Тайны русского языка. 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования
подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения
грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные
слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Тайнам русского языка”
должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку,
совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Без хорошего владения, словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому
особое внимание на занятиях внеурочной деятельности следует обращать на задания,
направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства
языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут
реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у младших школьников
этических норм речевого поведения.
Работу по воспитанию этики общения целесообразно вести с младшими школьниками,
начиная с первого года обучения. Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые
игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на
всех занятиях. Кроме того, курс “Тайны русского языка” позволяет работать не только над
фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения содействуют приобретению и закреплению школьниками
прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство
развития, воспитания и обучения.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые
элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки,
физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические
сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что
способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей
прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.
Необходимость разработанного мною факультативного курса заключается в желании
детей узнать нечто новое о русском языке.
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по
русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для
запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
Обучающие:
 развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
 приобретение знаний, умений, навыков по грамматике русского языка;
 пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием
родного языка;
 развитие мотивации к изучению русского языка;
 развитие творчества и обогащение словарного запаса;
 совершенствование общего языкового развития учащихся;
 углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
 воспитание культуры обращения с книгой;
 формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры
мышления.
Развивающие:
 развивать смекалку и сообразительность;
 приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
 развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
 учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.

Основные принципы реализации программы
 занимательность;
 научность;
 сознательность и активность;
 наглядность;
 доступность;
 связь теории с практикой;
 индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных
занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При
этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по
сложности задач.
Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и
развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве
листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета,
движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений.
Тренировочные упражнения и дидактические игры
по развитию восприятия и
наблюдательности.
Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой
памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания,
увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на
развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости,
концентрации внимания.
Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных
предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в
соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение
сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности.
Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации,
обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и
упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с
помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения
составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения
давать несложные определения понятиям.
Система представленных на занятиях задач и упражнений позволяет решать все три аспекта
дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
 формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения;
 формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
 формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные
способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой
ситуации.
Развивающий аспект:
 развитие речи;
 развитие мышления в ходе усвоения таких приёмов мыслительной деятельности, как
умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и
опровергать;

 развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
 развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
 воспитание системы нравственных межличностных отношений.
Формы проведения занятий

 лекции;
 практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и
раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов,
кроссвордов, головоломок, сказок.
 анализ и просмотр текстов;
 самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными
словарями;
Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия:
самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.
В каждом занятии прослеживаются три части:
 игровая;
 теоретическая;
 практическая.
Основные технологии





технология разноуровневого обучения;
развивающее обучение;
технология обучения в сотрудничестве;
коммуникативная технология.

Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания
проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения
повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии, обучение
в сотрудничестве.
Методы:

Взаимодействие;
 Поощрение;
 Наблюдение;
 Коллективная работа;
 Игра.
Приемы:

Анализ и синтез;
 Сравнение;
 Классификация;
 Аналогия;
 Обобщение.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø участие в олимпиадах
Ø знакомство с научно-популярной литературой, связанной с русским языком
Ø работа с кроссвордами и грамматическими играми;
Ø самостоятельная работа;
Ø работа в парах, в группах;
Ø творческие работы

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
«ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Важными ориентирами содержания данной программы являются:
 развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
 формирование представлений о языке как универсальной ценности;

изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие
умений, связанных с изучением языкового пространства;
 развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская
деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
 формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного
лингвистического исследования;
 развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
 включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты
русского языка.
 Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей
жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
 Ценность добра и истины – осознание себя как части мира, в котором люди
соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной
жизни.
 Ценность труда и творчества – признание труда как необходимой составляющей
жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
 Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества;
желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение
культурным наследием предшествующих поколений.
Планируемые результаты.
1 класс
Личностные результаты:
 осознавать роль языка и речи в жизни людей;
 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
 высказывать
своё отношение к героям прочитанных произведений, к их
поступкам.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
 определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
 учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с
материалом;
 учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
 находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
 делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
 оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или
небольшого текста);
 слушать и понимать речь других;
 учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера,
исполнителя).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Отличие звука от буквы (звуки слышим, произносим, а буквы пишем и видим).
Признаки гласных и согласных звуков.
Буквы русского алфавита.
Родственные слова.
Антонимы, многозначные слова.
Системные связи слов.
Обучающиеся должны уметь:
Правильно произносить звуки, выделять звуки в слове, выполнять звуко - буквенный анализ
слов.
Распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
Делить слова на слоги.
Подбирать родственные слова.
Объединять слова в группы.
Проверять и правильно писать слова с безударной гласной в корне слова, с парными звонкими
и глухими согласными в корне слова и в конце.
Составлять текст по вопросам учителя.
Работать со словарями.
Отгадывать загадки, ребусы, головоломки, шарады.
МЕСТО КУРСА «ТАЙНЫ РУССКОГО ЯЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно учебному плану всего на проведение занятий внеурочной деятельности курса
«Тайны русского языка» в начальной школе выделяется 16,5 часов (1 час в 2 недели)
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
1
2
3
4

Наименование разделов
Самые дорогие и добрые слова
Чудесные превращения слов
Звуки в слове
Тематические группы слов
итого

Количество часов
5
5
5
1,5
16,5 часа

Содержание занятий.
1 класс
1. Самые дорогие и добрые слова (5 часов)
Значение русского языка в жизни людей. Красота и богатство русского языка. Слова
грустные, весёлые, маленькие, большие, вежливые, важные. Волшебные слова: спасибо,
пожалуйста, извините, простите…Важные слова: Родина, Россия, Москва, Красная площадь,
мама, папа, школа, товарищи, учителя, родной край Кузбасс, родной город ЛенинскКузнецкий…Праздник «День Вежливости».
2. Чудесные превращения слов (5 часов)
Рассказ А.Шибаева «Одна буква». Игры «Сом дом», «»Замени букву» «Какое слово
задумано?», «Два колодца», «Метаграмма», «Забавные недоразумения», « Что получилось?»,
«Лото», «Лето», Спрятавшееся слово», Эхо», «Флот помог» и др.Звучащее слово:

Н.Найдёнова «Две шарады», Г.Воловик «Недалеко разгадка скрыта», А.Шибаев «Озорные
буквы», Н.Матвеева «Путаница».
3. Звуки в слове (5 часов)
Игры «Что слышно в звуках?», «Разгадайте загадки», «Самое трудное задание»,
«Скороговорка в ребусе», «Составь предложение», «Лесная школа», «Скороговорка» и др.
Звучащее слово: Д.Радович «Дети, вы слышали о корабле?», Е.Верейская «Сорок сорок»,
В.Капралова «Лена искала булавку», В.Викторов «Был в саду переполох», С.Коган «Вёз на
горку Саня сани», С.Погореловский «Ежедневно по утрам», В.Левин «Вместе с тучей»,
Э.Мошковская «Нам к девяти», В.Суслов «В тишине лесной глуши», «На хоря напала хворь»,
М.Матусовский «Скороговорка», И.Демьянов «Считалки», «Плачет Костя» и др.
4.
Тематические группы слов (1,5 часа)
Группировка слов по темам. Темы: дикие животные, домашние животные, деревья, грибы,
профессии, строения, цветы, игрушки, книги, времена года, название дней недели, части
суток, осадки и др. Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?», «У кого Илюша чистил
клетки?», «Двенадцать поваров», «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какого размера?» и
др.Звучащее
слово:
П.Башмаков
«В
понедельник»,
Л.Дружинина
«Собирайтесь»,О.Тарнопольская «Стоят в поле сестрички»,Б.Тимофеев «Я шариком
пушистым», В.Фетисов «Эх, звоночки», И.Токмакова «Букваринск», Е.Руженцев «Сказка про
краски»Л.Куклин «Какого цвета луг?», «Отчего луг красный?», Е.Трутнева
«Загадки»,В.Коркин «Что растёт на нашей грядке?» и др.
Формы контроля и оценки планируемых результатов.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным
деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного

общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых
немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания.
 Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания –
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В
рамках накопительной системы, создание портфолио

Учебно-тематическое планирование (1 класс)
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

11.
12.
13.
14.
15.

16.
17.

Наименование разделов, тем
Самые дорогие и добрые слова
Вводное занятие. Значение русского языка в жизни людей. Красота и
богатство русского языка.
Волшебные слова: спасибо, пожалуйста, извините, простите…
Важные слова. Сказка «Игры гномов», «Только хорошее».
Важные слова. Сценки «Когда слова теряют свою волшебную силу».
Праздник «День Вежливости».
Чудесные превращения слов
Чудесные превращения слов. .Игры «Буква заблудилась», «Добавь
букву»…
Чудесные превращения слов. Сказка А. Шибаева «Буква заблудилась»
Чудесные превращения слов. Игры «Весёлые буквы», «Спрятавшееся
слово»
Чудесные превращения слов. Игры «Флот помог», «Телефон»…
Чудесные превращения слов. Игры на превращения слов: «Буква
заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?».
Звуки в слове
Звуки в слове. Игры «Произноси правильно», «Повтори скороговорку»
Звуки в слове. Игра «Лесная школа».
Звуки в слове. Скороговорки, поговорки. Игра «Узнай пословицу или
поговорку по её перевёртышу».
Звуки в слове. Конкурс скороговорок, считалок, поговорок.
Звуки в слове. Инсценирование стихотворения В. Суслова из книги
«Трудные буквы».
Тематические группы слов
Группировка слов по темам. Темы: дикие животные , домашние
животные. Игры «Кто? и Что?», «Какой?», «Что делает?»
Группировка слов по темам: растения, животные, времена года. Игры
«Растения», «Животные», «Времена года» .
Всего

Кол-во
часов
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
1,5
1
0,5
16,5

Дата

Материально-техническое обеспечение .
Интернет ресурсы:
http://www.pedlib.ru - Педагогическая библиотека.
http://dic.academic.ru - Словари и энциклопедии on-line.
http://ditionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.
http://www.km.ru - Портал компании «Кирилл и Мефодий»
http://vschool.km.ru - Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.
Технические средства обучения:
 классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
 аудиоцентр/магнитофон; диапроектор;
 мультимедийный проектор
 экспозиционный экран
 компьютер
Экранно-звуковые пособия:





аудиозаписи в соответствии с программой обучения;
видеофильмы, соответствующие тематике программы факультатива
слайды (диапозитивы), соответствующие тематике программы факультатива
мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы
факультатива.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение, 1991 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991
г.
6. Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
7. Журналы: “Начальная школа”, “Веселые картинки”, “Мурзилка”.
8. Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. Москва “Просвещение”, 1991 г.
9. Левушкина О. Н. Словарная работа в начальных классах. (1-4) Москва “ВЛАДОС”, 2003 г.
10. Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991 г.
11. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара.
Издательство “Сам Вен”, 1997 г.
12. Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
13. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
14. Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
15. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г
1.
2.
3.
4.
5.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».