Биология в формате ОГЭ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Биология в формате ОГЭ» (Подготовка к ОГЭ по биологии 9 класс)
составлена в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для
проведения в 2024 году основного государственного экзамена по химии (подготовлена
Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный
институт педагогических измерений»).
В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей
примерных программ по химии, использование разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических
технологий, учет местных условий.
Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений
и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и
обоснование выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование,
характеристику контрольно-измерительных материалов.
Программа используется для расширения и углубления программы обучения по
биологии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся,
проявляющих интерес к науке. Программа построен таким образом, что позволяет
расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса
биологии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы.
Программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов образовательных
учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ, рассчитана на 34
часа, в течение года по 1 часу в неделю.
Цель: Подготовка к успешной сдаче ОГЭ учащихся 9 класса.
Задачи:
 повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной школы изучаемые на
заключительном этапе общего биологического образования;
 закрепить материал, который ежегодно вызывает затруднения при сдаче ОГЭ;
 формировать у учащихся умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и
анализировать информацию из различных источников;

научить четко и кратко, по существу вопроса письменно излагать свои мысли при
выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
 признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и
организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и
агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
 сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание,
дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение,
наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма,
раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
 особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной
деятельности и поведения;
уметь
 объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность
происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления
отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной
деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического
разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе;
взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от
2











состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления
наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в
организме;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы
и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового
растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных
отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей
местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы,
опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов,
организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на
основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической
группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов
риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте
учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических
словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках
необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием
информационных технологий).

Содержание курса
(34 часа, 1 час в неделю)
Тема 1. Биология как наука. (2 ч.)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной ка2ртины мира, в практической
деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент.
Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Тема 2. Признаки живых организмов (2 ч)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Клетка
как биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Клетка как
биологическая система. Неорганические вещества: вода и минеральные соли. Органические
вещества клетки – белки, углеводы, нуклеиновые кислоты, АТФ и другие макроэргические
вещества. Гены и хромосомы.
Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов.
Биологические мембраны. Строение эукариотической клетки. Мембранные и немембранные
органоиды. Органоиды клетки, их структура, назначение в клетке. Органоиды клеток
представителей разных таксонов. Включения клетки, цитоскелет – принципы организации,
функции в клетке. Вирусы – неклеточные формы жизни. Признаки организмов. Наследственность
и изменчивость – свойства организмов. Прокариоты и эукариоты. Строение ядра. Нуклеиновые
кислоты, их роль в клетке. Хромосомы. Ген – носитель наследственности. Гены прокариот и
эукариот. Матричный принцип воспроизведения информации. Комплементарность. Репликация
ДНК. Принципы репликации ДНК. Жизненный цикл клетки. Интерфаза. Митоз и мейоз.
Оплодотворение. Виды полового процесса. Метаболизм. Анаболизм и катаболизм на клетки.
Биосинтез белка. Механизм биосинтеза белка. Транскрипция. Генетический код. Трансляция
белка. Утилизация белков в клетке. Лизосомы. Автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез.
Хемосинтез. Энергетический обмен. Гликолиз. Этапы гликолиза. Роль АТФ. Кислородный этап
катаболизма глюкозы. Классификация организмов по способам питания. Одноклеточные и
многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление
изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных,
ухода за ними.
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (7 ч)

3

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности.
Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Царство Грибы. Лишайники.
организация, классификация, роль и место в биосфере, значение для человека.
Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные,
голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Ткани и органы высших растений. Основные
семейства цветковых растений. Царство Животные. Систематический обзор царства Животные.
Общая характеристика беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые
черви. Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика
надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных: Земноводные,
Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин
– основоположник учения об
эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие
как основа устойчивости
биосферы и результата эволюции.
Тема 4. Человек и его здоровье (12 ч)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека.
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга.
Железы внутренней секреции. Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций
организма человека. Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического
отделов нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система дыхания.
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и кровообращение. Состав
и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь
систем внутренней среды организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет. Кровеносная система.
Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.
Структурно-функциональные единицы органов. Обмен веществ и превращение энергии в
организме человека. Витамины. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.
Структурно-функциональные единицы органов. Покровы тела и их функции. Размножение и
развитие организма человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека.
Эмбриональный и постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурно-функциональные единицы
органов. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные
рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение.
Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции,
речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словеснологическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение
информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и
мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент,
характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека. Соблюдение
санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови.
Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья:
аутотренинг, закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная
организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,
гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др.
Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие инфекционные заболевания
(кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний.
Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний,
вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней;
травматизма; ожогов, обморожений, нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой
доврачебной помощи при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и
растениями, угарным газом, спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного
аппарата, ожогах, обморожениях, повреждении зрения.
Тема 5. Взаимосвязи организмов и окружающей среды (4 ч)
4

Влияние экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным
экологическим факторам. Популяция. Взаимодействия разных видов (конкуренция, хищничество,
симбиоз, паразитизм). Сезонные изменения в живой природе.
Экосистемная организация живой природы. Роль производителей, потребителей и разрушителей
органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые связи в
экосистеме. Цепи питания. Особенности агроэкосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Роль
человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь и жизнь других
людей. Последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на
живые организмы и экосистемы.
Тема 6. «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» (10 ч)
Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы. Распределение заданий
экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности.
Распределение заданий экзаменационной работы по уровню сложности Время выполнения
работы. Выполнение демонстрационных вариантов ОГЭ. Разбор типичных ошибок. Рекомендации
по выполнению.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

2

3

Наименование блока, темы урока

Кол-во
часов

Блок № 1 Биология как наука. (2 часа)
1.1 Биология как наука. Свойства живых организмов.
1
1.2.Методы изучения
1
Блок № 2 Признаки живых организмов. (2 часа)
2.1 Клеточное строение организмов
1
2.2 Признаки живых организмов.
1
Блок № 3 Система, многообразие и эволюция живой природы . (6 часов)
3.1 Царство Бактерии.
1
3.2 Царство Грибы.
1
3.3 Царство Растения( покрытосеменные)
2
3.4. Царство Животные.( Хордовые животные)
2
Блок № 4 Человек и его здоровье. (12 часов)
4.1. Сходство человека с животными и отличие от них.
1
Общий план строения и процессы жизнедеятельности
человека.
4.2. Нейро-гуморальная регуляция процессов
1
жизнедеятельности организма.
4.3. Питание. Система пищеварения. Обмен веществ и
1
превращение энергии.
4.4. Дыхание. Система дыхания.
1

4

Дата

4.5. Внутренняя среда организма. Транспорт веществ.
Кровеносная и лимфатическая системы.
4.6. Выделение продуктов жизнедеятельности. Система
выделения.
4.7. Покровы тела и их функции.

1

4.8. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

4.9. Органы чувств, их роль в жизни человека.

1

4.10. Психология и поведение человека. Высшая нервная
деятельность

1

5

1
1

5

4.11. Гигиена. Здоровый образ жизни.

1

4.12. Приемы оказания первой доврачебной помощи при
неотложных ситуациях.

1

Блок№ 5 Взаимосвязи организмов и окружающей среды. (4 часа)
5.1.Система организации экосистемы

2

5.2.Экологические факторы
5.3.Пищевые цепи экосистемы

1
1

5.4.Взаимоотношения видов в экосистеме

1

Блок № 6 «Решение демонстрационных вариантов ОГЭ» (10 часов)
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Работа с тестами
1
Итого:
34 часа.
Литература для учителя
1.Биология ЕГЭ – 2009. Вступительные испытания./ А.А.Кириленко, С.И.Колесников. –
Ростов-на-Дону. «Легион», 2009.
2.ЕГЭ 2012. Биология: тренировочные задания/ Г.И. Ларнер. – М.: Эксмо, 2011.
3. Единый государственный экзамен: Биология: Методика подготовки. /Г.И.Лернер –
М.Просвещение. ЭКСМО, 2005.
4. Методическое пособие к учебнику В.Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Общие
закономерности. 9 класс / Т.А. Ловкова, Н.И. Сонин,– М.: Дрофа, 2003.– 128 с.
5.Типовые тестовые задания. Биология./ Н.А.Богданов – М. «Экзамен», 2009.
6

Литература для учащихся
1. Единый государственный экзамен 2014. Биология. Универсальные материалы
для подготовки учащихся/ ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2014.
2. Отличник ЕГЭ. Биология. Решение сложных задач. Калинова Г.С., Петросова
Р.А., Никишова Е.А. / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.
3. ЕГЭ-2014. Биология: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под
ред. Г.С.Калиновой. - М.: Национальное образование, 2011. (ЕГЭ-2014. ФИПИ школе).
4. Т.Л.Богданова, Е.А.Солодова. Биология. Справочник для старшеклассников и
поступающих в вузы. М.: "АСТ-ПРЕСС КНИГА", 2011
5. Ю.В.Щербатых. Биология в схемах и таблицах. М.: Эксмо, 2007; Ростов н/Д:
Феникс, 2011. - (Весь ЕГЭ: от А до С).
6. А.А. Кириленко. Биология Тематические тесты. Ростов на дону:Легион,2013.
7. ЕГЭ. Биология.Тематический сборник. Под редакцией Г.С. Калиновой
М.: Национальное образование, 2013.
8. ОГЭ. Биология 2014, Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией
Г.С. Калиновой
- М.: Национальное образование, 2014.
6

9. Биология. Пособие для поступающих в вузы. Под редакцией В.Н. Ярыгина.
М.:Высш.шк.,2010

7

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».