1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами курса в соответствии с целями внеурочной деятельности, которые определены стандартом. Рабочая программа внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» разработана в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Цель ВФСК «ГТО» заключается в использовании спорта и физкультуры для укрепления здоровья, воспитания гражданственности и патриотизма, гармоничного и всестороннего развития, улучшения качества жизни населения России. Таким образом, целью рабочей программы внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» является формирование разносторонней физически развитой личности, способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и сохранения здоровья через привлечение к выполнению норм ВФСК «ГТО». Достижение цели осуществляется в ходе решения следующих задач: 1) увеличение количества учащихся, регулярно занимающихся спортом; 2) увеличение уровня физической подготовленности учащихся; 3) формирование у учащихся осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни; 4) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека; 5) соблюдение рекомендаций к недельному двигательному режиму; 6) повышение информированности учащихся о способах, средствах, формах организации самостоятельных занятий; 7) развитие детского и детско-юношеского спорта в образовательной организации; 8) подготовка команд образовательной организации для выступления на Фестивалях ГТО различных уровней; 9) обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией о содержании ВФСК «ГТО» и его истории в нашей стране. Актуальность. Одной из приоритетных задач современного общества специалисты всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека, стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих близких в любой жизненной ситуации. В последнее время этот вопрос всё чаще встает на повестке дня, особенно это касается молодого поколения. В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ №575 от 08 июля 2014 г. о государственных требованиях к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в спорте и обороне. Будучи уникальной программой 2 физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен статьи основополагающим в единой системе патриотического воспитания молодежи. Практическая значимость. Внедрение ВФСК «ГТО» в общеобразовательных организациях является очень своевременным и актуальным. Данный комплекс предусматривает выполнение установленных нормативов, а также участие в физкультурно-спортивных мероприятиях. Возрождение комплекса призвано способствовать повышению уровня физического воспитания, формированию здорового образа жизни, готовности к труду и обороне у подрастающего поколения. Рабочая программа внеурочной деятельности «Навстречу ГТО» призвана оказать помощь в подготовке учащихся к выполнению норм ВФСК «ГТО», положительно мотивировать к увеличению двигательной активности через участие в предлагаемых внеурочных занятиях. Подготовка и непосредственно выполнение тестов ГТО позволит более качественно проводить мониторинг состояния здоровья учащихся, отслеживать динамику изменения здоровья (учитывать их спортивный прогресс или регресс), понимать его причины. Регулярные занятия физическими упражнениями и вовлечение подростков в осознанное ведение здорового образа жизни будут фундаментом, для укрепления здоровья населения России. Внеурочная деятельность, осуществляемая в рамках рабочей программы внеурочной деятельности «Навстречу ГТО», организуется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по спортивно-оздровительному направлению развития личности. Формой организации. «Навстречу ГТО» является составной частью начальной образовательной программы НОО. Срок реализации РПВД «Навстречу ГТО» 1год, адресована программа для учащихся 3 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю продолжительностью 40 минут, 3 классе 34 часа в год. Занятия проводятся в виде тренировочных занятий по общей физической подготовке. Образовательная программа позволяет интегрировать реализуемые здесь подходы, структуру и содержание при организации обучения. Использование оборудования при реализации данной ОП позволяет создать условия: • для расширения содержания школьного образования; • для повышения познавательной активности; • для развития личности ребенка в процессе обучения, его способностей,формирования и удовлетворения социально значимых интересов и потребностей; • для работы с одарёнными школьниками, организации их развития вразличных областях образовательной, творческой деятельности. Особенности содержания структурных компонентов рабочей программы с использованием оборудования. 1. Артериальный пульс в спокойном состоянии. 2. Артериальный пульс после физической нагрузки. 3. Артериальный пульс после небольшого отдыха. 4. Температура тела. 5. Исследование температуры воздуха. 3 2.Результаты освоения курса внеурочной деятельности. Для учащихся в начале учебного года организуется стартовый контроль в виде выполнения всех контрольных испытаний, соответствующих возрастной ступени ВФСК «ГТО». В течении обучения проводится промежуточный контроль и, соответственно, – итоговый контроль. Оценивание результатов учащихся осуществляется в соответствии с государственными требованиями к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне». Так же данная система предусматривает непосредственное выполнение учащимися нормативов ГТО в региональном центре тестирования ГТО для получения знаков отличия, результаты которых заносятся и отслеживаются в автоматизированной информационной системе (АИС) ГТО. Социальным партнером, привлекаемым к реализации курса, является Региональный центр тестирования ГТО. 3.Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты отражаются в готовности учащихся к саморазвитию индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовки к выполнению нормативов ВФСК «ГТО». Они включают в себя основы гражданской идентичности, сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры, умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. Личностными результатами, формируемыми при реализации РПВД «Навстречу ГТО», являются: активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и задачи своей деятельности и подготовки к выполнению нормативов, планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе, разрешать конфликты. 4 В соответствии с ФГОС ООО метапредметные результаты включают в себя универсальные учебные действия (УУД). Выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели своей деятельности, ставить и формулировать новые задачи во внеурочной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения поставленной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора во внеурочной деятельности. Познавательные УУД: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения поставленных задач; формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ). Основным инструментарием для оценивания результатов является Приказ Министерства спорта РФ № 575 от 08.07.2014 г. «Об утверждении государственных требований к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО). 4. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Содержание РПВД «Навстречу ГТО» состоит из двух разделов: «Теория ВФСК «ГТО»» и «Физическое совершенствование». 5 3-я ступень. Возрастная группа 9-10 лет. 3класс Содержание внеурочной деятельности Форма Вид деятельности организации Раздел 1. Основы знаний. Вводное занятие. Комплекс ГТО в Беседа Образовательнопознавательная образовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом развитии детей школьного возраста. Виды испытаний (тестов) 2-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебнотренировочной деятельности во внеурочное время. Беседа Образовательнопознавательная Правила техники безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности. Правила поведения на учебнотренировочных занятиях в спортивном зале и на пришкольной спортивной площадке. Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями (в спортивном зале, на пришкольной спортивной площадке при различных погодных условиях). Беседа Образовательнопознавательная Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Упражнения для разминки и последовательность их выполнения. Дозирование физической нагрузки в разминке. Раздел 2. Двигательные умения и навыки. Развитие двигательных способностей. Челночный бег 3-10 м. Правила Тренировка, Познавательная, игровая техники безопасности. Техника соревнование, выполнения челночного бега. эстафета Высокий старт от 5 до 10 м. Бег с максимальной скоростью 10 м: с места, с хода. Челночный бег 4 х 10 м с последовательным переносом кубиков (набивных мячей, кеглей) с одной линии на другую. Челночный бег 2 х 0 м – 15 м, 3 х 5 м, 3 х 10 м. 6 Эстафеты с челночным бегом 4 х 9 м, 3 х 10 м, 2 х 3 = 2 х 6 = 2 х 9 м. Бег на 60 м. Правила техники безопасности. Техника выполнения. Имитация движений рук при беге в постепенно убыстряющемся темпе с большой амплитудой 10 с. Бег с высоким подниманием бедра (на месте, с продвижением вперёд на 1015 м. Бег с ускорением от 20-30 м с последующим переходом на свободный шаг. Высокий старт, принятие стартовых положений по командам «На старт!», «Внимание!», выполнение команды «Марш!» Бег с установкой догнать партнёра, стартующего на 2 м впереди. Бег с высокого старта по сигналу с установкой догнать партнёра, стартующего на 2 м впереди. Бег с максимальной скоростью 30-40 м (бег наперегонки). Бег на результат 60 м. Подвижные игры и эстафеты с бегом с максимальной скоростью: «Вызов номеров», «Вороны и воробьи», «Встречная эстафета» (расстояние 15-20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 20-25 м ). Бег на 1 км. Повторный бег на 100 м (время пробегания дистанции 32-36 с.). Бег в среднем темпе в чередовании с ходьбой: бег 200 м – ходьба 100 м – бег 200 м; бег 400 м – ходьба 200 м – бег 400 м и т.д. Повторный бег с равномерной скоростью 4 мин (ЧСС 150-160 уд./мин). Подвижные игры: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием». Эстафетный бег с этапами 300-400 м. Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая 7 Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 мин. Техника выполнения. Поднимание туловища с касанием грудью колен из положения лёжа на спине руки за голову в замок, согнутые ноги на возвышении (стул, скамейка). Поднимание туловища из положения лёжа спиной на наклонной скамейке руки за голову в замок, ноги закреплены. Поднимание туловища из положения лёжа на спине, руки с гантелями на груди, ноги согнуты в коленях. Упражнения выполнять с установкой на максимальное количество повторений (до предела). Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Правила техники безопасности. Техника выполнения. Перемещение с помощью рук лёжа на гимнастической скамейке на животе, хват руками за края скамейки. Подтягивание на перекладине из виса с помощью рук. Подтягивание с дополнительной опорой (облегчённый вариант): а) ноги согнуты и отведены назад с опорой носками о сиденье стула; б) с опорой прямой ногой о сиденье стула (опора впереди). Вис на перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание из виса на высокой перекладине: хватом снизу, хватом сверху. Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки). Вис лёжа на низкой перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. Подтягивание на низкой перекладине: из виса сидя; из виса лёжа прямые ноги на гимнастической скамейке (стуле); из виса лёжа с хватом снизу; хватом сверху. Тренировка, соревновани е, игра Познавательная, игровая Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая 8 Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на полу. Техника выполнения. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа с изменяющейся высотой опоры для рук. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа на двух параллельных скамейках, расставленных немного шире плеч. Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа, ноги на повышенной опоре (скамейке), руки на полу. Сгибание и разгибание рук в упоре сзади, руки на гимнастической скамейке. Подвижная игра «Вперёд на руках». Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Техника выполнения. Из упора присев разгибание ног, не отрывая рук от пола. Наклоны вперёд, притягивая туловище к ногам с помощью рук. Наклоны вперёд из положения сидя, ноги прямые. Ходьба с наклонами вперёд и касанием пола руками. Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения. Имитация движений рук и ног при отталкивании на месте. Прыжки в длину с места толчком одной с приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с 2-3 шагов разбега. Прыжки в длину с 8-10 шагов разбега способом «согнув ноги» через ленту, расположенную на расстоянии 190, 210, 250 см от места отталкивания.. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Правила техники безопасности. Техника выполнения. Выпрыгивание из полуприседа и приседа вверх с максимальным усилием. Прыжки с подтягиванием ног к туловищу на месте и с продвижением вперёд (10-15 м). Прыжки на обеих ногах (в приседе) с продвижением вперёд 10-15 м. Прыжки в длину с места из упора присев. Прыжки в длину с места Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая Тренировка, соревнование, эстафета Тренировка, соревнование, эстафета 9 Познавательная, игровая через ленту (верёвочку), расположенную на месте приземления согласно нормативам комплекса ГТО. Подвижные игры с прыжками: «Кто дальше прыгнет», «Встречные прыжки» («Челнок»), «Прыгуны». Метание мяча 150 гр. на дальность. Правила техники безопасности. Техника выполнения. Имитация метания и метание мяча способом «из-за спины через плечо» из исходного положения стоя боком к направлению броска: а) с места; б) с одного, двух, трёх шагов. Подвижные игры на развитие скоростно-силовых качеств «Толкание ядра», «Передачи волейболистов», «Только снизу», «Бомбардиры», «По наземной мишени», «Точная подача», «Кто дальше бросит», «Метко в цель», «Защита укрепления», «Снайперы», «Город за городом» Бег на лыжах. Правила техники безопасности. Многократное отталкивание одной лыжей и скольжение на другой («самокат»). Передвижение попеременным двухшажным классическим ходом без палок и с палками. Повторный бег на лыжах – дистанция 100 м (4550 с). Передвижение на лыжах до 2 км с равномерной скоростью в режиме умеренной интенсивности на местности со слабои среднепересечённым рельефом. Игры на лыжах: «Быстрый лыжник», «Гонки с преследованием». Встречная эстафета с этапами 50-80 м без лыжных палок. Эстафета с этапами 500 м и передвижением Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая Тренировка, соревнование, эстафета Познавательная, игровая 10 попеременным двухшажным классическим ходом». Раздел 3. Спортивные мероприятия. Внутришкольные соревнования: учебные соревнования внутри группы, соревнования между классами на первенство школы, товарищеские встречи. «Сильные, смелые, ловкие, умелые», «А ну-ка, мальчики», «А ну-ка, девочки», «От игры к спорту», «Мы готовы к ГТО!» Соревнование Игровая 5.Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности № п/п Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Список литературы для педагога: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897). 2. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 1-4 классы: уч. пос. для общеобразоват. Организаций/ В.И. Лях. – М.: Просвещение,. 3. 4. Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» 1-4 класс. Требования к уровню физической подготовленности населения при выполнении нормативов ВФСК «Готов к труду и обороне» (ГТО). Список литературы для учащихся: 1. Виленский М.Я., Туревский И.М., Торочкова Т.Ю. и др. / Под ред. Виленского М.Я. Физическая культура. 1-4 классы. – М.: Просвещение, 2013, 2014. «Рекомендовано МО РФ» 11 2. Лях В.И. Физическая культура. 1-4 класс. – М.: Просвещение,. «Рекомендовано МО РФ» Специализированный программно-аппаратный комплекс педагога: 1. Персональный компьютер с предустановленным программным обеспечением (Операционная система Windows, MSOffice для создания, обработки и редактирования электронных таблиц, текстов и презентаций) 2. Копировально-множительная сканирования и печати) техника (многофункциональное Измерительные приборы: Компрессор для накачивания мячей Секундомер Вертикальная шкала для измерения глубины наклона Пульсометр Весы медицинские с ростомером Аптечка медицинская Спортивное оборудование: Брусья гимнастические Перекладина гимнастическая Скамейка гимнастическая Стенка гимнастическая Маты гимнастические Маты поролоновые Скамейка атлетическая наклонная Гантели наборные Мяч набивной 1 кг Мяч набивной 2 кг Мяч набивной 5 кг Мяч малый 150 г Мяч теннисный Скакалка гимнастическая Палка гимнастическая 12 устройство для Планка для прыжков в высоту Стойка для прыжков в высоту Рулетка измерительная 10 м Номера нагрудные Табло перекидное Лыжи (с креплением, палками) Лыжные ботинки Эстафетные палочки Конусы (оранжевые) Фишки Флажки стартовые Винтовка пневматическая Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок Цифровые ресурсы: http://www.gto.ru – Автоматизированная информационная система (АИС) ГТО. https://gr-school.edu.yar.ru/ – сайт МБОУ СОШ им. Н.А. Некрасова https://гто76.рф/ - сайт Регионального центра тестирования ГТО https://giseo.rkomi.ru/ - ресурс для дистанционных форм обучения http :// www . edu . ru – Образовательный портал «Российской образование» 13 Приложение 1 Календарно тематическое планирование 3 класс № п/п Кол-во часов Тема Комплекс ГТО в образовательной организации: понятие, цели, задачи, структура, значение в физическом развитии детей школьного возраста.. 1 1 2 Виды испытаний (тестов) 2-й ступени комплекса ГТО, нормативные требования. Анонс будущих занятий, форм и направлений учебнотренировочной деятельности во внеурочное время. 1 3 Правила техники безопасности и профилактики травматизма на занятиях физическими упражнениями прикладной направленности 1 4 Разминка и её значение в занятиях физическими упражнениями. Лабораторная работа по точке роста. 1 5 Челночный бег 3-10 м. Правила техники безопасности. Техника выполнения челночного бега. 1 6 Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к выполнению норматива «Подтягивание из виса на высокой перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине. 1 7 Подвижные игры для развития мышц рук, брюшного пресса, спины и подготовки к выполнению норматива сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу 8 Двигательная культура физкультурнодвигательное воспитание. и 1 9 Поднимание туловища из положения лёжа на спине 1 мин. Техника выполнения. 1 1 10 Подтягивание из виса на высокой перекладине (мальчики). Правила техники безопасности. Техника выполнения.. 1 14 Дата проведения 11 Подтягивание из виса лёжа на низкой перекладине (девочки). Вис лёжа на низкой перекладине (5 с и более) на полусогнутых руках. 1 1 12 Физические качества. поднимание ног в висе на гимнастической стенке. Броски набивных мячей 2 кг. 1 13 Наклон вперёд из положения стоя с прямыми ногами на полу. Техника выполнения. Лабораторная работа по точке роста. 1 14 Прыжок в длину с разбега. Техника выполнения. Имитация движений рук и ног при отталкивании на месте. 15 Первая помощь при травмах во время занятий физической культурой и спортом. Эстафеты. 1 1 16 Требования техники безопасности на занятиях лыжной подготовкой. Техника выполнения лыжных ходов. 17 Техника выполнения лыжных ходов, спусков, торможений и подъёмов. 1 18 Игры на лыжах: «Быстрый лыжник», «Гонки с преследованием». 1 1 19 Эстафета с этапами 500 м и передвижением попеременным двухшажным классическим ходом». 20 Эстафеты на лыжах. Лабораторная работа по точке роста. 1 21 Участие в Зимнем фестивале ГТО. 1 22 Техника выполнения лыжных ходов, 1 23 Техника выполнения спусков, торможений и подъёмов. 1 24 Бег на лыжах от 1 до 2 км 1 25 Метание мяча 150 гр. на дальность. Правила техники безопасности. Техника выполнения. 1 26 Бег в равномерном темпе от 5 до 8 минут 1 27 Упражнения для развития силы. Упражнения для развития гибкости. 1 28 Прыжок в длину с места толчком двумя ногами. Правила техники безопасности. Техника выполнения. 15 1 29 Прыжки через препятствия. Прыжок в длину с места.. Прыжки на скакалке до 3 минут. 1 30 Подвижные игры: «Сумей догнать», «Гонка с выбыванием». Лабораторная работа по точке роста. 31 Эстафеты с челночным бегом 4 х 9 м, 3 х 10 м, 2 х 3 = 2 х 6 = 2 х 9 м. 1 1 32 «Встречная эстафета» (расстояние 15-20 м), «Линейная эстафета» (расстояние до поворотной стойки, конуса 20-25 м ) 33 Подвижные игры на развитие скоростносиловых качеств 1 34 Участие в Летнем фестивале ГТО. 1 16 1 17