Навстречу ГТО. 4 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Готов к труду и обороне» разработана в соответствии: с Указом
президента РФ Владимира Владимировича Путина от 24 марта 2014 года «О всероссийском
физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО), с Федеральным
законом «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329–Ф3, с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта утвержденного приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897, с основной образовательной
программой начального образования МБОУ Школы № 70 г.о. Самара.
Носит
физкультурно-спортивную направленность.
Цель программы: внедрение комплекса ГТО, повышение эффективности использования
возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, всестороннем
развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в
осуществлении физического воспитания населения. Основные задачи комплекса ГТО в
школе:
1.Увеличение числа школьников, систематически занимающихся физической культурой и
спортом;
2. Повышение уровня физической подготовленности;
3. Формирование у обучающихся осознанных потребностей в систематических занятиях
физической культурой и спортом, ведении здорового образа жизни; 4. Повышение общего
уровня знаний школьников о средствах, методах и формах организации самостоятельных
занятий физической культурой и спортом;
5. Модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детскоюношеского и школьного спорта.
Создание условий для оказания благоприятного воздействия на укрепление здоровья и
формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации активного
отдыха.
Реализация цели учебной программы соотносится с решением следующих
образовательных задач:
укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия, содействие
гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному
обучению;
формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры; - овладение школой движений;
развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма,
быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростносиловых, выносливости и гибкости)
способностей;
формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии
физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие физических
(координационных и кондиционных) способностей;
выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о
соблюдении правил техники безопасности во время занятий;
формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования

2

интересов к определённым видам двигательной активности и выявления
предрасположенности к тем или иным видам спорта;
воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений,
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в
ходе двигательной деятельности.
Общая характеристика курса внеурочной деятельности
Рабочая программа входит во внеурочную деятельность по направлению спортивнооздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование
коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических качеств. Это способствует
появлению желания общения с другими людьми, занятиям спортом, интеллектуальными
видами деятельности, формированию умений работать в условиях поиска, развитию
сообразительности, любознательности.
В процессе игры обучающиеся учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых
ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение
алгоритма – это возможность научить обучающихся автоматически выполнять действия,
подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая
часть любой национальной культуры. В программу вошли подвижные и спортивные игры,
распространенные в России за последнее столетие. Они помогают всестороннему развитию
подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических
качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и
выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм. Некоторые игры и задания могут
принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Место курса в учебном плане
Учебный план МАОУ Кунарская СОШ отводит для внеурочной деятельности, на изучение
курса «ГТО» 34 часа. На этапе начального образования изучается в 4-м классе из расчета
1 час в неделю. Срок реализации курса – 1 год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы
основного
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта данная рабочая программа для внеурочной деятельности
направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных
результатов в спортивно-оздоровительном направлении.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в готовности обучающихся к саморазвитию
индивидуальных свойств личности, которые приобретаются в процессе подготовка к сдаче
нормативов Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО). Они включают в себя основы гражданской идентичности,
сформированную мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры,
умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражаются в умении самостоятельно определять цели и
задачи своего обучения и подготовки к сдаче нормативов, планировать пути достижения
целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами, развивать мотивы и

3

интересы своей познавательной деятельности, работать индивидуально и в группе,
разрешать конфликты.
Предметные результаты
Предметные результаты отражаются в понимании роли и значения физической культуры в
формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, в
приобретении опыта организации самостоятельных систематических занятий физической
культурой, форм активного отдыха и досуга
Содержание учебного курса
1.Физические качества, техника безопасности на занятиях.
Физическое качество - это совокупность биологических и психических свойств личности
человека, выражающие его физическую готовность осуществлять активные двигательные
действия.
Использование физических упражнений в процессе физического воспитания направлено,
прежде всего, на решение задач двух видов:
- освоение двигательных действий
- содействие развитию физических качеств.
Сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость -пять видов физических качеств.
Все эти качества отражают различные стороны двигательной функции и поэтому весьма
неоднородны по психофизиологическим механизмам проявления, а также по особенностям
состава тех двигательных действий, для которых они имеют ведущее значение. Поэтому и
подходы к целенаправленному их развитию существенно отличаются. Правила техники
безопасности на занятиях.
Личностные результаты
понимание о двигательных качествах и их значимости для
самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о
распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в
совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих.

- сформировать

Предметные результаты
сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
овладеть
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность;

4

сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития основных физических
качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

-

-

-

2. Развитие быстроты. Техника безопасности на занятиях
Быстрота как двигательное качество - это способность человека совершать двигательное
действие в минимальный для данных условий отрезок времени с определенной частотой и
импульсивностью. Одной из характеристик быстроты является частота движений,
играющая большую роль в таких действиях, как, например, спринтерский бег.Для
совершенствования этого физического качества необходимо подбирать упражнения:
развивающие быстроту ответной реакции;
способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
облегчающие овладение наиболее рациональной техникой движения. Выполняют их в
максимально быстром темпе. Для этого используются повторные ускорения с постепенным
наращиванием скорости и увеличением амплитуды движения до максимальной. Очень
полезны упражнения в облегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и
т.п.
Упражнений для развития быстроты:
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя, лежа, стоя на коленях и т.д.)
по зрительному сигналу.
Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направления движения и резкими остановками
способствуют развитию быстроты перемещения.
Имитационные упражнения с акцентированно-быстрым выполнением какогото отдельного
движения. Личностные результаты
сформировать понимание о двигательном качестве - быстрота и ее значимости для
самосовершенствования;
сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве;
развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.

Предметные результаты
сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;

5

овладеть
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность;
сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития физического качества
- быстрота.

-

3.Развитие силовых и скоростно-силовых способностей. Техника безопасности на
занятиях
Средствами развития силовых способностей в целом являются различные несложные по
структуре общеразвивающие силовые упражнения, среди которых можно выделить три
основных вида:
- упражнения с внешним сопротивлением (упражнения с тяжестями, на тренажерах,
упражнения с сопротивлением партнера, упражнения с
сопротивлением внешней среды: бег в гору, по песку, в воде и т.д.)
- упражнения с преодолением собственного тела (гимнастические силовые упражнения:
сгибание - разгибание рук в упоре лежа, на брусьях, в висе; легкоатлетические прыжковые
упражнения и т.д.)
- изометрические упражнения (упражнения статического характера).
В качестве основных средств развития скоростно-силовых способностей применяют
упражнения, характеризующиеся высокой мощностью мышечных сокращений, для них
типично такое соотношение силовых и скоростных характеристик движений, при котором
значительная сила проявляется в возможно меньшее время. Такого рода упражнения
принято называть скоростно-силовыми. Эти упражнения отличаются от силовых
повышенной скоростью и, следовательно, использованием менее значительных
отягощений. В числе их есть немало упражнений, выполняемых и без отягощений.
Методы развития скоростно-силовых способностей:
- игровой метод предусматривает воспитание скоростно-силовых способностей в игровой
деятельности, где игровые ситуации вынуждают проявлять большую силу в минимально
короткие промежутки времени.
- соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний.
Эффективность данного метода очень высокая, поскольку соревнующимся приставляется
возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом,
проявляя максимально волевые усилия.
- методы строго регламентированного упражнения включают в себя: методы повторного
выполнения упражнения и методы вариативного (переменного) выполнения упражнения с
варьированием скорости и веса отягощения по заданной программе в специально
созданных условиях.
Личностные результаты
- сформировать понимание о двигательном качестве - сила и скоростносиловые способности
и их значимость для самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;
- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.

6

Метапредметные результаты
сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты
сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
овладеть
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность;
сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, показателями развития силы и скоростносиловых физических качеств.
4. Развитие гибкости. Техника безопасности на занятиях
Гибкость - характеризуется степенью подвижности звеньев опорнодвигательного аппарата
и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Упражнения, направленные
на развитие гибкости основаны на выполнении разнообразных движений: сгибанияразгибания, наклонов и поворотов, вращений и махов. Упражнения могут выполняться
самостоятельно или с партнером, с отягощениями, на тренажерах, у гимнастической
стенки, с гимнастическими палками, скакалками, обручами и т.д. Одним из показателей
качества гибкости служит амплитуда движений, которая влияет на проявление быстроты,
ловкости и других физических качеств. Для развития гибкости эффективны различные
упражнения с предметами и без них, выполняемые с большой амплитудой; различные виды
ходьбы и бега длинными шагами; прыжки в шаге, прыжки на месте, сгибая ноги к груди;
глубокие приседания на всей стопе и др. Развитию активной гибкости способствуют
самостоятельно выполняемые упражнения; выполнение упражнений на растягивание с
относительно большими весами увеличивают пассивную гибкость. Пассивная гибкость
развивается в 1,5 – 2,0 раза быстрее, чем активная.
Основным средством развития гибкости являются упражнения на растягивание. Эти
упражнения делятся на две группы: активные и пассивные. К активным относятся
однофазные и пружинящие движения (наклоны); маховые и фиксированные; без
отягощений; с партнером (парные). Пассивные – упражнения в самозахват, на снарядах, с
партнером, с отягощением. Упражнения на растягивание рекомендуется выполнять
сериями по нескольку повторений в каждой. Число повторений должно возрастать
постепенно. Упражнения для развития активной гибкости выполняются в темпе «одно
повторение в секунду». Темп упражнений на пассивную гибкость несколько реже. Для
развития гибкости наиболее целесообразны маховые движения с постепенным
увеличением амплитуды, пружинящие движения с выпадами, приседания, наклоны.
Упражнения на гибкость наиболее эффективны, если их выполнять ежедневно, поэтому их
полезно давать при проведении других форм воспитания или в виде домашних заданий.
Личностные результаты
- сформировать понимание о двигательном качестве-гибкость и ее значимость для
самосовершенствования;
- сформировать мотивацию к обучению и познанию в сфере физической культуры;

7

- умения использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных
интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом
совершенстве;
- развивать самостоятельность и чувство личной ответственности за свои поступки;
- сформировать установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
сформировать умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
определять общую цель и путь её достижения; уметь договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный
контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих.
Предметные результаты
сформировать первоначальное представление о значении физической культуры для
укрепления здоровья человека, о её позитивном влиянии на развитие организма;
овладеть
умениями
организовывать
здоровьесберегающую
жизнедеятельность;
сформировать навык систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок, показателями гибкости, как одного из
физических качеств
Методическое обеспечение
В соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной программы
основной общего образования Федерального государственного образовательного стандарта
данная рабочая программа направлена на достижение учащимися личностных,
метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Деятельность педагога осуществляется на основе личностной ориентации педагогического
процесса, активизации и интенсификации деятельности учащихся, эффективности
управления и организации учебного процесса, дидактического усовершенствования и
реконструирования материала, с учетом выбранной педагогической технологии. Под
педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в
котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и
последовательности, а выполнение представляет достижение необходимого результата и
имеет вероятностный характер.
Во внеурочной деятельности по физической культуре используются следующие
педагогические технологии:
1. Здоровьесберегающие технологии (внедрение адаптивной системы обучения с учетом
индивидуальных особенностей учащихся, их состояния здоровья).
2. Технологии коллективного обучения (обучение в сотрудничестве, предполагающее
организацию групп учащихся, работающих совместно над решением какой-либо проблемы,
темы, вопроса, обеспечение диалогического общения в процессе обучения не только между
учителем и учениками, но и между учащимися, то есть включать механизм адаптации к
индивидуальным особенностям товарищей, устанавливая социальные контакты с другими
членами коллектива).
3. Технологии разноуровнего обучения (создание условий для обеспечения собственной
учебной деятельности обучающихся с учетом уровня обучаемости, необходимого времени
для усвоения учебного материала, позволяющие приспособить учебный процесс к

8

4.
5.

6.
1.
2.
3.
4.
5.

индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания
обучения).
Технология проблемного обучения (необходимость обеспечения более глубокого учета и
использования психофизиологических особенностей обучаемых).
Технология встречных усилий учителя и ученика (обеспечение свободы в выборе средств,
форм и методов обучения, как со стороны педагога, так и со стороны детей, посредством
создания
атмосферы
доверия,
сотрудничества,
взаимопомощи,
возможность
проектирования учебного процесса, организационных форм воздействия учителя на
ученика, обеспечивающих гарантированные результаты обучения).
Компьютерные технологии(использование ЭОР в образовательном процессе).
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов,
В.И. Лях, А.А. Зданевич (М: Просвещение, 2011);
В.И. Лях, Любомирский "Физическая культура" 1-4 классы,
М., Просвещение, 2013
Физическое воспитание учащихся 1-4 классов. Пособие для учителя, под редакцией В.И.
Ляха;
Основная образовательная программа начального образования МБОУ Школы № 70;
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г. № 1897; 6. Федеральная целевая
программа «Развитие физической культуры и спорта в
РФ».
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 4 класс
№
п/п
1

Тема урока

Количество
часов

Дата
проведения

3

4

1

2
Цели и задачи курса. Техника безопасности
и правила поведения в спортивном зале и на
спортивной площадке.

2

Первая помощь во время занятий
физическими упражнениями и в пешем
туристском походе

1

3

Туризм как средство физического
воспитания школьников

1

4

Подтягивание из виса на высокой
перекладине

1

5

Подтягивание из виса лежа на низкой
перекладине

1

6
7

Бег на 60 м
Бег на 1 км

1
1

9

1

8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на
полу
Наклон вперед из положения стоя
Прыжок в длину с разбега
Прыжок в длину с места толчком двумя
ногами
Метание мяча 150 г на дальность
Комплекс силовых упражнений
Упражнения для развития выносливости
Комплекс упражнений для развития
гибкости
Упражнения для развития скорости
Совершенствование техники наклона вперёд
Совершенствование техники подтягивания
Совершенствование техники бега на 60
метров
Совершенствование техники отжиманий
Совершенствование прыжка в длину с
разбега
Совершенствование прыжка в длину с места

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

23

Теоретические знания необходимые в
турпоходе

1

24

Практические навыки необходимые в
турпоходе

1

25

Комплекс упражнений для развития
гибкости

1

26
27
28

Упражнения для развития скорости
Совершенствование техники наклона вперёд
Совершенствование техники подтягивания

10

1
1
1

29
30
31
32

Совершенствование техники бега на 60
метров
Совершенствование техники отжиманий
Совершенствование прыжка в длину с
разбега
Совершенствование прыжка в длину с места

1
1
1
1

33

Совершенствование метания мяча 150 г на
дальность

1

34

Бег на 1,5 км

1

Итого

34 часа

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».