Занимательная информатика. 1 класс

Пояснительная записка
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к
общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на
усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его
познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой
коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка
подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так как именно в рамках этого
предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих
общедисциплинарный характер: моделирование объектов и процессов; сбор, хранение,
преобразование и передача информации; управление объектами и процессами.
Пропедевтический этап обучения информатике и ИКТ в начальной школе является
наиболее благоприятным этапом для формирования инструментальных (операциональных)
личностных ресурсов. Поэтому он может стать основой всего школьного образования для
формирования метапредметных образовательных результатов – освоенных обучающимися
на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способов деятельности,
применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных
ситуациях.
Программа «Занимательная информатика» рассчитана на детей младшего школьного
возраста, то есть для учащихся 1-4 классов.
Содержание настоящей программы направлено на достижение следующих целей:
 формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов
информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами
информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и
коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
 пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий
основного
курса
школьной
информатики,
обеспечивающее
целенаправленное
формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм»
и др.;
 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие
познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения поставленных целей в процессе изучения материала программы
необходимо решить следующие задачи:
 показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в
окружающем мире;
 организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение
первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия
решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
 организовать компьютерный практикум, ориентированный на:
• формирование умений использования средств информационных и коммуникационных
технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации
(работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов);
• овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств;
• формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать
полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
 создать условия для
овладения основами продуктивного взаимодействия и
сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно
формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ.
Программа составлена с учетом санитарно-гигиенических требований, возрастных
особенностей учащихся младшего школьного возраста и рассчитана на работу в учебном
компьютерном классе.

Занятия проводятся по 1 часу 2 раза в неделю в каждом классе, всего в год: 1 класс16,5 часов в год. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки,
гимнастика для глаз. Занятия проводятся в нетрадиционной форме с использованием
разнообразных дидактических игр.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Предметные образовательные результаты
В результате освоения курса информатики школьники
получат представление:
 о понятии «информация» — одном из основных обобщающих понятий современной
науки, о понятии «данные», о базовых понятиях, связанных с хранением, обработкой и
передачей данных;
 о компьютерах — универсальных устройствах обработки информации, связанных в
локальные и глобальные сети;
 о мировых сетях распространения и обмена информацией,
 о направлениях развития компьютерной техники (суперкомпьютеры, мобильные
вычислительные устройства и др.);
будут сформированы:
 основы алгоритмической культуры;
 навыки коммуникации с использованием современных средств ИКТ, включая
непосредственное выступление перед аудиторией и дистанционное общение (с опорой на
предшествующее использование в различных предметах),
 представления о необходимости учёта юридических аспектов использования ИКТ, о
нормах информационной этики.
Ученик научится:
 понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация»,
«информационный объект»;
 различать виды информации по способам её восприятия человеком, по формам
представления на материальных носителях;
 приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации
в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
 приводить примеры информационных носителей;
 иметь представление о способах кодирования информации;
 уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
 определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты
информационных функций человека;
 различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
 запускать программы из меню Пуск;
 уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
 вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
Ученик получит возможность:
 уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования
простейших текстов;
 уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования
рисунков;
 уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор и табличного
процессора MS Office Excel;
 знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать
требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

Метапредметные образовательные результаты
Основные метапредметные образовательные результаты, достигаемые в
процессе пропедевтической подготовки школьников в области информатики и ИКТ:
 уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет
осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных
понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
 владение основными общеучебными умениями информационно-логического
характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и
самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев
для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных;
подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных
связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,
 владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими:
целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже
известно, и того, что требуется установить; планирование – определение
последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение
задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых
для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его
соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или
несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и
корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся
того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
 владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации,
применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация
информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от
конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении
проблем творческого и поискового характера;
 владение информационным моделированием как основным методом приобретения
знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственнографическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные
информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики,
диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой
системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от
стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
 широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных
видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде
соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для
автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных
процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и
размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного
информационного пространства;
 опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
 владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения
виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых
инструментальных средств;
 владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками
и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной

собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную
деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией,
представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование
коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.
Личностные образовательные результаты
В результате освоения программы «Занимательная информатика» учащиеся получат:
 широкие познавательные интересы, инициатива и любознательность, мотивы
познания и творчества; готовность и способность к саморазвитию и реализации творческого
потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности за счет развития их
образного, алгоритмического и логического мышления;
 готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с
использованием средств и методов информатики и ИКТ;
 интерес к информатике и ИКТ, стремление использовать полученные знания в
процессе обучения другим предметам и в жизни;
 основы информационного мировоззрения – научного взгляда на область
информационных процессов в живой природе, обществе, технике как одну из важнейших
областей современной действительности;
 способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом и
личными смыслами, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в
условиях развития информационного общества;
 готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за
их результаты; готовность к осуществлению индивидуальной и коллективной
информационной деятельности;
 способность к избирательному отношению к получаемой информации за счет умений
ее анализа и критичного оценивания; ответственное отношение к информации с учетом
правовых и этических аспектов ее распространения;
 развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной
среды;
 способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной
эксплуатации средств ИКТ.
Тематическое планирование

1 класс
Наименование разделов тем

Кол во
часов

1
1. Знакомство с персональным компьютером
1. Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете
информатики. Человек и компьютер.
8
2. Изучение простейшего графического редактора
1.
Инструменты для рисования. Освоение среды графического редактора
Paint.
2.
Сохранение рисунка на диске. Открытие файла с рисунком
3.
Построения с помощью клавиши Shift. Работа с фрагментами
рисунков.
4.
Проект «Птицы»
5.
Проект «Зоопарк»
6.
Проект «Цветы для мамы»

Часы

1

1
1
1
1
1
1

7.
Проект «Мой северный край». Ландшафт. Животные.
8.
Проект «Зимние краски».
3. Освоение клавиатурного тренажёра
1. Знакомство с клавишами компьютерной клавиатуры.
2. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "а" и "о" "л",
"м", "р", "ы".
3. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "в" и "л", "д" и
"ы", "е" и "н"
4. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "и" и "т".
5. Изучение расположения на клавиатуре и набора букв "м" и "ь", "п" и
"р".
4. Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
1. Игра «Подбери слова»
2. Игра «Собери клавиатуру»
5. Обобщающее повторение
1. Игра «Весёлые художники»

1
1
5
1
1
1
1
1
2

0,5

1
1
1
0,5

16,5
Содержание программы
Знакомство с персональным компьютером
Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики. Человек
и компьютер. Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых
может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Изучение простейшего графического редактора
Меню и интерфейс графического редактора. Панель палитра. Панель инструменты.
Настройка инструментов рисования. Создание рисунков с помощью инструментов. Создание
надписей в графическом редакторе. Создание рисунков с помощью клавиши Shift.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение,
копирование. Преобразование фрагментов. Объединение фрагментов.
Проекты: «Птицы», «Зоопарк», «Цветы для мамы», «Мой северный край», «Зимние краски»,
«Поздравительная открытка».
Освоение клавиатурного тренажёра
Интерфейс клавиатурного тренажера. Позиции пальцев. Запуск и выключение учебной
программы (компьютерного тренажера). Тренировка набора букв
 "а" и "о",
 "а", "л", "м", "р", "ы",
 "в" и "л",
 "д" и "ы",
 "е" и "н",
 "и" и "т",
 "м" и "ь",
 "п" и "р"
Знакомство с текстовым процессором MS Office Word
Интерфейс текстового процессора. Правила ввода букв, удаления символов.
Специальные клавиши для набора заглавных букв, удаления символов, перехода в
следующую строку.
Понятие «анаграмма», способы разгадывания анаграмм. Игры:
 «Подбери слова»,
 «Путешествие в мир Анаграмм»,
 «Собери клавиатуру».
Обобщающее повторение

Закрепление основных понятий,
сформированности навыков работы с ПК.

изученных

в

течение

года.

Проверка

Методическое обеспечение программы.
В обучении младших школьников наиболее проблемлемы комбинированные занятия,
предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие
свести работу за компьютером к регламентированной норме. С учетом данных о
распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке,
рекомендуется проводить объяснения в первой части занятия, а на конец - планировать
деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее
личностное значение. В комбинированном занятии информатики можно выделить
следующие основные этапы:
1) организационный момент;
2) активизация мышления и актуализация ранее изученного (разминка, короткие
задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, фронтальный опрос по ранее
изученному материалу);
3) объяснение нового материала или фронтальная работа по решению новых задач,
составлению алгоритмов и т.д., сопровождаемая, как правило, компьютерной презентацией;
на этом этапе учитель четко и доступно объясняет материал, по возможности используя
традиционные и электронные наглядные пособия; учитель в процессе беседы вводит новые
понятия, организует совместный поиск и анализ примеров, при необходимости переходящий
в игру или в дискуссию; правильность усвоения учениками основных моментов также
желательно проверять в форме беседы, обсуждения итогов выполнения заданий в рабочих
тетрадях;
4) работа за компьютером (работа на клавиатурном тренажере, выполнение работ
компьютерного практикума, работа в виртуальных лабораториях, логические игры и
головоломки);
5) подведение итогов занятия.
На занятиях информатики очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к
компьютеру и пытался выполнять практические работы, пытался выполнять практические
задания по описанию, обращаясь за помощью к учителю или товарищам. Потому как
младшие школьники
не способны к внимательному прочтению и восприятию
алгоритмических предписаний, а именно таковыми являются описания последовательностей
действий в работах компьютерного практикума.
Чтобы выполнение заданий компьютерного практикума шло успешно, школьников
всякий раз следует подготовить к новому для них виду деятельности, подробно объяснив, что
каждое задание выполняется в заданной последовательности и в строгом соответствии с
описанием, поэтому нужно очень внимательно читать каждое указание (каждый пункт),
выполнять его, и только после этого переходить к следующему указанию (пункту). Нужно
чтобы ученик очень четко осознавал, что он делает и какая именно операция у него не
получается. Очень важно, чтобы учитель не подсказывал готовые решения, а, выявив
истинную причину возникшего у ученика затруднения, направлял его к правильному
решению. Учитель должен стремиться уйти от привычной роли «оракула» или «источника
знаний» и выполнять роль координатора, управляющего учебным процессам.
Задания творческого характера представляют собой информационные мини-задачи.
Выполнение творческого задания требует от ученика значительной самостоятельности при
уточнении его условий, по представлению необходимой информации, по выбору
технологических средств и приемов его выполнения.

Список литературы.
1. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и
образование, № 1, 2.1998
2. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и
образование, № 1, 3, 4. 1999
3. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и
образование № 1, 2. 2000
4. Информатика в младших классах. Серия «Информатика в школе».М.: Информатика и
образование №1, 2. 3, 4. 2001
5. Ким Н.А., Корабейников Г.Р., Камышева В.А. Занимательная информатика для
младших школьников// Информатика и образование. – 1997. - №2. – С13.
6. Компьютерная графика. Элективный курс: Практикум/ Л.А.Залогова. – 2—е издание –
М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 245 с.
7. Можаров М.С., Сликишина И.В. Теория и методика обучения информатике.
Учебное пособие. – Новокузнецк: изд-во КузГПА, 2010. – 152 с.
8. Т.А. Прищепа Преподавание программирования в среде КуМир. Методическое
пособие /Томский государственный университет – Томск. 2002.
Интернет – ресурсы:
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
2. ОАО "Издательство "Просвещение"
http://school-collection.edu54.ru/catalog/rubr/18fd93c9-c986-cf56-bf3e-6eb14efbf1fb/134291/
3. http://kpolyakov.narod.ru/school/kumir.htm
4. http://vashechudo.ru/raznoe/zagadki/detskie-zagadki-po-informatike-s-otvetami.html
5. http://ifthen.pp.ua/rebusy.html
6. Моргунова Е.Л. Дидактический материал для изучения графического редактора.
(Адрес: http://klyaksa.net/htm/kopilka/mel/index.htm)
7. Метод проектов - Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E5%F2%EE%E4_%EF%F0%EE%E5%EA%F2%EE%E2)
8.

Загадки (http://www.zagadki.org/riddles/animals/1)

9.

Картинки для пошагового рисования (http://qushlawich.ru/, http://www.kalyamalya.ru/ )

10. Физминутки (http://www.psyoffice.ru/)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».