Учебный план внеурочной деятельности СОО 2023-2024

Пояснительная записка к плану внеурочной деятельности МАОУ
Кунарской СОШ
на 2023-2024 учебный год
В соответствии с федеральным государственным образовательным
стандартом (далее – ФГОС) среднего общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.05.2012 № 413 (с изменениями и дополнениями), основная образовательная
программа среднего общего образования реализуется образовательной
организацией через организацию урочной и внеурочной деятельности с
соблюдением требований государственных санитарно- эпидемиологических
правил и нормативов.
1.Нормативно-правовая часть
-Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями);
-Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 №
371 "Об утверждении ФОП СОО"
-Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей
и молодежи Минобрнауки России от 18.08.2017 № 09-1672 «Методические
рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в
рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в
части проектной деятельности»;
-Положения «Об организации внеурочной деятельности на уровне
начального общего образования, основного общего образования, среднего
общего образования МАОУ Кунарской СОШ.
-План внеурочной деятельности СОО МАОУ Кунарской СОШ на 2023-2024
учебный год составлен на основании следующих нормативных документов:
Общие положения
Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную
деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы (личностных, метапредметных и
предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной.
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
основной общеобразовательной программы.
План внеурочной деятельности является частью организационного раздела
ООП СОО и представляет собой описание целостной системы
функционирования образовательной организации в сфере внеурочной
деятельности и включает:
-план организации деятельности ученических сообществ (групп
старшеклассников), в том числе ученических классов, разновозрастных
объединений по интересам, клубов; юношеских общественных объединений,
организаций (в том числе и в рамках РДДМ)
-план реализации курсов внеурочной деятельности по выбору обучающихся
(предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные
олимпиады по предметам программы среднего общего образования).
Согласно ФГОС СОО через внеурочную деятельность организацией,
осуществляющей образовательную деятельность, реализуется основная

образовательная программа (цели, задачи, планируемые результаты, содержание
и организация образовательной деятельности при получении среднего общего
образования). В соответствии с планом внеурочной деятельности создаются
условия для получения образования всеми обучающимися, в том числе
одаренными детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидами.
Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, за два года
обучения на этапе средней школы составляет не более 700 часов.
Величину недельной образовательной нагрузки, реализуемой через
внеурочную деятельность, определяют за пределами количества часов,
отведенных на освоение обучающимися учебного плана.
Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос
образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на
периоды каникул. Внеурочная деятельность в каникулярное время может
реализовываться в рамках тематических образовательных программ (лагерь с
дневным пребыванием на базе гимназии или на базе загородных детских
центров, в туристических походах, экспедициях, поездках и т.д.).
Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года
неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел
(в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий
за 1 - 2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные
периоды (между образовательными событиями).
Общий объем внеурочной деятельности не должен превышать 10 часов в
неделю.
На курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся еженедельно
расходуется до 4 часов, на организационное обеспечение учебной деятельности,
на обеспечение благополучия обучающегося еженедельно до 1 часа.
В зависимости от задач на каждом этапе реализации образовательной
программы количество часов, отводимых на внеурочную деятельность, может
изменяться. В 10 классе для обеспечения адаптации обучающихся к
изменившейся образовательной ситуации выделено больше часов, чем в 11
классе.
Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей
внеурочной деятельности, направлена на формирование у обучающихся
российской гражданской идентичности и таких компетенций, как:
-компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в
обществе
с
учетом
правовых
норм,
установленных
российским
законодательством;
-социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно
значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о
социальных ролях человека;
-компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в
общественно значимой совместной деятельности.
Организация жизни ученических сообществ происходит:
-в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, в сфере
школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских
общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами;

-через приобщение обучающихся к общественной деятельности и традициям
школы участие обучающихся в деятельности производственных, творческих
объединений, благотворительных организаций;
-через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей,
населения, в благоустройстве школы, класса, города, в ходе партнерства с
общественными организациями и объединениями.
-через отношение обучающихся к закону, государству и к гражданскому
обществу (включает подготовку личности к общественной жизни);
-через трудовые и социально-экономические отношения (включает
подготовку личности к трудовой деятельности).
Через воспитательные мероприятия, нацеленные духовно-нравственное и
патриотическое воспитание молодежи
По решению педагогического коллектива, родительской общественности,
интересов и запросов обучающихся и родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся план внеурочной деятельности в
образовательной организации модифицируется в соответствии с пятью
профилями: естественно-научным, гуманитарным, социально-экономическим,
технологическим, универсальным.
В МАОУ Кунарской СОШ выстроена модель плана внеурочной
деятельности СОО в соответствии с универсальным профилем с преобладанием
учебно-познавательной деятельности
(занятия обучающихся по углубленному изучению отдельных учебных
предметов; занятия обучающихся по формированию функциональной
грамотности; занятия обучающихся с педагогами, сопровождающими проектноисследовательскую деятельность; профориентационные занятия обучающихся;)
Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности предполагает:
1. Организацию жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников),
участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих
коллективных делах образовательной организации;
- проведение ежемесячного учебного собрания по проблемам организации
учебного процесса, индивидуальных и групповых консультаций по вопросам
организационного обеспечения обучения и обеспечения благополучия
обучающихся в жизни образовательной организации.
В весенние каникулы 10 класса организуются поездки в организации
профессионального и высшего образования для уточнения индивидуальных
планов обучающихся в сфере продолжения образования.
После поездок в рамках часов, отведенных на организацию жизни
ученических сообществ, проводятся коллективные обсуждения, в ходе которых
педагогами обеспечиваются анализ и рефлексия обучающимися собственных
впечатлений о посещении образовательных организаций.
2. Информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной
и экологической направленности "Разговоры о важном"
3. Занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся
4. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся
Вариативный компонент предполагает:

В течение первого полугодия 10 класса осуществляется подготовка к
поездкам и экскурсиям в рамках часов, отведенных на воспитательные
мероприятия, курсы внеурочной деятельности по выбору обучающихся.
Временными творческими группами обучающихся при поддержке педагогов
общеобразовательной организации в летние (весенние) каникулы 10 класса на
основе интеграции с организациями дополнительного образования и сетевого
взаимодействия
с
научными
и
производственными
организациями
обеспечиваются профессиональные пробы обучающихся на производстве и в
социальной сфере (в зависимости от профиля), подготавливаются и проводятся
исследовательские экспедиции и социальные практики.
Во втором полугодии 10 класса в рамках часов, отведенных на курсы
внеурочной деятельности по выбору обучающихся и воспитательные
мероприятия, организуется подготовка к профессиональным пробам и/или
социальным практикам обучающихся и к участию в исследовательских
экспедициях, предусматривается подготовка и защита индивидуальных или
групповых проектов.
В каникулярное время (осенние, весенние каникулы в 11 классе)
предусматривается реализация задач активного отдыха, оздоровления
обучающихся, поддержка инициатив старшеклассников, в том числе выезды на
природу, туристические походы, поездки по территории России, организация
"зрительского марафона" (коллективное посещение кинопоказов, театральных
спектаклей, концертов, просмотр видеофильмов, посещение выставок,
художественных музеев с обязательным коллективным обсуждением).
Помимо обязательного компонента для универсального уровня
организуются курсы внеурочной деятельности, направленные на углубленное
изучение учебных предметов, интеллектуальное и творческое развитие, на
формирование готовности обучающихся к обоснованному выбору профессии и
жизненного пути в соответствии с личной системой ценностно-смысловых
установок и проводятся с использованием технологий деятельностного обучения.
Внеурочная деятельность в ОО реализуется в рамках оптимизационной
модели,
предполагающей
оптимизацию
всех
внутренних
ресурсов
образовательного учреждения и участие в реализации внеурочной деятельности
педагогических работников, обеспечивающих образовательную деятельность при
получении среднего общего образования.
В рамках модели внеурочной деятельности в соответствии с
универсальным профилем используются следующие виды внеурочной
деятельности:
- познавательная деятельность;
-проблемно- ценностное общение;
- досугово - развлекательная деятельность;
- художественное творчество;
- социальное творчество;
- социально преобразующая добровольческая деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско- краеведческая деятельность.
Внеурочная деятельность формируется с учетом пожелания обучающихся
и их родителей (законных представителей) и реализуется в различных формах,

отличных от урочной системы обучения: литературные гостиные, спортивные
секции, детские организации, научно-практические конференции, олимпиады,
НОУ, поисковые и научные исследования, общественно-полезные практики,
конкурсы, походы и экспедиции, программы курсов внеурочной деятельности из
перечня, предлагаемого МАОУ Кунарской СОШ и др.
Реализация программ внеурочной деятельности.
Инвариантный компонент внеурочной деятельности
1.Информационно-просветительские
занятия
патриотической,
нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном " (34
часа)
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к своей
Родине - России, населяющим ее людям, ее уникальной истории, богатой
природе и великой культуре.
2. Занятия по формированию функциональной грамотности
обучающихся
Курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» для 10-11
(68 часов)
Основная цель: развитие способности обучающихся применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения задач в различных сферах
жизнедеятельности (обеспечение связи обучения с жизнью)
3. Занятия, направленные на удовлетворение профориентационных
интересов и потребностей обучающихся "Россия – мои горизонты" для 2
года, для 10-11 классов (68 часов)
Основная цель: развитие ценностного отношения обучающихся к труду, как
основному способу достижения жизненного благополучия и ощущения
уверенности в жизни. Основная задача: формирование готовности школьников к
осознанному выбор направления продолжения своего образования и будущей
профессии, осознание важности получаемых в школе знаний для дальнейшей
профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
4.Организация жизни ученических сообществ в форме клубных встреч
(организованного тематического и свободного общения старшеклассников),
участие обучающихся в делах классного ученического коллектива и в
общих коллективных делах образовательной организации;
«Школа лидеров» 10 класс, 1 год (34 часа)
Цель воспитание лидерских качеств, развитие организаторских
способностей,
повышения уровня ответственности за свои поступки,
формирование навыков жить и работать в коллективе.
В рамках реализации универсального профиля
«Цифровая грамотность» 10 класс 1 год (34) в форме общественнополезных практик
С целью достижения планируемых результатов освоения основных
образовательных программ (личностных, метапредметных, предметных) за счет
расширения информационной, предметной, культурной среды реализуются
следующие программы внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной
программы (по выбору учеников)
Школьный театр 10-11 класс, 2 года, 68 часов (по выбору)

Цель школьного театра –
совершенствование
системы
духовно-.
нравственного
и
эстетического
воспитания
обучающихся
средствами театрального искусства, и создание условий для приобщения их к
истокам отечественной культуры, расширение культурного диапазона и
реализации творческого потенциала.
«Летающий мяч»
Цель занятий спортивными играми в общеобразовательной школе являются
знакомство учащихся с разновидностями спортивных игр и упражнений,
закладывание основ правильной техники. Подготовка к соревнованиям.
«Математика без границ» 10 класс 68 часа
Цель: повышение математической грамотности, успешная сдача ЕГЭ
План внеурочной деятельности уровня СОО
на 2023-2024 г.г.
Компонент
внеурочной
деятельности
Инвариантная часть

Название

Форма
организации

"Разговоры о важном»

Информационнопросветительские
занятия
Практикум

Функциональная
грамотность
«Россия
–
горизонты»
Вариативный
компонент
по
профилю
Внеурочная
деятельность
по
учебным
предметам
образовательной
программы (по выбору
учеников)
Итого часов

«Цифровая
грамотность»

мои Лекции, экскурсии,
Беседы.
Тренинги,
диагностика
Общественнополезные практики

Юнармия
Школьный театр
«Летающий мяч»

Количество
часов
10 класс
1

1
1

1

0,5
Театральный кружок
Секция

0,5
1

6

Планируемые результаты внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью
образовательного процесса и должна найти свое отражение в основной
образовательной программе.
Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей
обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения
основной образовательной программы
Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ
внеурочной деятельности СОО включают осознание российской гражданской
идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы;
наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;
сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного

отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и
воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с
традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности
отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных
ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в
процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовнонравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания,
формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового
воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания,
а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся
условиям социальной и природной среды.
Метапредметные результаты включают:
Освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в
нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных
учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в
целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий
(познавательные,
коммуникативные,
регулятивные);
способность
их
использовать в учебной, познавательной и социальной практике;готовность к
самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и
организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и
сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной
траектории.
Овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание
информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с
учетом назначения информации и ее целевой аудитории.
Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и
отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные
учебные действия, составляющие умение овладевать:
-познавательными универсальными учебными действиями;
-коммуникативными универсальными учебными действиями;
-регулятивными универсальными учебными действиями.
Овладение познавательными универсальными учебными действиями
предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые
исследовательские действия, работать с информацией.
Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий
обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной
деятельности.
Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает
умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта.
Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности
Цель

диагностики –

выяснить,

являются

ли

и

в

какой

степени

воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
-Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
-Личность самого обучающегося
-Детский коллектив
-Профессиональная позиция педагога
-Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива
Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности
обучающихся
оцениваются
в
рамках
мониторинговых
процедур,
предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного,
нравственного, эстетического потенциала личности:
-Листы наблюдений;
-Контрольные вопросы;
-Анкеты;
-Тесты;
-Защита проектов;
-Результативность участия в конкурсах различной направленности и
уровней;
-Активность участия во внеклассных мероприятиях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».