Трудные вопросы орфографии и пунктуации. 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному
предмету
«Трудные вопросы
орфографии и пунктуации» предназначена для обучающихся 9-х классов средней
общеобразовательной школы. Предлагаемый предмет рассчитан на 17 часов.
Актуальность предлагаемой программы в том, что она составлена в соответствии с
требованиями нового ФГОС Государственного образовательного стандарта по
русскому языку и литературе, который ставит задачу развития коммуникативных
способностей обучающихся.
Назначение программы определяется снижением уровня речевой культуры и
орфографических навыков письма в российском обществе.
Приоритетными в программе являются различные практические и творческие
задания, дающие обучающимся возможность осмыслить свое отношение к русскому
языку.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране
созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор
для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития
коммуникативных возможностей современного человека. В то же время резко
снизился уровень речевой культуры людей. Русский язык усиленно наводняется
вульгаризмами, делаются попытки узаконить применение ненормативной лексики, без
разбора используются заимствования.
Предлагаемая программа призвана помочь обучающимся понять, что лишь
правильная, точная, грамотная, уместная речь, обеспечивает успех в делах. Занятия по
орфографии и пунктуации помогут обучающимся овладеть искусством общения,
искусством слова, культурой устной и письменной речи. Ребята приобретут умения
предупреждать, анализировать, исправлять орфографические и пунктуационные
ошибки в своей речи и в речи окружающих.
Всегда ли мы умеем точно и ясно формулировать свои мысли? Не теряется ли
смысл нашей речи, когда слушающий отмечает ошибки в ударении, неправильные
грамматические формы, неточность в словоупотреблении? И – самое главное – не
вызывает ли неграмотная, неряшливая речь бессознательного негативного отношения
к ее автору и всему сказанному им?
Человек должен, во-первых, знать нормы устного и письменного литературного
языка (то есть правила произношения, ударения, словоупотребления, грамматики и

стилистики); во-вторых, уметь использовать средства языка в различных условиях
общения.
Цель программы: прививать обучающимся культуру орфографической и
пунктуационной грамотности, учить правильной литературной речи, бережному
отношению к языку, развивать коммуникативные способности и навыки, готовить к
сдаче ОГЭ.
Задачи программы:
- воспитывать культурно-ценностное отношение к русской речи;
- формировать умение требовательно относиться к своей речи;
- прививать стремление говорить и писать в соответствии с нормами русского
литературного языка;
- научить отбирать языковые средства в соответствии с речевой ситуацией;
- научить логике мышления, умению точно выражать свои мысли;
- научить предупреждать и исправлять ошибки в устной и письменной речи;
- научить пользоваться словарями и справочниками.

Требования к уровню подготовки учащихся.
Прогнозируемые результаты обучения:
Обучающиеся должны знать:
- нормы русского литературного языка;
- основные правила за курс основной школы, необходимые для подготовки
к экзамену по русскому языку,
-требования, предъявляемые к устной и письменной речи.
Обучающиеся должны уметь:

- осмыслить и усвоить основные понятия культуры речи;
- делать свою речь грамотной, яркой и выразительной;
- приобрести навыки, необходимые для сдачи ОГЭ по русскому языку.

Критерии оценивания:
итоговой аттестационной оценкой является групповой исследовательский проект
Содержание программы
1.Данная программа предназначена для подготовки учащихся девятых классов к
итоговой аттестации по русскому языку.
В данной программе особое внимание уделяется изучению орфографии и
пунктуации.
1.Орфографические нормы. Правила орфографии. Работа с орфографическим
словарём.
2. Грамматические нормы. Типичные ошибки, связанные с употреблением рода
существительных.
Правильное
употребление
предлогов по, благодаря, вопреки, согласно,
наперекор,
навстречу с
именами существительными. Грамматические признаки местоимений, склонение
местоимений. Употребление притяжательных местоимений в речи. Ошибки в
употреблении некоторых прилагательных (из-за разного лексического значения
полной и краткой форм). Речевые недочеты при образовании степеней сравнения
прилагательных. Правила склонения числительных. Ошибки при употреблении
собирательных числительных.
(Методы и формы обучения:
- лекции;
- дискуссии;
Средства контроля:
- практические занятия;

- семинарские занятия;
- эссе;
Формы контроля достижений обучающихся:
- тесты;
- сочинения, эссе;
- диагностические работы;
- рефераты;
- презентации;

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

13

Календарно-тематическое планирование по предмету
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации». 9 класс
Тема урока
Кол-во
Дата
часов
План
Факт
Правописание гласных в корне слова.
1
Правописание корней с
1
чередующимися гласными.
Правописание е-э в корне слова.
1
Правописание ы-и после ц в корне
1
слова.
Правописание согласных в корне
1
слова.
Правописание о-ё после шипящих в
1
корне слова.
Правописание гласных и согласных в
1
приставках.
Приставки, оканчивающиеся на З и на
1
С.
Приставки ПРЕ и ПРИ.
1
Гласные Ы и И после приставок.
1
Постановка запятой в предложениях с
1
обособленными определениями и
обстоятельствами.
Постановка запятой в бессоюзных
1
сложных предложениях.
Практическая работа.
Постановка запятой в
1
сложносочинённых предложениях.

14

15
1617

Постановка запятой в
1
сложноподчинённых предложениях.
Тестирование.
Правописание частиц.
1
Правописание частиц НЕ и НИ.
2
тестирование
Литература для обучающихся:

1. И.П.Цыбулько, Р.А. Дощинский. Русский язык ОГЭ. Типовые экзаменационные
варианты. «Национальное образование»,2023год
2.Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова.
Русский язык.9класс. «Просвещение»,2020год.
4.Л.И. Мальцева, Н.М. Смеречинская. Русский язык 9 класс, ОГЭ 2023.
Москва, «Народное образование»,2023год
5.Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь
русского языка. – М., 2021.
6.Русский язык и культура речи: Практикум / Под ред. В.И.Максимова, М., 2019.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».