Географический калейдоскоп. 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Кунарская средняя общеобразовательная школа
(МАОУ Кунарская СОШ)

Утверждено:
Директор МАОУ Кунарская СОШ
_______________ Е.А. Асочакова

Согласовано:
Зам.директора по ВР
____________ М.А. Пантелеева

«___»_____________20____ г.

«_____»______________20____ г.

Рассмотрено:
На заседании ШМО
Протокол №
«____»______________20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Географический калейдоскоп»

Направление: Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной
программы
Уровень обучения, класс: основное общее, 9
Количество часов: 34
Учитель, категория: Оборина Мария Юрьевна, 1КК
Срок реализации: 2023-2024 года

с. Кунарское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Географический калейдоскоп» составлена на
основе Федерального компонента государственного стандарта (основного)
общего образования; авторской программы по географии для
общеобразовательных учреждений. Предложенная программа кружка
подготовлена для учащихся 9-го класса и рассчитана на 34 часа (один час в
неделю).
Основные направления программы.
Создание у учащихся представления об удивительно красивой и
разнообразной природе России, о быте и хозяйстве населения,
предусмотренное программой географии России в 9 классе, представляет
некоторые трудности для учащихся. Существующие трудности в некоторых
случаях отрицательно сказываются на формировании необходимого
минимума базовых знаний и представлении страноведческого характера,
необходимого каждому человеку нашей эпохи.
По этим причинам тематика географического кружка составлена с
расчетом повышения интереса к изучению трудных и наиболее интересных
вопросов программы. Цели и задачи деятельности кружка достигаются путем
детального изучения общих понятий, которое осуществляется посредством
углубленного изучения определенных географических объектов.
Кружок позволяет всем участникам дополнительного образовательного
процесса получить глубокие и прочные знания по предмету. Содержание
основного общего образования по географии отражает комплексный подход
к изучению курса географии. Такой подход позволяет рассматривать
различные факторы, формирующие умения для закрепления практических
навыков решения географических задач, более детальной характеристики
природных явлений.
Новизна данной программы заключается в том, что практические
навыки отрабатываются в доступной для обучающихся форме, что позволит
через практическую составляющую прикладного курса осознанно
воспринимать материал.
Актуальность программы заключается в получении новых и
закреплении уже имеющихся знаний по географии. Географическое
образование в основной школе должно обеспечить формирование
картографической грамотности, навыков применения географических знаний
в жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных
природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,
адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности
жизнедеятельности.
Это
позволяет
реализовать
заложенную
в
образовательных стандартах метапредметную направленность в обучении
географии. Обучающиеся получат возможность познакомиться и овладеть
научными методами решения различных теоретических и практических
задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить

наблюдения, оценивать и анализировать полученные результаты,
сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Педагогическая целесообразность: данная программа на основе
теоретических знаний учащихся, позволит еще раз вернуться к пройденному
материалу, что отразится и на качестве знаний учащихся и на повышении
познавательного интереса к географии, другим предметам естественногеографического цикла; позволит через практическую составляющую
прикладного курса осознанно воспринимать материал, что будет хорошей
основой для участия в предметных олимпиадах, при выполнении заданий
при сдаче ОГЭ.
Программа кружка «Вокруг света» базируется на знаниях физической
географии и экономической географии курса основной школы. Программа
географического кружка призвана сохранить традиции классического
учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные
резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.
Цели
и
задачи
программы:
Цель - углубление знаний по школьному курсу географии, формирование
умений применять географические знания на практике, при решении заданий
повышенной
сложности.
Задачи:










формирование интереса школьников к изучению географии,
формирование у них широких представлений о географической
картине мира;
сформировать знания об образах территории и явлениях,
изображаемых на картах;
развитие географического мышления;
формирование картографической грамотности и географической
культуры;
развитие творческих способностей, исследовательской активности
обучающихсяв при работе с различными источниками географической
информации, при использовании приборов и др.
расширение знаний обучающихся по знанию географической карты,
умению еѐ читать;
активизировать самостоятельную познавательную деятельность при
выполнении блока самостоятельных заданий по данному курсу.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметная компетенция:
Ученик научится:
понимать:

основные понятия курса;

основные методики проведения наблюдений;


основные географические понятия и термины;

результаты
выдающихся
географических
открытий
и
путешествий;

различия в хозяйственном освоении разных территорий; связь
между географическим положением, природными условиями, ресурсами и
хозяйством отдельных регионов;

специфику географического положения и административнотерриториального устройства РФ, особенности ее природы, населения,
основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

природные
и
антропогенные
причины
возникновения
геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальных
уровнях; меры по сохранению природы и защиты людей от стихийных
природных и

техногенных явлений;

воздействие человека на состояние природы и следствия
взаимодействия природы и человека
Личностная компетенция:
- освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в процессе учения;
- формирование уважительного отношения к истории и культуре своего
народа.
Использовать приобретенные умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:

ориентирования на местности;

чтения планов местности и географических карт;

проведения наблюдений за процессами и явлениями, их
изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

решения практических задач по определению качества
окружающей среды, ее использованию;

проведения
самостоятельного
поиска
географической
информации
из
разных
источников:
картографических,
геоинформационных и др.;

повышения собственной географической культуры.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение.
Границы России. Взгляд сквозь века. Знакомство с ТБ, с планом работы
кружка. Как изменялась граница России со временем.
Раздел 2. Географическое положение России.
Географическое
положение
и
границы
России.
Политикогосударственное устройство России. Крайняя северная точка России.

Природа на мысе Флигели и на мысе Челюскин. Крайняя южная точка
России. Физико-географические условия горы Базардюзю. Крайняя западная
точка России. Физико-географические условия на Балтийской песчаной косе
Гданьского залива Балтийского моря. Крайняя восточная точка России.
Природа мыса Дежнева и острова Ратманова. Моря, омывающие Россию.
Часовые пояса России.Решение задач по определению часового времени в
разных точках России. Преимущества и недостатки физико-географического
положения России.
Раздел 3. Природа России.
Догеологический этап развития планеты. Гипотезы возникновения
Земли как планеты. Особенности рельефа России. Россия – страна великих
равнин. Восточно-Европейская равнина. Самая плоская и низкая – ЗападноСибирская низменность. Горное обрамление России. Кавказ. Урал. Горы юга
Сибири и Дальнего Востока. Минеральные ресурсы России. Климат и
климатические
ресурсы
России.
«Солнечная
печка»,
океанские
кондиционеры, горные стены в России. Разнообразные климаты России.
Ледяное дыхание Арктики. Муссоны Дальнего Востока. Полюсы холода,
жары, ветреной и дождливой погоды. Климат гор. Самые дождливые и самые
засушливые районы. Штили и ураганы в России. Откуда и куда текут реки в
России. Реки России. Роль воды в жизни человека. Водные ресурсы России.
Внутренние воды России в фольклоре. Былины Садко. Стихи и песни о
России. Озера и водохранилища России. Интересные и знаменитые озѐра
России. Для чего строят водохранилища. Болота и подземные воды.
Распространение болот. Торф и его использование. «Подземные
архитекторы». Горячие источники. Лечебные воды. Снежный покров и
ледники России. Горный снег. Снежные лавины. Ледники. Подземные льды.
Природные зоны России. Полярные и ледяные пустыни. Пустынный
ландшафт. Царство тундр. «Северные узоры». Почвы и растительность
тундр. «Челнок тундры» - северный олень. Леса России – самые большие в
мире. Темнохвойные леса. Светлохвойные леса. Мелколиственные леса.
Широколиственные леса. Российские степи. Степи России. Заповедные
степи. Пустыни и полупустыни. «Царство полыни». Солончаки. Субтропики.
Культурные ландшафты субтропиков. Красная книга России. «Исчезнувшие
навсегда». Эндемики России. «Новосѐлы» России. Заповедные земли.
«Интересные ландшафты» Проектная деятельность «Интересные места
любимой природной зоны». Моря как крупные природные комплексы.
Природные регионы России. Восточно-Европейская равнина. Кавказ- самые
высокие горы России. Своеобразие природы Урала. Западно-Сибирская
равнина: особенности природы. Восточная Сибирь: величие и суровость
природы. Дальний Восток – край контрастов.
Раздел 4. Человек и природа.
Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Воздействие человека
на природу. Рациональное природопользование. Россия на экологической
карте мира. Экология и здоровье человека. География для природы и
общества.
Раздел 5. Население России.

Как изменяется численность населения России. История в зеркале
демографии. Демографические катастрофы. Миграции. Депортации. Где
живут в России. Основная полоса расселения. Горожане и сельчане.
Урбанизация. От первобытных племѐн до современных народов. От Руси к
России. Как классифицируют народы. Народы России. «Мы разные, но мы
все вместе» «Презентация народности России». Крупнейшие города России
и города-миллионеры.
Раздел 6 Хозяйство России
Особенности экономики Центральной России. Европейский Север.
Население и хозяйство. Европейский Юг. Население и хозяйство. Поволжье.
Население и хозяйство. Урал. Население и хозяйство. Западная Сибирь.
Природа и население. Экономика Западной Сибири. Восточная Сибирь.
Природа и население. Экономика Восточной Сибири. Дальний Восток.
Природа и население. Экономика Дальнего Востока. Итоговое занятие.
Формы работы разнообразны – беседы, конкурсы, экскурсии, игры,
теоретические занятия. Они предполагают коллективные, групповые,
индивидуальные формы работы с детьми.
Формы контроля: Анализ заданий, выполненных на контурной карте,
ответы на вопросы викторины, ответы, полученные в ходе фронтальной
беседы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

23

24

Название темы

Дата

План.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Границы России. Взгляд сквозь века.
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РОССИИ (4 ч.)
Географическое положение и границы России.
Политико-государственное устройство России.
Крайняя северная точка России.
Крайняя южная точка России
Крайняя западная точка России.
Крайняя восточная точка России.
Моря, омывающие Россию. Часовые пояса России.
ПРИРОДА РОССИИ (17 ч.)
Догеологический этап развития планеты. Особенности
рельефа России.
Россия – страна великих равнин. Горное обрамление
России.
Минеральные ресурсы России. Климат и
климатические ресурсы России.
«Солнечная печка», океанские кондиционеры, горные
стены в России.
Полюсы холода, жары, ветреной и дождливой погоды.
Откуда и куда текут реки в России. Роль воды в жизни
человека.
Водные ресурсы России. Внутренние воды России в
фольклоре.
Озера и водохранилища России. Болота и подземные
воды.
Снежный покров и ледники России.
Природные зоны России. Полярные и ледяные
пустыни. Царство тундр.
Леса России – самые большие в мире. Российские
степи.
Пустыни и полупустыни. Субтропики.
Красная книга России. «Интересные ландшафты».
Моря как крупные природные комплексы.
Природные регионы России. Восточно-Европейская
равнина.
Кавказ - самые высокие горы России. Своеобразие
природы Урала.
Западно-Сибирская равнина: особенности природы.
Восточная Сибирь: величие и суровость природы.
Дальний Восток – край контрастов.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (2 ч.)
Влияние природы на жизнь и здоровье человека.
Воздействие человека на природу. Рациональное
природопользование.
Россия на экологической карте мира. Экология и

Факт.

25

26

27

28
29
30
31
32
33
34

здоровье человека. География для природы и
общества.
НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (2 ч.)
Как изменяется численность населения России. Где
живут в России. От первобытных племѐн до
современных народов.
«Мы разные, но мы все вместе». Крупнейшие города
России и города-миллионеры.
ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (19 ч.)
Особенности экономика Центральной России.
Европейский Север. Население и хозяйство
Европейского Севера
Европейский Юг. Население и хозяйство
Европейского Юга.
Поволжье. Население и хозяйство Поволжья
Урал. Население и хозяйство Урала.
Западная Сибирь. Природа и население Западной
Сибири. Экономика Западной Сибири
Восточная Сибирь. Природа и население Восточной
Сибири. Экономика Восточной Сибири
Дальний Восток. Природа и население Дальнего
Востока. Экономика Дальнего Востока
Итоговое занятие. Подведение итогов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».