РП Функциональная грамотность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной
грамотности для 1-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
(Приказ Министерства просвещения РФ от 06.10.2009 №373). Формирование
функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы.
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности
самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные
знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений. В начальной школе
закладываются основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель - это
человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и
духовная потребность в нём как средстве познания мира и самопознания. Это человек
владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и и
умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность
способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения,
навыки для решения максимально широкого диапозона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально
быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных
составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность,
читательскую грамотность, естественно - научную грамотность, финансовую
грамотность. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы
внеурочной деятельности 7 - 10 лет.
Сроки реализации программы внеурочной деятельности – 4 года.
Объём часов, отпущенных на занятия:
1 класс - 33 часа
2 класс- 34 часа,
3 класс - 34 часа,
4 класс - 34 часа,
Продолжительность одного занятия 40 минут.
Цель программы: формирование знаний и умений, необходимых для
полноценного функционирования человека в современном обществе.
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие
способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них,
использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и
возможностей для активного участия в жизни общества.

Целью
изучения
блока
«Математическая
грамотность» является
формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в
мире, использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем
потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие
экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного
поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в
области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является
формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания
для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на
наблюдениях и экспериментах.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:










формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;
совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе
обсуждения прочитанного;
обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам,
к природе, науке и искусству;
учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с
родиной, человечеством и желание быть им полезным.
Формы и методы работы

Формами организации занятий по программе внеурочной деятельности
являются: литературные
игры, литературные
гостиные, КВНы, конкурсыкроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, решение
проектных
задач, экскурсии проекты, опыты, олимпиады, практические
работы, ребусы и т.д.
На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг,
детскими периодическими и электронными изданиями, проведение опытов,
практических работ по математике, окружающему миру. Предусмотрено широкое

использование различных демонстрационных материалов: портретов писателей,
поэтов; репродукций
картин
в
соответствии
с
содержанием
программы; художественных фотографий в соответствии с содержанием
программы; иллюстраций к литературным произведениям; опыты по естествознанию.
Для реализации программы используются современные образовательные
технологии деятельностного подхода: исследовательская и проектная, технологии
развития критического мышления, технология создания учебных ситуаций. Согласно
стратегии новых федеральных стандартов необходимо учить детей работать в
сотрудничестве: предполагаются работы в парах, в группах, а также индивидуальное
исполнение.
Планируемые результаты освоения предмета
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностными
следующих умений:






результатами изучения

курса

является

формирование

оценивать свою вежливость;
определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений;
осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова.

Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:










определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев;
критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач
при взаимодействии;
осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения
коммуникативных задач сведения;
перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
осуществлять информационную переработку научно-учебного текста:
составлять его план;
анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;

аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему;
репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.









Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:










отличать подготовленную и неподготовленную речь;
знать особенности неподготовленной речи;
осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических) для успешного общения;
знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства.

Обучающиеся,
овладевшие читательской
грамотностью,
способны: сформировать основы грамотного читателя, иметь стойкую привычку к
чтению, поддерживать душевную и духовную потребность в чтении как средстве
познания мира и самопознания, владеть техникой чтения, приёмами понимания
прочитанного, знать книги и уметь их самостоятельно выбирать, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде.
Обучающиеся,
овладевшие естественно
научной
грамотностью,
способны: использовать естественно -научные знания, выявлять проблемы, делать
обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех
изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия
соответствующих решений; строить развернутые высказывания; устанавливать
надежность информации; сотрудничать.
Обучающиеся,
способны: распознавать

овладевшие математической
проблемы,
которые
возникают

грамотностью,
в
окружающей

действительности и могут быть решены средствами математики; формулировать эти
проблемы на языке математики; решать проблемы, используя математические факты и
методы; анализировать
использованные
методы
решения; интерпретировать
полученные результаты с учетом поставленной проблемы; формулировать и
записывать результаты решения.
Обучающиеся, овладевшие финансовой грамотностью, способны: понимать и
правильно использовать экономические термины; иметь представление о банковских
картах; уметь правильно обращаться с деньгами; иметь представление о различных
банковских услугах;уметь проводить элементарных финансовых расчётов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс
Читательская грамотность: научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на
вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная
оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность : особенности жизнедеятельности дождевых
червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства
мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства.
Финансовая грамотность: бюджет, уровни государственного бюджета,
семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш,
клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги.
Экономия семейного бюджета.
Математическая
грамотность: нахождение
значений
математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их
значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на
увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой
величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и
круговых диаграмм, работа с графиками.
Тематическое планирование 3 класс
№

Тема

1

Про дождевого
червяка

Предмет

Формируемые умения

Дата

Блок

изучения
Тип текста.
Содержание
научнопознавательного
текста.







Определять тип текста;
04.09.23
дополнять предложение
словами из текста;
определять периоды
развития дождевого червя
на основе теста;
объяснять, почему
дождевые черви - это

Читательская
грамотность









2

Дождевые
черви

Дождевые черви











3.

Кальций

Содержание
научнопознавательного
текста.












4.

Полезный
кальций

Кальций





настоящие сокровища,
живущие под землёй;
определять на основе
теста способ питания
дождевых червей;
находить предложение,
соответствующее
рисунку;
выбирать утверждения,
соответствующие тексту;
составлять вопрос по
содержанию текста;
называть дополнительные
вопросы, ответов на
которые нет в тексте.
Называть части тела
11.09.23
дождевого червя;
объяснять, какую роль
играют щетинки в жизни
животного;
рассказывать, чем
питается дождевой червь;
объяснять, почему во
время дождя дождевые
черви выползают на
поверхность земли;
наблюдать, как дождевые
черви создают
плодородную почву;
заполнять таблицухарактеристику на
дождевого червя.

Естественнонаучная
грамотность

Работать с кластером;
18.09.23
Дополнять предложение
словами из текста;
определять, что такое
минерал;
называть
стройматериалы,
содержащие кальций;
объяснять значение слова;
выбирать утверждения,
которые соответствуют
прочитанному тексту;
составлять предложения
по рисунку;
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос.

Читательская
грамотность

Заполнять таблицу;
25.11.23
дополнять предложение;
определять с помощью
опытов, что происходит с

Естественнонаучная
грамотность




5

Сколько весит
облако?

Тип текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста
















6

Про облака

Облака








7

Хлеб - всему
голова

Тип текста.
Главная мысль
текста. Содержание текста






8

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.







костями и скорлупой
яйца, если из них удалить
кальций;
составлять суточное меню
с молочными продуктами;
дописывать вывод о
необходимости кальция
для организма.
Определять тип текста;
02.10.23
определять, что вынесено
в заглавие - тема или
главная мысль;
находить ответ на вопрос
в тексте;
объяснять значение слова;
дополнять предложения;
выбирать вопросы, на
которые можно найти
ответы в тексте;
дополнять план текста;
рассказывать о
прочитанном произведении;
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос;
определять название книг
с достоверными
сведениями.

Читательская
грамотность

С помощью опыта
09.10.23
показывать образование
облаков;
объяснять, почему облака
увеличиваются в размере;
называть явления
природы;
называть виды облаков;
определять погоду по
облакам.

Естественнонаучная
грамотность

Определять тип текста;
16.10.23
определять, что вынесено
в заглавие - тема или
главная мысль;
записывать пословицы о
хлебе;

Читательская
грамотность

Называть внешние
23.10.23
признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
описывать внешний вид
ржаного и пшеничного
хлеба;
определять наличие

Естественнонаучная
грамотность










9

Про мел

Главная мысль
текста.
Содержание
текста.











10

Мел

Мел







11

Про мыло

Содержание
научнопознавательного
текста.

дырочек в хлебобулочных
изделиях;
давать определение слову
«дрожжи»;
проводить опыт,
показывающий влияние
температуры на процесс
брожения;
проводить опыт,
показывающий влияние
сахара на процесс
брожения;
проводить опыт,
доказывающий образование углекислого газа
при брожении;
проводить опыт,
доказывающий, что вкус
и качество хлеба зависят
от выдержки теста.
Заполнять кластер о
13.11.23
происхождении мела;
составлять вопрос по
готовому ответу;
давать определение слова;
работать с толковым
словарём;
работать с толкованием
слова;
соединять части
предложений и определять их порядок;
составлять план текста в
виде вопросов;
составлять вопрос по
содержанию текста и
записывать ответ на
составленный вопрос.

Читательская
грамотность

Доказывать, что мел не
20.11.23
растворяется в воде;
называть, из чего состоит
мел;
доказывать, что мел
содержит карбонат
кальция;
определять состав мела;

Естественнонаучная
грамотность



называть области
применения мела.





Дополнять предложение; 27.11.23
давать определение слова;
работать с толковым
словарём;
соединять части



Читательская
грамотность








12

Чем интересно Мыло
мыло и как оно
«работает»












13

История свечи

Содержание
научнопознавательного
текста.

















предложений и определять их порядок;
находить в тексте
предложение, которое
соответствует рисунку;
находить в тексте
предложение по заданному условию;
дополнять текст по
заданному условию;
определять даты
принятия гербов.
Называть виды мыла;
04.12.23
исследовать мыло в сухом
виде;
показывать, что при
намокании мыла появляется пена;
проводить опыт,
доказывающий, что мыло
очищает воду от масла;
проводить опыт,
доказывающий, что мыло
уменьшает поверхностное
натяжение воды;
исследовать с помощью
лупы мыльные пузыри;
доказывать, что мыльные
пузыри образуются из
жидкого мыла.

Естественнонаучная
грамотность

Давать определение
11.12.23
слова;
записывать ответ на
поставленный вопрос;
определять слово по его
лексическому значению;
называть вещества,
которые используют при
изготовлении свечей;
выбрать вопросы, на
которые можно найти
ответ в тексте;
составлять вопросы и
находить ответы в тексте;
соединять части
предложений и определять их порядок;
заполнять кластер по
рисункам на основе
прочитанного текста;
называть правила
безопасности при использовании свечей;
рассказывать о
прочитанном произведе-

Читательская
грамотность



14

Про свечи

Свеча








15

Магнит

Содержание
научнопознавательного
текста.











16

Волшебный
магнит

Магнит











17

Проверь себя
Материал,
изученный в
блоках:
«Читательская
грамотность» и

Рассказывать о строении 18.12.23
свечи;
рассказывать о зонах
пламени свечи;
объяснять, почему гаснет
свеча;
объяснять, почему внутри
ёмкости поднимается
вода;
объяснять, почему
происходит возгорание
дыма.

Естественнонаучная
грамотность

Давать определение
слова;
дополнять предложение;
находить ответ на
поставленный вопрос;
объяснять значение
словосочетания;
с помощью текста
находить отличия между
предметами;
называть предметы, о
которых говорится в
тексте;
рассказывать о
прочитанном произведении.

Читательская
грамотность

Называть виды магнитов; 8.01.24
определять опытным
путём, какие предметы
притягивает магнит;
доказывать с помощью
опыта, что магнитная
сила действует через
стекло и другие
предметы;
показывать с помощью
опыта, что магнит может
намагничивать
металлические предметы;
рассказывать о том, что
магнит имеет два полюса;
показывать с помощью
опыта, как можно создать
компас.

Ориентироваться Проверь себя
в
изученных
понятиях;
применять
полученные

25.12.23

15.01.24

Естественнонаучная
грамотность

«Естественнонаучная
грамотность».

знания в повседневной жизни;
работать
самостоятельно;
планировать
и
корректировать
свои действия в
соответствии с
поставленной
учебной задачей.

18

Что такое
«бюджет»?

Федеральный
бюджет, уровни
бюджета,

- Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «бюджет», «налоги»;





Семейный
бюджет

Семейный
бюджет, доходы
и расходы.

20

Откуда в семье
берутся
деньги?

Понятие
заработной
платы, виды
зарплаты.

Финансовая
грамотность

29.01.24

Финансовая
грамотность

Понимать и правильно
05.02.24
использовать финансовые
термины: «заработная
плата», «фиксированная
зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
анализировать данные,
представленные в виде
графика;
приводить примеры

Финансовая
грамотность

«дефицит», «профицит»;


19

22.01.24

понимать, из каких
уровней состоит
бюджетная система
России;
объяснять, откуда берутся
деньги в госбюджете и
куда они расходуются;
выдвигать свои
предположения и уметь
аргументировать свой
ответ;

уметь слушать и слышать
собеседника.
 Объяснять значение
понятия «семейный
бюджет»;
 понимать, как в семье
появляются доходы;
 делить расходы на
«обязательные», «желаемые и
«непредвиденные»;
 заполнять кластер;
 формулировать
высказывание в устной и
письменной речи на
заданную тему.


Зарплата






21

Откуда в семье
берутся
деньги?
Пенсия и социальные
пособия

Пенсия,
досрочная пенсия, пособия для
разных
категорий
граждан.









22

Откуда в семье
берутся
деньги?
Наследство,
вклад,
выигрыш

Наследство,
вклад, выигрыш.







24

На что
тратятся
семейные
деньги? Виды
расходов

На что

Классификация
расходов по
различным основаниям.

Виды

Понимать и правильно
12.02.24
использовать финансовые
термины: «пенсия»,
«досрочная пенсия»,
«пособие»;
на доступном для
третьеклассника уровне
определять основание для
назначения досрочной
пенсии;
называть пособия,
которые получают
граждане нашей страны;
определять, какие
пособия относятся к
регулярным, а какие - к
эпизодическим.

-- Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад»,
«наследство» и «движимое и
недвижимое имущество»;


23

различных профессий;
объяснять, отчего может
зависеть размер
заработной платы.
Финансовая
грамотность

19.02.24

Финансовая
грамотность

26.02.24

Финансовая
грамотность

понимать, что выигрыш
облагается налогом;
иметь представления о
налогах, которые человек
должен заплатить от
доходов, полученных в
виде выигрыша;
понимать, как должен
поступить человек,
нашедший клад;
называть предметы,
которые человек может
получить в наследство.

-- Понимать и правильно
использовать финансовые
термины: «обязательные расходы», «желаемые расходы»,
«непредвиденные расходы»,

«текущие расходы»,
«капитальные расходы»,
«чрезвычайные расходы»,
«ежемесячные расходы»,
«ежегодные расходы», «сезонные
расходы», «разовые расходы»
4.03.24
 Понимать и правильно

Финансовая

тратятся
семейные
деньги?
Обязательные
платежи

обязательных
платежей.




25

Как
сэкономить
семейные
деньги?

Экономия
семейного
бюджета.







26

Расходы и
доходы
бюджета

Сравнение
доходов и
расходов.
Дефицит и
профицит.











27

Планируем семейный
бюджет

Доходы и
расходы в
семейном
бюджете.







использовать финансовые
термины: «коммунальные
платежи», «тариф»,
«штрафы», «налоги»;
объяснять, почему
обязательные платежи
нужно платить вовремя;
на примере различных
ситуаций определять вид
обязательного платежа.

грамотность

Понимать и правильно
11.03.24
использовать финансовые
термины: «экономия
семейного бюджета»,
«продовольственные
товары»,
«непродовольственные
товары»;
формулировать простые
правила экономии
семейного бюджета;
на доступном для
третьеклассника уровне
объяснять, почему
необходимо экономить
семейный бюджет.

Финансовая
грамотность

Определять дефицитный 18.03.24
и профицитный бюджет;
анализировать данные,
представленные на
инфографике, и на основе
этих данных заполнять
таблицу;
выполнять вычисления по
таблице;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
составлять задачу по
предложенному решению;
формулировать вопрос
задачи.

Математическая
грамотность

анализировать данные,
1.04.24
представленные в
таблице, и по этим
данным выполнять необходимые вычисления;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел, деление круглого
числа на однозначное;
анализировать данные
столбчатой диаграммы;

Математическая
грамотность





28

Подсчитываем
семейный
доход

Семейный доход
в таблице, на
диаграмме.












29

Пенсии и
пособия

Прожиточный
минимум

выполнять умножение
двузначного числа на
однозначное путём
сложения одинаковых
слагаемых;
выполнять чертёж к
задаче и записывать её
решение.
Анализировать график и 8.04.14.23 Математическая
по данным графика
грамотность
заполнять таблицу;
выполнять сложение
круглых многозначных
чисел;
находить с помощью
калькулятора среднее
арифметическое;
сопоставлять таблицу и
круговую диаграмму;
анализировать данные
таблицы и на основе этих
данных дополнять
недостающие подписи на
круговой диаграмме;
самостоятельно
составлять круговую диаграмму.

- Анализировать данные,
представленные в

15.04.24

Математическая
грамотность

таблице;








30

Подсчитываем
случайные
(нерегулярные)
доходы

Налог на
выигрыш, доход
от выигрыша в
лотерею.

выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел;
анализировать данные,
представленные в виде
гистограммы;
вычислять, на сколько
увеличилась пенсия за
определённый период;
заполнять таблицу на
основе текстового
материала;

подсчитывать доход семьи от
детских пособий.
 Определять, с какой
15.04.24
суммы и в каком размере
нужно платить налог с
выигрыша;
 подсчитывать, чему равен
реальный доход от
выигрыша в лотерею;
 под руководством

Математическая
грамотность

учителя с помощью
калькулятора находить
процент от числа.
31

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные
расходы.








32

Расходы на
обязательные
платежи

Обязательные
платежи











33

Проверь себя

Материал,
изученный во
втором
полугодии.








34

Итоговое
занятие

Анализировать данные
22.04.24
инфографики;
находить в таблице
информацию, необходимую для выполнения
задания;
подсчитывать расходы на
питание и определять,
какую часть от семейного
дохода они составляют;
подсчитывать, какую
часть семья откладывает
на непредвиденные
расходы.

Математическая
грамотность

Определять, какие налоги 29.04.24
должна платить семья;
анализировать данные
диаграммы и на основе
этих данных заполнять
таблицу;
подсчитывать
ежемесячные
обязательные расходы;
пользоваться
калькулятором;
объяснять причину
уменьшения или увеличения обязательных
платежей;
выполнять сложение и
вычитание многозначных
чисел.

Математическая
грамотность

Ориентироваться в
6.05.24
понятиях, изученных во
втором полугодии;
применять полученные
знания в повседневной
жизни;
работать самостоятельно;
планировать и
корректировать свои действия в соответствии с
поставленной учебной
задачей.

Математическая
грамотность

13.05.24

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
2. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
3. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
4. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности /
М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
5. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотност
ь%202-4%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функци
ональная%20грамотность%201-4%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».