Функциональная грамотность. 5 класс

Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (от
29.12.2012г. №273-ФЗ);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897) с изменениями
(Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1644"О внесении изменений в
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17
декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования)";
3. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 N 03–255 «О введении федеральных
государственных образовательных стандартов общего образования»;
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03–
2960
Программа
по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность»
рассчитана на один год. Согласно учебному плану ОО на освоение данной программы
отводится 1 час в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 34 часа в год.
Программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации
внеурочной деятельности в 5-х классах на уровне основного общего образования по
общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Актуальность определяется изменением требований реальности к человеку,
получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти
изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее
включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного
функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и
навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления
с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать
конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее
контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности.
Основной целью является формирование функционально грамотной личности, ее
готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни
знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных
задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных
отношений»
Задачи программы:
• развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки
и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных (новых,
новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных

(действенных, результативных, экономичных, оптимальных ) решений, и/или
нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего,
необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное
мышление);
• развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных
финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия
личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни
(финансовая грамотность);
• развитие способности формулировать, применять и интерпретировать
математику в разнообразных контекстах; включать математические рассуждения,
использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для
описания, объяснения и предсказания явления; понимания роли математики в
мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность);
• развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения
вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного взаимодействия и
эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные,
религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на
восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и
эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми
уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол,
моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа, тестирование, мини-проекты.

Раздел 1. Результаты освоения программы внеурочной деятельности
Личностные результаты будут сформированы:
• формулирует и объясняет собственную позицию в конкретных ситуациях
общественной жизни на основе полученных знаний;
• оценивает действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина.
Метапредметные результаты
•
находит и извлекает информацию в различном контексте;
•
объясняет и описывает явления на основе полученной информации;
•
анализирует и интегрирует полученную информацию;
•
формулирует проблему, интерпретирует и оценивает её;
делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения.
Предметные результаты обучающийся
научится:
• самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для
решения различной сложности практических задач;
обучающийся получит возможность:
• находить и извлекать информацию различного предметного содержания из
текстов, схем, рисунков, таблиц, диаграмм, представленных как на бумажных, так
и электронных носителях, используя тексты различные по оформлению,
стилистике, форме и в различном контексте;
• применять полученные предметные знания для решения разного рода проблем
и практических задач;
• формулировать проблему на основе анализа ситуации;
• анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте; овладеть универсальными способами
анализа информации и ее интеграции в единое целое;
• оценивать и интерпретировать различные поставленные перед ними проблемы
в рамках предметного содержания;
• интерпретировать и оценивать полученные результаты в различном контексте
лично значимой, национальной или глобальной ситуации, проблемы;
• оценивать проблемы, делать выводы, строить прогнозы, предлагать различные
пути их решения.
Реализация программы предполагает использование форм работы, которые
предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание
индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность,
деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность
школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их
самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах
прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, свое место среди
других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и
социальное
формирование
личности.

Раздел 2. Содержание программы внеурочной деятельности
№
п/п
1

Содержание программы
(реферативное описание разделов и тем
программы)
Введение.
Обсуждение понятий «функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая, естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные
компетенции, креативное мышление).

Формы организации учебных занятий

Характеристика видов
деятельности обучающихся

Игры и упражнения, помогающие
объединить участников программы,
которые будут посещать занятия. Беседа,
работа в группах, планирование работы

Развить мотивацию к целенаправленной
социально значимой деятельности;
стремление быть полезным, интерес к
социальному сотрудничеству.
Сформировать внутреннюю позицию
личности как особого ценностного
отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом. Сформировать установку на
активное участие в решении практических
задач,
Соотносить визуальное изображение с
вербальным текстом. Понимать
фактологическую информацию
Использовать информацию из текста для
решения практической задачи.
Интегрировать и интерпретировать
информацию, представленную в
разной форме и в разных частях текста.
Выявление роли визуальных объектов для
понимания сплошного текста
Получение выводов на основе
интерпретации данных (графических,
чисовых), построение рассуждений.
Объяснение явлений с использованием
Приобретенных знаний. Анализ результатов
экспериментов (описанных или роведенных
самостоятельно).
Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения
главного. Совместная деятельность
по анализу предложенных ситуаций.

2

Модуль: Читательская грамотность.
«Читаем, соединяем текстовую и
графическую информацию»
Путешествуем и познаем мир. Путешествие по
России. Работаем над проектом (Школьная
жизнь). Хотим участвовать в конкурсе. По
страницам биографий. Великие люди нашей
страны. Мир моего города. Человек и
технический прогресс.

Работа в группах, Игра-расследование.
Деловая игра. Самостоятельное
выполнение работы с последующим
обсуждение ответов на задания

3

Модуль: Естественно-научная грамотность
«Наука рядом»
Мои увлечения. Растения и животные в нашей
жизни. Загадочные явления.

Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения
заданий. Презентация
Результатов исследования.

4

Модуль: Креативное мышление «Учимся
мыслить креативно»
Модели и ситуации. Общее представление о
креативности. Знакомство с содержательными

Работа индивидуально или в парах.
Обсуждение результатов выполнения
заданий. Презентация
Результатов исследования.

5

6

и тематическими областями. Выдвижение
разнообразных идей. Для чего нужно
выдвигать разные идеи и варианты. Разные,
похожие, одинаковые. Выдвижение
креативных идей и их доработка.
Нестандартные идеи. Креативные идеи. От
выдвижения до доработки идей. Создание
продукта. Выполнение проекта на основе
комплексного задания. Диагностика и
рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой
работы.
Модуль: Математическая грамотность
«Математика в повседневной жизни»
Путешествия и отдых. Развлечение и хобби.
Транспорт. Здоровье. Домашнее хозяйство

Совместное чтение текста заданий.
Маркировка текста с целью выделения
основных требований.
Выдвижение идей и обсуждение пр
чин, по которым требуется проявлять
беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления.

Выдвижение идей и обсуждение различных
способов проявления креативности:
-самовыражение с помощью текстов,
рисунков, мимики и пластики, танца и др.
- решение проблем социального и научного
характера.

Беседа, групповая работа,
индивидуальная работа

Модуль: Финансовая грамотность «Школа
финансовых решений»

Решение ситуативных и проблемных
задач. Беседа. Дискуссия. Проект. Игра.

Извлекать анализировать, интерпретировать
информацию (из текста, таблицы,
диаграммы), Распознавать математические
объекты, (числа, величины, фигуры),
Описывать ход и результаты действий,
Предлагать и обсуждать способы решения,
Прикидывать, оценивать, вычислять
результат, Устанавливать и использовать
зависимости между величинами, данными,
Читать, представлять, сравнивать
математические объекты (числа, величины,
фигуры), Применять правила, свойства
(вычислений, нахождения результата),
Применять приемы проверки результата,
Интерпретировать ответ, данные, Выдвигать
и обосновывать гипотезу, Формулировать
обобщения и выводы, Распознавать
истинные и ложные высказывания об
объектах, Строить высказывания,
Приводить примеры и контр примеры,
Выявлять сходства и различия объектов,
Измерять объекты, Моделировать ситуацию
математически. Планировать
ход решения задачи в 2-3 действия.
Выявлять и анализировать финансовую
информацию. Оценивать финансовые

Собираемся за покупками: что важно знать.
Делаем покупки: как правильно выбирать
товары. Приобретаем услуги: знаем, умеем,
практикуем. Самое главное о правилах
поведении грамотного покупателя. «Деньги не щепки, счетом крепки»
7

Модуль: Глобальные компетенции
«Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы учимся взаимодействовать и
знакомимся с глобальными проблемами»

проблемы. Применять финансовые знания.
Финансовая грамотность: Финансы.
Финансовая выгода. Финансовый риск.
Финансовое планирование
Беседа, обсуждение , игровая
деятельность, решение познавательных
задач и разбор ситуаций

Выявлять и оценивать различные мнения и
точки зрения о взаимодействии в школьном
коллективе. Объяснять причины
возникновения конфликтных ситуаций в
школьном коллективе. Обосновывать
способы их решения. Описывать ситуации
проявления глобальных проблем на местном
(локальном) уровне. Оценивать влияние
глобальных проблем на жизнь каждого
человека, на развитие общества.

Групповая работа

Оценивать результаты своей
деятельности. Аргументировать и
обосновывать свою позицию. Осуществлять
сотрудничество со сверстниками. Учитывать
разные мнения.
Решение практических задач, успешное
межличностного общение в совместной
деятельности, активное участие в
коллективных учебно-исследовательских,
проектных и других творческих работах.
Просмотр слайд- шоу с фотографиями и
видео, сделанными педагогами и детьми во
время занятий. Благодарности друг другу за
совместную работу.

Мы умеем дружить. Общаемся с
одноклассниками и живем интересно. Какие
проблемы называют глобальными? Что значит
быть глобально компетентным? Можем ли мы
решать глобальные проблемы? Начинаем
действовать . Идея: на материале заданий
«Покупаем новое» и «Не выбрасывайте
продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»
8

Подведение итогов.
Самооценка результатов деятельности на
занятиях. Подготовка к итоговому занятию

9

Итоговое занятие.
Демонстрация итогов внеурочных занятий по
ФГ (открытое мероприятие для школы и
родителей).

Театрализованное представление,
фестиваль, выставка работ

Раздел 3. Тематическое планирование
№ п/п

Название раздела

Тема урока

Кол-во часов

В том числе
Теория

1

Введение.

2

Модуль: Читательская
грамотность. «Читаем,
соединяем текстовую и
графическую
информацию»

3

Модуль: Естественнонаучная грамотность
«Наука рядом»

4

Модуль: Креативное
мышление «Учимся
мыслить креативно»

Практика

Обсуждение понятий «функциональная
грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская,
математическая, естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные
компетенции, креативное мышление).
Путешествуем и познаем мир.
Путешествие по России. Работаем над
проектом (Школьная жизнь). Хотим
участвовать в конкурсе. По страницам
биографий. Великие люди нашей страны.
Мир моего города. Человек и технический
прогресс.
Мои увлечения. Растения и животные в
нашей жизни. Загадочные явления.

1

1

0

5

1

4

5

1

4

Модели и ситуации. Общее представление
о креативности. Знакомство с
содержательными и тематическими
областями. Выдвижение разнообразных
идей. Для чего нужно выдвигать разные
идеи и варианты. Разные, похожие,
одинаковые. Выдвижение креативных
идей и их доработка. Нестандартные идеи.
Креативные идеи. От выдвижения до
доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного
задания. Диагностика и рефлексия.
Самооценка. Выполнение итоговой
работы.

5

1

4

5

Модуль: Математическая
грамотность
«Математика в
повседневной жизни»

Путешествия и отдых. Транспорт.
Здоровье. Домашнее хозяйство

5

1

4

6

Модуль: Финансовая
грамотность «Школа
финансовых решений»

Собираемся за покупками: что важно
знать. Делаем покупки: как правильно
выбирать товары. Приобретаем услуги:
знаем, умеем, практикуем. Самое главное
о правилах поведении грамотного
покупателя. «Деньги - не щепки, счетом
крепки»

5

1

4

7

Модуль: Глобальные
компетенции «Роскошь
общения. Ты, я, мы
отвечаем за планету. Мы
учимся
взаимодействовать и
знакомимся с
глобальными
проблемами»

Мы умеем дружить. Общаемся с
одноклассниками и живем интересно.
Какие проблемы называют глобальными?
Что значит быть глобально
компетентным? Можем ли мы решать
глобальные проблемы? Начинаем
действовать . Идея: на материале заданий
«Покупаем новое» и «Не выбрасывайте
продукты» интеграция с финансовой
грамотностью по теме «Покупки»

5

1

4

8

Подведение итогов.

2

0

1

1

0

1

34

7

27

Подготовка к итоговому
занятию
9

Итоговое занятие
ИТОГО

Демонстрация итогов внеурочных занятий
по ФГ (открытое мероприятие для школы
и родителей).

Приложение 1

Тематическое планирование
№
п/п

1

Дата
проведения

Раздел
Тема урока
Введение.

Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная,
финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление).
Модуль: Читательская грамотность. «Читаем, соединяем текстовую и графическую информацию»

2

Путешествуем и познаем мир. Путешествие по России.

3
4
5
6

Работаем над проектом (Школьная жизнь).
Хотим участвовать в конкурсе. (Школьная жизнь).
По страницам биографий. Великие люди нашей страны.
Мир моего города. Человек и технический прогресс.
Модуль: Естественно-научная грамотность
«Наука рядом»

7
8

Мои увлечения.

9

Примечание

Растения и животные в нашей жизни. Выполнение заданий «Чем питаются
растения»
Растения и животные в нашей жизни. Выполнение заданий «Чем питаются
хищные птицы»»

10

Загадочные явления. Выполнение заданий «Лазерная указка и фонарик»

11

Загадочные явления. Выполнение заданий «Что такое снег»
Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно»

12

Модели и ситуации. Общее представление о креативности. Знакомство с

« Необыкновенный путешественник»:
(http://skiv.instrao.ru)
«Люди, сделавшие Землю круглой»:
электронный образовательный ресурс
издательства «Просвещение»
(https://media.prosv.ru/func/)

13
14
15
16

содержательными и тематическими областями
Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и
варианты. Разные, похожие, одинаковые
Выдвижение креативных идей и их доработка. Нестандартные идеи. Креативные
идеи.
От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на
основе комплексного задания.
Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы.
Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни»

17
18
19
20
21

Путешествия и отдых.
Развлечение и хобби.
Транспорт.
Здоровье.
Домашнее хозяйство
Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений»

22
23
24
25
26

Собираемся за покупками: что важно знать.
Делаем покупки: как правильно выбирать товары.
Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем.
Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя
«Деньги - не щепки, счетом крепки»
Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за
планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными
проблемами»

27

Мы умеем дружить.

28

Общаемся с одноклассниками и живем интересно

29

Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально
компетентным?

30

Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать.

31

Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты»
интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки»

32

Подведение итогов.

33
34

Подготовка к итоговому занятию
Итоговое занятие
Приложение 2

Аннотация к рабочей программе курса внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на один год. Согласно учебному плану ОО на освоение
данной программы отводится 1 часа в неделю, что при 34 учебных неделях составляет 34 часа в год
Программа «Функциональная грамотность» предназначена для организации внеурочной деятельности в 5-х классах на уровне основного
общего образования по общеинтеллектуальному направлению развития личности.
Основной целью программы является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все
постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Задачи программы:
•
развитие способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных) и эффективных (действенных, результативных,
экономичных, оптимальных ) решений, и/или нового знания, и/или эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного,
удивительного и т.п.) выражения воображения (креативное мышление);
•
развитие способности принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению
финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни (финансовая грамотность);
•
развитие способности формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; включать математические
рассуждения, использовать математические понятия, процедуры, факты и инструменты для описания, объяснения и предсказания явления;
понимания роли математики в мире; высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
•
развитие способности критически рассматривать с различных точек зрения вопросы и ситуации глобального характера и межкультурного
взаимодействия и эффективно действовать в этих ситуациях; осознавать, каким образом культурные, религиозные, политические, расовые и
иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды; вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству (глобальные компетенции).
Формы работы: самостоятельное чтение, беседа, диалог, дискуссия, круглый стол, моделирование, игра, викторина, аналитическая беседа,
тестирование, мини-проекты.
Методическим обеспечением программы являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности,
размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/), портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv. instrao. ru/),
электронном образовательном ресурсе издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь
учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».