Пояснительная записка Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и внеурочной деятельности. Актуальность программы Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности» артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве «основной традиции воспитания в образовательной организации». Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему развитию с учётом всех вызовов современного мира. Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Задачи курса: воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу, малой Родине, общности граждан нашей страны, России; воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности; формировать лидерские качества и умение работать в команде. Развиватьтворческие способности и эстетический вкус; воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни, прививать интерес к физической культуре; воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради других людей; содействовать воспитанию экологической культуры и ответственногоотношения к окружающему миру; формировать ценностное отношение к знаниям через интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность. Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы На изучение учебного курса «Орлята России» отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год. Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, 2 экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы. Форма промежуточной аттестации – ролевая игра Взаимосвязь с программой воспитания Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка. Это проявляется: в выделении в цели программы ценностных приоритетов; в приоритете личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и конкретизацию в программе воспитания; в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и сверстниками деятельность Содержание учебного курса внеурочной деятельности 3 класс Трек «Орлёнок – Лидер» Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений Трек «Орлёнок – Эрудит» Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт - копилка. Трек «Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе. Трек «Орлёнок – Мастер» Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль, концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими мастерами своего дела (на уровне региона или страны). 3 Трек «Орлёнок – Доброволец» Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра. Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному опыту детей в течение всего учебного года. Трек «Орлёнок – Спортсмен» Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – чек-лист. Время для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что актуально в зимний период. Трек «Орлёнок – Эколог» Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок Эколога. Погодные условия в момент реализации трека «Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического субботника. Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти» Ценности, значимыекачества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом. «Мы – хранители». Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края, через понимания фразы «Я и моё дело важны для Родины». Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности Личностные результаты: Гражданско-патриотическое воспитание: осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и обязанности гражданина, качествах патриота своей страны. Духовно-нравственное воспитание: понимание связи человека с окружающим миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред. признание индивидуальности каждого человека; 4 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического иморального вреда другим людям; выполнение нравственно-этических норм поведения и правил межличностныхотношений. Эстетическое воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивостьк разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности.Физическое воспитание, культура здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образажизни в окружающей среде (в том числе информационной); бережное отношение к физическому и психическому здоровью.Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес к различным профессиям. Экологическое воспитание: бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.Ценности научного познания: первоначальные представления о научной картине мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность исамостоятельность в познании. проявление желания обогащать свои знания, способность к поисково-исследовательской деятельности. Метапредметные результаты: Универсальные учебные познавательные действия: способность к демонстрации своих знаний и умений из личного жизненного опыта; способность к применению своих знаний и умений, способность выражать своимысли; умение составлять совместно с учителем общие правила поведения; умение обобщать и систематизировать, осуществлять сравнение, сопоставление,классификацию изученных фактов (под руководством педагога); умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую информацию (подруководством педагога); умение понимать нравственные ценности общества: добро, человеколюбие,благотворительность (под руководством педагога); 5 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для зарядки; понимать, что информация может быть представлена в разной форме – книга, фото,видео Универсальные учебные коммуникативные действия: умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность; умение проявлять готовность выступить в роли организатора, инициатора,руководителя, исполнителя; умение сравнивать свои качества с качествами лидера, комментировать процессрешения поставленных задач, проявлять этику общения; участие в совместной деятельности, умение согласовывать мнения в ходе поискаответа; умение высказывать свою точку зрения, договариваться с одноклассниками,работая в группе; умение высказывать и отстаивать свое мнение; умение рассуждать, вести повествование, строить своё высказывание всоответствии с поставленной задачей или вопросом; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; умение работать в группе, общаться со сверстниками на признание возможности существования различных точек зрения и права каждогоиметь свою; умение высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновывать, приводяаргументы; умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли ясно, корректно поотношению к окружающим; умение ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместнойдеятельности принципах Универсальные учебные регулятивные действия: умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности способствовать проявлению самостоятельности, инициативности, организованности; умение планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность действий, объективно оценивать их; проявлять готовность изменять себя; умение принимать и сохранять поставленную задачу, осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно формулировать цель после предварительного обсуждения, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои возможности; формирование умения применять свои знания в практической деятельности. Предметные результаты: 6 3 класс Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и характеристики человека - лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе; знакомство с понятиями “хранитель”,«хранитель исторической памяти», умение проявлять уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины. 7 Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Тема Старт программы Орлёнок – Лидер Орлёнок – Эрудит Орлёнок – Мастер Орлёнок – Доброволец Орлёнок – Спортсмен Орлёнок – Эколог Орлёнок - Хранитель исторической памяти Подведение итогов Итого: Количество часов 0,5 ч 2ч 2ч 3ч 2ч 2ч 2,5 ч 2ч 1ч 17ч 8 Поурочное планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Тема занятия Количество часов Дата изучения 0,5 01.09 2023 https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA 8.09 2023 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus Вводный «Орлятский урок» для детей первого года участия в Программе «Лидер – это …» «Я могу быть лидером!» «В команде рождается лидер» «КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!» 15.09 2023 22.09 2023 КТД «Вместе мы сможем всё!» «Встреча с тем, кто умеет вести за собой» «Мы дружный класс!» «Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это значит...» 8. «Игра – это полезно и интересно» «Эрудит – это широкий кругозор» 9. «Твори! Выдумывай! Пробуй!» КТД «Играй, учись и узнавай» 10. Встреча с интересным эрудитом. «Хотим всё знать». Итоги трека «На старте новых открытий» 11. «Мастер – это…» 12. «Россия мастеровая» 13. «Город Мастеров» «В гости к мастерам» 14. «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела» 15. «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в мастерство» – подводим 7. 0,5 29.09. 2023 0,5 06.10. 2023 0,5 13.10 2023 0,5 20.10 2023 0,5 27.10. 2023 https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q Серии №190 «Кроссворд» юмористическогокиножурнала «Ералаш» https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig 0,5 10.11 2023 https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 17.11 2023 https://m.vk.com/orlyata_rus 24.11 2023 https://m.vk.com/orlyata_rus 1.12 2023 https://m.vk.com/orlyata_rus 8.12 2023 https://m.vk.com/orlyata_rus 15.12 2023 https://m.vk.com/orlyata_rus итоги 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. «От слова к делу» «Спешить на помощь безвозмездно!» КТД «Создай хорошее настроение» «С заботой о старших» Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД «Подари улыбку миру!» «Доброволец – это доброе сердце» «Портрет добровольца» «Движение – жизнь!» 0,5 22.12 2023 https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw 0,5 29.12. 2024 https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw 0,5 12.01.2024 https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA 0,5 19.01.2024 https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw 0,5 26.01.2024 «Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими спортсменами» «Сто затей для всех друзей» КТД «Спортивное» Спортивная игра «Книга рекордов» «Встреча – подарок» «Азбука здоровья» «ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии» «Мой след на планете» КТД «Знаю, умею, действую» Экологический квест «Ключи природы» Игра по станциям «Путешествие в природу» «Орлёнок – хранитель исторической памяти» «Традиции моей страны». Кодекс «Орлёнка – хранителя» «Знать, чтобы хранить» КТД «История становится ближе» КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне о России» « Мы – хранители» 0,5 02.02.2024 0,5 9.02.2024 0,5 16.02.2024 https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw https://yandex.ru/video /preview/?text= мультик%20про%20зож%20 https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q 0,5 0,5 0,5 22.02.2024 1.03.2024 7.03.2024 https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA 0,5 15.03.2024 https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA 0,5 22.03.2024 https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA 0,5 0,5 5.04.2024 12.04.2024 Мультфильм «Мульти-Россия» Мультфильм «Мульти-Россия» 0,5 19.04.2024 Мультфильм «Мульти-Россия» 0,5 26.04.2024 Мультфильм «Мульти-Россия» 0,5 17.05.2024 Мультфильм «Мульти-Россия» Подведение итогов участия в Программе в текущем учебном году ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34. 0,5 24.05.2024 17 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg https://m.vk.com/orlyata_rus https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA