ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений линии учебников Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- 13-е изд.- М.: Просвещение, 2022); Программа по учебному предмету «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» расширит и систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и ВПР. В данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности. Программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень УМК по русскому языку. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык». Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной консолидации.Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и вла- дение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского и других народов России. Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка») коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли языковых средств. Цели изучения учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»: углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации; активизировать работу по формированию орфографической и пунктуационной грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и умениях у некоторых обучающихся; познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках; систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в форме таблиц, опорных схем; способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе. Задачи организации учебной деятельности: создание условий для овладения основными нормами русского литературного языка; создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков; формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций; совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать; развитие коммуникативных навыков; развитие ассоциативного мышления обучающихся. Основные учебные цели: систематизировать УУД, необходимые при подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы; совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях, трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей; развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных ранее; совершенствовать навыки анализа структуры предложения; Совершенствовать умения излагать учебный текст; Совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение) на заданную тему; Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ. Общая характеристика учебного предмета: Владение орфографической и пунктуационной грамотностью имеет большое общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как умение пишущим грамотно выражать свои мысли, расставлять знаки препинания в созданных текстах свидетельствует об осознанности речевой деятельности. Школа призвана создавать условия для овладения детьми нормами литературного языка, для свободного использования орфографических и пунктуационных правил при создании ими своих письменных высказываний. Конечная цель обучения детей орфографии и пунктуации в школе – сформировать у них орфографическую и пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно записывать слова, употреблять знаки препинания для членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать написанное. Особое внимание предполагается уделить развитию речи обучающихся, так как формировать орфографическую и пунктуационную грамотность в отрыве от творческого процесса создания текста либо без глубокого анализа предложенного авторского текста не имеет смысла. Данный элективный курс предлагает решить проблему формирования орфографической и пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение, выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизацию материала. На каждом занятии предусматривается двусторонний подход: теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста). практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы обучающихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет), работа по опорным таблицам и алгоритмам; словарно-орфографическая работа; морфологический, словообразовательный и орфографический разборы; этимологический анализ слова; различные виды диктантов; работа с текстом (подготовка к ОГЭ); задания с кратким ответом (формат ОГЭ).Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. С целью успешной подготовки к итоговой аттестации за курс основной школы предполагается реализовать систему упражнений, нацеленных на предварительную проверку и последующую корректировку УУД обучающихся: умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение понимать основную мысль прослушанного текста; умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте проблеме; умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение интерпретировать информацию звучащего текста; умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи; умение понимать главную мысль прочитанного текста; умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме; умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты; умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и прочитанном тексте проблеме; умение интерпретировать информацию прочитанного текста; умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста; умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам; В ходе занятий обучающиеся научатся: обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи; применять теоретические знания на практике; работать с тестами по русскому языку; владеть орфографическими и пунктуационными нормами; владеть способами действий при применении изученных правил; исправлять орфографические и пунктуационные ошибки; осознавать значимость правильной письменной речи; работать с заданиями с кратким ответом (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл); четко следовать инструкциям, сопровождающим задание; выполнять различные типы заданий с кратким ответом; самостоятельно распределять время на выполнение заданий; узнают и повторят: определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий; орфографические и пунктуационные правила; пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются пунктуационными правилами Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом: Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) в 8 классе. Данная рабочая программа предназначена для реализации в классах, где качество знаний обучающих низок и требует серьезной коррекционной работы или систематическая работа по формированию орфографической и пунктуационной зоркости будет способствовать сохранению качества знаний на достигнутом уровне и обеспечит эффективную подготовку к ОГЭ по русскому языку. Учебный предмет «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» является дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе. Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса: Личностные результаты: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные результаты: владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение; адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; способность извлекать информацию из разных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты. Предметные результаты: представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; Содержание программы 8 класс Тема 1. Орфография как система правил русского правописания. Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем; слитные, дефисные и раздельные написания. Тема 2. Трудные случаи правописания гласных в корне слова Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня: безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного происхождения. Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова). Тема 4. Трудные случаи правописания согласных в корне слова: 1) правописание звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные. Тема 5. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц. Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый – дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и существительных (каблучок, зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов. Исключения. Тема 6. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про. Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-). Смысловые (различаются по значению): пре—приФонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-, контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными приставками. Тема 7.Употребление ь, ъ. Ь пишется: на конце слова, середине слова после мягкого согласного перед твёрдым согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в формах творительного падежа множественного числа; в середине числительных, оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск. Тема 8. Правописание сложных слов Написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (яркозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол- арбуза, пол-Москвы). Написание (вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине), наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом, зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) . Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу), местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка, -тко, -таки ). Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание терминов, эпитетов). Раздельное написание имен существительных (юбка мини), прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий (бок о бок). Исключения из правил. Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи . Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный, серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный, родственный).3) Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый). Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный, отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами ( варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:( маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола совершенного вида ( лишённый).Одна -н- в кратких причастиях, две -н- а в кратких прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид); гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные, образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-, сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от ‘мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник). Тема 10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик. Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов. Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего времени в зависимости от спряжения глагола. Тема 11. Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий. Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до 19.Исключения из правил.Система правил, регулирующих правописание окончаний слов разных частей речи. Тема 12. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце имен числительных Правописание сложных и составных порядковых числительных (шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание порядковых числительных, оканчивающихся на тысячный, миллионный, миллиардный (стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный (пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать миллиардов).. Правописание слов двухсполовинный, трехсполовинный, четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).) Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро. Тема 13. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Трудные случаи написания наречий. Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц. Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему (ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру, в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение, в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже, оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки). Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем. Сочетание ни при чем (Правду говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов (состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как, в то время как и др. Частицы не и ни, их различение на письме. Не с разными частями речи. Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за ребенком — не досмотреть кинофильм). Тема 15. Итоговое тестирование Тема 16-17. Повторение. Календарно- тематическое планирование № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Тема занятия Орфография как система правил русского правописания Орфография как система правил русского правописания Трудные случаи правописания гласных в корне слова Правописание корней с чередованием гласных Трудные случаи правописания согласных в корне слова Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц. Правописание приставок Употребление ь, ъ. Правописание сложных слов Правописание н, нн в разных частях речи . Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий, глаголов, наречий Правописание окончаний Правописание числительных Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий. Трудные случаи написания наречий. Правописание предлогов, союзов, частиц Итоговое тестирование Повторение Дата