Клуб Школьный вестник (радио)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности клуба «Школьный вестник» имеет
техническую направленность. Тематика радиопередач, формы, темы, рубрики могут быть
весьма разнообразными: тематические радиовыпуски, праздничные программы, музыкальные
программы.
Школьное радио - это общественный голос школы, отражающий реальные проблемы
сегодняшней жизни и воспитывающий стремление сообща решать возникающие вопросы и
проблемы, что способствует формированию общественного мнения, воспитанию гражданской
позиции учащихся, сплачивает коллектив в единое целое. Участие школьников в системе
школьного радиовещания развивает такие важные личностные качества, как
коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину
и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить учащимися свои
возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном
самоопределении.
Программа актуальна, поскольку является комплексной. Работа по созданию школьных
радиопрограмм помогает выявить активных, талантливых и увлеченных ребят. Создание
школьного радио позволит обеспечить более эффективное использование современных
технических средств обучения в образовательном процессе: повышается оперативность подачи
звуковой информации; перед учащимися открываются широкие возможности проявить и
реализовать свои творческие способности.
Часть занятий
клуба «Школьный вестник» будут проводиться на обновленной
материально-технической базе Центра образования цифрового и гуманитарного профилей
«Точка роста»
Новизна состоит в том, что данная программа даёт возможность использовать навыки,
полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему
средств массовой коммуникации общества, создавая условия для формирования
коммуникативной и социальной компетентностей.
Благодаря занятиям в клубе «Школьный вестник» учащиеся учатся работать коллективно,
решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными
людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают
навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными
людьми; повышается общий уровень культуры учащихся.
Адресат программы. Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа
рассчитана на детей 13-17 лет. Данный возраст богат драматическими
переживаниями, трудностями и кризисами. В этот период складываются, оформляются
устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, это
пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становление «Я», обретение
новой социальной позиции.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, радиосеть является
одним из основных элементов школьного самоуправления, так как стоит в одном ряду со
школьной газетой и выполняет примерно те же функции. Она намного интереснее, ведь
любая информация скорее найдет адресата, чем, если бы она была в любой, даже в самой
красочной газете. Поэтому в школе организовано радиовещание, оно содействует созданию
благоприятных условий для развития и нравственного формирования личности обучающихся,
способствует развитию общения. С его помощью можно вести активную пропаганду по
вопросам нравственного, патриотического воспитания, создать условия, способствующие
развитию личных качеств обучающихся.
Цель: школьная радиостанция создается в целях повышения результативности учебновоспитательного процесса, организации на её базе различных форм образовательной
деятельности учащихся и развития их личностных качеств.
Задачи:
Обучающие: формировать у детей навыки контактности, толерантности и способности к
совместному труду на основе общепринятых нравственных, этических норм общения.

Развивающие: развивать разумное, целесообразное приобщение детей к современной технике,
привитие умений и навыков правильного взаимодействия с ней; развивать культуру общения и
коммуникационных способностей; насыщение детского досуга творческим содержанием.
Воспитательные: воспитывать творческий коллектив детей, объединяющий ребят самых
разных способностей; расширять информационно-познавательные возможности учащихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она дает
возможность каждому обучающемуся попробовать свои возможности и реализовать свои
способности.
Объём, срок освоения программы: 1 год обучения с сентября по май (68 занятий) с
соблюдением каникулярного времени.
Режим занятий: понедельник с 16.30 – 17.30 ч.
среда
с 16.30 – 17.30 ч.
Основные формы и методы организации учебного процесса:
Стартовый уровень образовательной деятельности.
Число детей не менее 15 человек.
Обучение очное.
Формы организации деятельности обучающихся на занятиях: - групповые, индивидуальные,
парные.
Формы проведения занятий беседа, встреча с интересными людьми, конкурс, игра, мастеркласс, творческая мастерская, лекция, практическое занятие по отработке определенного
умения, самостоятельная деятельность детей.
Используются
следующие
методы
обучения:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный; поисковый; проблемно-поисковый (поиск и отбор аргументов, анализ
полученной информации); словесный.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание.
Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую и практическую
часть. На занятии используются тексты, образцов речи, демонстрация операций, различных
приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической
деятельности.
Формы подведения итогов реализации программы
аттестация учащихся проходит поэтапно:
- начальная проверка (сентябрь) включает сбор сведений об основных знаниях учащихся в
области радиовещания. Проводится в форме опроса.
- промежуточная аттестация (декабрь) выявляет степень освоения пройденного материала и
способности учащихся работать самостоятельно. Проводится в форме собеседования,
обсуждения выполненных работ с элементами самоанализа собственных работ.
- итоговая аттестация (май) направлена на выявление итогов освоения программы за
соответствующий год, проводится в форме - защита проектов.
Результаты освоения программы фиксируется в учебном журнале.
Показателями результативности служат выпуски радиопередач.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№
п\п
1
2
3

Содержание
Занятие-введение «Журналистика профессия и стиль жизни»
Организационный сбор творческой группы.
История
возникновения
журналистики.
Информация. Источники информации и
способы ее фиксации, а также интерпретации.
Подача материала. Эмоциональный настрой

Количество часов
всего теория практи
ка
2
1
1
2

2

3

2

1

Формы
контроля
беседа
опрос
анкета
беседа

4

5
6

7

8

9
10

11
12
13

14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

диктора – первый шаг к успеху
Передача, посвященная Дню знаний.
«Здравствуй, школа!» Сбор материала,
подготовка сценария радиопередачи
Сбор материала,
подготовка
сценария
радиопередачи к Дню пожилого человека.
Юные корреспонднты. Сбор материала к
Дню учителя. Подготовка
сценария
радиопередачи «Наши любимые учителя!»
Круглый
стол.
Как
работают
корреспонденты?
Подготовка
материала
«День народного единства».
Антинаркотическая неделя. Сбор материала.
Работа корреспондентов. Подготовка и
проведение
радиопередачи
«Курить
–
здоровью вредить».
Всероссийский День матери. Подготовка и
проведение радиопередачи.
Всемирный день профилактики и борьбы с
инфекционными заболеваниями.
Передача «Мы за здоровый образ жизни».
Волшебный праздник Новый год! Из истории
праздника. Поздравления.
Святки – особое время. «Старый» Новый год.
Подготовка и проведение радиопередачи.
Работа корреспондентов по сбору материала
на тему «Школьные новости». Репортаж с
места событий.
День святого Валентина. История праздника.
День защитника Отечества
История праздника Восьмое марта.
Поздравление учителей.
Готовимся к Дню науки. Интервьюирование.
А что у вас? Подготовка к творческому отчету
школы. Интервьюирование.
День космонавтики.
В мире интересного.
День семьи.
Весенняя неделя добра. Репортаж с места
событий. День Земли.
9 Мая – День Победы.
Поздравляем выпускников!
Здравствуй, лето!
Итого

2

1

1

интервью

3

1

2

опрос

3

1

2

опрос

3

2

1

беседа

4

1

3

опрос

3

1

2

опрос

4

1

3

анкета

3

1

2

опрос

2

1

1

беседа

4

1

3

опрос
интервью

2
2
2

1
1
1

1
1
1

беседа
беседа
беседа

3
3

1
1

2
2

беседа
анкета

3
3
2
3

1
1
1
1

2
2
1
2

беседа
опрос
опрос
беседа

3
2
2
68

1
1
1
28

2
1
1
40

анкета
беседа
опрос

Содержание учебного плана
Введение. Организация, планирование, определение целей и задач работы. Экскурсия в
школьный радиоузел. Знакомство с устройством радиоузла (усилитель, микшерный пульт,
микрофоны). Организуется занятие, на котором распределятся обязанности ведущих рубрик,
график проведения радиопередач, распределение тематических радиопередач.
Текст. Подготовительная работа, собирание материала, обработка собранного материала.
подбор интересной информации к тематическим радиопередачам; разнообразие форм ведения
радиоэфира, работа над структурой текста. Выразительные средства языка.

Работа корреспондентов. Интервьюирование. Анкетирование. Сбор и обработка собранного
материала, создание текста, подготовка музыкального сопровождения передачи.
Репортаж. Основы жанра. Структура. Создание репортажа. Мастерство радиоведущего.
Настроение ведущего - успех в эфире. Культура речи радиоведущего.
Работа в прямом эфире. Отработка навыков выразительной речи. Репетиции. Ведение
радиопередачи.
Особенностью ведения данного курса является объединение теоретической и
практической частей. Порядок работы при этом может быть различным. На некоторых
занятиях может быть выбран дедуктивно-индуктивный путь, другие занятия, напротив, могут
быть построены на основе индуктивно - дедуктивного способа.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических
группах России; освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного
наследия; уважение к культурным и историческим памятникам; потребность в самовыражении
и самореализации, социальном признании; готовность и способность к участию в школьных и
внешкольных мероприятиях; готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Регулятивные:
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учѐта выделенных
учителем ориентиров действия в новом учебном материале; самостоятельно анализировать
условия достижения цели на основе учѐта выделенных учителем ориентиров действия в новом
учебном материале; принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
планировать пути достижения целей.
Коммуникативные:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и
способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить
продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; использовать адекватные
языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с
партнѐром; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром; учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве; основам коммуникативной рефлексии.
Познавательные:
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и
Интернета;
Учебные:
формирование ИКТ-компетентности учащихся: Фиксация звуков осуществлять фиксацию
звуков с помощью учителя; использовать фиксацию звуков в ходе проведения радиопередачи.
В случае успешного решения задач участия детей в составлении и ведении радиопередач
позволит им приобрести опыт:
- в использовании современных информационных технологий;

- публичных выступлений;
- стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условий;
- развитие творческих способностей.
ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Формы занятий групповая и индивидуальная. Учебная группа состоит из 15 - 19 учащихся. Индивидуальные занятия проводятся с одаренными детьми требующие особого к себе
внимания со стороны педагога. Занятия проводятся в кабинете, регулярно проветриваемом,
хорошо освещенном помещении. Теоретическая часть включает в себя:
- постановку целей и объяснение задач.
Создание условий для развития познавательной самостоятельности учащихся
(желательно добиваться, чтобы дети сами определяли цели, методы, выбирали контроль);
- изложение нового материала (проводиться в форме беседы на основе уже пройденного
материала и полученных ранее знаний).
Практическая часть занятий строится на основе следующих принципов:
- доступности - «от простого к сложному»;
- наглядности;
- индивидуального подхода к каждому ученику;
- организации взаимопомощи в выполнении работ.
Обучающиеся участвуют в мероприятиях школы (отчетные выпуски радиопередач).
Календарный учебный график
Срок реализации программы - 1 год (с 01.09.2021 по 25.05.2022) во время каникул ДОП не
реализуется.
Занятия проводятся два раза в неделю по одному академическому часу:
понедельник с 16.30 – 17.30 ч.
среда
с 16.30 – 17.30 ч.
месяц

Дата
проведения

Форма
занятия

Формы
контроля

сентябрь 1. Введение в радиожурналистику.
2. Радиопередача «И снова
здравствуй, школа!».
3. Профессиональная этика
журналиста.
4. Язык и культура речи
журналиста.
5. «Минутки безопасности».

06.09.
08.09.

беседа
практ.работа

13.09.

опрос

опрос
выпуск
радиопередачи
анкета

15.09.

лекция

беседа

20.09.

практ.работа

6. Оформление радиоэфира.
7. «Карусель» – информация о
жизни классов.
8. Сюжетно-ролевая игра
«Репортаж с места событий».
1. Радиопередача «День пожилого
человека».
2. «День учителя».
3. «Будем говорить правильно».
4. Структура работы
радиостанции.
5. «Осенняя мозайка».

22.09.
27.09.

октябрь

Тема занятия

04.10.
06.10
11.10.

выпуск
радиопередачи
лекция
опрос
беседа-опрос
выпуск
радиопередачи
игра, тренинг беседа
(ТР)
практ.работа
выпуск
радиопередачи
практ.работа
выпуск р/п
беседа
тест
лекция
опрос

13.10.

практ.работа

29.09.
01.10.

выпуск
радиопередачи

6. Особенности радиоречи.
7. «Карусель» – информация о
жизни классов.
8. Правила работы у микрофона.

ноябрь

декабрь

январь

февраль

18.10.
20.10.

лекция
беседа-опрос

беседа
-

25.10.

лекция (ТР)

беседа

1. «Месячник здоровья».

08.11.

практ.работа

2. Специфика корреспондентской
работы на радио. Интервью.
3. «Международный день
приветствий».
4. Как писать для радио.
Редактирование текстов для
радиовещания.
5. Информационные новости из
классов.
6. Сценарий радиопередачи.
7. «День Матери».

10.11.

беседа

выпуск
радиопередачи
опрос

15.11.

беседа-опрос

17.11.

лекция (ТР)

22.11.

прак.работа

24.11.
29.11.

лекция
практ.работа

8. Работа с аудиторией.
1. «Час здоровья».

30.11.
01.12.

интерью
прак.работа

2. Радиожурналист-редакторведущий режиссёр.
3. «День Конституции».

06.12.

лекция

08.12.

практ.работа

4. Терминология традиционная и
современная.
5. «Новогодняя мозаика».

13.12.

лекция

15.12.

беседа-опрос

6. Производственный процесс
радиопередачи.
7. «Карусель» – информация о
жизни классов.
8. Анализ режиссуры известных
радиопостановок.
1. «Телефон спасения - 01».

20.12.

лекция

выпуск
радиопередачи
беседа

22.12.

интервью

опрос

27.12.

беседа

10.01.

круглый стол
(ТР)
практ.работа

2. Звуковые носители.
Компьютерные
радиовещательные комплексы.
3. «Подкормите птиц зимой».

12.01.

лекция

17.01.

беседа-опрос

4. Музыкальная трансляция.

19.01.

интервью

5. «Карусель» – информация о
жизни классов.
6. Богатство русского языка.
Крылатые выражения.
1. «Ими гордится страна».

24.01.

беседа-опрос

26.01.
02.02.

мозговой
штурм
практ.работа

2. Литературные и драматические
радиопередачи.

07.02.

анкетиров.

выпуск
радиопередачи
анализ текстов
выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
опрос

выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
выпуск
радиопередачи
выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
беседа

март

апрель

май

3. «Думай до, а не после…».

09.02.

практ.работа

выпуск
радиопередачи
опрос

4. Особенности работы с
микрофоном.
5. День памяти воинов –
интернационалистов.
6. Радиопередача, посвящённая
Дню защитника Отечества.
1. Дикторская речь и ее роль в
радиопередачи.
2. Международный женский день.
Поздравления для любимых
учителей.
3. Информационная рубрика.

14.02.

беседа

16.02.

прак.работа

21.02.

интервью

выпуск
радиопередачи
выпуск р/п

02.03.

беседа

тест

07.03.

опрос

выпуск р/п

09.03.

опрос

4. Работа со словарем.
5. «Мир вокруг нас». Защита
проектов.
6. Редактирование текстов
передачи.
7. Информационные новости из
классов.
8. Речевой этикет.
1. Всемирный день здоровья.

14.03.
15.03

работа в
группах
беседа
практ.работа

16.03.

интервью

17.03.

беседа

18.03.
30.03.

семинар (ТР)
практ.работа

2. Грамматические трудности.
3. Час экологии.

04.04.
06.04.

семинар
практ.работа

4. Особенности речи перед
микрофоном.
5. «Весенняя неделя добра».
Выставка работ.
6. Работа в радиостудии с
аппаратурой.
7. Информационные новости из
классов.
8. Отработка техники речи.
1. «Вахта памяти. 76-ой
Годовщине Великой Победы
посвящается…»
2. Радиопередача, посвящённая
Дню Победы.
3. Крепка семья, крепка держава.
4. Диагностика «Радости и
огорчения».
5. «Вам, выпускники…». Концерт.

11.04.

лекция

13.04.

интервью

18.04.

лекция

20.04.

опрос

27.04.
04.05.

практ.работа
практ.работа

06.05.

практ.работа

11.05.
16.05.

интервью
анкетирование

18.05.

беседа

6. Ими гордится школа!
7. Информационная программа о
ЛТО «Солнышко».
8. Подведение итогов года. Защита
собственных проектов
радиопередач.

20.05.
23.05

практ.работа
беседа

24.05.

круглый стол
(ТР)

опрос
выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
анкетирование
выпуск
радиопередачи
опрос
выпуск
радиопередачи
беседа
выпуск
радиопередачи
опрос
выпуск
радиопередачи
тест
викторина
выпуск
радиопередачи
опрос
тест
выпуск
радиопередачи
опрос
выпуск
радиопередачи
защита
проектов

Материально-техническое обеспечение программы
Оборудование:
учебный
класс,
соответствующий
санитарно-гигиеническим
и
противопожарным требованиям. Для эффективности образовательного процесса необходимо
техническое оборудование: компьютер; проектор; флешки; бумага, ручки, карандаши,
фломастеры, оборудование радиорубки;
- информационное обеспечение – аудио -, видео -, фото-, интернет источники;
- дидактический материал – книги, пособия, словари.
Оценочные материалы
- анкетирование;
- материал тестирования;
- педагогическое наблюдение;
- анализ продуктов деятельности детей.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов
- участие в семинарах, круглых столах, мозговых штурмах;
- публикация статей в СМИ и на школьном сайте;
- регулярное проведение радиопередач.
Методические материалы
Аудиоисточники,
оборудование радиорубки,
видеоисточники,
фотоисточники,
интернет источники;
книги,
пособия,
словари.
Взаимодействие педагога с семьёй
Творческий союз педагога дополнительного образования и родителей, совместное
сотрудничество, творческое общение, взаимное доверие и взаимное уважение помогут
наполнить жизнь ребёнка интересными делами, посильным трудом; окажут воздействие на
формирование самостоятельности и самоконтроля. Совместная работа детей и родителей
может быть более творческой, слаженнее, несущей больше информации, интереснее.
Наладить взаимодействие с родителями призваны: - мастер-классы, семинары, творческие
мастерские, традиционные формы – родительские собрания и индивидуальные консультации,
беседы по необходимости. Очень важен подобный контакт с семьёй, который помогает
создать духовную близость взрослых и детей, поднимает авторитет родителей.
Список литературы
1. Акишина А.А., Формановская Н.И. Русский речевой этикет. – М., 2009
2. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. – М., 2009
3. Горелов Н.И. и др. Умеете ли вы общаться? – М., 2008
4. Лосева Л.М. Как строится текст. – М.: Просвещение, 2011
5. Москвин В.П. Стилистика русской речи. Приемы и средства выразительной и образной
речи. – Волгоград: Учитель, 2008
6. Сергеева Н.Н., Капинос В.И. Развитие речи. – М.: Просвещение, 2009
Список литературы для учащихся
1. Галлингер И.В. Культура речи. Нормы современного русского языка. Пособие для
учащихся, словарь, методические рекомендации. – М., 2010
2. Зарецкая И.И. Учись общаться. – М., 2004
3. Кудрявцева Т.С. Деловой этикет. Пособие для учащихся. – «Юнвес», М., 2011
4. Ушаков Т.Н. Речь человека в общении. – М., 2007

5. Якобсон П.М. Общение людей как социально-психологическая проблема. – М., 2008
Словари:
1. Орфографический словарь русского языка. Под ред. Р.И. Аванесова.
2. Словарь трудностей русского языка. Состав. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А.
3. Трудности русского языка. Словарь-справочник журналиста. Под ред. Л.И. Рахмановой.
Ссылки на вебстраницы
1. http://control.audiopedia.su/
2. http://gazetazm.ru/?p=5408
3. http://gazetazm.ru/
4. http://ppt4web.ru/pedagogika/
5. http://eidos-projects.livejournal.com/
6. http://nsportal.ru/shkola/raznoe/
7. http://www.goloslogos.ru/
8. http://zanimatika.narod.ru/Narabotki13

Приложение № 1
Оценочные материалы
«Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной образовательной
общеразвивающей программы»
Показатели
(оцениваемые
параметры)

Критерии

Степень выраженности
оцениваемого качества

Кол-во
баллов

1. Организационно-волевые качества
1. Терпение

2. Воля

3. Самоконтроль

Вывод

1. Самооценка
2. Интерес к
занятиям в детском
объединении.

Вывод

1. Конфликтность
(отношение
ребенка к
столкновению
интересов (спору) в

Способность переносить
(выдерживать) известные
нагрузки в течение
определенного времени,
преодолевать трудности.
Способность активно
побуждать себя к
практическим действиям.

Терпения хватает менее чем
на ½ занятия.
Терпения хватает более чем
на ½ занятия.
Терпения хватает на все
занятие.
Волевые усилия ребенка
побуждаются извне.
Иногда – самим ребенком.

10

Всегда - самим ребенком.

10

Умение контролировать
свои поступки (приводить к
должному свои действия).

Ребенок постоянно действует
под воздействием контроля
извне.
Периодически контролирует
себя сам.
Постоянно контролирует
себя сам.
Уровень сформированности Низкий
организационно-волевых
Средний
качеств
Высокий
2. Ориентационные качества
Способность оценивать
себя адекватно реальным
достижениям.
Осознанное участие
ребенка в освоении
образовательной
программы.

Завышенная
Заниженная
Нормальная
Интерес к занятиям
продиктован ребенку извне.
Интерес периодически
поддерживается самим
ребенком.
Интерес постоянно
поддерживается ребенком
самостоятельно.
Уровень сформированности Низкий
ориентационных качеств.
Средний
Высокий
3. Поведенческие качества
Способность занять
Периодически провоцирует
определенную позицию в
конфликты.
конфликтной ситуации.
Сам в конфликтах не
участвует, старается их
избежать.

1
5

1
5

1

5
10
до 3
4-15
16-30
1
5
10
1
5

10
до 2
3-10
11-20
1
5

процессе).
2. Тип
сотрудничества
(отношение
ребенка к общим
делам детского
объединения).
Вывод
Заключение

Умение воспринимать
общие дела как свои
собственные.

Пытается самостоятельно
уладить возникающие
конфликты.
Избегает участия в общих
делах.
Участвует при побуждении
извне.
Инициативен в общих делах.

Уровень сформированности Низкий
поведенческих качеств.
Средний
Высокий
Результат личностного
Низкий
развития ребенка в
Средний
процессе усвоения им
Высокий
дополнительной
образовательной
общеразвивающей
программы.

10

1
5
10
до 2
3-10
11-20
0-7
8-37
38-70

Приложение № 2
Тестовые вопросы по журналистике
Правильный вариант ответа отмечен знаком +
1. Термин «журналистика» пришел в русский язык из … языка.
- Английского
- Чешского
+ Французского
2. Что является главным «инструментом» журналиста?
+ Слово
- Графическая информация
- Звуковая информация
3. К какому жанру относится заметка?
+ Оперативно-новостному
- Исследовательско-новостному
- Оперативно-образному
4. Чаще всего к монологической форме подачи информации журналисты прибегают
в:
- Очерке
- Интервью
+ Статье
5. Как называлась первая в России печатная газета?
+ «Ведомости»
- «Императорские известия»
- «Голос пролетариата»
6. Кто является изобретателем радиоприемника?
- В. Гамильтон
- Г. Герц
+ А. Попов
7. Укажите основные отличительные черты газеты, которые выделяют ее среди
прочих печатных изданий:
+ Актуальность, периодичность, публичность, универсальность
- Тематическая направленность, периодичность, системность
- Публичность, платность, хронологичность, универсальность
8. Желтая пресса – это:
- Наиболее достоверная пресса
- Тематические издания для отдельных слоев населения
+ Газеты, журналы и другие периодические издания, информация в которых основана на
сплетнях и слухах
9. Основная задача журналистики как профессии заключается в:
+ Передаче информации
- Сборе и систематизации информации
- Отражении определенной точки зрения
10. Информационное сообщение, освещающее мероприятие или событие – это:
- Очерк
+ Отчет
- Заметка
11. Журналистика образно называется:
+ Четвертной ветвью власти
- Серым кардиналом власти
- Рупором общественного мнения
12. Когда в России отмечается День свободной прессы?
- 24 ноября
+ 13 января
- 11 июня

13. Эффектом присутствия, достоверности, сопереживания обладает:
+ Репортаж
- Очерк
- Интервью
14. Анкетирование – это способ сбора информации, который используется в жанре:
- Рецензия
- Обозрение
+ Репортаж
15. Закон РФ «О СМИ» определяет обязанности журналиста в … статье.
- 15
+ 49
- 109
16. Главный компонент любого жанра, вида и рода журналистской деятельности –
это:
- Объективный характер подачи информации
- Субъективный характер подачи информации
+ Литературная основа
17. Что означает понятие «лид» в журналистике?
+ Жизненный материал произведения
- Специфику стиля
- Вступление к основному повествованию
18. Специалист, который обеспечивает пластику экрана, постановку кадра в
тележурналистике – это:
- Статист
+ Оператор
- Осветитель
19. Объем рекламы в теле- и радиоэфире не должен превышать:
+ 20% объема вещания
- 30% объема вещания
- 35% объема вещания
20. Предмет журналистской деятельности – это:
- Целевая аудитория
- Многообразие общественных явлений
+ Реальная деятельность людей и общества во всем многообразии ее проявлений
21. Перечислите элементы, которые входят в систему журналистских видов
деятельности.
- Пропагандистская деятельность, редакторская деятельность, исследовательская
деятельность
- Рекламная деятельность, редакторская деятельность, писательская деятельность
+ Творческая деятельность, рекламная деятельность, редакторская деятельность
22. Укажите свойство массовой информации.
+ Общепризнанность и общедоступность
- Исходит лишь от профессиональных журналистов
- Не ориентируется на широкую аудиторию
23. Какой вид журналистской деятельности отличается самым низким индексом
позитивного отношения?
- Руководство отделом или редакцией
- Общение с посетителями редакции
+ Правка материалов других сотрудников
24. Укажите личное качество журналиста, которое позитивнее всего влияет на его
профессиональную деятельность.
- Способность к быстрой социальной адаптации
+ Высокий уровень общей активности
- Общительность
25. Сформулируйте гражданскую позицию журналиста.

+ В практической деятельности реализуется профессиональный долг, который есть
служение во благо всех членов общества
- Информация, которую журналист доносит до широких масс людей, должна быть
достоверной и не иметь оттенков субъективности
- Непринятие цензуры
26. Оригинальными чертами журналистской информации являются:
+ Польза, оригинальность
- Оригинальность, своевременность
- Объективность, своевременность
27. Совокупность взаимосвязанных действий, которые направлены на создание
условий получения гражданами информации, удовлетворяющей их базовые
потребности и интересы – это:
+ Информационная политика
- Информационная функция журналистики
- Коммуникативная функция журналистики

Приложение № 3
Текст для дикции
Читайте вслух этот текст ежедневно и через 2 недели вы удивитесь возможностям своей
речи. Для начала стоит проговорить текст медленно. Когда вы сможете выговорить

чистоговорку медленно, четко и ясно, отчеканивая каждый звук, беззвучно проработайте
артикуляцию. Отработав движения губ, произнесите текст шёпотом. Помните: чтобы
научиться говорить быстро - нужно научиться говорить медленно!
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский регулировщик
регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не
вылавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал, как
интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто, да не чисто
рапортовал, да не дорапортовал дорапортовывал да так зарапортовался про
размокропогодившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебный
прецедент, лигурийский регулировщик акклиматизировался в неконституционном
Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который
начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи,
а то придет бомбардир из Бранденбурга бомбами забомбардирует за то, что некто
чернорылый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в
деле, да и Клара к крале в то время кралась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что
Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе деготниковой вдовы Варвары два этих вора
дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки
шумели в драке, вот и не до бомбардира ворам было, и не до деготниковой вдовы, и не до
деготниковых детей; зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова,
три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два дровокола дроворуба для
расчувствовавшейся Варвары выдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где
цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец
против овец, против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сеньку
Соньку с Санькой на санках: санки скок, Сеньку в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка
только шапкой шишки сшиб, затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька
же Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту
еще и три ватрушки аккурат в медовик, но ей не до медовика Сонька и с ватрушками во рту
пономаря перепономарит, перевыпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится:
была у Фрола Фролу на Лавра наврала, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что вахмистр с
вахмистршей, ротмистр с ротмистршей, что у ужа ужата, а у ежа ежата, а у него
высокопоставленный гость унес трость, и вскоре опять пять ребят съели пять опят с
полчетвертью четверика чечевицы без червоточины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть
пирогов с творогом из сыворотки из-под простокваши, о всем о том около кола колокола
звоном раззванивали, да так, что даже Константин зальцбуржский бесперспективняк из-под
бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовать, не
перевыколоколовать,
так
и
всех
скороговорок
не
перескороговорить,
не
перевыскороговорить; но попытка не пытка.

Приложение № 4

Голос как визитная карточка
Для начала откроем первый секрет ведущего на радио – это голос. Главное требование к
радийному оратору заключается в красивом тембральном окрасе и отсутствии так называемых
милизмов (лишнее эмоциональное окрашивание слов). Другими словами, голос ведущего
должен быть четким и без каких-либо дефектов. Кстати, если у человека есть небольшие
нарушения

дикции,

их

можно

легко

исправить.

Для

этого

необходимо

выбрать

профессионального преподавателя по технике речи и начать проводить с ним сеансы по
совершенствованию произношения. Обычно занятия начинаются с прослушивания голоса,
человек садится к микрофону и начинает говорить, его голос записывается и затем
прослушивается вместе с преподавателем. На записи слышны все недочеты и лишние звуки, к
которым относятся лишние согласные и гласные звуки при произношении, неправильные
интонации и "урезанные" окончания слов.
Второй секрет говорящего у микрофона – это умение четко, быстро и задорно читать тексты
перед микрофоном. В настоящее время существует огромное количество скороговорок, при
помощи которых можно натаскать себя на чтение новостей. Многие пользователи социальных
сетей видели ролики, на которых учащиеся дикторских школ начинают зачитывать с серьезным
видом забавный текст: "В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурийский
регулировщик регулировал в Лигурии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так
и не вылавировали..." Эту краткую повесть от А. Пантелеева знают все преподаватели по
технике речи и их ученики. Можно с уверенностью сказать, что если вы этот текст сумеете
прочесть быстро и при этом ни разу не ошибетесь в произношении, то дорога на радио вам
открыта.
Третьим секретом любого радиоведущего является правильное произношение ударений в
словах. У новичков на радио часто случается культурный шок, и они никак не могут
привыкнуть к тому, что телефон все-таки звонИт, а микрофон – включЁн. Еще одной частой
ошибкой ведущих бывает неправильное употребление слов надеть и одеть. В данном случае
нужно просто запомнить простую истину – "Надеть одежду, одеть Надежду". Для того чтобы
правильно ставить ударения в словах, каждый уважающий себя диктор приобретает
специальный орфоэпический словарь. Его можно найти на полках любого крупного книжного
магазина. Обычно он называется "Словарь ударений для дикторов радио и телевидения".
Для человека, который хочет добиться своей цели, нет преград. Если вы сейчас решили стать
радиоведущим – будьте им!


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».