РП Орлята России 3 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования, с учетом
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята
России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок». Это позволяет обеспечить единство
обязательных требований ФГОС во всем пространстве школьного образования в урочной и
внеурочной деятельности.
Актуальность программы
Внедрение программы «Орлята России» в практику школ Российской Федерации позволяет
решать одну из главных задач государственной политики в сфере образования – сохранение и
развитие единого образовательного пространства России. Актуальность продиктована общим
контекстом изменений в образовательной политике, связанных с усилением роли
воспитания в образовательных организациях (поправки в ФЗ № 273 «Об образовании в
Российской Федерации»). Так, «активное участие в социально-значимой деятельности»
артикулируется как в текстах последнего ФГОС начального общего образования, так и в
Федеральной рабочей программе воспитания, в которой указывается, что «поощрение
социальной активности обучающихся» может рассматриваться в качестве
«основной традиции воспитания в образовательной организации».
Участие детей и педагогов в программе «Орлята России» способствует восстановлению
богатого опыта воспитательной работы с подрастающим поколением и его дальнейшему
развитию с учётом всех вызовов современного мира.
Цель курса: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социально- ценностных
знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе
российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями,
воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре,
природе, развитие самостоятельности и ответственности.
Задачи курса:
 воспитывать любовь и уважение к своей семье, своему народу,
малой Родине, общности граждан нашей страны, России;
 воспитывать уважение к духовно-нравственной культуре своей
семьи, своего народа, семейным ценности с учётом национальной,
религиозной принадлежности;
 формировать лидерские качества и умение работать в команде.
Развиватьтворческие способности и эстетический вкус;
 воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни,
прививать интерес к физической культуре;
 воспитывать уважение к труду, людям труда. Формировать
значимость и потребность в безвозмездной деятельности ради
других людей;
 содействовать
воспитанию
экологической
культуры
и
ответственногоотношения к окружающему миру;
 формировать
ценностное
отношение
к
знаниям
через
интеллектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.
Место учебного курса внеурочной деятельности в учебном плане школы
На изучение учебного курса «Орлята России» отводится 0,5 часа в неделю, 17 часов в год.
Формы проведения занятий: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка,
2

экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания
исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры,
учебные диалоги. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в
музее. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация
проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в разделах программы.
Форма промежуточной аттестации – ролевая игра
Взаимосвязь с программой воспитания
Программа учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с
федеральной образовательной программой начального общего образования. Это позволяет на
практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не
только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие ребёнка.
Это проявляется:
 в выделении в цели программы ценностных приоритетов;
 в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших свое отражение и
конкретизацию в программе воспитания;
 в
интерактивных
формах
занятий
для
обучающихся,
обеспечивающих их вовлеченность в совместную с педагогом и
сверстниками деятельность
Содержание учебного курса внеурочной деятельности
3 класс
Трек «Орлёнок – Лидер»
Ценности, значимые качества трека: дружба, команда. Символ трека – конструктор «Лидер». В
процессе реализации данного трека дети приобретают опыт совместной деятельности, что
является необходимым в начале учебного года. Педагог может увидеть уровень сплочённости
классного коллектива в начале учебного года, сформировать детские микрогруппы для
приобретения и осуществления опыта чередования творческих поручений
Трек «Орлёнок – Эрудит»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – конверт - копилка. Трек
«Орлёнок-Эрудит» занимает первый месяц второй четверти, которая отличается высоким
содержанием различных интеллектуальных олимпиад, конкурсов, конференций и т.п. – в этот
период дети знакомятся с разными способами получения информации, что необходимо для их
успешной деятельности, в том числе познавательной. Именно в этот период учебного года у
детей отмечается наиболее высокая мотивация и интерес к учёбе.
Трек «Орлёнок – Мастер»
Ценности, значимые качества трека: познание. Символ трека – шкатулка Мастера. В рамках
данного трека детей знакомят с тезисом, что можно быть мастерами в разных сферах
деятельности, в разных профессиях. Сроки реализации трека «Орлёнок-Мастер» поделены на
два временных промежутка: во время первой части трека дети готовят новогодний спектакль,
концерт или представление, вторая часть трека определена для знакомства с лучшими
мастерами своего дела (на уровне региона или страны).

3

Трек «Орлёнок – Доброволец»
Ценности, значимые качества трека: милосердие, доброта, забота. Символ трека – круг Добра.
Тематика данного трека актуальна круглый год. Проведение трека в данный временной период
можно рассматривать, как эмоциональный пик всей Программы. Это создаст и поддержит
общее настроение добра, взаимопонимания, удовлетворённости не только в рамках трека, но и
в обычной жизнедеятельности детей. Учитель может обращаться к имеющемуся социальному
опыту детей в течение всего учебного года.
Трек «Орлёнок – Спортсмен»
Ценности, значимые качества трека: здоровый образ жизни. Символ трека – чек-лист. Время
для реализации этого трека обусловлено необходимостью усилить двигательную активность
детей, так как к середине учебного года накапливается определённая усталость, вызванная
гиподинамическим кризисом и учебной нагрузкой. Надеемся, что дополнительные
физкультурно-оздоровительные мероприятия позволят снизить заболеваемость детей, что
актуально в зимний период.
Трек «Орлёнок – Эколог»
Ценности, значимые качества трека: природа, Родина. Символ трека – рюкзачок Эколога.
Погодные условия в момент реализации трека
«Орлёнок – Эколог» позволяют проводить мероприятия за пределами здания школы с выходом
на природу. Есть возможность использования природных материалов при изготовлении
поделок, проведения акций с посадками деревьев, уборке мусора в рамках экологического
субботника.
Трек «Орлёнок – Хранитель исторической памяти»
Ценности, значимыекачества трека: семья, Родина. Символ трека – альбом. «Мы – хранители».
Данный трек является логическим завершением годового цикла Программы. В рамках трека
происходит ценностно-ориентированная деятельность по осмыслению ребёнком личностного
отношения к семье, Родине, к своему окружению и к себе лично. Ребёнок должен открыть для
себя и принять значимость сохранения традиций, истории и культуры своего родного края,
через
понимания
фразы
«Я
и
моё
дело
важны
для
Родины».
Планируемые результаты освоения учебного кура внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Гражданско-патриотическое воспитание:
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края;
 уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и
обязанности гражданина, качествах патриота своей страны.
Духовно-нравственное воспитание:
 понимание связи человека с окружающим миром;
 бережное отношение к среде обитания;
 проявление заботы о природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
 признание индивидуальности каждого человека;
4

 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности;
 неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического иморального вреда другим людям;
 выполнение нравственно-этических норм поведения и правил
межличностныхотношений.
Эстетическое воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивостьк разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;
 стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.Физическое воспитание, культура
здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образажизни в окружающей среде (в том числе
информационной);
 бережное отношение к физическому и
психическому здоровью.Трудовое воспитание:
 осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к результатам
труда, интерес к различным профессиям.
Экологическое воспитание:
 бережное отношение к природе;
 неприятие действий,
приносящих ей вред.Ценности
научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира;
 познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность
исамостоятельность в
познании.
 проявление желания обогащать свои знания,
способность
к
поисково-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты:
Универсальные учебные познавательные действия:
 способность к демонстрации своих знаний и умений из личного
жизненного опыта;
 способность к применению своих знаний и умений,
способность выражать своимысли; умение составлять совместно
с учителем общие правила поведения;
 умение обобщать и систематизировать, осуществлять
сравнение, сопоставление,классификацию изученных фактов (под
руководством педагога);
 умение ориентироваться в мире книг и искать необходимую
информацию (подруководством педагога);
 умение понимать нравственные ценности общества: добро,
человеколюбие,благотворительность (под руководством
педагога);
5

 умение приобретать опыт составления комплекса упражнений для
зарядки;
 понимать, что информация может быть представлена в разной
форме – книга, фото,видео
Универсальные учебные коммуникативные действия:
 умение проявлять инициативность, активность, самостоятельность;
 умение проявлять готовность выступить в роли
организатора, инициатора,руководителя, исполнителя;
 умение сравнивать свои качества с качествами лидера,
комментировать процессрешения поставленных задач, проявлять
этику общения;
 участие в совместной деятельности, умение согласовывать
мнения в ходе поискаответа;
 умение высказывать свою точку зрения, договариваться с
одноклассниками,работая в группе;
 умение высказывать и отстаивать свое мнение;
 умение рассуждать, вести повествование, строить своё
высказывание всоответствии с поставленной задачей или
вопросом;
 корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
 умение работать в группе, общаться со сверстниками на
 признание возможности существования различных точек зрения
и права каждогоиметь свою;
 умение высказывать свою точку зрения и пытаться её
обосновывать, приводяаргументы;
 умение сотрудничать и работать в группе, выражать свои мысли
ясно, корректно поотношению к окружающим;
 умение ответственно относиться к своим обязанностям в
процессе совместнойдеятельности

принципах

Универсальные учебные регулятивные действия:
 умение оценивать свои поступки и действия, свои возможности
способствовать проявлению самостоятельности, инициативности,
организованности;
 умение планировать этапы предстоящей работы, определять
последовательность действий, объективно оценивать их;
проявлять готовность изменять себя;
 умение принимать и сохранять поставленную задачу,
осуществлять поиск средств её достижения, самостоятельно
формулировать цель после предварительного обсуждения,
планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей;
 формирование умения оценивать свои поступки и действия, свои
возможности;
 формирование умения применять свои знания в практической
деятельности.
Предметные результаты:
6

3 класс
Понимание понятия «Лидер», знание способы выявления лидеров в коллективе, качества и
характеристики человека - лидера; умение строить логические рассуждения; формулировать
утверждения, строить логические рассуждения; расширение знания о разнообразии профессий
и их роли; знакомство с понятиями «добро», «доброволец и волонтёр», «добровольчество», с
качествами волонтёра и теми добрыми делами, которые волонтёры совершают со смыслами
деятельности волонтёра (безвозмездность и дело для других – помощь, забота); знания о
положительном влиянии зарядки на укрепление здоровья; умение систематизировать
основные составляющие здорового образа жизни; усвоение сведений о понятиях экология и
эколог; понимание необходимости соблюдения правил экологического поведения на природе;
знакомство с понятиями “хранитель”,«хранитель исторической памяти», умение проявлять
уважение к семейным ценностям и традициям; понимание особой роли в истории России и
мировой истории, чувства гордости за достижения малой Родины.

7

Тематическое планирование
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Старт программы
Орлёнок – Лидер
Орлёнок – Эрудит
Орлёнок – Мастер
Орлёнок – Доброволец
Орлёнок – Спортсмен
Орлёнок – Эколог
Орлёнок - Хранитель исторической памяти
Подведение итогов
Итого:

Количество часов
0,5 ч
2ч
2ч
3ч
2ч
2ч
2,5 ч
2ч
1ч
17ч

8

Поурочное планирование
№
п/п
1.

2.
3.
4.
5.

6.

Тема занятия

Количество часов

Дата
изучения

0,5

01.09 2023

https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrg
https://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA

8.09 2023

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus

Вводный «Орлятский урок» для детей первого
года участия в
Программе
«Лидер – это …»
«Я могу быть лидером!» «В команде рождается
лидер»
«КЛАССный выходной» «От идеи – к делу!»

15.09 2023
22.09 2023

КТД «Вместе мы сможем всё!»
«Встреча с тем, кто умеет вести за
собой»
«Мы дружный класс!»

«Кто такой эрудит?» «Я – эрудит, а это
значит...»
8.
«Игра – это полезно и интересно»
«Эрудит – это широкий кругозор»
9.
«Твори!
Выдумывай! Пробуй!»
КТД «Играй, учись и узнавай»
10. Встреча с интересным эрудитом. «Хотим всё
знать». Итоги трека «На старте новых
открытий»
11.
«Мастер – это…»
12.
«Россия мастеровая»
13.
«Город Мастеров» «В гости к мастерам»
14. «От идеи – к делу» КТД «Мастер своего дела»
15. «Мастер – это звучит гордо!» «Путь в
мастерство» – подводим
7.

0,5

29.09. 2023

0,5

06.10. 2023

0,5

13.10 2023

0,5

20.10 2023

0,5

27.10. 2023

https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
Серии №190
«Кроссворд» юмористическогокиножурнала
«Ералаш»
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

0,5

10.11 2023

https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

17.11 2023
https://m.vk.com/orlyata_rus
24.11 2023
https://m.vk.com/orlyata_rus
1.12 2023
https://m.vk.com/orlyata_rus
8.12 2023
https://m.vk.com/orlyata_rus
15.12 2023
https://m.vk.com/orlyata_rus

итоги
16.
17.
18.

19.
20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

«От слова к делу» «Спешить на помощь
безвозмездно!»
КТД «Создай хорошее настроение» «С
заботой о старших»
Подготовка КТД «От идеи – к делу» КТД
«Подари улыбку
миру!»
«Доброволец – это доброе сердце» «Портрет
добровольца»
«Движение – жизнь!»

0,5

22.12 2023

https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

0,5

29.12. 2024

https://disk.yandex.ru/i/q3yCn-0lIYsMXw

0,5

12.01.2024

https://www.youtube.com/ watch?v=hr2rCo2tpmA

0,5

19.01.2024

https://disk.yandex.ru/i/BzgvMqmh7TplMw

0,5

26.01.2024

«Основы ЗОЖ» «Мы гордимся нашими
спортсменами»
«Сто затей для всех друзей»
КТД «Спортивное»
Спортивная игра
«Книга рекордов»
«Встреча – подарок»
«Азбука здоровья»
«ЭКОЛОГиЯ » «Страна экологии»
«Мой след на планете»
КТД «Знаю, умею, действую»
Экологический квест
«Ключи природы»
Игра по станциям
«Путешествие в природу»
«Орлёнок – хранитель исторической памяти»
«Традиции моей страны». Кодекс «Орлёнка –
хранителя»
«Знать, чтобы хранить» КТД «История
становится ближе»
КТД «Мы хранители памяти» «Расскажи мне
о России»
« Мы – хранители»

0,5

02.02.2024

0,5

9.02.2024

0,5

16.02.2024

https://disk.yandex.ru/i/5HKPpR3Cw408ng
https://disk.yandex.ru/i/zWIkGfsKAGoEiw
https://yandex.ru/video /preview/?text=
мультик%20про%20зож%20
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q
https://disk.yandex.ru/i/i-ArRmQXsyDGEw
https://disk.yandex.ru/i/8atVDkYetCRU8Q

0,5
0,5
0,5

22.02.2024
1.03.2024
7.03.2024

https://disk.yandex.ru/d/pyZTA2ypajLFKg
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA

0,5

15.03.2024

https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA

0,5

22.03.2024

https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA

0,5
0,5

5.04.2024
12.04.2024

Мультфильм «Мульти-Россия»
Мультфильм «Мульти-Россия»

0,5

19.04.2024

Мультфильм «Мульти-Россия»

0,5

26.04.2024

Мультфильм «Мульти-Россия»

0,5

17.05.2024

Мультфильм «Мульти-Россия»

Подведение итогов участия в Программе в
текущем учебном году
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34.

0,5

24.05.2024

17

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Программы развития социальной активности обучающихся начальных классов «Орлята России» ФГБОУ Всероссийский детский центр «Орлёнок».
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://disk.yandex.ru/i/HQghg12WMehcrghttps://disk.yandex.ru/i/8khbkWjO4b3cKA
https://disk.yandex.ru/i/6vKmOEimHyMqpg
https://disk.yandex.ru/i/0MnRn3ZmSw-Nrg
https://m.vk.com/orlyata_rus
https://disk.yandex.ru/i/ld3fzaKCzO7K2Q
https://disk.yandex.ru/i/QGodL8ju4KKiig
https://disk.yandex.ru/i/fmJIPguRXFAqcA


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».