РП Трудные вопросы орфографии и пунктуации 7 класс

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на
основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений
линии учебников
Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие
программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.13-е изд.- М.: Просвещение, 2022);
Программа по учебному предмету «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» расширит и
систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения
и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и ВПР. В
данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости,
формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности.
Программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования
текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня
грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности,
успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень
УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык».
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и вла- дение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических
особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации
личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.

Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст»,
«Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения
к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и
других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к
культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом
формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных
умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение
русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по
разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т.
п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
У ученика будет сформировано
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Метапреметные результаты:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей
в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации):
- распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия
разных разрядов и их морфологические признаки;
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
- ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки
текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных


функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического
и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения
и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;

 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2. Содержание учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 7 класс
1. Фонетика и орфоэпия (1 ч.)Фонетика. Фонетический разбор. Нормы ударения и про-

изношения.
2. Орфография. Повторение (5 ч.)
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами. Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи. Правописание суффиксов существительных. Н и НН в суффиксах прилагательных.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.Правописание числительных.Личные окончания глаголов.Наклонения глаголов.
3. Причастие (2 ч.)
Склонение причастий. Написание действительных причастий.Написание страдательных причастий.Н и НН в суффиксах причастий.Не с причастиями.
4. Деепричастие (2 ч.)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.Не с деепричастиями.
5. Наречие (4 ч.)Степени сравнения наречий. Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.Н и НН в наречиях на –о и –
е.Буквы о и е после шипящих на конце наречий.Буквы о и а на конце наречий.Дефис в наречиях.Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.Слова категории состояния.
6. Служебные части речи (2ч.) Предлог. Союз. Частица. Междометие. 7.Повторение(1ч)
Тематическое планирование
№
1

Раздел программы
Фонетика и орфоэпия

2

Орфография. Повторение

3 Причастие.
4 Деепричастие
5 Наречие
6 Служебные части речи
7 Повторение
Итого: 17

Кол-во часов
Форма деятельности
1
Интерактивная игра «Битва сильнейших»
5
«Сундук сокровищ», «Состав слова», Кроссворды. Интерактивный
тренажер «Словарные слова»
2
Викторина, дидактические игры.
2
Викторина, дидактические игры.
4
Игра «Переводчик», «Да-нетка»
2
Игра «Аукцион»
1

№

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Дата
План. Факт.
Фонетика и орфоэпия

1

Фонетика. Фонетический разбор.
Нормы ударения и произношения.
Орфография. Повторение

2
3
4
5
6

7
8

Правописание безударных гласных.
Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами. Не и
ни в местоимениях
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи.
Правописание суффиксов существительных.
Н и НН в суффиксах прилагательных. Дефисное и слитное
написание сложных прилагательных.

Правописание числительных. Личные окончания
глаголов. Наклонения глаголов.
Причастие
Склонение причастий. Написание действительных
причастий.Написание страдательных причастий.
Н и НН в суффиксах причастий.Не с причастиями.
Деепричастие

9
10
11
12
13
14

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном
обороте.Не с деепричастиями
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном
обороте.Не с деепричастиями

Наречие
Степени сравнения наречий. Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных
наречий.
Н и НН в наречиях на –о и – е. Буквы о и е после
шипящих на конце наречий.
Буквы о и а на конце наречий. Дефис в наречиях.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.
Слова категории состояния.
Служебные части речи

15
16

Предлог. Союз. Частица. Междометие
Предлог. Союз. Частица. Междометие

17

Повторение

Повторение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».