимать участие в формировании
предложений,
касающихся
развития
школы.

11. Программы Целевой модели наставничества МАОУ Кунарская СОШ

Ученик - ученик

Форма
Название
наставни программ
чества
ы
Успеваемо
сть на 100

Целевая
аудитория

Цели
программы

Задачи программы

Учащиеся 5- Достижение
1. Помощь в самоорганизации
10 класса
лучших
(помощь в составлении
образовательн
режима дня, совместное
ых результатов
составление программы
учеником
саморазвития, помощь в
(учащимися).
выборе целей и их
достижении).
2. Помочь сформировать
интеллектуальные умения в
виде тренировки ряда
мыслительных операций по
западающим темам (таблица
умножения, правила и т.д.).
3. Оказать помощь в
выполнении домашних
заданий.
Вовлечени Учащиеся 1 Психоэмоцион 1. Поддержка становления
е
в – 4 класса
альная
индивидуальности подростка
активную
поддержка
с
(оказание помощи в выборе
деятельнос
адаптацией в
кружков и секций,
ть.
коллектив,
приглашение на занятия,
развитием
оказание индивидуальной
коммуникацио
помощи в развитии
нных,
творческих способностей и

Характеристика
наставника

Характеристика
наставляемого

Ученик,
демонстрирующий
высокие
образовательные
результаты.

Ученик,
пассивный,
демонстрирующий
неудовлетворитель
ные
образовательные
результаты.

Активный ученик,
обладающий
лидерским
и
организаторскими
качествами,
нетривиальностью
мышления. Лидер
класса
или

Пассивный ученик,
социально или
ценностно –
дезориентированны
й, не
принимающим
участие в жизни
школы,

творческих,
лидерских
навыков.

Ученик в Вновь
условиях
прибывшие
адаптации. в
школу
учащиеся.

Антибулли

т.д.).
Содействие в проявлении
индивидуальности
(обсуждение того, что
подросток делает хорошо,
организация персональной
выставки или концерта
подростка, помощь в
подготовке подростка для
участия в конкурсе или
мероприятии и т.д.).
3. Помощь в самоорганизации
(помощь в составлении
режима дня, совместное
составление программы
саморазвития, помощь в
выборе целей и их
достижении)
Вовлечение в мероприятия
школьного сообщества.
1. Знакомство с традициями,
особенностями школы и
класса.
2. Помощь с организацией
образовательного процесса.
3. Решение конкретных
психологических и
коммуникативных проблем.
2.

Включение
ученика
в
систему
взаимоотношен
ий коллектива
школы
и
класса. Психоэ
моциональная
поддержка для
адаптации
в
новом
коллективе.
Учащиеся 1- Профилактика 1.Психоэмоциональная

параллели, школы,
принимающий
активное участие в
жизни школы. Член
РДШ. Волонтеры.

отстраненный от
коллектива.
Дети с ОВЗ.
Дети, находящиеся
на индивидуальном
обучении.

Активный ученик,
обладающий
лидерским
и
организаторскими
качествами.

Ученик,
обладающий
лидерскими
качествами
или
ученик, пассивный,
отстраненный
от
коллектива.

Активный ученик, Пассивный ученик,

Учитель – учитель

нг

11 классов.

всех
форм
насилия
над
учащимися в
образовательно
й организации,
в
общественных
местах.
Молодой
Молодые
Методическая
педагог - специалисты поддержка по
предметни –
конкретному
к.
предметники предмету для
(стаж до 3 приобретения
лет)
необходимых
профессиональ
ных навыков и
закрепления на
месте работы.

поддержка учащихся.
2. Вовлечение учащихся в
совместную творческую,
образовательную деятельность.
2. Обучение навыкам мирного
разрешения конфликтов.

обладающий
лидерским
и
организаторским,
коммуникативным
и
навыками,
хорошо развитой
эмпатией.

отстраненный
от
коллектива. Новый
ученик в классе.
Ученик, с особыми
образовательными
потребностями.

1. Формировать и воспитывать у
молодых специалистов
потребность в непрерывном
самообразовании.
2. Помочь учителю, опираясь в
своей деятельности на
достижения педагогической
науки и передового
педагогического опыта,
творчески внедрять идеи в
учебно-воспитательный процесс.
3. Создать условия для
профессиональной адаптации
молодого педагога в коллективе.
4.Способствовать формированию
индивидуального стиля
творческой деятельности;
вооружить начинающего
педагога конкретными знаниями
и умениями применять теорию
на практике.

Наставник
–
предметник.
Опытный педагог
одного и того же
предметного
направления, что и
молодой учитель,
способный
осуществлять
всестороннюю
методическую
поддержку
преподавания
отдельных
дисциплин.

Молодой
специалист. Имеет
малый опыт работы
(от 0 до 3 лет),
испытывающий
трудности
с
организацией
учебного процесса
по
своему
предмету,
с
взаимодействием с
обучающимися,
другими
педагогами,
родителями.

Учитель – ученик

Будущий
выпускник

Учащиеся
9,11
классов

Педагогическая
и
психологическа
я
поддержка
обучающегося
для
достижения
лучших
образовательн
ых результатов,
раскрытие его
потенциала,
создание
условий
для
осознанного
выбора
оптимальной
образовательно
й траектории,
преодоление
дезориентации
обучающегося
в
образовательно
м
процессе,
адаптации его в
школьном
коллективе.

1. Профессиональная
поддержка, направленная на
развитие определенных навыков
и компетенций.
2.
Помощь
в
реализации
потенциала,
улучшении
образовательных, творческих или
спортивных результатов.
3. Развитие гибких навыков и
метакомпетенций,
оказание
помощи в адаптации к новым
условиям
среды,
создание
комфортных
условий
и
коммуникаций внутри школы,
формирование
устойчивого
сообщества обучающихся.

Опытный педагог,
мастер своего дела,
имеющий
успешный опыт в
достижении
жизненного,
личностного и
профессионального
результата,
готовый и
компетентный
поделиться опытом
и навыками,
необходимыми для
стимуляции и
поддержки
процессов
самосовершенствов
ания и
самореализации
наставляемого.

Демонстрирует
низкую мотивацию
к учебе и
саморазвитию,
неудовлетворитель
ную успеваемость,
имеет проблемы с
поведением,
испытывает
трудности с
адаптацией в
школьном
коллективе.
Социально или
ценностно
дезориентированны
й обучающийся,
демонстрирующий
отсутствие
осознанной
позиции,
необходимой для
выбора
образовательной
траектории и
будущей
профессиональной
реализации, не
принимающий
участия в жизни
школы,
отстраненный от
коллектива, не

имеющий активной
гражданской
позиции,
испытывающий
кризис
самоидентификаци
и, разрушение или
низкий уровень
сформированности
ценностных и
жизненных
позиций и
ориентиров.

12. Дорожная карта по реализации Целевая модель наставничества МАОУ Кунарская СОШ
№ Наименование
этапа
1. Подготовка
условий для
запуска
программы
наставничества.

Мероприятия

Содержание деятельности

Сроки

Ответственные

Изучение и
систематизация
имеющихся материалов
по проблеме
наставничества.

1. Изучение
Распоряжения
министерства
образования Российской Федерации № Р-145 от
25 декабря 2019 г. «Об утверждении
методологии (целевой) модели наставничества
обучающихся
для
организаций,
осуществляющих
образовательную
деятельность
по
общеобразовательным,
дополнительным
общеобразовательным
и
программам
среднего
профессионального
образования, в том числе с применением
лучших практик обмена опытом между
обучающимися».
2. Ознакомление с шаблонами документов для
реализации целевой модели.
1. Издание Приказа о внедрении Целевой
модели наставничества в МАОУ Кунарская
СОШ.
2. Разработка и утверждение Положения о
наставничестве в МАОУ Кунарская СОШ.
3. Разработка и утверждение Целевой модели
наставничества в МАОУ Кунарская СОШ.
4. Разработка и утверждение дорожной карты
внедрения системы наставничества в МАОУ
Кунарская СОШ.
5. Издание приказа о назначение куратора
внедрения Целевой модели наставничества
МАОУ Кунарская СОШ.
1. Проведение мониторинга по выявлению
предварительных запросов от потенциальных

апрельавгуст

АсочаковаЕ.А.,
директор школы

апрельавгуст

АсочаковаЕ.А.,
директор школы,
Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

апрельавгуст

Клементьева
Н.А.,Пантелеева

Подготовка нормативной
базы реализации Целевой
модели наставничества в
МАОУ Кунарская СОШ

Выбор форм и программ
наставничества исходя из

потребностей школы.

Информирование
родителей, педагогов,
обучающихся о
возможностях и целях
Целевой модели
наставничества
2.

Формирование
базы
наставляемых

Сбор данных о
наставляемых

наставляемых и о заинтересованных
в
наставничестве аудитории внутри школы.
2. Проведение административного совещания по
вопросам
реализации
Целевой
модели
наставничества. Выбор форм и программ
наставничества.
3. Сформировать банк программ по трем формам
наставничества «Ученик – ученик», «Учитель –
учитель», «Учитель – ученик».
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.

2.

3.

4.

Проведение педагогического совета.
Проведение родительских собраний.
Проведение ученической конференции.
Проведение классных часов.
Информирование через страницу
наставничества на сайте школы.
Информирование внешней среды.
Проведение
анкетирования
среди
обучающихся/педагогов желающих принять
участие в программе наставничества.
Сбор согласий на обработку персональных
данных от совершеннолетних участников
программы и согласия от родителей (законных
представителей)
несовершеннолетних
наставляемых.
Сбор дополнительной информации о запросах
наставляемых обучающихся от третьих лиц:
классный руководитель, психолог, соцработник,
родители.
Сбор дополнительной информации о запросах
наставляемых педагогов из личных дел, анализа
методической
работы,
рекомендаций
аттестаций, анализа анкет профстандарта.

М.А.. зам.директора
май 2020
г

АсочаковаЕ.А.,
директор школы

апрель август
2020 г

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

август –
сентябрь
2020 г

АсочаковаЕ.А.,
директор школы,
администрация
школы, классные
руководители

апрель сентябрь
2020 г

Клементьева Н.А.,
Пантелеева М.А..
зам.директора

Формирование базы
наставляемых.

3.

4.

Формирование
базы
наставников

Отбор и
обучение
наставников

1. Формирование базы данных наставляемых из
числа педагогов.
2. Формирование базы данных наставляемых из
числа обучающихся.
Сбор данных о
1. Проведение анкетирования среди
наставниках.
потенциальных наставников, желающих
принять участие в программе наставничества.
2. Сбор согласий на сбор и обработку
персональных данных.
3. Проведение мероприятия (круглый стол) для
информирования и вовлечения потенциальных
наставников.
Формирование базы
1. Формирование базы данных наставников из
наставников
числа педагогов.
2. Формирование базы данных наставников из
числа обучающихся.
Выявление наставников, 1. Провести анализ базы наставников и выбрать
входящих
в
базу
подходящих для конкретной программы.
потенциальных
наставников.

апрель –
сентябрь
2020 г

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

апрель –
сентябрь
2020 г
август
2020 г

АсочаковаЕ.А.,
директор школы,
администрация
школы, классные
руководители
Асочакова Е.А.
директор школы

апрель –
сентябрь
2020 г

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

август
2020 г

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора
.

Обучение
наставников 1. Подготовить методические материалы для август
для
работы
с
сопровождения наставнической деятельности.
2020 г
наставляемыми.

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

2. Издать приказ об организации «Школы
наставников» с утверждением программ и
графиков обучения наставников.
3. Организовать
«Школу
наставников»
и
провести обучение.

август
2020 г

Асочакова Е.А.
директор школы

август –
сентябрь
2020 г

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

5.

6.

Формирование
наставнических
пар /
групп

Организация и
осуществление
работы
наставнических
пар /
групп

Отбор наставников и
наставляемых.

1. Анализ заполненных анкет потенциальных
наставников и сопоставление данных с
анкетами наставляемых.
2. Организация групповой встречи наставников и
наставляемых.
3. Проведение
анкетирования
на
предмет
предпочитаемого
наставника/наставляемого
после завершения групповой встречи.
4. Анализ анкет групповой встречи и соединение
наставников и наставляемых в пары/ группы.
Закрепление
1. Издание приказа
«Об
утверждении
наставнических пар /
наставнических пар/групп».
групп
2. Составление
планов
индивидуального
развития
наставляемых,
индивидуальные
траектории обучения.
3. Организация психологического сопровождения
наставляемым, не сформировавшим пару или
группу
(при необходимости), продолжить
поиск наставника.
Организация комплекса
1. Проведение первой, организационной, встречи
последовательных встреч
наставника и наставляемого.
наставников и
2. Проведение второй, пробной рабочей, встречи
наставляемых.
наставника и наставляемого.
3. Проведение встречи-планирования рабочего
процесса в рамках программы наставничества с
наставником и наставляемым.
4. Регулярные встречи наставника и
наставляемого.
5. Проведение заключительной встречи
наставника и наставляемого.
Организация текущего
Анкетирование. Форматы анкет обратной связи
контроля достижения
для промежуточной оценки.
планируемых

сентябрь
2020 г

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

сентябрь
2020 г
сентябрь
2020 г

Асочакова Е.А.
директор школы
наставники

2020-2021
учебный
год

педагог – психолог,
Пантелеева М.А.,
зам.директора по ВР

2020
- наставники
2021
учебный
год

январь
2021

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

7.

Завершение
наставничества

результатов
наставниками.
Отчеты по итогам
наставнической
Программы.

Мотивация и поощрения
наставников.

.
1. Проведение
мониторинга
личной
удовлетворенности участием в программе
наставничества.
2. Проведение мониторинга качества реализации
программы наставничества.
3. Мониторинг и оценка влияния программ на
всех участников.
1. Приказ
о
поощрении
участников
наставнической деятельности.
2. Благодарственные письма партнерам.
3. Издание приказа «О проведении итогового
мероприятия в рамках реализации целевой
модели наставничества»
4. Публикация
результатов
программы
наставничества,
лучших
наставников,
информации на сайтах школы и организацийпартнеров.
5. Проведение
школьного
конкурса
профессионального мастерства "Наставник
года", "Лучшая пара ".

январь
2021

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

январь
2021

Асочакова Е.А.,
директор школы

январь
2021

Клементьева
Н.А.,Пантелеева
М.А.. зам.директора

13. Приложения
1. Результаты мониторинг реализации программы наставничества.
Таблица 1
SWOT-анализ реализуемой программы наставничества.
Факторы SWOT
Позитивные
Негативные
Внутренние
Сильные стороны
Слабые стороны
Внешние
Возможности
Угрозы
Среди оцениваемых параметров:
 сильные и слабые стороны программы наставничества;
 возможности программы наставничества и угрозы ее реализации;
 процент посещения обучающимися творческих кружков, спортивных секций и
внеурочных объединений;
 процент реализации образовательных и культурных проектов на базе
образовательного учреждения и совместно с представителем организаций
(предприятий) наставника;
 процент обучающихся, прошедших профессиональные и компетентностные
тесты;
 количество обучающихся, планирующих стать наставниками в будущем и/или
присоединиться к сообществу благодарных выпускников;
 процент реализации образовательных и культурных программ на базе школы в
форме «Ученик – ученик»
 процент реализации образовательных и культурных программ на базе школы в
форме «Учитель – учитель»
 процент реализации образовательных и культурных программ на базе школы в
форме «Учитель – ученик»

Таблица 2
Индикаторы оценки влияния программ на всех участников школы
Индикаторы оценки
Вовлеченность обучающихся в образовательный
процесс.
Успеваемость учащихся по школе
Качество обучения по школе.
Процент учащихся, желающих высокой школьной
успеваемости
Уровень сформированности гибких навыков
учащихся.
Доля учащихся, посещающих объединения
дополнительного образования.
Доля учащихся, посещающих спортивные секции
Доля учащихся, участвующих в программах
развития талантливых обучающихся.
Доля учащихся, принимающих участие в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях
на
школьном уровне
Доля учащихся, принимающих участие в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях
на
региональном уровне
Доля учащихся, принимающих участие в
олимпиадах,
конкурсах,
соревнованиях
на
всероссийском уровне
Доля учащихся, участвующих в волонтерской
деятельности.
Доля успешно реализованных творческих и
образовательных проектов.
Доля обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья, принимающих участие в
программах наставничества.
Число обучающихся состоящих на ВШК и ОПДН.
Доля собственных профессиональных работ,
статей, исследований, методических практик
молодого специалиста от общей доли молодых
специалистов.
Участие молодых учителей в профессиональных
конкурсах, фестивалях.
Количество молодых специалистов успешно
прошедших процедуру аттестации.
Уровень закрепляемости молодых специалистов в
школе.
Доля учащихся, имеющих пропуски по
неуважительной причине (желание посещения
школы учащимися).
Уровень личностной тревожности учащихся.
Эмоциональное состояние при посещении школы
Количество жалоб от родителей и педагогов,

Оценка результатов программы
на входе
на выходе
2020
2021

связанных с социальной незащищенностью и
конфликтами внутри коллектива обучающихся
Уровень психологического климата в
педагогическом коллективе
Уровень психоэмоционального состояния
специалистов
Уровень профессионального выгорания педагогов.
Уровень удовлетворенности своей профессией
педагогов
Количество конфликтов с педагогическим и
родительским сообществами.
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества «Ученик –
ученик».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Оцените ожидаемый
1
2
3
4
5
6
7
8
уровень
комфорта при общении с
наставником
4.Насколько
1
2
3
4
5
6
7
8
полезными/интересным, как
Вам
кажется, будут личные
встречи с
наставником?
5.Насколько
1
2
3
4
5
6
7
8
полезны/интересными, как
Вам
кажется, будут групповые
встречи?
Какой уровень поддержки Вы 1
2
3
4
5
6
7
8
ожидаете от наставника?
Насколько Вы нуждаетесь в
1
2
3
4
5
6
7
8
помощи наставника?
Насколько понятным,
1
2
3
4
5
6
7
8
согласно
Вашим ожиданиям, должен
быть план,
выстроенный наставником?
Насколько Вам важно
1
2
3
4
5
6
7
8
ощущение безопасности при
работе с
на Насколько Вам важно
обсудить
и зафиксировать ожидания
наставника? ставником?
Оцените ожидаемые после
1
2
3
4
5
6
7
8
завершения проекта перемены

9

10

9

10

9

10

9

10

9

10

9

10

9

10

9

10

в Вашей
жизни
Оцените ожидаемую
1
2
3
4
5
6
7
полезность проекта для Вас
12. Оцените ожидаемую
1
2
3
4
5
6
7
полезность проекта для Вас
13. Что Вы ожидаете от программы?
_____________________________________________________________
14. Что для Вас является особенно ценным в программе?
_____________________________________________________________
15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]

8

9

10

8

9

10

Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько комфортным
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вам
представляется общение с
наставником.
4. Насколько Вы можете
1
2
3
4
5
6
7
8
9
реализовать свои
лидерские качества в
программе?
5. Насколько могут быть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
полезны/интересны
групповые встречи?
6. Насколько могут быть
1
2
3
4
5
6
7
8
9
полезны/интересны
личные встречи?
7. Насколько Ваша работа
1
2
3
4
5
6
7
8
9
зависит от
предварительного
планирования
(разработанного Вами)?
8. Насколько Вы собираетесь 1
2
3
4
5
6
7
8
9
придерживаться плана?
9. Оцените ожидаемую
1
2
3
4
5
6
7
8
9
включенность
наставляемого в процесс.
10. Оцените ожидаемый
1
2
3
4
5
6
7
8
9
уровень
удовлетворения от совместной
работы.
11. Оцените ожидаемую
1
2
3
4
5
6
7
8
9
полезность
проекта для Вас и Вашего
наставляемого
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что в программе является наиболее ценным для Вас?

10

10

10

10

10

10
10

10

10

_____________________________________________________________
14. Насколько важна польза
обучения Наставников?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

15. Вы рады, что участвуете в программе? [да/нет]
Анкета для участников (до начала работы) формы наставничества
«Учитель– учитель».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая эффективность
программы
наставничества.
4.
Оцените ожидаемый
уровень комфорта при
участии
в
программе
наставничества?
5.
Ожидаемое
качество
организационных
мероприятий (знакомство с
коллективом,
рабочим
местом,
должностными
обязанностями
и
квалификационными
требованиями)
6.
Ожидаемая
полезность
программы
профессиональной
и
должностной адаптации.
7.
Ожидаемая
польза
организованных для Вас
мероприятий по развитию
конкретных
профессиональных
навыков
(посещение и
ведение открытых уроков,
семинары,
вебинары,
участие
в
конкурсах).
8.
Ожидаемое качество
передачи Вам
необходимых теоретических
знаний.
9.
Ожидаемое качество
передачи Вам
необходимых
практических

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

навыков.
10.
Ожидаемое
качество 1
программы
профессиональной адаптации.
11. Насколько Вам важно 1
ощущение
поддержки от наставника?
12.
Насколько Вам важно, 1
чтобы Вы остались
довольны совместной работой?

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
14. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
15. Как часто Вы ожидаете
Очень
проведение мероприятий по
часто
развитию конкретных
профессиональных навыков
(посещение
и
ведение
открытых
уроков, семинары, вебинары,
участие в конкурсах)?

Часто

Редко

Никогда

1-2
раза

16. Рады ли Вы участвовать в программе? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3.Ожидаемая эффективность
программы наставничества
4. Ожидаемый комфорт от
работы в
программе наставничества?
5. Насколько эффективно Вы
сможете
организовать
мероприятия
(знакомство с коллективом,
рабочим
местом,
должностными обязанностями
и
квалификационными
требованиями)
6. Ожидаемая эффективность
программы
профессиональной
и
должностной адаптации
7. Как Вы думаете, как

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

хорошо с Вашей
помощью
наставляемый
овладеет
необходимыми
теоретическими знаниями?
8. Как Вы думаете, как 1
2
3
4
5
6
7
хорошо с Вашей
помощью
наставляемый
овладеет
необходимыми практическими
навыками?
9.
Ожидаемое
качество 1
2
3
4
5
6
7
разработанной Вами
программы профессиональной
адаптации.
10. Ожидаемая включенность 1
2
3
4
5
6
7
наставляемого
в процесс
11.
Ожидаемый
уровень 1
2
3
4
5
6
7
удовлетворения
совместной работой
12. Что Вы ожидаете от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
13. Что особенно ценно для Вас в программе?
_____________________________________________________________
14. Как часто Вы собираетесь Очень
проводить мероприятия по часто
развитию конкретных
профессиональных
навыков
(посещение
и
ведение
открытых
уроков, семинары, вебинары,
участие в конкурсах).

Часто

Редко

8

9

10

8

9

10

8

9

10

8

9

10

1-2
раза

Никогда

15. Рады ли Вы участвовать в программе наставничества? [да/нет]
Анкета для участников (по завершению работы) формы наставничества
«Ученик – ученик»
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий
3.Насколько комфортно
1
2
3
4
5
6
7
8
было
общение
с
наставником?
4. Насколько
1
2
3
4
5
6
7
8
полезными/интересными
были личные встречи с
наставником?
5. Насколько
1
2
3
4
5
6
7
8
полезны/интересными

9

10

9

10

9

10

были групповые
встречи?
6. Ощущение поддержки
от наставника
7.Помощь наставника
8. Насколько был
понятен план работы с
наставником
9.Ощущение
безопасности при
общении с наставником
10.Насколько было
понятно, что от Вас ждет
наставник?
11.Насколько Вы
довольны вашей
совместной работой?
12.Насколько Вы
довольны результатом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1
1

2
2

3
3

4
4

5
5

6
6

7
7

8
8

9
9

10
10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

3

4

5

6

7

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы?
14. Насколько
оправдались Ваши
ожидания?

1

2

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Инструкция
Оцени в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Насколько
комфортно было
общение с
наставляемым?
4.Насколько удалось
реализовать свои
лидерские качества в
программе?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

5.Насколько
полезны/интересными
были групповые
встречи?
6.Насколько
полезны/интересными
были личные
встречи?
7.Насколько удалось
спланировать работу?
8.Насколько удалось
осуществить свой
план?
9.Насколько Вы
оцениваете
включенность
наставляемого в
процесс?
10.Насколько Вы
довольны вашей
совместной работой?
11.Насколько
понравилась работа
наставником?
12.Насколько Вы
довольны
результатом?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
14. Насколько
оправдались Ваши
ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

15. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Было ли достаточным и понятным обучение? [да/нет]
18. Насколько
полезным/интересным
было обучение?

1

2

3

4

5

6

7

8

19. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
20. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

9

10

Анкета для участников (по завершению работы) формы наставничества «Учитель
– Учитель».
Анкета наставляемого
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий.
3. Эффективность программы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
наставничества
4. Насколько комфортно было
работать в программе
наставничества?
5. Качество организационных
мероприятий (знакомство с
коллективом, рабочим местом,
должностными обязанностями
и квалификационными
требованиями)
6. Полезность программы
профессиональной и
должностной адаптации
7. Организованные для Вас
мероприятия по развитию
конкретных
профессиональных навыков
(посещение и ведение
открытых уроков, семинары,
вебинары, участие в
конкурсах)
8. Качество передачи Вам
необходимых теоретических
знаний
9. Качество передачи Вам
необходимых практических
навыков
10. Качество программы
профессиональной адаптации
11. Ощущение поддержки от
наставника
12. Насколько Вы довольны
вашей совместной работой?

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

8

9

10

13. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
_____________________________________________________________
14. Насколько оправдались
1
2
3
4
5
6
7
Ваши ожидания?
15. Что особенно ценно для Вас было в программе?

_____________________________________________________________
16. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
17. Как часто проводились
Очень
Часто
Редко
1-2 раза
мероприятия по развитию
часто
конкретных
профессиональных
навыков (посещение и
ведение открытых уроков,
семинары, вебинары,
участие в конкурсах)

Никогда

18. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
19. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]
Анкета наставника
1. Сталкивались ли Вы раньше с программой наставничества? [да/нет]
2. Если да, то где? _____________________________________________
Оцените в баллах от 1 до 10, где 1 – самый низший балл, а 10 – самый высокий
3.Эффективность
программы наставничества
4. Насколько комфортно было
работать в программе
наставничества?
5. Насколько эффективно
удалось организовать
мероприятия (знакомство с
коллективом, рабочим местом,
должностными обязанностями
и квалификационными
требованиями)
6. Эффективность программы
профессиональной и
должностной адаптации
7. Насколько наставляемый
овладел необходимыми
теоретическими знаниями
8. Насколько наставляемый
овладел необходимыми
практическими навыками
9.Качество программы
профессиональной адаптации
10. Включенность
наставляемого в процесс

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.Насколько Вы довольны
вашей совместной работой?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

12. Что Вы ожидали от программы и своей роли?
_____________________________________________________________

13. Насколько оправдались
Ваши ожидания?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

14. Что особенно ценно для Вас было в программе?
_____________________________________________________________
15. Чего Вам не хватило в программе/что хотелось бы изменить?
_____________________________________________________________
16. Как часто
Очень
Часто
Редко
1-2 раза
проводились
часто
мероприятия по
развитию конкретных
профессиональных
навыков (посещение и
ведение открытых
уроков, семинары,
вебинары, участие в
конкурсах).
17. Оглядываясь назад, понравилось ли Вам участвовать в программе? [да/нет]
18. Хотели бы Вы продолжить работу в программе наставничества? [да/нет]

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

Никогда


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».