Русские игры народного календаря

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Русские игры народного
календаря» разработана на основании следующих нормативно-правовых документов:


Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря
2012 года № 273-ФЗ).
 Федеральный
государственный
образовательный
стандарт дошкольного
образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
«Об утверждении» от 17 октября 2013 года № 1155).
 «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года»,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г № 678-р.
 Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещённым
в жилых помещениях жилищного фонда. СанПиН 2.4.1.3147-13 (Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19
декабря 2013 года № 68).
 Конституция РФ, ст. 43, 72.
 Конвенция о правах ребёнка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989
г., вступила в силу для СССР 15.09.1990 г.)
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы «Русские игры народного календаря» состоит в том,
что она возрождает традиции коллективных игр, которые почти совсем исчезли из детской
жизни, реализует потребность у детей в активном отдыхе после напряженной умственной
работы в школе. Одни игры помогают стать сильными и ловкими. Другие развивают
сообразительность и смекалку. В коллективных играх проявляются общественные чувства
детей (дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре
результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма
движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от
достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки,
радость носит интеллектуальный характер. В процесс игры, как и в других видах
деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные
процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно
действует, говорит, использует свои знания.
Актуальность проблемы духовнонравственного воспитания заключается в том, что в современном потребительском
обществе частично утеряны традиционные ценностные ориентиры. И этот процесс
продолжается. Еще более печально, что такие ориентиры для детей практически исчезли.
Среди основных причин этого явления можно выделить отсутствие реализации созданной
Федеральным государственным образовательным стандартом системы общественного
духовно-нравственного воспитания для разных уровней системы образования. Эта
проблема современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не
соблюдается историческая преемственность поколений. Не хватает ориентации даже на
проверенные веками ценности, которые столетиями определяли жизнь и деятельность
наших предков, тех, кого мы ценим как лучших представителей нашего народа.
В младшем дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного
опыта, и обращение к духовной жизни начинается с нравственного самоопределения и
становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка
обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование
личности.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте игровая деятельность является
ведущей, нам представляется, что воспитание именно через игры будет максимально
целесообразным. Для реализации духовно-нравственного подхода необходимо

осуществлять воспитание на основе народных игр. Русские народные игры очень
многообразны: настольные, хороводные и др. В настоящей программе описано
использование русских народных и календарных игр. Игры издавна служили средством
самопознания, здесь люди проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство,
взаимовыручку, самопожертвование ради других. Народные игры всегда были не просто
развлечением, но и обучением, воспитанием, психологической разгрузкой, а на
празднествах и гуляньях непременно входили в «культурную программу». А специальные
исследования показывают, что они еще и весьма благотворно действуют на формирование
культуры общения.
Новизна программы
Содержание занятий выстроено, сообразуясь с последовательностью календарного
цикла, к которому были приурочены календарные праздники, традиции. Содержание
программы раскрывает духовно-нравственную культуру русского народа. Каждое занятие
рассматривается через призму старинных русских календарных праздников, отмечаемых
уже более Х веков в соответствии с народным месяцесловом и церковным православным
календарем. В итоге работы пройдут ежегодные традиционные народные календарные
праздники (Рождество Христово, Масленица, Пасха (Воскресение Христово) для детей с
использованием разученных игр. Это дает детям возможность самовыразиться через
презентацию собственной деятельности. Важной особенностью праздников является
опора на подлинность культурных традиций народного календаря. Такие народные игры
будут актуальны и сегодня. Предложив их нынешней детворе, можно не сомневаться, что
детишки проведут время с задором и пользой, оттачивая ловкость и смекалку, а также
проявляя командное взаимодействие.
Адресат программы: данный кружок могут посещать дети 5-7 лет дошкольного
учреждения.
Формы и режим занятий: групповая, коллективная. Продолжительность одного
академического часа 35 минут. Игры проходят на свежем воздухе, в зале.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу.
Объём общеразвивающей программы
Объём программы- 72 часа.
Срок освоения программы и особенности организации. Программа рассчитана на 1
год. Игры проводятся на праздниках народного календаря.
Цель программы: способствовать духовно-нравственному становлению личности
дошкольников через русские народные и календарные игры.
Задачи:
- воспитывать принятие детьми базовых национальных ценностей русского народа,
народных духовных традиций;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
- обучать детей русским народным календарно-праздничным играм, действовать по
правилам;
- закреплять и совершенствовать двигательные навыки дошкольников.
Включение детей в игровую деятельность на занятиях происходит постепенно.
Этому способствует внимание педагога к каждому ребенку, поддержание в коллективе
доброжелательного настроя. Для младших школьников русские народные игры являются
жизненной потребностью. С их помощью решаются самые разнообразные задачи:
образовательные, воспитательные и оздоровительные. В процессе игр создаются
благоприятные условия для развития и совершенствования моторики детей,
формирования нравственных качеств, а также привычек и навыков жизни в коллективе.
Детям данного возраста выполнение игровых заданий доставляет большое удовольствие.
Кроме того, игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений,
развивая в них рефлексию и волю. «Без игры нет и не может быть полноценного
умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир

ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Русские народные игры
нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры
пополняют словарный запас, обогащают речь детей.
Русская народная игра готовит ребенка к труду: дети изготавливают игровые
атрибуты, располагают и убирают их в определенной последовательности,
совершенствуют свои двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой
деятельности.
В процессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, их
закрепление и совершенствование, но и формирование новых психических процессов,
новых качеств личности ребенка.
Русские народные и календарные игры создают условия для достижения
национального воспитательного идеала, для формирования национально-культурной
идентичности воспитанников на основе народных игр через восприятие социокультурных
ценностей русского народа.
Таким образом, русские народные календарные игры – незаменимое средство
пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления,
ценных морально-волевых и физических качеств.
Содержание программы
Применение русских народных игр и забав в учебном процессе дошкольников
требует их специального отбора для решения разных педагогических задач. Для этого
создаются рабочие группировки игр, сходных по определенным признакам:
1. По видовому отражению национальной культуры (отражается отношение к
окружающей природе, быт русского народа, игры русских детей, вечная борьба добра
против зла).
2. По интенсивности используемых в игре движений (игры бывают малой, средней
и высокой интенсивности).
3. По типу двигательного действия, преимущественно входящего в игры (с бегом, с
прыжками в высоту, в длину с места и с разбега, с метанием в подвижную и неподвижную
цель, с бросками и ловлей мяча и т.д.).
4. По содержанию и сложности построения игры (простые, переходящие,
командные).
5. С учетом возрастных особенностей детей 5-7лет.
6. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов,
ролевые, сюжетные).
7. По праздникам народного календаря
Основная функция занятий - воспитание национального самосознания. Народные
игры, забавы, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения
дошкольниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого
возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать
интеллектуальную сферу ребенка как личности. Русские народные игры, входящие в
первый компонент (1 год обучения), поделены на 4 времени года, в которые входят
праздники народного календаря.
1.Осенние праздники
Осенние календарные праздники начинаются с праздника «Осенины» в конце
сентября, затем Покров Божией Матери 14 октября, а заканчиваются Кузьминками,
которые празднуют 14 ноября. Если в начале осени игры и хороводы играли на улице, то с
наступлением холодов веселье переносилось в помещение. На Покров разучиваются игры:
«Молчанка», «Заря-зарница», «Кружева». На праздник Кузьмы и Демьяна разучиваются
игры: «У дядюшки Трифона», «Пятнашки».
2. Зимние праздники
Зимние Святки - это три зимних праздника: Рождество, Новый год (Васильев день)
и Крещенье. Игр на Святки было множество. Особенно распространены были игры с

козой и с колечком или "золотом" Новый год: «Арина», «Бабка Ёжка», «Жмурки», «В
углы», « Башмачник». Рождественский сочельник: «Два Мороза», «Скакалка» Зимние
святки: «Масло», «Орешек», «С города долой! »Бабка» «Гуськи», «Дедушка-рожок».
3. Весенние праздники
Игры на масленичной неделе проводились на улице. Как правило, это были
подвижные игры, игры соревновательного характера, слова при этом часто не пели, а
говорили речитативом.
Масленица: «Краски», «Прялица», «Слепая курица и чулок», «В каравай», «Взятие
снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно».
Вербная неделя: «Лапти», «Мосток». Благовещенье: «Огородник и воробей», «Ай
да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «В птицы», «Птицы и гнезда»,
«Жаворонок», «Коршун», «Ласточки». Пасха: «Катание яиц», «Бой яйцами», «Солнышковедрышко», «Медом или сахаром», «Береза».
4. Летние праздники.
На переходе от весны к лету отмечается Троица - поэтичный и радостный
праздник. Седьмая неделя после Пасхи носит название "семиковой", "русальной",
"зеленой", "гряной". Все дни недели считались праздничными, но особенно выделялись
Семик - седьмой четверг после Пасхи, родительская суббота и Троица-Пятидесятница (50й день Пасхи), воскресенье. Троица представляла собой целый комплекс обрядов. По их
обилию этот праздник сравним только с зимними Святками. Не случайно Троицу
называли зелеными Святками. Троица - это девический праздник. На Троицуиграли в
игры: «Венок», «Водяной», «Горячее место».
Учебный план (72 ч.)
Тема
Осенины. 23 сентября
Покров. 14 октября
Праздник Кузьмы и Демьяна 14
ноября
Рождественский сочельник 6
января
Зимние святки7-17 января
Масленица 20-27 февраля
Вербная неделя 9-16 апреля
Благовещенье 7 апреля
Пасха 16 апреля
Троица 4 июня
Всего
Календарно-тематический план
№
Тема
1.Сентябрь

Молчанка

2.
3.
4.
5.

Заря-зарница
Заря-зарница
Кружева
Кружева

Количество
часов
6
6
8

Теория
1
1
1

Практическое
занятие
5
5
7

7

1

6

8
15
3
9
6

2
2
1
1
1

6
13
2
5
5

7
72

1
11

6
61

Количество Формы контроля
часов
1
Показ
1
1
1
1

имитация
рассказ
имитация
рассказ

1

Праздник

7-8. Октябрь
9-10
11-12
13-14
15-16 Ноябрь

Осенины
«Молчанка», «Заря-зарница»,
«Заря-зарница», «Кружева».
Покров
Арина
Бабка Ёжка

2
2
2
2
2

имитация
рассказ
Праздник
Показ
имитация

17
18-19
20
21 Декабрь
22
23
24
25
26-27

Жмурки
В углы Башмачник
Праздник Кузьмы и Демьяна
Два Мороза
Два Мороза
Скакалка
Скакалка
Скакалка. Масло
Орешек

1
2
1
1
1
1
1
2

рассказ
имитация
праздник
Показ
имитация
рассказ
имитация
рассказ
Праздник

28
29. Январь
30
31
32.
33.
34.
35.
36
37
38-39Февраль
40

Орешек
Рождественский сочельник
С города долой!
С города долой!
Бабка
Гуськи
Дедушка-рожок
Зимние святки
Краски
Прялица
Слепая курица и чулок
В каравай

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

имитация
Показ
имитация
рассказ
имитация
рассказ
показ
праздник
Показ
имитация
рассказ
имитация

41
42-43

В каравай
Взятие снежной крепости

1
2

рассказ
Показ

44.

Водить козла

1

имитация

45.
46-47
48-49

Водить козла
Горелки
Гори, гори ясно Масленица

1
2
2

рассказ
имитация
рассказ

50. Март

Игра с вербой

1

Праздник

51.
52.
53.
54
55.
56.
57.
58.Апрель
59.
60.

Лапти
Мосток
Вербная неделя
Огородник и воробей
«Ай да птица, что за птица!»
Бабочки и ласточки
В птицы
Птицы и гнезда
Жаворонок. Благовещенье
Коршун

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

показ
показ
праздник
Показ
имитация
рассказ
имитация
рассказ
Показ
имитация

61.

Ласточки

1

рассказ

6.

62.

На поповой улице

1

праздник

63.
64.
65
66. Май

Катание яиц
Бой яйцами
Солнышко-ведрышко
Медом или сахаром

1
1
1
1

рассказ
показ
Показ
имитация

67.

Береза

1

рассказ

68.
69.
70.

Пасха
«Венок»
«Водяной»

1
1
1

праздник
рассказ
Показ

71.

Горячее место

1

имитация

праздник
Троица
1
Всего
72
Требования
к
результатам
освоения
программы
дополнительного
образования «Русские народные и календарные игры»: личностным, метапредметным,
предметным.
Планируемые результаты
Личностные- определять для себя смысл и значение игровой деятельности для
повышения мотивации к здоровому образу жизни;
-активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
-проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
-проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
-оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы.
- способность к самооценке своих действий, поступков;
- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа, уважительное
отношение к культуре других народов.
Регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель деятельности на внеурочных занятиях с помощью
учителя;
-проговаривать последовательность выполнения заданий за учителем (вести счет при
выполнении упражнений), знать схему проведения занятия;
- учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией,
учить работать по предложенному учителем плану.
- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку
деятельности обучающихся на занятии. Познавательные УУД:
- делать предварительный отбор источников информации;
-ориентироваться в различных информационных источниках (книги, журналы и тд.) ;
- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и
информацию, полученную на занятии;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной
работы всей группы обучающихся
Коммуникативные УУД:
- умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения во время игр и состязаний,
72.

изменять правила игры, либо вносить поправки;
- учиться выполнять различные роли в группе (ведущего, участника).
Предметные: оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам
при выполнении учебных заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и
способы их устранения;
бережно обращаться с инвентарём и оборудованием, соблюдать требования техники
безопасности к местам проведения;
иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах игровой деятельности,
формирования потребности и умения выражать себя в игре и использовать накопленные
знания.
Ожидаемые результаты: дети должны знать:
основы истории развития русских народных подвижных игр в России;
основные христианские праздники, русские народные игры;
индивидуальные способы контроля над развитием адаптивных свойств организма,
укрепления здоровья и повышение физической подготовленности;
Условия реализации программы
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и
оборудования:
- основной комплект учебного спортивного оборудования;
Оснащение кабинета:
- ноутбук ,
- цифровая камера (для фото и видеосъёмки).
Наглядные и методические пособия:
- презентации.
Кадровый ресурс:
Реализует данную программу учитель музыки Мелкозёрова Татьяна Ильинична, имеет
Высшее профессиональное образование.
Методические материалы
М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего
школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры:
Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии
календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений/Авт.сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева,
О.Н,Корепанова и др. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Народный календарь
– основа планирования работы с дошкольниками
по государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий.
Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных
образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. –
СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным
искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский
коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.:
Педагогическое общество России, 2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».