ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения, навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы внеурочной деятельности 7 - 10 лет. Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года. Объём часов, отпущенных на занятия: 1 класс - 33 часа 2 класс- 34 часа, 3 класс - 34 часа, 4 класс - 34 часа, Продолжительность одного занятия 40 минут. Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе. Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач: формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; учить находить и извлекать информацию из различных текстов; учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным. Формы и методы работы Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности являются: литературные игры, литературные гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение проектных задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические работы, ребусы и т.д. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов, практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей, поэтов; репродукций картин в соответствии с содержанием программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию. Для реализации программы используются современные образовательные технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное исполнение. Планируемые результаты освоения предмета Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов. Личностными следующих умений: результатами изучения курса является формирование оценивать свою вежливость; определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: отличать подготовленную и неподготовленную речь; знать особенности неподготовленной речи; осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением; в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Обучающиеся, овладевшие читательской грамотностью, способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. Обучающиеся, овладевшие естественно научной грамотностью, способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать надежность информации; сотрудничать. Обучающиеся, способны: распознавать овладевшие математической проблемы, которые возникают грамотностью, в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и методы; анализировать использованные методы решения; интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и записывать результаты решения. Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов. 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 3 класс Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность: нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. Тематическое планирование 3 класс № Тема 1 Про дождевого червяка Предмет Формируемые умения Дата Блок изучения Тип текста. Содержание научнопознавательного текста. Определять тип текста; 04.09.23 дополнять предложение словами из текста; определять периоды развития дождевого червя на основе теста; объяснять, почему дождевые черви - это Читательская грамотность 2 Дождевые черви Дождевые черви 3. Кальций Содержание научнопознавательного текста. 4. Полезный кальций Кальций настоящие сокровища, живущие под землёй; определять на основе теста способ питания дождевых червей; находить предложение, соответствующее рисунку; выбирать утверждения, соответствующие тексту; составлять вопрос по содержанию текста; называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. Называть части тела 11.09.23 дождевого червя; объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; рассказывать, чем питается дождевой червь; объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; наблюдать, как дождевые черви создают плодородную почву; заполнять таблицухарактеристику на дождевого червя. Естественнонаучная грамотность Работать с кластером; 18.09.23 Дополнять предложение словами из текста; определять, что такое минерал; называть стройматериалы, содержащие кальций; объяснять значение слова; выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; составлять предложения по рисунку; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Читательская грамотность Заполнять таблицу; 25.11.23 дополнять предложение; определять с помощью опытов, что происходит с Естественнонаучная грамотность 5 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 6 Про облака Облака 7 Хлеб - всему голова Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 8 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; составлять суточное меню с молочными продуктами; дописывать вывод о необходимости кальция для организма. Определять тип текста; 02.10.23 определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль; находить ответ на вопрос в тексте; объяснять значение слова; дополнять предложения; выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; дополнять план текста; рассказывать о прочитанном произведении; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; определять название книг с достоверными сведениями. Читательская грамотность С помощью опыта 09.10.23 показывать образование облаков; объяснять, почему облака увеличиваются в размере; называть явления природы; называть виды облаков; определять погоду по облакам. Естественнонаучная грамотность Определять тип текста; 16.10.23 определять, что вынесено в заглавие - тема или главная мысль; записывать пословицы о хлебе; Читательская грамотность Называть внешние 23.10.23 признаки сходства и различия ржи и пшеницы; описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; определять наличие Естественнонаучная грамотность 9 Про мел Главная мысль текста. Содержание текста. 10 Мел Мел 11 Про мыло Содержание научнопознавательного текста. дырочек в хлебобулочных изделиях; давать определение слову «дрожжи»; проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. Заполнять кластер о 13.11.23 происхождении мела; составлять вопрос по готовому ответу; давать определение слова; работать с толковым словарём; работать с толкованием слова; соединять части предложений и определять их порядок; составлять план текста в виде вопросов; составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. Читательская грамотность Доказывать, что мел не 20.11.23 растворяется в воде; называть, из чего состоит мел; доказывать, что мел содержит карбонат кальция; определять состав мела; Естественнонаучная грамотность называть области применения мела. Дополнять предложение; 27.11.23 давать определение слова; работать с толковым словарём; соединять части Читательская грамотность 12 Чем интересно Мыло мыло и как оно «работает» 13 История свечи Содержание научнопознавательного текста. предложений и определять их порядок; находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; находить в тексте предложение по заданному условию; дополнять текст по заданному условию; определять даты принятия гербов. Называть виды мыла; 04.12.23 исследовать мыло в сухом виде; показывать, что при намокании мыла появляется пена; проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. Естественнонаучная грамотность Давать определение 11.12.23 слова; записывать ответ на поставленный вопрос; определять слово по его лексическому значению; называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; составлять вопросы и находить ответы в тексте; соединять части предложений и определять их порядок; заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; называть правила безопасности при использовании свечей; рассказывать о прочитанном произведе- Читательская грамотность 14 Про свечи Свеча 15 Магнит Содержание научнопознавательного текста. 16 Волшебный магнит Магнит 17 Проверь себя Материал, изученный в блоках: «Читательская грамотность» и Рассказывать о строении 18.12.23 свечи; рассказывать о зонах пламени свечи; объяснять, почему гаснет свеча; объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; объяснять, почему происходит возгорание дыма. Естественнонаучная грамотность Давать определение слова; дополнять предложение; находить ответ на поставленный вопрос; объяснять значение словосочетания; с помощью текста находить отличия между предметами; называть предметы, о которых говорится в тексте; рассказывать о прочитанном произведении. Читательская грамотность Называть виды магнитов; 8.01.24 определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; показывать с помощью опыта, как можно создать компас. Ориентироваться Проверь себя в изученных понятиях; применять полученные 25.12.23 15.01.24 Естественнонаучная грамотность «Естественнонаучная грамотность». знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 18 Что такое «бюджет»? Федеральный бюджет, уровни бюджета, - Понимать и правильно использовать финансовые термины: «бюджет», «налоги»; Семейный бюджет Семейный бюджет, доходы и расходы. 20 Откуда в семье берутся деньги? Понятие заработной платы, виды зарплаты. Финансовая грамотность 29.01.24 Финансовая грамотность Понимать и правильно 05.02.24 использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; анализировать данные, представленные в виде графика; приводить примеры Финансовая грамотность «дефицит», «профицит»; 19 22.01.24 понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; уметь слушать и слышать собеседника. Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; понимать, как в семье появляются доходы; делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; заполнять кластер; формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. Зарплата 21 Откуда в семье берутся деньги? Пенсия и социальные пособия Пенсия, досрочная пенсия, пособия для разных категорий граждан. 22 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Наследство, вклад, выигрыш. 24 На что тратятся семейные деньги? Виды расходов На что Классификация расходов по различным основаниям. Виды Понимать и правильно 12.02.24 использовать финансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; называть пособия, которые получают граждане нашей страны; определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие - к эпизодическим. -- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; 23 различных профессий; объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. Финансовая грамотность 19.02.24 Финансовая грамотность 26.02.24 Финансовая грамотность понимать, что выигрыш облагается налогом; иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; называть предметы, которые человек может получить в наследство. -- Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы» 4.03.24 Понимать и правильно Финансовая тратятся семейные деньги? Обязательные платежи обязательных платежей. 25 Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. 26 Расходы и доходы бюджета Сравнение доходов и расходов. Дефицит и профицит. 27 Планируем семейный бюджет Доходы и расходы в семейном бюджете. использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. грамотность Понимать и правильно 11.03.24 использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; формулировать простые правила экономии семейного бюджета; на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить семейный бюджет. Финансовая грамотность Определять дефицитный 18.03.24 и профицитный бюджет; анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; выполнять вычисления по таблице; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; составлять задачу по предложенному решению; формулировать вопрос задачи. Математическая грамотность анализировать данные, 1.04.24 представленные в таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; анализировать данные столбчатой диаграммы; Математическая грамотность 28 Подсчитываем семейный доход Семейный доход в таблице, на диаграмме. 29 Пенсии и пособия Прожиточный минимум выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. Анализировать график и 8.04.14.23 Математическая по данным графика грамотность заполнять таблицу; выполнять сложение круглых многозначных чисел; находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; самостоятельно составлять круговую диаграмму. - Анализировать данные, представленные в 15.04.24 Математическая грамотность таблице; 30 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; анализировать данные, представленные в виде гистограммы; вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; заполнять таблицу на основе текстового материала; подсчитывать доход семьи от детских пособий. Определять, с какой 15.04.24 суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; под руководством Математическая грамотность учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. 31 Подсчитываем расходы Обязательные и непредвиденные расходы. 32 Расходы на обязательные платежи Обязательные платежи 33 Проверь себя Материал, изученный во втором полугодии. 34 Итоговое занятие Анализировать данные 22.04.24 инфографики; находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. Математическая грамотность Определять, какие налоги 29.04.24 должна платить семья; анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; пользоваться калькулятором; объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. Математическая грамотность Ориентироваться в 6.05.24 понятиях, изученных во втором полугодии; применять полученные знания в повседневной жизни; работать самостоятельно; планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Математическая грамотность 13.05.24 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением). 5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов: https://fg http://skiv.ins http://skiv.instrao.ru http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn http://skiv.instrao https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/ https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотност ь%202-4%20класс%20ЭП.pdf https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функци ональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf