РП Функциональная грамотность. 4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» составлена
на основе нормативных документов:

1) Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в действующей редакции.
2) Федерального государственного стандарта начального общего образования (Приказ
Минобрнауки РФ № 03-255 от 17.12.2010 года) в действующей редакции (Приказ
Минобрнауки России №1577 от 31.12.2015 года).
3) СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые
утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 №28. Правила будут действовать до 1 января 2027 года.
4)
Приказ Минобрнауки РФ № 1008 от 29.08.2013 «Об утверждении порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
5)
Закон «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального Закона
«Об образовании в РФ» от 3 августа 2018 № 317-ФЗ
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач
современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности
личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять
приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет
интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму,
говорению и слушанию.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки
для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро
адаптироваться в конкретной культурной среде. Функциональная грамотность стала
рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д. В таком контексте функциональная
грамотность выступает как способ социальной ориентации личности, интегрирующей
связь образования (в первую очередь общего) с многоплановой человеческой
деятельностью.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют:
математическую грамотность, читательскую грамотность, естественно-научную
грамотность, финансовую грамотность.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность,
добровольность,
субъектность,
деятельностный
и
личностный
подходы,
преемственность, результативность, партнерство.
Направление программы – общеразвивающее (используется как программа
внеурочной деятельности по общеразвивающему направлению).
Цель. Формирование знаний и умений, необходимых для полноценного
функционирования человека в современном обществе.
Для достижения этой цели предполагается решение следующих задач:
– формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с
текстом;

– совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг;
– учить находить и извлекать информацию из различных текстов;
– учить применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
– развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения
прочитанного;
– обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с
автором», «комментированное чтение» и др.;
– воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к
природе, науке и искусству;
– учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений;
– поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной,
человечеством и желание быть им полезным.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания.
Принципы программы:
- непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и
целостностиобразования в целом;
- развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального
самоопределения всистеме внеурочной деятельности;
- системность организации учебно-воспитательного процесса;
- раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.
Место курса в учебном плане.
Программа «Функциональная грамотность» создана на основе федерального
компонента государственного стандарта начального общего образования. На
программу в 4 классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 ч (34
учебные недели).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
– оценивать свою вежливость;
– определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо –
грубо);
– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного
общения,установления добрых, уважительных взаимоотношений;
– осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово;
– понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий:
– определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя
из имеющихся критериев;
– критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач

при взаимодействии;
– осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения
коммуникативных задач;
– учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия;
– анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,
схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных
задач сведения;
– перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный
пересказ текста;
– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять
егоплан;
– анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых
аргументов, правомерность выводов;
– аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства
правила, цитаты;
– продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок,
схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим(возможно, аудио- , видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения,выбирать уместные, эффективные речевые средства.
Предметными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:
– отличать подготовленную и неподготовленную речь;
– знать особенности неподготовленной речи;
– осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических,
грамматических)для успешного общения;
– знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления;
– реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной
ситуации;
– знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать
компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять
рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.;
– пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с
графическим (возможно, аудио-, видео-) сопровождением;
– в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила
общения,выбирать уместные, эффективные речевые средства.
-понимать и
правильно
использовать
экономические
термины;иметь представление о роли денег в семье и обществе;
-уметь
характеризовать
виды
и
функции
денег;
- знать источники доходов и направлений расходов семьи;
- проводить элементарные финансовые расчеты.
В результате реализации программы внеурочной деятельности по формированию
основ функциональной грамотности у обучающихся развиваются группы качеств:
отношение к самому себе, отношение к другим людям, отношение к вещам, отношение к
окружающему миру. Благодаря тому, что содержание данной программы раскрывает все
стороны личности, обучающиеся будут демонстрировать такие качества как:

товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость,
дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ
ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент,
наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования,
самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция,
консультация.
Основные технологии, методики: технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение; проблемное обучение; технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология; здоровьесберегающие технологии. Выбор технологий и
методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения
в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ,
выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская
конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Программа предусматривает следующие формы организации деятельности:
-

проведение внеклассных занятий,
работы обучающихся в группах, парах,
индивидуальная работа,
работа с привлечением родителей.
самооценка и самоконтроль.
взаимооценка и взаимоконтроль.
Виды деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном
участке. Программа включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, олимпиад,
викторин, реализации проектов, бесед, диспутов, квестов, деловых игр, работы в
группах и парах и т.д., предусматривает поиск необходимой информации.
4 класс
Модуль «Основы читательской грамотности» (9 ч)
Определение основной темы и главной мысли в произведении. Определение
авторской позиции в художественном тексте. Рассказы современных писателей:
Е.Велтистов «Мальчик из чемодана», «Миллион и один день каникул». Е.В.Медведев
«Баранкин, будьчеловеком» и др.
Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте, как
преобразовывать текстовую информацию с учётом цели дальнейшего использования.
Ориентироваться в содержании текста, отвечать на вопросы, используя явно заданную в
тексте информацию. Типы текстов: текст-повествование, описание рассуждение.
Практическая работа с текстами разных жанров. Учебный текст как источник
информации. Интерпретировать информацию, отвечать на вопросы, используя неявно

заданную информацию.
Поиск ошибок в предложенном тексте. Составление плана на основе исходного текста.
Оценивать достоверность предложенной информации, высказывать оценочные суждения
на основе текста. Создавать собственные тексты, применять информацию из текста при
решении учебно-практических задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8 ч)
Раздел 1. Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических реакций.
Воздух и его свойства. Углекислый газ в природе и его значение. Вода.
Уникальностьводы. Почвы и их свойства.
Раздел 2. Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами, горной
породой и рудой. Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на
Земле.
Свойства живых организмов.
Модуль «Основы математической грамотности» (9 ч)
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца. Задачи на взвешивание. Логические задачи: задачи
о
«мудрецах», о лжецах и тех, кто всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. Разбиение объекта на
частии составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Модуль «Основы финансовой грамотности» (8ч)
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки.
Кто такие мошенники. Личные деньги. Сколько стоит «своё дело». Реклама и качество
товара. Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила
делового этикета.
Бизнес – этикет. История профессий.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт.
Импорт.Экономические задачи на нахождение прибыли.

№
п/п
1
2
3

4

5
6
7
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4класс
Тема занятия
Модуль «Основы читательской грамотности» 9 ч
Определение основной темы и главной мысли в произведении.
Определение авторской позиции в художественном тексте.
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в
тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом
цели дальнейшего использования.
Работа с текстом. Как понимать информацию, содержащуюся в
тексте, как преобразовывать текстовую информацию с учётом
цели дальнейшего использования.
Работа с текстом. Типы текстов: текст-повествование, описание
рассуждение
Учебный текст как источник информации.
Составление плана на основе исходного текста.
Создавать собственные тексты, применять информацию из текста
при решении учебно-практических задач.

Кол-во
часов
1
1
1

1

1
1
1
1

9
1
2
3
4
5
6
7
8
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
5
6
7
8

Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» 8 ч
Движение и взаимодействие частиц. Признаки химических
реакций.
Воздух и его свойства.
Углекислый газ в природе и его значение
Вода. Уникальность воды.
Почвы и их свойства.
Земля, внутреннее строение Земли. Знакомство с минералами,
горной породой и рудой.
Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни
на Земле. Свойства живых организмов.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы математической грамотности» 9 ч
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.
Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная
система счисления.
Сюжетные задачи, решаемые с конца.
Задачи на взвешивание.
Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто
всегда говорит правду.
Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание.
Разбиение объекта на части и составление модели.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы финансовой грамотности» 8 ч
Что могут деньги. Деньги настоящие и ненастоящие.
Как разумно делать покупки.
Кто такие мошенники.
Личные деньги. Сколько стоит «своё дело».
Реклама и качество товара.
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику.
Правила делового этикета. Бизнес – этикет.
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».