Мир профессий. 5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий»
составлена на основе следующих нормативных документов:
1. Закон РФ «Об образовании» №273 – ФЗ от 29 декабря 2012г.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010
года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011
года № 19644«Об утверждении и введении в действие федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 04 октября 2010 г.
№ 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным
учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и
оборудования учебных помещений", зарегистрирован в Минюсте РФ 8
февраля 2010 г., регистрационный N 16299;
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации
от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при
введении Федерального образовательного стандарта общего образования».
5. Сборник программ. Исследовательская и проектная деятельность.
Социальная деятельность. Профессиональная ориентация. Здоровый и
безопасный образ жизни. Основная школа / С.В. Третьякова, А.В. Иванов,
С.Н. Чистякова и др.; авт.-сост. С.В. Третьякова. – 2-е изд. – М.:
Просвещение, 2014. – 96 с. – (Работаем по новым стандартам).
Профессиональная ориентация в школе призвана решать задачу
формирования личности работника нового типа, способного выбирать сферу
профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным
особенностям и запросам рынка труда, что обеспечит более эффективное
использование кадрового потенциала страны и рациональное регулирование
рынка труда.
Программа профессиональной ориентации обучающихся на ступени
основного общего образования должна помочь формированию у
обучающихся готовности к выбору направления профильного образования и
способности ориентироваться в сложном мире труда.
У подростков важно формировать осознание ими своих интересов,
способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и
своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность
выступает для подростка как способ создания определенного образа жизни,
как путь реализации своих возможностей. Рабочая программа «Мир
профессий» помогает расширить представления детей о мире профессий и
научит детей исследовать свои способности применительно к
рассматриваемой профессии. Программа «Мир профессий» представляет
систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся пятых
классов.
Разнообразие
организационных
форм
и
расширение
интеллектуальной сферы каждого обучающегося обеспечивает рост
творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм
взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной

деятельности.
Отличительными
особенностями
программы
«Мир
профессий» являются:
1. Определение видов организации деятельности учащихся,
направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и
воспитательные результаты.
3. Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках
внутренней системы оценки: педагогом, администрацией, родителями.
Цели, задачи и принципы программы
Цель программы – оказание учащимся психолого-педагогической и
информационной
поддержки
в
формировании
жизненного
и
профессионального самоопределения.
Основные задачи реализации Программы:
формирование у учащихся ценностного отношения к трудовому
становлению;
обеспечение развития у школьников отношения к себе как к субъекту
будущего профессионального образования и профессионального труда;
формирование у обучающихся готовности к принятию осознанного
решения при проектировании своего образовательно-профессионального
маршрута по завершении обучения в основной школе;
приобщение детей к работе со справочной и энциклопедической
литературой.
Профессиональная
ориентация
обучающихся
реализует
следующие принципы:
- доступность, познавательность и наглядность;
- учет возрастных особенностей;
- сочетание теоретических и практических форм деятельности;
- психологическая комфортность.
На этом возрастном этапе важно не определить, кем стать в профессии,
а только подвести школьника к формированию готовности и способности к
самостоятельному выбору профессиональной деятельности и/ или
направления профильного образования.
Основной метод: Метод проблемного обучения, позволяющий путем
создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и
гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике
занятий. Так как каждое из занятий имеет тематическое наполнение,
связанное с рассмотрением определенной профессии, учащиеся имеют
возможность расширить свои представления о мире профессий, а также
исследовать свои способности.
Формы организации занятий: беседы, игры-викторины, описание
профессии, сочинения, экскурсии, встречи с представителями разных
профессий.

Рабочая программа «Мир профессий» педагогически целесообразна,
так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных
способностей ребенка, развитию у детей интереса к различным видам
деятельности, желанию активно участвовать в практической деятельности,
умению самостоятельно организовать свое свободное время. Познавательнотворческая внеурочная деятельность обогащает опыт коллективного
взаимодействия школьников, что в своей совокупности дает большой
воспитательный эффект. Рабочая программа «Мир профессий» рассчитана на
любого ученика, независимо от его уровня интеллектуального развития и
способностей.
Объем: Программа по внеурочной деятельности «Мир профессий»
рассчитана на 34 часов и предполагает проведение 1 занятия в неделю в 5
классе.
Срок реализации – 1 год.
2. Результаты освоения рабочей программы «Мир профессий»
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов
реализации Требований к результатам освоения основных образовательных
программ
федерального
государственного
стандарта.
Содержание
программы «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь
следующих результатов:
Личностные результаты
освоения
обучающимися
внеурочной
образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее:
овладение начальными сведениями об особенностях различных
профессий, их происхождении и назначении;
формирование позитивных отношений школьника к базовым
ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура),
ценностного отношения к социальной реальности в целом;
формирование
коммуникативной,
этической,
социальной
компетентности школьников.
Метапредметные результаты:
Регулятивные универсальные учебные действия: предвосхищать
результат; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей,
родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений;
стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия: ставить вопросы;
обращаться за помощью; формулировать свои затруднения; предлагать
помощь и сотрудничество; определять цели, функции участников, способы
взаимодействия; договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; формулировать собственное мнение и позицию;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия: ставить и
формулировать проблемы; осознанно и произвольно строить сообщения в
устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского

характера; узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей
действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; запись,
фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
установление причинно-следственных связей.
Формы учета знаний, умений
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный
фронтальный опрос, беседа, написание сочинений-рассуждений «Профессии
моих родителей», «Почему мне нравится профессия». По окончании курса
предусмотрено:
составление презентации;
проведение занятия в игровой форме «В мире профессий» (5 кл. )
3. Содержание курса внеурочной деятельности
Вводное занятие (1 час)
Мир профессий (33 часов)
Многообразие мира профессий
«Кем быть, каким быть?»
Конкурс рисунков «Профессии, которые нас окружают»
Профессии моего города
Профессии моих родителей (мамы)
Профессии моих родителей (папы)
Профессии школы
Профессии прошлого
Профессии будущего
Профессия «повар». Экскурсия в столовую
Профессии «учитель», «воспитатель»
Профессии «психолог», «социальный педагог»
Профессия «библиотекарь»
Профессия «юрист»
«Что мы узнали»
Профессии сферы услуг
«Я б в спасатели пошел, пусть меня научат». Профессия «спасатель»,
«пожарный»
Экскурсия в пожарную часть
Мир интересных профессий
«Почему нравится профессия»
Профессия «писатель»
Морское путешествие: матрос, рулевой моторист, судоводитель, электромеханик
Профессии авиации (диспетчер, пилот, стюардесса, радист, кассир)
Игротека «Угадай профессию»
Профессии XXI века. Информационные и компьютерные технологии
Профессии нашего региона
Человек – техника. Типы профессий
Человек – природа. Типы профессий.
Человек – человек. Типы профессий

Человек – знак. Типы профессий.
Человек – художественный образ. Типы профессий.
Заключительное занятие

4. Тематическое планирование с определением основных видов
деятельности учащихся
5 класс
№
п/п

Тема

Количество
часов

Планируемые виды
деятельности

1

Вводное занятие

1

Дискуссия

2

Многообразие мира
профессий

1

Просмотр презентации,
отгадывание загадок

3

«Кем быть, каким
быть?»

1

Написание сочинениярассуждения

4

Конкурс рисунков
«Профессии, которые
нас окружают»

1

Рисование

5

Профессии моего
города

1

Просмотр презентации,
беседа

6

Профессии моих
родителей

1

Круглый стол, беседа

7

«Профессии моих
родителей»

1

Написание сочинениярассуждения

8

Профессии школы

1

Составляем список
профессий в школе,
выбираем профессии,
составляем вопросы для
интервью

9

Профессии прошлого

1

Составляем список
профессий прошлого,
составляем анкету и
проводим анкетирование,
презентация

Дата
планируемая

Дата
фактическая

10 Профессии будущего

1

Составляем список
профессий будущего,
составляем анкету и
проводим анкетирование,
презентация

11 Профессия «повар».
Экскурсия в столовую

1

Знакомство с содержанием
профессии. Интервью
(профессионально-важные
качества, риски
профессии),
фоторепортаж.

12 Профессии «учитель»,
«воспитатель»

1

Проблемная ситуация:
какими должны быть
учитель, воспитатель?

13 Профессии
«психолог»,
«социальный педагог»

1

Встреча с работниками
социальнопсихологической службы.
Интервью, фоторепортаж

14 Профессия
«библиотекарь»

1

Экскурсия в библиотеку,
интервью, фоторепортаж

15 Профессия «юрист»

1

Мини-сочинение
«Профессия юрист»

16 «Что мы узнали»

1

Викторина, презентация

17 Профессии сферы
услуг

1

Просмотр презентации,
беседа

18 «Я б в спасатели
пошел, пусть меня
научат». Профессия
«спасатель»,
«пожарный»

1

История профессии;
краткая характеристика
профессии;
профессионально-важные
качества, риски профессии

19 Экскурсия в пожарную
часть

1

Фоторепортаж, интервью

20 Мир интересных
профессий

1

Необычные профессии.
Просмотр презентации,
беседа

21 «Почему нравится
профессия»

1

Написание сочинениярассуждения

22 Профессия «писатель»

1

Встреча с писателем.

24 Морское путешествие:

1

Изучение истории

матрос, рулевой
моторист,
судоводитель,
электромеханик

профессии; краткая
характеристика
профессии;
профессионально-важные
качества, риски профессии

25 Профессии авиации
(диспетчер, пилот,
стюардесса, радист,
кассир)

1

Описание профессии;
краткая характеристика
профессии;
профессионально-важные
качества, риски профессии

26 Игротека «Угадай
профессию»

1

Анаграммы, ребусы,
викторина

27 Профессии XXI века.
Информационные и
компьютерные
технологии

1

Презентация. Работа с
книгой «Выбор
профессии»

28 Профессии нашего
региона

1

Работа с книгой «Выбор
профессии», презентация

29 Человек – техника.
Типы профессий

1

Описание профессий,
просмотр презентации,
беседа

30 Человек – природа.
Типы профессий.

1

Описание профессий,
просмотр презентации,
беседа

31 Человек – человек.
Типы профессий

Описание профессий,
просмотр презентации,
беседа

32 Человек – знак. Типы
профессий.

1

Описание профессий,
просмотр презентации,
беседа

33 Человек –
художественный образ.
Типы профессий.

1

Описание профессий,
просмотр презентации,
беседа

34 Проект «Моя

1

Обобщение,
систематизация знаний
учащихся

будущая
профессия»
Итого

34часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».