Функциональная грамотность. 1 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе
начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для
достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и
мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а
также для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для
реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему
усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей
первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление
характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление
картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная
оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений
и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы;
задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц,
чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих
метапредметных результатов.

личностных,

Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:

– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и
др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
1.

Виталий
Бианки. Лис
и мышонок

Содержание
сказки.
Качество:
осторожность,
предусмотритель
ность.

2.

Русская
народная
сказка.
Мороз и заяц

Содержание
сказки.
Качество:
выносливость,
упорство.

3.

Владимир
Сутеев.
Живые
грибы

Содержание
сказки.
Качество:
трудолюбие.

4

Геннадий
Цыферов.
Петушок и

Содержание
сказки.
Качество:

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке
занятия;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения
понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из
научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные
высказывания.
– Определять вид сказки;
– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст);

солнышко

вежливость,
умение
признавать свои
ошибки.

5.

Михаил
Пляцковский
. Урок
дружбы

Содержание
сказки.
Дружба,
жадность.

6

Грузинская
сказка. Лев и
заяц

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

Содержание
сказки.
Качество:
смекалка,
находчивость,
хитрость,
глупость.

8

Евгений
Пермяк.
Четыре брата

Содержание
сказки.
Семейные
ценности.

– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной
жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для составления
отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста,
находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с
учебной задачей.

Блок «Математическая грамотность»
9

Про курочку
Рябу,
золотые и
простые яйца

Счёт предметов,
составление и
решение
выражений,
задачи.
Многоугольники
Счёт предметов,
составление и
решение
выражений,
задачи. Ломаная.

10

Про козу,
козлят и
капусту

11

Про петушка
и
жерновцы

Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на
вопросы.

12

Как петушок
и курочки

Разложение
числа 10 на два и

– Определять количество предметов при счёте;
– составлять и решать выражения с ответом 5;
– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
– соединять с помощью линейки точки и называть многоугольники;
– решать задачу в два действия.
– Определять количество предметов при счёте;
– образовывать число 8;
– составлять и решать выражения с ответом 9;
– решать задачу в два действия;
– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру –
ломаную.
– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше
другого;

13

делили
бобовые
зёрнышки
Про
наливные
яблочки

три слагаемых.
Увеличение
числа на
несколько
единиц,
сложение и
вычитание в
переделах 20.
Состав чисел 9,
10, 11.
Задачи на
нахождение
суммы.

14.

Про Машу и
трёх
медведей

15

Про старика,
старуху,
волка и
лисичку

Задачи на
нахождение
части.
Состав числа 12.

16

Про медведя,
лису и
мишкин мёд

Задачи на
нахождение
суммы.
Состав чисел
второго десятка.

– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму;
– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на нагляднообразной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.
– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на части на нагляднообразной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой
диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько
единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно
выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.

Блок «Финансовая грамотность»
17

За покупками

Цена, товар,
спрос.

18

Находчивый
Колобок

Деньги, цена,
услуги, товар.

19

День
рождения
МухиЦокотухи

Цена, стоимость,
сдача,
сбережения.

20

Буратино и
карманные
деньги

Карманные
деньги,
необходимая
покупка,
желаемая
покупка.

21

Кот Василий
продаёт
молоко

Реклама.

22

Лесной банк

Банк, финансы,
банковские
услуги,
работники банка.

23

Как мужик и
медведь
прибыль
делили

24

Как мужик
золото менял

Мошенник,
сделка, доход,
выручка,
прибыль,
продажа оптом.
Услуга,
равноценный

– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
– анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара,
почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
– Наблюдать над различием цены и стоимости;
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– объяснять смысл пословиц.
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходимая покупка, желаемая
покупка;
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных цен;
– анализировать информацию и делать соответствующие выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных
действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе
делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием
«равноценный обмен»;

обмен, бартер.

– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»
25

Как
Иванушка
хотел попить
водицы

Вода, свойства
воды.

26

Пятачок,
Винни-Пух и
воздушный
шарик

Воздушный
шарик, воздух.

27

Про репку и
другие
корнеплоды

Корнеплоды.

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

29

Про
Снегурочку и
превращения
воды

Три состояния
воды.

30

Как делили
апельсин

Апельсин,
плавучесть,
эфирные масла
из апельсина.

31

Крошка Енот
и Тот, кто
сидит в
пруду

Зеркало,
отражение,
калейдоскоп.

32

Иванова соль

Соль, свойства
соли.

33

Владимир
Сутеев.

Яблоко.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с
сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой
поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;
– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные
признаки, описывать особенности внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из
собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;
– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные
результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока
из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;
– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых
металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной
учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах:
устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный
предложенному, с заменой одного из объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты
опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисовать;
– доказывать, что существует сила притяжения;

Яблоко

– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

1.
2.
3.
4
5.
6
7
8
9
10
11
12
13
14.
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

Тема
Блок «Читательская грамотность»
Виталий Бианки. Лис и мышонок
Русская народная сказка. Мороз и заяц
Владимир Сутеев. Живые грибы
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
Грузинская сказка. Лев и заяц
Русская народная сказка.
Евгений Пермяк. Четыре брата
Блок «Математическая грамотность»
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
Про козу, козлят и капусту
Про петушка и жерновцы
Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про наливные яблочки
Про Машу и трёх медведей
Про старика, старуху, волка и лисичку
Про медведя, лису и мишкин мёд
Блок «Финансовая грамотность»
За покупками
Находчивый Колобок
День рождения Мухи-Цокотухи
Буратино и карманные деньги
Кот Василийпродаёт молоко
Лесной банк
Как мужик и медведь прибыль делили
Как мужик золото менял
Блок «Естественно-научная грамотность»
Как Иванушка хотел попить водицы
Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
Про репку и другие корнеплоды
Плывёт, плывёт кораблик
Про Снегурочку и превращения воды
Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко

Дата по
плану

Дата по
факту

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Методическое пособие «Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной
грамотности старшеклассников» / Н. П. Забродина, И. Е. Барсуков, А. А. Бурдакова и др. –
Москва:
Академия Минпросвещения России, 2021
2. Методические рекомендации «Методика развития читателской грамотности» /Авторский
коллектив ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения России» / Табаровская К.А.,
Дощинский Р.А., Пудовина Е.И., Пономарева Е.И. - Москва, 2021
3. Учебно-методическое пособие «Задачи, направленные на формирование читательской
грамотности на уроках русского языка и литературы сост. С.В. Трухина, Г.Н. Масич. –
Красноярск, 2021
4. Читательская грамотность школьника Дидактическое сопровождение. Книга для учителя/
О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых,
Ж.И.Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования
Российской академии образования», 2018
5. Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / ГостеваЮ.Н.,
Кузнецова М. И., Рябинина Л. А., Сидорова Г. А., Чабан Т.Ю.– М: Просвещение, 2020
6. Функциональная грамотность. 1 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
7. Функциональная грамотность. 2 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
8.. Функциональная грамотность. 3 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
9. Функциональная грамотность. 4 класс. Программа внеурочной деятельности / М.В. Буряк,
С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022. – 88 с. – (Учение с увлечением).
10. Перечень используемых электронных (цифровых) образовательных ресурсов:
https://fg http://skiv.ins
http://skiv.instrao.ru
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotn
http://skiv.instrao
https://mcoip.ru/blog/2022/09/05/programma-funkczionalnaya-gramotnost/
https://mirn.yartel.ru/rabochie_programmy_1_4/ЭП/Функциональная%20грамотность%2024%20класс%20ЭП.pdf
https://sckola-prokina.edupenza.ru/Рабочая%20программа%20курса%20внеурочной%20деятельности%20Функциональ
ная%20грамотность%201-4%20классы.pdf


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».