РП Занимательная математика 1-4 класс

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь
мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами
математики на данном этапе обучения, расширить целостное представление о проблеме данной
науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес
детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у
учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также
совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и
предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную
мотивацию.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также
расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета –
математика. Занятия содействуют развитию у детей математического образа мышления:
краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической
терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе
работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и
направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными
умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно
выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Программа рассчитана на 2 года.
Цель, задачи и принципы программы:
Цель:
 развивать математический образ мышления
Задачи:
 обогащение знаниями, раскрывающими исторические сведения о математике;
 повышение уровня математического развития;
 углубление представления о практической направленности математических знаний,
развитие умения применять математические методы при разрешении сюжетных
ситуаций;
 учить правильно применять математическую терминологию;
 пробуждение потребности у школьников к самостоятельному приобретению новых
знаний;
 уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
 повышение мотивации и формирование устойчивого интереса к изучению математики.
Принципы программы:
 Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление
развивать интеллектуальные возможности учащихся.
 Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть
количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

 Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к
общим (решение математических задач).
 Практическая направленность
Содержание уроков направлено на освоение математической терминологии, которая
пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые
впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и
других математических играх и конкурсах.
 Обеспечение мотивации
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического
направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и
выступление на олимпиадах по математике.
 Курс ориентационный
Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики,
удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки,
расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
Основные виды деятельности учащихся:
 решение занимательных задач;
 оформление математических газет;
 участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
 знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
 проектная деятельность
 самостоятельная работа;
 работа в парах, в группах;
 творческие работы
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения данного факультативного курса являются:
 развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных
заданий проблемного и эвристического характера;
 развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать
трудности - качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
 чувства справедливости, ответственности;
 развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления;
 формирование этических норм поведения при сотрудничестве;
 развитие умения делать выбор, в предложенных педагогом ситуациях общения и
сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения.
Метапредметные результаты изучения данного курса. Учащиеся научатся:
 сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения
конкретного задания;
 моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового
кроссворда;
 использовать его в ходе самостоятельной работы – применять изученные способы
учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
 анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными правилами;
 включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;



аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
 контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
 анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос,
данные и искомые числа (величины);
 искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
 воспроизводить способ решения задачи;
 сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
 анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
 конструировать несложные задачи;
 ориентироваться в понятиях “влево”, “вправо”, “вверх”, “вниз”;
 ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др.,
указывающие направление движения;
 проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
 выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
 анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в
исходной конструкции;
 составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
 выявлять закономерности в расположении деталей;
 составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
 объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
 анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
 моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.
и из бумажных развёрток);
 осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
Предметные результаты изучения данного курса.
Учащиеся должны знать:
 старинные системы записи чисел, записи цифр и чисел у других народов; –
названия больших чисел;
 свойства чисел натурального ряда, арифметические действия над натуральными
числами и нулём и их свойства – приёмы быстрого счёта;
 методы решения логических задач;
 свойства простейших геометрических фигур на плоскости;
Учащиеся должны уметь:
 читать и записывать римские числа;
 читать и записывать большие числа;
 пользоваться приёмами быстрого счёта;
 решать текстовые задачи на движение, на взвешивание, на переливание;
 использовать различные приёмы при решении логических задач;
 решать геометрические задачи на разрезание, задачи со спичками, геометрические
головоломки, простейшие задачи на графы;
 решать математические ребусы, софизмы, показывать математические фокусы;
 выполнять проектные работы.

1.

2.
3.

4.
5.
6.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
(33 часа, 1 час в неделю)
Исторические сведения о математике (5ч) Как люди учились считать. Из истории
линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков
«+» и «-». Числа в пословицах.
Числа и операции над ними (6ч) Нахождение суммы ряда чисел. Интересные приемы
устного счета. Задачи, связанные с нумерацией.
Составление и разгадывание математических ребусов (5ч) Числовые головоломки.
Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических
ребусов.
Нестандартные и занимательные задачи (8ч) Задачи на сообразительность. Табличная
логика. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
Геометрия вокруг нас (5ч) Задачи, связанные с квадратом. Геометрия и счет.
Математические развлечения (4ч)
Праздник «Числа и знаки арифметических
действий», «Конкурс знатоков». Математические загадки и фокусы. Задачи со спичками.

2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (3ч) Нумерация древних римлян. Упражнение в
записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и
десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.
2. Числа и операции над ними (7ч) Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные
с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание.
3. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч) Решение выражений на
нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки. Разгадывание и составление
математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.
4. Нестандартные и занимательные задачи (7ч) Простейшие математические софизмы.
Задачи на сообразительность. Задачи – смекалки. Комбинаторные задачи. Задачи – маршруты.
Задачи на переливание. Олимпиадные задачи.
5. Геометрия вокруг нас (5ч) Периметр и площадь составных фигур. Решение задач с
геометрическим содержанием.
6. Математические развлечения (5ч) Праздник «Удача». Участие в международном
математическом конкурсе – игре «Кенгуру – математика для всех». По страницам «Книги
рекордов Гиннесса». Математические фокусы. Секреты математических фокусов.
Математический КВН.

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (1ч. в неделю – 33 часа)
Наименование разделов, тем
Дата
по
плану
История в математике (5 ч)
Как люди учились считать
Из истории линейки
Из истории цифры семь. Числа в пословицах.
Открытие нуля.
Возникновение математических знаков + и -

Дата
факт

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

№
п/п

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Числа и операции над ними (5 ч)
Нахождение суммы ряда чисел
Нахождение суммы ряда чисел
Интересные приемы устного счета
Интересные приемы устного счета
Задачи, связанные с нумерацией
Составление и разгадывание математических ребусов (5 ч)
Числовые головоломки
Числовые головоломки
Математические ребусы
Математические ребусы
Составление простейших математических ребусов
Нестандартные и занимательные задачи (8 ч)
Задачи на сообразительность
Задачи на сообразительность
Табличная логика
Табличная логика
Задачи-шутки
Задачи-шутки
Комбинаторные задачи
Комбинаторные задачи
Геометрия вокруг нас (5 ч)
Задачи о квадрате
Задачи о квадрате
Геометрия и счет
Геометрия и счет
Геометрия и счет
Математические развлечения (5 ч)
Праздник чисел
Конкурс знатоков
Математические конкурсы и фокусы
Математические конкурсы и фокусы
Задачи со спичками
ИТОГО: 33 часа
2 класс (1ч. в неделю – 34 часа)
Наименование разделов, тем

Исторические сведения о математике (3 ч)
Нумерация древних римлян.
Из истории счета, десятичной системы и учебника «Арифметика»
История одной копейки. Русские счеты.
Числа и операции над ними (7 ч)
Интересные приемы устного счета.
Интересные приемы устного счета.
Интересные приемы устного счета.

Дата
по
плану

Дата
факт

7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Задачи, связанные с нумерацией
Задачи, связанные с нумерацией.
Приемы, упрощающие сложение и вычитание
Приемы, упрощающие сложение и вычитание
Составление и разгадывание математических ребусов (7 ч)
Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов.
Числовые головоломки
Числовые головоломки
Разгадывание и составление математических ребусов.
Разгадывание и составление математических ребусов
Приемы вычислений.
Разгадывание магических квадратов
Нестандартные и занимательные задачи (7 ч)
Простейшие математические софизмы.
Задачи на сообразительность.
Задачи-смекалки.
Комбинаторные задачи.
Задачи-маршруты.
Задачи-шутки
Олимпиадные задачи
Геометрия вокруг нас (5 ч)
Периметр и площадь составных фигур
Периметр и площадь составных фигур
Решение задач с геометрическим содержанием.
Решение задач с геометрическим содержанием.
Решение задач с геометрическим содержанием.
Математические развлечения (5 ч)
Праздник «Удача».
По страницам «Книги рекордов Гиннеса»
Математические фокусы. Секреты математических фокусов.
Участие в международном математическом конкурсе-игре
«Кенгуру – математика для всех»
Математический КВН.
ИТОГО: 34часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».