Познание мира по картам 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодежной политики Свердловской области
ГО Богданович
МАОУ Кунарская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Зам.директора по УВР

Директор школы

________________________

________________________

________________________

Протокол №__
от «____»____________2023 г.

Клементьева Н.А.
Асочакова Е.А.
от «____»___________ 2023 г. от «____»__________ 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Познание мира по картам»
для обучающихся 6 класса

Уровень образования, класс основное общее

6

Количество часов 17
Учитель, категория: Оборина Мария Юрьевна, 1 КК

с. Кунарское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
1.
Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования.
2.
Фундаментального ядра содержания общего образования.
3.
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного
общего
образования,
представленных
в
федеральном
государственном образовательном стандарте общего образования второго
поколения.
4. Примерной программы основного общего образования по географии как
инвариантной (обязательной) части учебного курса.
Задачи программы:
 Познакомить детей с природой материков и стран, дать представление о
красоте и разнообразии природы, растительного и животного мира.
 Познакомить детей с традициями и обычаями жизни изучаемого народа.
 Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных
видах деятельности.
 Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт
личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и
коллективе;
 Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению
новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими
различные стороны жизни природы и общества;
 Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов
занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к
географической науке;
 Создавать условия для развития творческих способностей учащихся,
реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной
деятельности.
 Формирования представления о странах мира.
Актуальность: предполагает развитие у обучающихся практических
навыков работы с картой, что в условиях расширения международных
экономических, политических и культурных связей, международного туризма
является важным средством анализа информации, и в будущем будет
способствовать более успешной социализации выпускников. В современных
условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми
картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи
актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных
систем.

Изучение всех разделов курса поможет освоению географической
номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а
именно – ―знание карты‖.
Программа призвана сохранить традиции классического учебного предмета
и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом,
в структуре содержания и организации обучения.
В
требованиях
Федерального
компонента
государственного
образовательного стандарта общего образования по географии к уровню
подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о
географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними,
пониманию связей между географическим положением и природными
условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно,
если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинноследственных связей между компонентами природы. Помощником в более
углубленном изучении предмета является географический кружок.
Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний
учащихся по физической географии материков и океанов через призму
страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и
культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения учебного предмета «Познание мира по картам»
учащиеся будут
Знать:
 значение картографии в современном обществе;
 основные виды изображений земной поверхности;
 свойства географической карты;
 свойства топографической карты;
 карта – основной источник знаний.
Учащиеся будут уметь:
 определять координаты и местоположение объектов на картах,
расстояния между ними, направления, азимуты, румбы;
 ориентироваться на местности по плану, топографической карте,
аэрофотоснимку;
 читать топографическую карту, составлять по ней описание
местности,
 определять простые картографические характеристики объектов
(например, длину реки, береговой линии, площадь ареала, высоту,
глубину);
 определять простые картографические характеристики объектов.

Метапредметные результаты обучения
Получат возможность владеть:
 способами и методами картографических изображений;
 приемами решать картографические и географические задачи
прикладного характера;
 свободно читать и анализировать тематические карты;
пользоваться системой условных обозначений;
 сочетать тематические карты с другими источниками
информации (например, со статистическими данными);
 оценивать по тематическим картам основные количественные
показатели объектов (климатические характеристики, плотность
населения и др.);
 строить по картам диаграммы и профили.
учащиеся получат возможность:
 - развить учебные способности, улучшив результативность
учебной деятельности, скорость и успешность овладения
необходимыми знаниями и навыками (в том числе применять знания
на практике, в других ситуациях и условиях, на другом типе учебных
задач);
 - продемонстрировать оригинальность и самобытность
выполнения работы (учебных заданий);
 -повысить степень преодоления неблагоприятных условий
среды.
К концу года: учащиеся получат возможность научиться:
- описывать и объяснять явления природы, анализируя данные различных
карт;
-приводить примеры;
- использовать разнообразные географические источники информации —
карту, статистические материалы, дополнительную литературу;
составлять географическую характеристику разных территорий Земли;
-применять свои знания на практике, делать выводы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение
картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной
поверхности. (1 ч.)




Картография как наука, ее формы.
История картографии.
Связь картографии с другими естественными и общественными науками.




Значение и примеры использования карт в различных видах деятельности
современного человека.
Основные виды изображения земной поверхности: план, карта, аэрофотоснимок,
космический снимок (свойства изображения, методы и способы создания,
использование).
Топографическая карта. (1 ч.)
Основные свойства топографической карты, система топографических условных
знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической
карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи,
заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение
координат по топографической карте.
Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для
закрепления
(3 ч.)
















Определение топографической карты координат различных объектов.
Нанесение на ту же карту пунктов по известным географическим координатам.
Определение по карте прямоугольных координат объектов.
Нанесение на карту объектов по прямоугольным координатам.
Чтение содержания топографической карты в заданных квадратах.
Нахождение на топографической карте основных форм рельефа, изображѐнных
горизонталями.
Рассчитать и построить шкалу заложений по заданным данным.
Пользуясь шкалой заложений, определить по карте наибольшую и наименьшую
крутизну склонов.
Свойства географической карты. (3 ч.)
Занятия необходимо организовать так, чтобы весь теоретический материал
закреплялся в ходе решения задач по карте, разнообразных работ обучающего
характера и самостоятельных работ. В конце темы проводится практическая
работа на тему: «Простейшие способы составления мелкомасштабных
карт». Деление карт по масштабу: мелкомасштабные, среднемасштабные,
крупномасштабные.
Классификация карт по пространственному охвату.
Классификация карт по содержанию: общегеографические и тематические.
Группы тематических карт: карты природных явлений и карты общественных
явлений, карты пограничной (междисциплинарной) тематики.
Классификация карт по назначению: научно-справочные, культурнопросветительные и агитационные, технические, учебные, туристские.
Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические
Географические атласы – систематические, целостные собрания карт, созданные
по единой программе. Классификация атласов по назначению: справочные

атласы, комплексные, научно-справочные, популярные (краеведческие),
учебные, туристические и дорожные.











Математический закон построения – важнейшее свойство карты.
Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный.
Картографическая проекция: определение, требования, предъявляемые к
картографическим проекциям; главный масштаб и линии нулевых искажений;
виды искажений – искажения длин, площадей, углов и форм.
Виды проекций по характеру сведения к минимуму: равно-угловая,
равновеликая, произвольная.
Виды проекций по виду вспомогательной поверхности при переходе от
эллипсоида или шара к плоскости (цилиндрическая, коническая и
поликоническая, азимутальная).
Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.
Определение направлений. Азимут магнитный и истинный.
Магнитное склонение. Сближение меридиан. Румбы. Дирекционный угол.
Приемы самостоятельной работы с картой (5 ч.)
 Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой.
 Ориентирование. Картометрические приемы.
 Определение географических координат, расстояний по карте.
 Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты.
Географическая карта как источник знаний (3 ч.)
 Географическая карта – основной источник знаний.
Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического
положения, прием наложения карт, географическая характеристика
территорий).
Обобщающее повторение (1 ч.)
Выполнение практических заданий и практической работы. Игра «Виртуальное
путешествие по топографической карте».

ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п

Тема урока

Дата
проведения
занятия
план факт

ЧТО ИЗУЧАЕТ КАРТОГРАФИЯ (1 ч.)
1 Картография, как наука. История картографии.
ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (1 ч.)
2 Основные свойства топографической карты. Оформление
топографической карты.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПО ТОПОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ (3 ч.)
3 Измерение расстояний, площадей. Чтение рельефа.
4 Построение профиля. Определение координат.
5 Чтение топографической карты
СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ (3 ч.)
6 Определение понятия «географическая карта».
Классификация карт.
7 Карта – модель земной поверхности.
8 Как создаются карты.
ПРИЕМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ (5 ч.)
9 Ориентирование.
10 Картометрические приемы.
11 Определение географических координат.
12 Определение расстояний по карте
13 Работа с условными знаками карты.
ГЕОГРАФИТЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗАНИЙ (3 ч.)
14 Практическая работа: «Карта – источник знаний»
15 Практическая работа: «Карта – источник знаний»
16 Практическая работа: «Карта – источник знаний»
ОБОБЩАЮЩЕЕ ПОВТОРЕНИЕ (1ч.)
17 Выполнение практических заданий и практической
работы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».