Пояснительная записка 1. Актуальность и педагогическая целесообразность организации дополнительного образования. План по дополнительному образованию разработан на основе учета интересов, обучающихся и с учетом профессионального потенциала педагогического коллектива. Дополнительное образование – это такая сфера деятельности, которая дает возможность детям развить творческие способности, воспитывать в себе такие качества, как активность, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлечённость, свобода взглядов и суждений, ответственность, увлеченность и многое другое. Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребёнка, формирование духовного богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Эта цель реализуется, но основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих социально-гуманитарная, физкультурно-спортивную, художественную направленность. Тематический план каждой образовательной программы по дополнительному образованию включает в себя: перечень разделов и тем занятий, количество часов по каждой тете с разбивкой на теоретические и практические виды деятельности. 2. Нормативно-правая основа учебного плана по дополнительному образованию. 2.1.Перечень документов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения в области дополнительного образования. - Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.11.2013 № 30468); - Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 года № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 02 февраля 2011 года, регистрационный номер 19676); - Постановление Главного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитанияи обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». - Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; - Устав МАОУ Кунарской СОШ;; Для реализации программ дополнительного образования в 2023-2024 учебном году выбраны следующий направленности: социально-гуманитарная, физкультурноспортивную, художественную. План дополнительного образования, согласно плану – графика на 2023-2024 учебный год, ориентирован на 36 годовых учебных недель. Занятия проводятся согласно расписанию, которое утверждается в начале учебного года директором образовательного учреждения с учетом наиболее благоприятного режима обучения и отдыха обучающихся. Перенос занятий или изменение расписания производится только при согласовании с администрацией и оформляется документально. В период школьных каникул занятия могут проводиться по специальному расписанию. 3. Содержание по ступеням обучения, направленностям. 3.1 Цель и задачи дополнительного образования. Целью дополнительного образования является создание оптимальных педагогических условий для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей, а также развития личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся условиям. Эта цель реализуется на основе введения в процесс дополнительного образования программ, имеющих социально-гуманитарная, физкультурно-спортивную, художественную направленности, и внедрения современных методик обучения и воспитания детей их умений и навыков. Основными задачами дополнительного образования обучающихся являются: Изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании детей; Обеспечение гарантий права ребенка на получение дополнительного образования по общеобразовательным программам; Обеспечение необходимых условий для личностного, духовно-нравственного, трудового развития и воспитания обучающихся; Формирование условий для создания единого образовательного пространства; Формирование и развитие творческих способностей, обучающихся; Формирование общей культуры личности обучающихся, их социализация и адаптация к жизни в обществе; Формирование культуры здорового образа жизни, укрепление здоровья обучающихся; Создание максимальных условий для освоения обучающимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов. 3.2. Структура дополнительного образования Система дополнительного образования в школе в 2023-2024 учебном году организована по следующим направленностям: Художественная: 1. «Круглый год» (2 акад. час), руководитель Мелкозерова Татьяна Ильинична; 2. «Русские игры народного календаря» (1 акад. час), Мелкозерова Татьяна Ильинична. Социально-гуманитарная: 1. «Добрые сердца» (2 акад. час), руководитель Осинцева Анжелика Михайловна. Физкультурно-спортивная: 1. «Волейбол» (2 акад. часа), руководитель Москвин Виталий Викторович; 2. «Гимнастика» (2 акад. часа), руководитель Москвин Виталий Викторович. 1. Особенности учебного плана Режим работы и расписание занятий системы дополнительного образования школы максимально учитывает учебную нагрузку школьников по основной образовательной программе и отвечает запросам родителей (законных представителей). Обучение проводится после школьных уроков. Между занятиями по общеобразовательным программам и занятиями по дополнительным общеразвивающим программам перерыв составляет 40 минут. Недельная нагрузка на одну группу определяется администрацией по согласованию с педагогом в зависимости от профиля объединения, возраста обучающихся, продолжительности освоения данной программы, как правило, от 1 до 4 часов. Расписание составляется с опорой на санитарно-гигиенические нормы с учетом загруженности кабинетов, пожеланий родителей и детей по принципу 5-дневной рабочей недели. Прием детей в творческие объединения осуществляется по желанию обучающихся. Состав объединений определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения и специфики образовательной программы. Занятиями по дополнительным общеразвивающим программам охвачены дети в возрасте от 5 до 18 лет. Количество обучающихся в объединении, их возрастные категории зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ. Каждый ребенок может заниматься в одной или нескольких группах. Однако, в СанПин, посещение ребенком более чем в 2 – х объединениях (секций, студий и т.д.) не рекомендуется. Предпочтительно совмещение занятий спортивного и неспортивного профиля. Срок освоения программы (количество недель, месяцев, лет) определяется содержанием программы и должен обеспечивать возможности достижения планируемых результатов. Периодичность и продолжительность занятий определяется содержанием программы. Деятельность школьников осуществляется как в одновозрастных, так и в разновозрастных объединениях по интересам. Ожидаемые результаты: - расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его интересов; - повышение роли дополнительного образования детей в деятельности образовательного учреждения; - интеграция основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования; - укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни; - снижение роста негативных явлений в детской среде; - духовно-нравственное оздоровление. Формы контроля: - изучение и утверждение дополнительных общеразвивающих программ, тематики планирования; - посещение и анализ занятий; - посещение открытых мероприятий, творческих отчетов; - организация выставок и презентаций. Формы аттестации, контроля и учета достижений учащихся: - участие в региональных и муниципальных конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях; - отчеты творческих коллективов и мастерских; - защита и презентации проектных и исследовательских работ; - участие в общешкольных мероприятиях. Определяя объем учебной нагрузки обучающихся, учебный план дополнительного образования распределяет время, отводимое на освоение образовательных программ, реализуемых в творческих объединениях, кружках следующих направленностей: Художественная направленность. Программы музыкального творчества направлены на развитие у воспитанников музыкального слуха, художественного вкуса, исполнительного мастерства (сольного и концертного), овладение элементами эстрадного музыкального вокального и группового творчества. Социально-гуманитарная направленность. Программы способствуют воспитанию интеллектуальной инициативы и творчества обучающихся, мотивации к самоопределению, интеграции основного и дополнительного образования. Обучающиеся совершенствуют свои знания в определенной предметной области, приобретают навыки социального творчества. Результатом деятельности творческих является организация творческих встреч, организация и проведение воспитательное-образовательных мероприятий (концерты, выступления, экскурсии и др.). Формами отчетности научноисследовательской работы учащихся является участие в отчетных собраниях, конкурсах разного уровня, социальных акциях и др. Физкультурно-спортивная направленность. Программы способствуют развитию физических возможностей, формированию здорового образа жизни. Обучающиеся приобретают навык игры по определенному виду спорта, тем самым формируют свое положительное отношение к себе и своему здоровью. Результатом деятельности спортивных секций является участие в спортивных соревнованиях, полученные знания, умения и навыки, сформированные компетенции по выбранному виду спорта. Программа дополнительного образования позволяет в ходе образовательного процесса качественно решать учебно-воспитательные задачи, дает возможность более полно учитывать индивидуальные интересы, склонности и способности обучающихся, способствует самореализации, самоопределению, духовно-нравственному развитию личности, поиску, поддержке и развитию детской творческой одаренности, формированию здорового образа жизни. Учебный план дополнительного образования МАОУ Кунарской СОШ на 2023-2024 учебный год Направление деятельности Художественная Социальногуманитарная Физкультурноспортивная Формы реализации «Круглый год» «Русские игры народного календаря» «Добрые сердца» «Волейбол» «Гимнастика» Спортивный клуб Возра ст Недельная нагрузка 6,5-11 лет 5-6,5 лет 12-18 лет 2 акад.час 12-18 лет 10-13 лет 1 акад.час 2 акад. час 2 акад. час 1 акад. час 1 акад. час Всего Годовая нагрузка 72 36 72 72 36 36 324