РП мир профессий

Пояснительная записка
Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни
человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное
место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно
следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его
профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника
к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к
некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной,
музыкальной, конструктивной.
Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку
профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех
возрастных

этапах, то

младший

школьный

возраст

можно

рассматривать

как

подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в
будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым
жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе,
профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых
профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.
Актуальность. Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность
в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной
ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда
актуальна. Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место
психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и
успешного

достижения

поставленных

целей.

Успешность

профессионального

самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического
развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.
Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших
школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных
качеств.
Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для
успешной профориентации младших подростков в будущем.
Задачи:
Образовательные:
- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных
трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив,
материал, трудовые действия, результат);
2

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и
обществе;
- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой,
учить выражать свое отношение к той или иной профессии.
Воспитательные:
- воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.
- расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание
положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;
- воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для
полноценного развития личности.
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что
представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.
Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с
элементами

творчества

и

самостоятельного

поиска

знаний.

Это

способствует

формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности,
развитию кругозора у учащихся.
Принципы реализации программы:
Научность;
Доступность;
Целесообразность;
Наглядность.
Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при
реализации программы «Мир профессий» основана на индивидуальной, парной,
групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий
осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия
проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью, чтение и
составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.
С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды
деятельности:
- игровая деятельность (ролевые игры);
- чтение и составление текстов по темам разделов;
- изобразительная деятельность;
- драматизация диалога;
- прослушивание монологов;
3

- разучивание текстов;
- интервьюирование;
- проектная деятельность;
-

выполнение

упражнений

на

релаксацию,

концентрацию

внимания,

развитие

воображения.
С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен
современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности,
видео и фото реквизитами.
На изучение программы внеурочной деятельности «Мир профессий» во3 классе
отводится: – 34 часа в год (1 час в неделю).
Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для 3 класса состоит из
четырех разделов:
1. Профессии вокруг нас.
2. Профессии, которые нас кормят.
3. Профессии, которые нас одевают.
4. Профессии, которые помогают путешествовать.
Первый раздел – «Профессии вокруг нас» (9 часов) позволит обучающимся
познакомиться с профессиями своих родителей, узнать о трудовых династиях,
формировать умения и навыки общего труда на пользу людям, культуры труда, расширит
знания о производственной деятельности людей, о технике, о воспитании уважения к
людям труда, понимании значения труда в жизни человека.
Во втором разделе «Профессии, которые нас кормят» (11 часов) обучающиеся
овладеют информацией о мире профессий, которые нас кормят, смогут развивать свои
способности, т.к. на занятиях будут иметь возможность попробовать свои силы в
различных областях взрослой деятельности, умеющий самостоятельно добывать новую
информацию при помощи дополнительной литературы.
В третьем разделе «Профессии, которые нас одевают» (6 часов) обучающиеся
познакомятся с профессиями, которые нас одевают, будут учиться сами создавать модели
одежды, будут учиться взаимодействовать в группах, отрабатывать навыки организации
своей работы и работы товарищей. Воспитывается чувство ответственности за качество
выполняемой работы.
В четвертом разделе «Профессии, которые помогают путешествовать» (8 часов)
обучающиеся получают возможность познакомиться с профессиями людей, которые
помогают

нам

путешествовать,

продолжится

воспитание

понимания

важности
4

целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к
любому

труду,

потребность

в

получении

знаний

о

многообразии

профессий,

сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Планируемые результаты
В ходе реализации программы «Мир профессий» обучающиеся должны овладевать
специальными знаниями, умениями и навыками. К ним относятся:
- когнитивные - знания обучающихся о труде, о мире профессий;
- мотивационно-личностные - отношение к труду, интерес к профессиям, желание
овладеть какой-либо профессиональной деятельностью;
-поведенческие

-

навыки

трудовой

деятельности,

ответственность,

дисциплинированность, самостоятельность в труде.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по социальному
направлению «Мир профессий» - является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
1. Регулятивные УУД
Обучающиеся научатся:
- высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, работать
по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит
технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
2. Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе
простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и
формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков,
схематических рисунков).
3. Коммуникативные УУД
5

Обучающиеся научатся:
-Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи
(на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь
других. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога
(побуждающий и подводящий диалог).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Средством
формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в
приложении представлены варианты проведения уроков).

Планируемые результаты
На занятиях профориентации формируются умения:


знакомство учащихся с содержанием различных профессий, подчеркивая ценность
трудолюбия



уважение к труду людей различных профессий.



воспринимать окружающий мир и мир профессий;
выявлять

с

помощью

сравнения

отдельные

признаки,

характерные

для

сопоставляемых профессий;


анализировать результаты сравнения;



объединять профессии и профессиональные принадлежности.;



активизировать в речи школьников слова, характеризующие профессии и
профессиональные принадлежности.



изучить пословицы и поговорки о труде, познакомится с фразеологическими
оборотами о безделье и трудолюбии.

Результаты обучения
В конце курса учащиеся должны иметь представление:
• о данных видах профессий их инструментах;
• о специфике их работы;
Обучающийся научится:
• новые термины по отдельным профессиям;
• научится некоторым элементам деятельности отдельных профессий.
Обучающийся получит возможность научиться: 17

6

• работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; выразительно использовать
гуашь, мелки, аппликацию;
• побывать на экскурсиях в различных предприятиях, пообщаться и взять интервью у их
работников;
Представить свой проект на выбранную профессию, используемые инструменты и их
особенности
• готовиться к профессиональному самоопределению, к способности к самостоятельному
и осознанному построению и дальнейших постоянных корректировках самим подростком
профессиональных и жизненных перспективы своего развития.
6. Аппарат контроля (формы контроля и система оценивания)
Контроль уровня обученности младших школьников должен быть направлен только на
выявления достижений обучающихся. Результаты проверки должны повышать мотивацию
ученика к дальнейшему ознакомлению с профессиями людей, развивать стремление
демонстрировать свои способности. Формат предлагаемых заданий для контроля и
процедура их выполнения должны быть знакомы детям. Контроль проводится
посредством выполнения творческих заданий, их презентации и последующей рефлексии.
Итоговой работой по завершению каждой темы являются создание рекламы профессий.

7

Учебный план
программы занятий внеурочной деятельности по профориентации
«Мир профессий» для обучающихся 3 классов общеобразовательной школы
Цель программы: познакомить с многообразием мира профессий, значимостью выбора
профессии в жизни человека.
Категория слушателей: учащиеся 3-х классов.
Срок обучения: 34 часа.
Режим занятий: 1 час в неделю.
№

Наименование

Всего часов

Теория

Практика

разделов программы
1

Профессии вокруг нас

Формы
контроля

9

2

7

Выставка
рисунков
«Профессии
моих
родителей»

2

Профессии,

которые 11

6

5

нас кормят

Конкурс
рецептов
блюд

3

Профессии,

которые 6

3

3

нас одевают

Конкурс

на

лучшего
модельера

4

Профессии,

которые 8

3

5

Составление

помогают

памяток

путешествовать

«поведение в
транспорте,
тесты.

Итого:

34

14

20

8

Содержание программы 3 класс (34 ч)
Тематическое планирование «Мир профессий»
Раздел 1 «Профессии вокруг нас» (9ч)
1. Кем я хочу стать?
2. Что я знаю о профессиях?
3. История профессий.
4. Творческая страничка «Профессии моей семьи»
5. Составление профессионального портрета семьи. Трудовые династии.
Раздел 2 «Профессии, которые нас кормят»
1. Знакомимся с профессиями пищевой промышленности.
2. Хлебороб.
3. Агроном.
4. Пекарь. Кондитер.
5. Повар.
6. Технолог.
7. Реклама понравившейся профессии.
Раздел 3 «Профессии, которые нас одевают»
1. Модельер, кто же он?
2. Кто создает ткани»
3. Закройщик одежды.
4. Швея.
5. Кто создает обувь?
6. Театр моды Юдашкина.
Раздел 4 «Профессии, которые помогают путешествовать».
1. Железная дорога. Кто на ней работает?
2. Наземный транспорт.
3. Подземный транспорт.
4. Воздушный транспорт.
5. Профессия – экскурсовод.

9

Календарно-тематическое планирование 3 класс
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Тема
Профессии вокруг нас. Кем я хочу стать
Кем я хочу стать.

Теория
1

Что я знаю о профессиях.
Что я знаю о профессиях.
Что я знаю о профессиях.
История профессий.
История профессий.

1

Творческая страничка «Профессии моей семьи»
Составление портрета семьи. Трудовые
династии.
Профессии, которые нас кормят.

Практика Дата
7.09.23
1
14.09.23
21.09.23
1
28.09.23.
1
5.10.23
1
12.10.23
1
19.10.23
1
26.10.23
1
9.11.23

1

16.11.23

1

23.11.23
30.11.23
7.12.23
14.12.23
21.12.23
28.12.23
11.01.24
18.01.24
25.01.24
1.02.24
8.02.24

Знакомимся с профессиями пищевой
промышленности

11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Хлебороб
Хлебороб
Агроном

Пекарь. Кондитер.
Пекарь. Кондитер.
Повар.
Технолог.
Технолог
Реклама, понравившейся профессии
Реклама, понравившейся профессии
Профессии, которые нас одевают

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Модельер, кто же он?

22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Кто создаёт ткани.
Закройщики одежды.
Швея.
Кто создаёт обувь.
Театр моды.
Профессии, которые помогают
путешествовать.
Железная дорога. Кто на ней работает?
Железная дорога. Кто на ней работает?
Наземный транспорт.

Подземный транспорт.
Воздушный транспорт.
Водный транспорт.
Профессия – экскурсовод.
Профессия – экскурсовод.

1
1
1
1
1

15.02.24
22.02.24
29.02.24
7.03.24
14.03.24
21.03.24

1
1
1
1
1
1
1

4.04.24
11.04.24
18.04.24
25.04.24
16.05.24
22.05.24
23.05.24

1

10

Используемая литература
Литература для учителя:
1. Классные часы по профориентаии школьников: учебно-методическое пособие/ О.А.
Алёнкина; под ред. ТВ.Черниковой.-М.: Планета, 2012.
2. Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. —
М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2007.
18
3. Программа по профориентации воспитанников «Я – и моя профессия»
4. Психолого – педагогическое сопровождение детей – сирот. Методические
рекомендации. Ярославль 2005 год.
5. Ж.Н. Безус, Ю.П. Жукова, И.В. Кузнецова «Путь к профессии». Ярославль 2003 год.
6. Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова «Игры и методики для профессионального
самоопределения старшеклассников.
7. Игры – обучение, тренинг, досуг… (под ред. В.В. Петрусинского). – М.: Новая
школа/2004.- 368 с.
8. Климов Е.А. «Психология профессионального самоопределения. – Ростов н/Д.:
9. Пряжников Н.С. «Профессиональное и личностное самоопределение. – М.:
Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2006. –
256 с.
Литература для учащихся:
1. М. Бендюков, И. Соломин, Д. Чернейко «Дорога в будущее» самоучитель для
начинающих.
2. Путь к успеху. Информационно – справочный материал. – Надым, ЯНАО. ГУ ЦЗН,
2012 год. – 16 с.
3. Технология. Профориентация: Тесты/Авт. – сост. И.П. Арефьев. – М.: Изд – во НЦ
ЭНАС, 2005. – 96 с.
4. Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. для учащихся – М., 2000.
5. Прощичкая Е.Н. Выбирайте профессию: Учеб. пособие. – М., 2011 г.
6. Пряжников Н.С. Профориентационные упражнения – М., 2002
7. Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. для учащихся. –
М., 2006

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».