Занимательная география. 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Кунарская средняя общеобразовательная школа
(МАОУ Кунарская СОШ)

Утверждено:
Директор МАОУ Кунарская СОШ
_______________ Е.А. Асочакова
«___»_____________20____ г.

Согласовано:
Зам.директора по ВР
____________ М.А. Пантелеева
«_____»______________20____ г.

Рассмотрено:
На заседании ШМО
Протокол №
«____»______________20___ г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Занимательная география»

Направление: Внеурочная деятельность по учебным предметам образовательной программы
Уровень обучения, класс: основное общее, 8
Количество часов: 17
Учитель, категория: Оборина Мария Юрьевна, 1КК
Срок реализации: 2023-2024 года

с. Кунарское 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана в соответствии с Законом «Об Образовании в РФ»,
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования,
Письмо Министерства образования РФ от 18.06.2003 г. № 28-02-484/16
«Требования к образовательным программам для учреждений дополнительного
образования детей»
Письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 г. № 06-1844 « О примерных
требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» требованиями к оснащению
образовательного процесса.
Курс включает 17 часов: 0.5 часов в неделю, согласно учебного плана МАОУ
Кунарской СОШ.
Курс предназначен для более углубленного изучения школьного курса географии.
Он максимально учитывает пожелания и интересы обучающихся, которые были выявлены
учителем в процессе бесед и анкетирования учащихся школы, изучающих географию.
Содержание курса предназначено для расширения и углубление знаний учащихся по
физической географии материков, океанов, даются дополнительные знания
страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую
роль в образовании и воспитании учащихся.
Новизна программы заключается в том, что достаточно сложные и глубокие вопросы
о природе Земли изучаются в занимательной и доступной форме для учащихся. Ролевые
игры, кинопутешествия, презентации позволяют поддерживать и развивать
познавательный интерес учащихся. Построение занятий в такой форме позволяют также
поддерживать интерес к учению и познанию нового, неизвестного, побуждают
школьников к активной самостоятельной учебной деятельности.
Актуальность реализуемой программы заключается в том, что в этом возрасте у
школьников возникают множество вопросов, и темы, рассматриваемые в рамках
реализации программы кружка, позволят ребятам не только получить ответы, но и самим
познавать окружающий нас мир путѐм наблюдений и экспериментов. Большое внимание в
программе уделяется вопросам бережного отношения к природе.
Педагогическая целесообразность реализации программы кружка «Вокруг света»
заключается не только в том, что это позволит полезно занять свободное время учащихся,
но и пробудить интерес к активному познанию окружающего мира. В реализации
программы особое место занимает работа учащихся над творческими исследовательскими
работами.
Целями реализации программы являются:
- формирование устойчивого интереса школьников к изучению географии
- получение учащимися сверхпрограммных теоретических и практических
географических знаний, и умений;
- ознакомление учащихся с уникальными природными территориями земного шара,
являющимися достоянием всего человечества;

- более глубокое изучение отдельных вопросов физической географии своей Родины,
показ ее уникальности и значимости в мировом сообществе;
- умение работать с различными источниками информации, применять
географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов.
Образовательные и воспитательные задачи географического кружка определяются
общими целями и задачами обучения по предмету.
Важнейшими задачами являются:
- способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности:
взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе;
- побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми
знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни
природы и общества;
- обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов
занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической
науке;
- создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их
индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с ФГОС, личностными результатами обучения внеурочной
деятельности «Занимательная география» является формирование всесторонне
образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных
мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных
и этических принципов и норм поведения.
Предметные результаты
-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты
человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы
географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и
быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний
в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической
карты как одного из « языков» международного общения ;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации.
Личностные результаты
-осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях
(житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных
районов и их крупных районов и стран;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других
людей;





- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее
сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни
других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в
соответствии с собственными интересами и возможностями;
- образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной
системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных
жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал нацеленный на
понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
умение формулировать своѐ отношение к актуальным проблемным ситуациям;
умение толерантно определять своѐ отношение к разным народам;
умение использовать географические знания для адаптации и созидательной
деятельности.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.
- учиться планировать учебную деятельность на занятии.
- высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки.
- работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (дополнительную
литературу, простейшие приборы и инструменты).
- определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные универсальные учебные действия:
- ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная
информация (знания) для решения поставленной задачи в один шаг.
- делать предварительный отбор источников информации для решения поставленной
задачи
- добывать новые знания: находить необходимую информацию в предложенных
учителем словарях и энциклопедиях.
- добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах
(текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные
выводы.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;
- слушать и понимать речь других;
- выразительно читать и пересказывать текст;
- вступать в беседу на занятии и в жизни;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел 1. Введение
Вводное занятие. Организационные вопросы. Знакомство с планом работы кружка
Раздел 2. Великие путешественники.
Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр
видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам.

Раздел 3. Семь чудес света Древнего мира.
Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады
Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский
мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий,
иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.
Раздел 4. Семь новых чудес света.
Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена
(Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя ХристаИскупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий,
иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.
Раздел 5. Чудеса природного мира.
Знакомство с чудесами природного мира: Амазонка и амазонские джунгли (Юж.
Америка), Игуасу (водопад) (Юж. Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу
(Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия), подземная река ПуэртоПринсеса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР).
Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление
коллажей.
Раздел 6. Чудеса России.
Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров
(Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), Мамаев курган и
монумент
«Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций,
видеофильмов. Сообщения учащихся. Составление коллажей.
Раздел 7. Путешествие по природным зонам.
Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики), зона тундры («Суровая
жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая,
степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»), зона саванн («Гдето там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон
чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения учащихся.
Изготовление коллажей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Название темы

Дата
План.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
1

Вводное занятие.
ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ (4 ч.)

2

Афанасий Никитин. «Хождение за три моря». Христофор
Колумб. Открытие Америки

3

Фернан Магеллан. Кругосветное путешествие.
Исследователи полярных широт

4

Тур Хейердал. Путешествие на Кон-тики.

5

Подводная одиссея Ж. И. Кусто
СЕМЬ ЧУДЕС СВЕТА ДРЕВНЕГО МИРА (3 ч.)

6

Пирамиды Хеопса (Гиза, 2550 г. до н.э.). Висячие сады
Семирамиды (Вавилон, 600 г. до н. э.)
Статуя Зевса в Олимпии (Олимпия, 435 г.до н. э.)

7

Храм Артемиды Эфесской (Эфес, 550 г. до н.э.);
Галикарнасский мавзолей (Галикарнас, 351 г. до н. э.);

8

Колосс Родосский (Родос, III век до н.э.)
Александрийский маяк (Александрия, III век до н.э.)
СЕМЬ НОВЫХ ЧУДЕС СВЕТА (2 ч.)

9

Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай).
Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания)

10

Мачу-Пикчу (Перу) Статуя Христа-Искупителя
(Бразилия). Чичен-Ица (Юкатан, Мексика)
ЧУДЕСА ПРИРОДНОГО МИРА (2 ч.)

11

Бухта Халонг (Вьетнам). Остров Чеджу (Республика
Корея). Комодо (национальный парк) (Индонезия)

12

Подземная река Пуэрто-Принсеса (карстовые пещеры)
Филиппины. Национальный парк «Столовая гора» (ЮАР)
ЧУДЕСА РОССИИ (1 ч.)

13

Озеро Байкал, Долина гейзеров (Камчатка), Столбы
выветривания (Коми), Эльбрус (Кавказ), Петергоф
(Санкт-Петербург), Мамаев курган и монумент «Родинамать» (Волгоград)
ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ПРИРОДНЫМ ЗОНАМ (4 ч.)

14

От Арктики до Антарктики. Суровая жизнь в тундре

15

«Бескрайнее море тайги…». «Степь широкая, степь
безлюдная...»

Факт.

16

«Пройти пустыню – не пустяк…». «Где-то там, на
просторе зеленых саванн…». «Тропический лес полон
чудес…»

17

Игра «Вокруг света». Защита творческих работ


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».