Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений линии учебников Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.13-е изд.- М.: Просвещение, 2022); Программа по учебному предмету «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и ВПР. В данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык». Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации. Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и вла- дение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования. Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка. Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка»). ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК» Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются: осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к культуре и языкам всех народов Российской Федерации; овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира; овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию; совершенствование речевой деятельности, коммуникативных умений, обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по разным учебным предметам; совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т. п. в процессе изучения русского языка; развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Личностные результаты: У ученика будет сформировано - чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; - интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения; - интерес к изучению языка; - осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Обучающийся получит возможность для формирования: выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; готовности к самообразованию и самовоспитанию; адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; Метапреметные результаты: Обучающийся научится: - самостоятельно формулировать тему и цели урока; - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); - пользоваться словарями, справочниками; - осуществлять анализ и синтез; - устанавливать причинно-следственные связи; - строить рассуждения Обучающийся получит возможность научиться: -учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; - оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; - вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. Предметные результаты: Обучающийся научится: - совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и письменной коммуникации): - распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия разных разрядов и их морфологические признаки; - делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова; - находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами. Обучающийся получит возможность научиться: - анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия - ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - планирования и регуляции своей деятельности; - самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выпускник научится: владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета; владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала; владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка; адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка; участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета; анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка; использовать знание алфавита при поиске информации; различать значимые и незначимые единицы языка; проводить фонетический и орфоэпический анализ слова; классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава; членить слова на слоги и правильно их переносить; определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами; опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав; проводить морфемный и словообразовательный анализ слов; проводить лексический анализ слова; опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение); опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия; проводить морфологический анализ слова; применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов; опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст); анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей; находить грамматическую основу предложения; распознавать главные и второстепенные члены предложения; опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры; проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения; соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи; опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания; опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении; использовать орфографические словари. Выпускник получит возможность научиться: анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; опознавать различные выразительные средства языка; писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта; характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда; использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического значения слова; самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 2. Содержание учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 7 класс 1. Фонетика и орфоэпия (1 ч.)Фонетика. Фонетический разбор. Нормы ударения и про- изношения. 2. Орфография. Повторение (5 ч.) Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок. Не с существительными, прилагательными, глаголами. Не и ни в местоимениях. Гласные о и е после шипящих в разных частях речи. Правописание суффиксов существительных. Н и НН в суффиксах прилагательных.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.Правописание числительных.Личные окончания глаголов.Наклонения глаголов. 3. Причастие (2 ч.) Склонение причастий. Написание действительных причастий.Написание страдательных причастий.Н и НН в суффиксах причастий.Не с причастиями. 4. Деепричастие (2 ч.) Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.Не с деепричастиями. 5. Наречие (4 ч.)Степени сравнения наречий. Не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.Н и НН в наречиях на –о и – е.Буквы о и е после шипящих на конце наречий.Буквы о и а на конце наречий.Дефис в наречиях.Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.Слова категории состояния. 6. Служебные части речи (2ч.) Предлог. Союз. Частица. Междометие. 7.Повторение(1ч) Тематическое планирование № 1 Раздел программы Фонетика и орфоэпия 2 Орфография. Повторение 3 Причастие. 4 Деепричастие 5 Наречие 6 Служебные части речи 7 Повторение Итого: 17 Кол-во часов Форма деятельности 1 Интерактивная игра «Битва сильнейших» 5 «Сундук сокровищ», «Состав слова», Кроссворды. Интерактивный тренажер «Словарные слова» 2 Викторина, дидактические игры. 2 Викторина, дидактические игры. 4 Игра «Переводчик», «Да-нетка» 2 Игра «Аукцион» 1 № Раздел 3. Календарно-тематическое планирование Тема занятия Дата План. Факт. Фонетика и орфоэпия 1 Фонетика. Фонетический разбор. Нормы ударения и произношения. Орфография. Повторение 2 3 4 5 6 7 8 Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок. Не с существительными, прилагательными, глаголами. Не и ни в местоимениях Гласные о и е после шипящих в разных частях речи. Правописание суффиксов существительных. Н и НН в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. Правописание числительных. Личные окончания глаголов. Наклонения глаголов. Причастие Склонение причастий. Написание действительных причастий.Написание страдательных причастий. Н и НН в суффиксах причастий.Не с причастиями. Деепричастие 9 10 11 12 13 14 Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.Не с деепричастиями Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.Не с деепричастиями Наречие Степени сравнения наречий. Не с наречиями на –о и –е. Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Н и НН в наречиях на –о и – е. Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис в наречиях. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях. Слова категории состояния. Служебные части речи 15 16 Предлог. Союз. Частица. Междометие Предлог. Союз. Частица. Междометие 17 Повторение Повторение