Тайны русского языка. 9 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Тайны русского языка» составлена на основе: Федерального
компонента государственного образовательного стандарта основного образования , примерной программы
основного образования по русскому языку
типовых экзаменационныех вариантов / ОГЭ Цыбулько 36 вариантов Главный редактор Федосова И. — М.:
Издательство «Национальное образование», 2018г..

Структура программы: пояснительная записка, содержание программы, планируемые результаты освоения
обучающимися программы, тематическое планирование, календарно- тематическое планирование,
информационное обеспечение программы.
В соответствии с учебным планом школы на изучение данного учебного предмета выделено: 34 ч. (1ч. в
неделю )
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе - это современная форма государственной (итоговой)
аттестации учащихся, позволяющая объективно оценить предметную подготовку школьников. Оценка
уровня подготовки девятиклассников предполагает сравнение реального уровня обученности ученика с
эталонным уровнем, зафиксированным в стандарте образования.
Актуальной проблемой для учителей-словесников является подготовка учащихся к итоговой аттестации в
новой форме. С этой целью была разработана программа курса «Система подготовки учащихся 9 класса к
ОГЭ по русскому языку в новой форме».
Цели данной программы

1. Обобщение полученных знаний по правописанию за 5-8 классы, развитие навыков коммуникативной и
речевой культуры учащихся, активизация внимания учеников к собственной письменной речи;
2. Целенаправленная качественная подготовка учащихся 9 классов к итоговой аттестации через
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетентности.

Эти цели реализуются при решении следующих задач:

- формировать орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- овладевать нормами русского литературного языка;
- обогащать словарный запас;
- учить комплексно работать с текстом;
- развивать речь учащихся.

Требования к уровню подготовки выпускников основного общего образования
В результате обучения ученик должен ИМЕТЬ представление:
-о коммуникативной функции языка;
-о литературном языке как основе художественной литературы;
-о языковых нормах и их признаках.
ЗНАТЬ:

-стили и типы речи, их признаки;
-особенности жанра рассуждения;
-признаки текста;
-основные единицы языка, их признаки.
УМЕТЬ:
-различать стили и типы речи;
-проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
-вести спор, соблюдая нормы речевого этикета;
-подбирать доказательства своей точки зрения, определять авторскую позицию;
-свободно, образно и логично излагать свои мысли, в устной и письменной форме;
-осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их;
-создавать собственное письменное высказывание;
-применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать ее в творческих работах.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Учащиеся, успешно окончившие курс, смогут:
-работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без
возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четкое следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы тестовых заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;
- хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.
Эффективность программы
Работа по данной программе позволяет ученику проверить свои знания, потренироваться в выполнении
различных видов заданий, повторить и систематизировать важнейшие сведения по основным разделам курса
русского языка.
Предполагаемый результат
Качественная подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации по русскому языку в 9-х
классах в новой форме.
Использование программы
При составлении программы курса по выбору учитывалась логика построения курса русского языка в 9
классе.
Формы, методы работы и виды деятельности учащихся
Программа предусматривает разные виды деятельности учащихся: коллективную, групповую, парную,
индивидуальную.

Используются разнообразные методы работы: лекция, беседа, самостоятельный анализ, работа с таблицами,
схемами, алгоритмами.
Формы контроля: контрольно-тренировочные задания, практические задания, работа с текстами.
В процессе работы предусмотрен текущий и итоговый контроль.
Итоговое занятие курса проводится в форме практического контрольного занятия. Включает работу по
тестам, составленным по образцу демоверсии 2018 года. Предполагает проверку знаний учащихся, позволяет
объективно оценить их подготовку по русскому языку.
Структура экзаменационной работы.
Часть I. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту (1задание).
Части II, III выполняются на основе одного прочитанного текста.
Часть II. Задания с кратким ответом(2-14 задания).
Часть III.. Творческое задание. Сочинение - рассуждение(15.1, 15.2, 15.3 задания).
Содержание программы
Программа состоит из 4 разделов.
1 раздел. Введение.
Знакомит с содержанием и структурой экзаменационной работы.
2 раздел. Подготовка к написанию сжатого изложения.
Предусматривает подготовительную работу по написанию сжатого изложения.
Ориентирован на информационную обработку текста (сжатое изложение).
Сжатое изложение. Информационная обработка текста. Основные приёмы сжатия исходного текста.
3 раздел. Подготовка к написанию сочинения – рассуждения – 15.1, 15.2, 15.3 (часть 3).
Предусматривает подготовительную работу по написанию сочинения-рассуждения на одну из трёх
предложенных тем.
Ориентирована на обучение учащихся приёмам создания сочинения-рассуждения.
Основные приёмы создания сочинения-рассуждения. Комментированное чтение предложенного текста.
Способы моделирования вступления, основной части и заключения. Способы выражения личностной
позиции. Умение аргументировать собственные высказывания.
4 раздел. Работа с тестовыми заданиями – 2-14 задания (часть 2)
Теоретический минимум для подготовки к экзамену. Тематическая диагностика по разделам курса.
$11.

Фонетика и графика.

$12.

Лексика и фразеология.

$13.

Морфемика и словообразование.

$14.

Грамматика. Морфология.

$15.

Грамматика. Синтаксис.

$16.

Орфография.

$17.

Пунктуация.

$18.

Речь.

$19.

Языковые нормы.

$110. Выразительность русской речи.

Календарно- тематическое планирование
№

Тема

Кол.
час.

Введение
1-2

Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ.

2

Особенности заполнения бланков экзаменационной
работы.
2 раздел.

10

Подготовка к написанию сжатого изложения - 1
задание (часть1)
3-4

Сжатое изложение. Что такое микротема. Учимся
находить микротемы исходного текста.

2

5-6

Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка
приёма исключение.

2

7-8

Сжатое изложение. Отработка приёма обобщение

2

9-10 Сжатое изложение

2

.Отработка приема упрощение
11-12 Сжатое изложение.

2

Выбор приемов сжатия.
3 раздел.

8

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения – 15
задание (часть 3).
13-14 Задание 15.1.

2

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему
(раскрытие смысла высказывания). Критерии оценки
задания 15.1. Структура сочинения
15-16 Задание 15.2.

2

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом
текста (раскрытие смысла финала текста).
Критерии оценки задания 15.2. Структура сочинения
17-18 Задание 15.2.

2

Учимся формулировать тезис.
Учимся аргументировать.
Учимся писать вывод
19-20 Задание 15.3.

2

Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом
текста (понимание значения слова и правильное
толкование его).
Критерии оценки задания 15.3. Структура сочинения
21-22 Задание 15.

2

Дата
план.

Примечание

Учимся писать сочинения-рассуждения.
(15.1, 15.2, 15.3)
23-24 Задание15.

2

Контрольное сочинение-рассуждение
4 раздел.
Работа с тестовыми заданиями (часть 2) – 2-14 задания
25-26 Задание 2.

2

Понимание текста.
Целостность текста.
Анализ текста. Выразительные средства языка и
фразеологии. Анализ средств выразительности.
27-28 Задание 4.

2

Правописание приставок.
Слитное, дефисное, раздельное написание. Правописание
суффиксов различных частей речи.
29-30 Задание 7.

2

Словосочетание.
Виды связи в словосочетании. Грамматическая основа
предложения. Осложнённое простое предложение.
31-32 Задание 11.

2

Грамматические основы сложного предложения.
Пунктуационный анализ.
Знаки препинания в ССП и СПП. Задание 14.
Сложные предложения с различными видами связи.
33-34 Итоговая работа (пробная экзаменационная работа)

2

Информационное обеспечение программы
Для учителя и учащихся
1. М.М. Баронова. Русский язык. 400 типовых тестовых заданий для подготовки к ГИА. 9 класс. М.: АСТ:
Астрель, 2010.
2. ГИА-2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 12 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. –
М.: Национальное образование, 2011.
3. ГИА -2012. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 28 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. –
М.: Национальное образование, 2011.
4. Григорян Л.Т. Язык мой - друг мой. - М.,1976
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. Типовые тестовые задания: Государственная итоговая аттестация (в
новой форме) ГИА. М.: Экзамен, 2014. 6. Иванова С.Ю. ЕГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная
итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ 9 класс.
М.: Экзамен, 2013.

7. В.И. Капинос, Л. И. Пучкова, А.О. Татур. Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего
контроля. Русский язык 9 класс. М.: Интеллект-Центр, 2007.
8.Львова С.И. Русский язык. - М, Дрофа, 2002.
9. Львова С.И. ГИА 2014: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме) Государственная
итоговая аттестация. М.: Эксмо, 2013.
10. Нарушевич А.Г., Сенина Н.А., Гармаш С.В.: Русский язык. 9 класс. Подготовка к ГИА- 2014.М.: Легион,
2013.

Интернет-ресурсы
Словари
1.http://www.sork.ru– Словарь сокращений русского языка
2.http://www.megakm.ru–Толковый словарь русского языка Ожегова
3.http://www.slovari.ru–Русские словари (Институт им. Виноградова)
4.http://www.gramota.ru–Онлайновые словари (орфографический, орфоэпический, толковословообразовательный, словарь имен собственных, словарь антонимов и др.)
Тренажеры
1.http://www.repetitor.1c.ru– Тесты по орфографии и пунктуации в режиме он-лайн
2.http://www.gramotey.ericos.ru– Электронный тренажер «Грамотей»
3.http://капканы-егэ.рф– справочные материалы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, работа с тестами
Методические материалы
$11.

http://www.drofa.ru— сайт издательства «Дрофа»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».