РП«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 8 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на
основе Примерной программы для общеобразовательных учреждений
линии учебников
Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов (Русский язык.
Рабочие программы.
Предметная линия учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова,
Л.А.Тростенцовой и др.- 13-е изд.- М.: Просвещение, 2022);
Программа по учебному предмету «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» расширит и
систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические
умения и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных
работ и ВПР. В данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию
орфографической зоркости, формированию орфографической грамотности, развитию навыков и
умений самостоятельного выполнения заданий различного уровня сложности.
Программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков
конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно
для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для
дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций
построения школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в
Федеральный перечень УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык».
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального
общения народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и
язык межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех
народов Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций
государственного языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя
России, независимо от места его проживания и этнической принадлежности Знание русского
языка и вла- дение им в разных формах его существования и функциональных разновидностях,
понимание его стилистических особенностей и выразительных возможностей, умение
правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения
определяют успешность социализации личности и возможности её самореализации в
различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих
способностей, мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной
деятельности, самообразования.Содержание обучения русскому языку ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения человека читать, понимать
тексты, использовать информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней,
чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни. Речевая и текстовая деятельность является системообразующей доминантой школьного
курса русского языка.Соответствующие умения и навыки представлены в перечне
метапредметных и предметных результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык
и речь», «Текст», «Функциональные разновидности языка») коммуникативного намерения
автора; логической структуры, роли языковых средств.





















Цели изучения учебного предмета «Трудные вопросы орфографии и пунктуации»:
углубить и расширить знания по орфографии и пунктуации;
активизировать работу по формированию орфографической и пунктуационной
грамотности обучающихся, восполнить пробелы в знаниях и умениях у некоторых
обучающихся;
познакомить обучающихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые
не рассматриваются на уроках;
систематизировать имеющиеся знания, новые сведения, обобщить их в форме таблиц,
опорных схем;
способствовать развитию речи и мышления обучающихся на межпредметной основе.
Задачи организации учебной деятельности:
создание условий для овладения основными нормами русского литературного языка;
создание прочной базы орфографических и пунктуационных навыков;
формирование коммуникативной, языковой и лингвистической компетенций;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать,
анализировать, оценивать;
развитие коммуникативных навыков;
развитие ассоциативного мышления обучающихся.
Основные учебные цели:
систематизировать УУД, необходимые при подготовке к итоговой аттестации за курс
основной школы;
совершенствовать орфографические навыки через расширение знаний об особенностях,
трудностях русской орфографии, навыки работы с разными типами словарей;
развивать умения правильно расставлять знаки препинания в случаях, не изученных ранее;
совершенствовать навыки анализа структуры предложения;
Совершенствовать умения излагать учебный текст;

Совершенствовать умение создавать собственное высказывание (сочинение) на
заданную тему;
Создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а
также их самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Общая характеристика учебного предмета:
Владение орфографической и пунктуационной грамотностью имеет большое
общекультурное значение, является показателем уровня речевого развития человека, так как
умение пишущим грамотно выражать свои мысли, расставлять знаки препинания в созданных
текстах свидетельствует об осознанности речевой деятельности. Школа призвана создавать
условия для овладения детьми нормами литературного языка, для свободного использования
орфографических и пунктуационных правил при создании ими своих письменных
высказываний.
Конечная цель обучения детей орфографии и пунктуации в школе – сформировать у них
орфографическую и пунктуационную грамотность, под которой понимается умение
пишущего правильно записывать слова, употреблять знаки препинания для членения
предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего – адекватно с пишущим понимать
написанное. Особое внимание предполагается уделить развитию речи обучающихся, так как
формировать орфографическую и пунктуационную грамотность в отрыве от творческого
процесса создания текста либо без глубокого анализа предложенного авторского текста не
имеет смысла.
Данный элективный курс предлагает решить проблему формирования орфографической и
пунктуационной грамотности через систему таких мыслительных операций, как сравнение,
выделение существенных признаков изучаемых явлений, обобщение и систематизацию
материала.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:



теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев
правописания, определение этапов создания текста).
 практическая часть (выполнение различных упражнений, позволяющих
сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную
компетентности; закрепить знание орфографических и пунктуационных
правил, приобрести устойчивые навыки).
Теория приближена к потребностям практики; она вводится для того, чтобы помочь
обучающимся осознать свою речь, опереться на речеведческие знания как систему ориентиров
в процессе речевой деятельности, овладеть навыками самоконтроля.Использование системы
упражнений предусматривает различные формы и приемы работы обучающихся:
упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации
(энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги,
Интернет), работа по опорным таблицам и алгоритмам; словарно-орфографическая работа;
морфологический, словообразовательный и орфографический разборы; этимологический
анализ слова; различные виды диктантов; работа с текстом (подготовка к ОГЭ); задания с
кратким ответом (формат ОГЭ).Главные принципы, на которых строится курс, - научность,
системность, доступность. С целью успешной подготовки к итоговой аттестации за
курс основной школы предполагается реализовать систему упражнений, нацеленных на
предварительную проверку и последующую корректировку УУД обучающихся:
 умение понимать на слух содержание звучащих художественных,
публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
 умение понимать основную мысль прослушанного текста;
 умение понимать отношение автора к поставленной в прослушанном тексте
проблеме;
 умение подробно излагать содержание прослушанных художественных,
публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
 умение интерпретировать информацию звучащего текста;
 умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных,
публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов
различных функционально-смысловых типов речи;
 умение понимать главную мысль прочитанного текста;
 умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте
проблеме;
 умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и
прослушанный тексты;
 умение комментировать отношение авторов к поставленной в прослушанном и
прочитанном тексте проблеме;
 умение интерпретировать информацию прочитанного текста;
 умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного
текста;
 умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота
 умение определять принадлежность предложения к определенной
синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим
признакам;
В ходе занятий обучающиеся научатся:
 обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры в устной и письменной речи;
 применять теоретические знания на практике;
 работать с тестами по русскому языку;
 владеть орфографическими и пунктуационными нормами;






владеть способами действий при применении изученных правил;
исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
осознавать значимость правильной письменной речи;
работать с заданиями с кратким ответом (внимательно читать формулировку задания
и понимать её смысл);
 четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
 выполнять различные типы заданий с кратким ответом;
 самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
узнают и повторят:
 определения основных изученных языковых явлений, речеведческих понятий;
 орфографические и пунктуационные правила;
 пунктуационные нормы постановки знаков препинания, которые регулируются
пунктуационными правилами
Общий объём часов на изучение данного курса, предусмотренный учебным планом:
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) в 8 классе. Данная рабочая программа
предназначена для реализации в классах, где качество знаний обучающих низок и требует
серьезной коррекционной работы или
систематическая работа по формированию
орфографической и пунктуационной зоркости будет способствовать сохранению качества
знаний на достигнутом уровне и обеспечит эффективную подготовку к ОГЭ по русскому
языку. Учебный предмет «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» является
дополнением к основному курсу русского языка в 8 классе.
Требования к уровню подготовки обучающихся 8 класса:
Личностные результаты:
 понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его
значения в процессе получения школьного образования;
 осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как
явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
 достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для
свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты:
 владение всеми видами речевой деятельности: говорение, слушание, письмо, чтение;
 адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
 адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
 способность извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
 способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; умение совершенствовать и редактировать собственные тексты.
Предметные результаты:
 представление об основных функциях языка, о роли русского языка как
национального языка русского народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о
роли родного языка в жизни человека и общества;
 усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней
и единиц;



овладение основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими,
лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами
речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и
письменных высказываний;

Содержание программы
8 класс
Тема 1. Орфография как система правил русского правописания.
Некоторые сведения из истории русской орфографии. Орфографическое правило как
разновидность учебно-научного текста. Разделы русской орфографии: правописание морфем;
слитные, дефисные и раздельные написания.
Тема 2. Трудные случаи правописания гласных в корне слова
Система правил, связанных с правописанием морфем. Правописание гласных корня:
безударные проверяемые и непроверяемые. Правописание словарных слов заимствованного
происхождения.
Тема 3. Правописание корней с чередованием гласных
Правописание корней с чередующимися гласными: 1) -кос-//-кас-, -лаг-//-лож-, -бер-//бир-, -пер-//-пир-, -дер-//-дир-, - мер-//-мир- и др.(зависимость от глагольного суффикса -а); 2) –раст (ращ)-//-рос-, -скак-//скоч- (зависимость от последующего согласного); 3) -гор//-гар-, -твор-//-твар-, -клон-//-клан-, -зор-// -зар- (зависимость от ударения). 4)-мак-// мок-, -равн-//- ровн-(зависимость от значения слова).
Тема 4. Трудные случаи правописания согласных в корне слова: 1) правописание
звонких/глухих согласных; 2) правописание непроизносимых согласных; 3) двойные
согласные. Проверяемые и непроверяемые согласные.
Тема 5. Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
Буква ё после шипящих в корнях слов под ударением ( решетка – решето, дешевый –
дешевле, черный – чернеть). Исключения.Буквы О-Ё В суффиксах прилагательных и
существительных (каблучок, зайчонок, , доченька, дороженька ). Буквы О-Ё в окончаниях
существительных и прилагательных ( парчовый – грушевый, плечом – кучей). Буква Ё во всех
словах, образованных от глагола (выкорчевка, обнаженный).Правописание и-ы после ц .Буква
и в корне после ц и в словах на –ция. Буква ы после ц в суффиксе и в окончании слов.
Исключения.
Тема 6. Правописание приставок. Одновариантные (не изменяются на письме): об-(обо,)от-(ото-),над-(н)адо-),под-(подо-),пред-(предо),в-(во-),за-,на-,вы-,у-,о-,су-,по-,пра-про.
Двухвариантные (меняют «з» на «с» перед глухими согласными): без- бес--вз-- вс,воз- вос-,из- ис-,низ- нис-, раз- - рас-,роз – рос-,чрез-(через-) – чрес-(черес-).
Смысловые (различаются по значению): пре—приФонетический и морфологический принципы написания. Роль смыслового анализа
слова при различении приставок. Значение иноязычных приставок анти-, диа-, ди-, дис-,
контр-, супер-, суб-. Особенности употребления в научном стиле речи с иноязычными
приставками.
Тема 7.Употребление ь, ъ.
Ь пишется: на конце слова,
середине слова после мягкого согласного перед твёрдым
согласным, в середине слова между двумя мягкими согласными в том случае, если при
изменении слова или в родственных словах второй согласный становится твёрдым, а первый
сохраняет свою мягкость; после мягкого согласного л [л’] перед любыми согласными: в
формах творительного падежа множественного числа; в
середине
числительных,
оканчивающихся на -десят, -сот; в конце числительных, оканчивающихся на –дцать;в
прилагательных, образованных от названий месяцев с помощью суффикса -ск.
Тема 8. Правописание сложных слов
Написание существительных (музей-усадьба, юго-восток); прилагательных (яркозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные (пол-лимона, пол-

арбуза, пол-Москвы). Написание (вместо, вроде (= подобно), вследствие (= по причине),
наподобие, насчет (= о), сверх, навстречу), союзов (чтобы, тоже, также, причём, притом,
зато) и наречий ( вничью, внакладе, впоследствии, всухомятку, наполовину) .
Дефисное написание имен существительных, имен прилагательных, имен числительных и
слов, имеющих в составе числительные; наречий (точь-в-точь, по-зимнему, мало-помалу),
местоимений (кто-то, что-нибудь), частиц (–то, -либо, -нибудь, кое-(кой-), -ка, -де, -с, тка,
-тко, -таки ). Дефисные написания в научной и художественной речи (правописание
терминов, эпитетов).
Раздельное написание имен
существительных (юбка мини),
прилагательных (вечнозеленый), имен числительных и слов, имеющих в составе числительные
(пол большого дома). Слитное написание предлогов (в течение), частиц (бы, ли, же) и наречий
(бок о бок). Исключения из правил.
Тема 9. Правописание н, нн в разных частях речи .
Имена прилагательные:1) Имена прилагательные с суффиксами -ан-, -ян-,-ин- (глиняный,
серебряный, куриный. ).2) Имена прилагательные с суффиксами -онн-, -енн- (авиационный,
родственный).3) Прилагательные, образованные от существительных с основой на -н с
помощью суффикса -н- (картинный (картин-а + н-ый).
Причастия и имена прилагательные, образованные от глаголов:1) две буквы -н- в суффиксах
полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов:1) с приставкой (вспаханный,
отваренный ,но: смышлёный мальчик, названый брат);2) причастия с зависимыми словами (
варенная на молоке).3) причастия и прилагательные с суффиксами -ова-, -ева-, -ирова-:(
маринованный, асфальтированный);4)причастие, образованное от бесприставочного глагола
совершенного вида
( лишённый).Одна -н- в кратких причастиях, две -н- а в кратких
прилагательных (кроме формы единственного числа мужского рода). Написание одной или
двух букв -н- в сложных прилагательных (гладкокрашеный (красить, несовершенный вид);
гладкоокрашенный (окрасить, совершенный вид). Наречия, образованные от прилагательных
с двумя -н-,( шли организованно). Исключения из правил. Именах существительные,
образованные от прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных ( столько -н-,
сколько их было в производящей основе: воспитанник (от ‘воспитанный’), мученик (от
‘мученый’).Две -н- во всех словах, образованных от основ на -н, с суффиксом, начинающимся
на -н: пенный (пен-а+н-ый), шестигранник (шесть+грань+ник).
Тема 10. Правописание суффиксов существительных, прилагательных, причастий,
глаголов, наречий
Написание суффиксов в разных частях речи. Суффиксы имён существительных и их
написание: -арь-, -тель-, -ник-, -ени- и др. Различение суффиксов -чик- и -щик-, -ек- и -ик.
Типичные суффиксы имён прилагательных и их написание: -оват- (-еват-), -чив-, -лив-, -ист, -оньк- (-еньк-) и др. Различение на письме суффиксов -к- и -ск-. Степени сравнения имён
прилагательных и написание суффиксов в этих формах. Типичные суффиксы глаголов.
Различение на письме суффиксов -ова-(-ева-) и -ива-(-ыва-). Правописание суффиксов у
глаголов прошедшего времени. Суффиксы причастий. Выбор суффикса причастий настоящего
времени в зависимости от спряжения глагола.
Тема 11. Правописание окончаний . Правописание безударных окончаний имен
существительных . Правописание безударных окончаний имен прилагательных и причастий.
Правописание безударных личных окончаний глагола. Буквы О, Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных и прилагательных. Буква Ы в окончаниях существительных и
прилагательных после Ц. Буква И в окончаниях количественных числительных от 11 до
19.Исключения из правил.Система правил, регулирующих правописание окончаний слов
разных частей речи.
Тема 12. Правописание числительных. Мягкий знак в середине и на конце имен
числительных Правописание
сложных
и составных порядковых числительных
(шестнадцатый, девятисотый; две тысячи двенадцатый ).Правописание порядковых
числительных,
оканчивающихся
на
тысячный,
миллионный,
миллиардный
(стотридцатитысячный (сто тридцать тысяч), пятидесятичетырехмиллионный

(пятьдесят четыре миллиона), двухсоттридцатимиллиардный (двести тридцать
миллиардов)..
Правописание
слов
двухсполовинный,
трехсполовинный,
четырехсполовинный.Правописание дробных числительных ( три восьмых (3/8), четыре
целых и одна шестая (4 1/6), три целых и одна четвертая, три с четвертью (3 1/4).)
Числительные полтора (м. и ср. р.) - полторы (ж. р.) и полтораста. Собирательные
числительные, образованные от количественных числительных четыре - десять, -ер-( четверо,
пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
Тема 13. Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.
Трудные случаи написания наречий.
Тема 14. Правописание предлогов, союзов, частиц.
Дефисное написание непроизводных парных предлогов-сращений из-за, из-под и
просторечные по-за, по-над, по-под, для-ради, за-ради ( из-за леса, из-под
земли).Производные предлоги и предложные сочетания ( сквозь, близ) Производные
предлоги благодаря, согласно, вопреки, управляющие формой дательного падежа
существительного или местоимения( благодаря вовремя принятому решению; благодаря ему
(ей, им); согласно вашему заявлению). Раздельное написание предлогов в виде, в деле, в меру,
в области, в отличие от, в отношении, в продолжение, в связи с, в силу, в смысле, в течение,
в целях, за исключением, за счет, по мере, по поводу, по причине. Предлоги в продолжение, в
течение, их отличие от сочетаний существительных в предложном падеже,
оканчивающихся на и, с предлогом в (в продолжении повести, в течении реки).
Употребление производных предлогов. Правописание союзов Слитное написание союзов
зато также тоже , чтобы (чтоб — разг.) притом и причем. Сочетание ни при чем (Правду
говоря, здесь щука ни при чем..). Раздельное написание союзов то есть ,составных союзов
(состоящие из двух и более слов) для того чтобы, потому что, так как, так что, тогда как,
в то время как и др. Частицы не и ни, их различение на письме. Не с разными частями речи.
Глаголы с приставкой недо-, имеющие значение неполноты действия ( недосмотреть за
ребенком — не досмотреть кинофильм).
Тема 15. Итоговое тестирование Тема 16-17. Повторение.

Календарно- тематическое планирование
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема занятия

Орфография как система правил русского правописания
Орфография как система правил русского правописания
Трудные случаи правописания гласных в корне слова
Правописание корней с чередованием гласных
Трудные случаи правописания согласных в корне слова
Правописание о-ё после шипящих. Правописание и-ы после ц.
Правописание приставок
Употребление ь, ъ.
Правописание сложных слов
Правописание н, нн в разных частях речи .
Правописание суффиксов существительных, прилагательных,
причастий, глаголов, наречий
Правописание окончаний
Правописание числительных
Правописание наречий. Слитное, раздельное и дефисное
написание наречий. Трудные случаи написания наречий.
Правописание предлогов, союзов, частиц
Итоговое тестирование
Повторение

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».