Пояснительная записка Постановление Свердловской области « Об утверждении государственной программы Свердловской области» «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» определяет направление патриотического воспитания, которое представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства в верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Также, согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» регламентируется необходимость создания системы комплексного методического сопровождения деятельности педагогов и других работников, участвующих в воспитании подрастающего поколения, по формированию российской гражданской идентичности. При этом в рамках осуществления деятельности по патриотическому воспитанию детей и молодежи особое внимание должно уделяется взаимодействию с институтами гражданского общества и общественными некоммерческими организациями. Одной из форм вовлечения детей и молодежи в активную социальную практику в Российской Федерации является участие детей и молодежи Движении «ЮНАРМИЯ». Актуальность программы курса внеурочной деятельности «Юнармия» заключается в необходимости реализации основной цели ВВПОД «Юнармия» - развитие и поддержка инициативы в освоении истории отечественного воинского искусства, вооружения и воинских традиций, освоения воинских профессий, подготовки обучающихся к службе в рядах вооруженных сил. Решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и всех народов России. Всё это свидетельствует о необходимости продолжения работы, направленной на решение комплекса проблем патриотического воспитания. Программа предлагает в дальнейшем продолжение работы по системе патриотического воспитания детей. Цели курса: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у неё профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней, видов государственной службы, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности. Для реализации поставленных целей курс решает следующие задачи: - реализация государственной молодёжной политики Российской Федерации; - воспитание чувства патриотизма, приверженности идеям - интернационализма, дружбы и войскового товарищества, противодействия идеологии экстремизма; - воспитание уважения к Вооружённым Силам России, формирование положительной мотивации к прохождению военной службы, всесторонняя подготовка к исполнению воинского долга; - изучение истории страны и военно-исторического наследия Отечества, развитие краеведения; - пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости и повышение физической подготовленности; - приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству; - получение теоретических и практических навыков для защиты Отечества; - совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности; - содействие развитию активной гражданской позиции подростков. В основе программы курса внеурочной деятельности «ЮНАРМИЯ» лежат ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Программа курса обеспечивает достижение воспитательных результатов первого, второго и третьего уровней. Программа рассчитана на 68 часов в год, по 2 часа в неделю. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы: 12-17 лет. Планируемые результаты освоения курса I.Личностные: o Осознанное ценностное отношение к национальным базовым ценностям, России, своему народу, своему краю, отечественному культурноисторическому наследию, государственной символике, законам РФ, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению; сформированная гражданская компетенция. o Понимание и осознание моральных норм и правил нравственного поведения, в том числе этических норм взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп. o Положительный опыт взаимодействия со сверстниками, старшим поколением и младшими детьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; сформированная коммуникативная компетенция. o Способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей. o Понимание и осознаний взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека. o Осознание негативных факторов, пагубно влияющих на здоровье. o Умение делать осознанный выбор поступков, поведения, образа жизни, позволяющих сохранить и укрепить здоровье. o Представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни. o Потребность заниматься физической культурой и спортом, вести активный образ жизни. II. Метапредметные: Регулятивные: o умение ставить цель своей деятельности на основе имеющихся возможностей; o умение оценивать свою деятельность, аргументируя при этом причины достижения или отсутствия планируемого результата (участие в соревнованиях и смотрах); o формирование умения находить достаточные средства для решения своих учебных задач; o демонстрация приёмов саморегуляции в процессе подготовки мероприятий разного уровня, участие в них, в том числе и в качестве конкурсанта. Познавательные: o умение осознавать свое место в военно-патриотических акциях; o навык делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи на основе полученной информации о времени, эпохе при знакомстве с работами известных военных конструкторов и действий полководцев; o анализ и принятие опыта разработки и реализации проекта исследования разной сложности; o умение самостоятельно находить требуемую информацию, ориентироваться в информации, устанавливать взаимосвязи между событиями и явлениями; o критическое оценивание содержания и форм современных внутригосударственных и международных событий; o овладение культурой активного использования печатных изданий и интернетресурсами. Коммуникативные: o умение организовать сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками в отряде; o приобретение навыков работы индивидуально и в коллективе для решения поставленной задачи; o умение находить общее решение и разрешать конфликты; соблюдение норм публичного поведения и речи в процессе выступления. III. Предметные (на конец освоения курса): Обучающиеся научатся: o использовать элементарные теоретические знания по истории техники и вооружения; o применять основы строевой подготовки и дисциплины строя; o отличать истинные намерения своего государства и западных держав от того, что предлагают современные СМИ; o владеть приёмами исследовательской деятельности, навыками поиска необходимой информации; o использовать полученные знания и навыки по подготовке и проведению мероприятий военно-патриотической направленности. Обучающиеся получат возможность научиться: o правильно применять и использовать приемы владения стрелковым оружием; o владеть навыками управления строя; o готовить и проводить военно-патриотческие мероприятия для разных целевых аудиторий; o участвовать в соревнованиях и смотрах-конкурсах по военнопатриотической тематике разного уровня; o готовить исследовательские работы по истории создания и применения вооружения и военной технике для участия в конференциях и конкурсах. Раздел «Военно-историческая подготовка» содержит теоретические темы, связанные со знакомством и изучением истории российской армии, русского оружия, русского мундира, а также жизни и деятельности российских конструкторов оружия и военной техники. Основной вид деятельности познавательный в форме познавательных бесед, изготовлением и демонстрации соответствующих презентаций. Раздел «Основы военной службы» имеет и теоретическую часть по основам военной службы, знакомство с устройством Вооруженных Сил РФ и подготовкой будущих призывников. Используемые формы – познавательные беседы и презентации. Значительная доля отведена практическим занятиям по строевой подготовке, а также устройству и принципам работы стрелкового оружия и обучению выполнения нормативов по ОМП. Обучающиеся не только выполняют упражнения, но и обучаются правильно отдавать команды и контролировать правильность выполнения. Раздел «Прикладная физическая подготовка» содержит темы, связанные с подвижными играми, кроссовой подготовкой, силовой подготовкой с использованием подручных средства, а также изучением основ рукопашного боя. Формы занятий имеют практическую направленность, ю с изучением и отработкой новых приемов. Раздел «Подготовка к военно-патриотическим конкурсам и соревнованиям» связан с непосредственной подготовкой и участием в военноспортивных соревнований и конкурсов, которые проходят в школе и за ее пределами в этот период. Как правило, они имеют военно-патриотическое значение и проводятся в преддверии и во время празднования Дня защитника Отечества. Раздел «Основы военно-технической и специальной подготовки» направлен на подготовку и проведению стрельб из стрелкового (пневматическое электронное) оружия. В нем изучаются устройство и работа составных частей и механизмов, правила стрельбы и производство стрельб. Тематическое планирование Количество часов № п/п Наименование программы 1 Модуль «Военноисторическая подготовка» 2 Модуль «Основы службы» 3 Модуль «Прикладная физическая подготовка» 4 Модуль «Подготовка к военно-патриотическим конкурсам и соревнованиям» 1 2 3 4 модулей военной всего Теоретические занятия Практические занятия 14 14 - 16 3 13 20 19 1 2 6 8 5 5 Модуль «Основы военнотехнической и специальной подготовки» ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 10 3 6 68 41 26 Поурочное планирование Наименование раздела Количество часов Всего Теоретические занятия Практические занятия Раздел 1.Военно-историческая подготовка( 14ч) История Российской армии 1 1 - История Вооружённых сил РФ 1 1 - История военной формы (мундира) История русского оружия 1 1 - 1 1 - История жизни и деятельности российских конструкторов оружия и военной техники 2 2 - Куликовская битва 1 1 - Походы А.В Суворова 2 2 - Отечественная война1812 года 1 1 - 2 2 - 2 2 - Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Просмотр фильма «Полководец Жуков» Раздел 2.Основы военной службы (16ч) Служба в ВС - конституционная обязанность и почетное право гражданина РФ. 1 1 Служба в ВС по призыву и по контракту. 1 1 Строи. Строевая стойка. Повороты на месте. Выход из строя и подход к начальнику 1 - 1 Строевой шаг. Повороты в движении. Строи. Перестроение на месте и в движении. Строи. Строевая стойка. Повороты на месте. Выход из строя и подход к начальнику 1 - 1 1 - 1 1 - 1 Строевой шаг. Повороты в движении. Строи. Перестроение на месте и в движении. Строевые приемы в движении. Исполнение песни в движении в колонне по3. Строевые приемы в движение: перестроение из колонны по одному в колонну по два. 1 - 1 1 - 1 1 - 1 2 - 2 Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия 1 1 - Общее устройство и принцип работы стрелкового оружия (разборка и сборка АК) 2 - 2 - Надевание и снимание 2 противогазов (выполнение норматива) Раздел 3.Прикладная физическая подготовка(20ч) 2 Подвижные игры в спортивном зале Подвижные игры на местности. 2 - 2 2 - 2 Силовая подготовка с использованием снарядов и подручных средств Силовые эстафеты. Круговая тренировка. 2 1 1 2 - 2 Подвижные игры с элементами лазания, перелазания и с прыжками через препятствия. 2 - 2 Разучивание приемов рукопашного боя Тренировка в выполнении приемов рукопашного боя Бег по пересеченной местности Кросс по пересеченной местности Военно-спортивные эстафеты 2 - 2 4 - 4 1 - 1 1 - 1 2 - 2 Раздел 4:Военно-историческая подготовка(8ч) Подготовка к 8 2 6 военнопатриотическим конкурсам и соревнованиям Раздел 5: Основы военно-технической и специальной подготовки (10ч) Устройство и взаимодействие 2 2 частей пневматической винтовки Приемы и правила стрельбы из пневматической винтовки Стрельба из пневматической винтовки Итого 2 1 1 6 - 6 68 41 26 Формы контроля результатов усвоения программы: исследовательские работы, социально-значимые акции в социуме (вне ОУ), художественные акции, краеведческие экспедиции и слёты, фестивали и конкурсы, исследовательские конференции, соревнования и смотры военно-патриотического содержания. Учебно-методическое обеспечение : Конституция и законы Российской Федерации; Строевой устав Вооружённых сил Российской Федерации; Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы»; Постановление Свердловской области « Об утверждении государственной программы Свердловской области» «Реализация молодежной политики и патриотического воспитания граждан в Свердловской области до 2024 года» 4.Учебник, А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. ОБЖ. 10 класс. Москва, «Просвещение»,2012г 5.Дни воинской славы России. Москва, ООО Глобус, 2007 6.Васютин Ю.С. Военно-патриотическое воспитание: теория, опыт. - М.: Издательство Мысль, 1984 г.