Основные вопросы биологии 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основные вопросы биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе
по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а
также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на
уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне основного
общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии:
личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны
для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном
существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю)

Планируемые результаты освоения

1)

2)

3)

4)

Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности;
2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Предметные результаты:
строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-особенности тканей растительного и животного организма;
-основные способы питания организмов;
-механизм процесса фотосинтеза и его роль;
-строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
-механизм перемещения питательных веществ по организму;
-строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
-основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
-обмен веществ и его роль.
Метапредметные результаты:
Регулятивные : ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность
в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу, владеть
различными способами самоконтроля.
Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными
признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему
и способы ее решения, владеть навыками анализа.
Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом,
составление тезисного плана, выводов ,использовать различные виды моделирования,
создание собственной информации .
Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить
приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Содержание рабочей программы
Биология как наука. Методы биологии
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной
картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов.
Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Система, многообразие и эволюция живой природы
Признаки живых организмов Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека
и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных,
человека. Царство Грибы. Лишайники. организация, классификация, роль и место в
биосфере, значение для человека. Царство Растения. . Систематический обзор царства
Животные: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные (цветковые).
Ткани и органы высших растений. Основные семейства цветковых растений. Царство
Животные. Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика
беспозвоночных животных. Кишечнополостные. Плоские черви. Круглые черви.
Кольчатые черви. Моллюски. Членистоногие. Тип Хордовые. Общая характеристика
надклассов классов: Рыбы, Четвероногие. Характеристика классов животных:
Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Учение об эволюции
органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение
растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа
устойчивости биосферы и результата эволюции. Обмен веществ и энергией с окружающей

средой. Пластический и энергетический обмен веществ. Основные способы питания
организмов. Автотрофное питание. Строение клеток листа и хлоропластов. Механизм
процесса фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза. Хемосинтез.
Гетеротрофное питание организмов. Строение корня и его роль. Типы корневых систем.
Корневые волоски и их роль в процессе всасывания минеральных веществ и воды.
Осмотическое свойство клеток корня. Роль корневого давления.
Роль стебля. Строение стебля однодольных и двудольных растений. Восходящий и
нисходящий ток. Сосуды и ситовидные трубки. Перемещение питательных веществ по
стеблю. Цветок – генеративный орган. Строение цветка. Строение главных органов
цветка. Особенности гинецеев. Зигоморфные и актиноморфные цветки. Соцветия, виды
соцветий. Опыление растений и виды опыления. Двойное оплодотворение у растений и
развитие плода. Особенности однодольных и двудольных растений. Основные семейства
и их особенности. Представители семейств.
Человек и его здоровье
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы
жизнедеятельности человека. Нейро-гуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности организма. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции.
Эндокринный аппарат. Его роль в общей регуляции функций организма человека.
Нервная система человека. Рефлекс. Состав центрального и периферического отделов
нервной системы. Вегетативная нервная система. Строение спинного и головного мозга.
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. Дыхание. Система
дыхания. Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Кровь и
кровообращение. Состав и функции крови. Кроветворение. Роль клеток крови
в жизнедеятельности организма. Взаимосвязь систем внутренней среды
организма: крови, лимфы и тканевой жидкости. Иммунитет. Системы
иммунитета. Виды иммунитета. Клеточный и гуморальный иммунитет.
Кровеносная система. Сердце. Работа и регуляция. Транспорт веществ. Кровеносная и
лимфатическая системы. Структурно-функциональные единицы органов.
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины. Выделение
продуктов жизнедеятельности. Система выделения. Структурно-функциональные
единицы органов. Покровы тела и их функции. Размножение и развитие организма
человека. Система размножения. Индивидуальное развитие человека. Эмбриональный и
постэмбриональный периоды. Структурно-функциональные единицы органов.
Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и
предупреждение. Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. Структурнофункциональные единицы органов. Органы чувств, их роль в жизни человека.
Структурно-функциональные единицы органов.
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и
безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга.
Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание
человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека:
осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и
передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих
и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные
особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания
в развитии психики и поведения человека. Соблюдение санитарно-гигиенических норм и
правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход
за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: аутотренинг, закаливание,
двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и
отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание,
гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия
труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ-инфекция и другие
инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение

инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми
растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и
животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов, обморожений,
нарушения зрения и слуха. Приемы оказания первой доврачебной помощи при отравлении
некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом,
спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно-двигательного аппарата, ожогах,
обморожениях, повреждении зрения.

Раздел 3. Тематический план
№
раздела
и тем
1.
2.
4.
5.

Наименование раздела и тем
Биология как наука. Признаки
живых организмов
Система, многообразие и
эволюция живой природы
Человек и его здоровье
Эволюционные изменения в
развитие растительного мира
Итого:

Учебные часы

Контрольные
работы

1
9
5
2
17 часов

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование
№
п/п
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10

11

12

Название темы и урока

Количество
Дата
часов
Тема 1. Биология как наука. Признаки живых организмов
Методы биологии. Клеточное строение
1
организмов. Признаки живых организмов
Тема 2. Система, многообразие и эволюция живой природы
Царство Бактерии.
1
Царство Грибы.
1
Царство Растения
1
Систематический обзор царства Животные
1
Ткани и органы высших растений.
1
Основные семейства цветковых растений
1
Царство Животные.
1
Систематический обзор царства Животные
Учение об эволюции органического мира. Ч.
Дарвин – основоположник учения об
эволюции
Тема. 3.Человек и его здоровье
Нейро-гуморальная регуляция процессов
1
жизнедеятельности
организма.
Внутренняя среда организма Транспорт
1
веществ. Кровеносная и лимфатическая

1

системы
Опора и движение. Опорно-двигательный
1
аппарат. Органы чувств, их роль в жизни
человека
Психология и поведение человека. Высшая
14
1
нервная
деятельность
4. Эволюционные изменения в развитие растительного мира
13

15

16
17

Основные ароморфозы водорослей,
псилофитов, мхов, плаунов, хвощей,
папоротников, голосеменных и цветковых
растений.
Жизненный цикл развития растений.
Итоговая контрольная работа
Итого

1

1
1
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».