Внеурочная деятельность. Общая физичекая подготовка. 8 класс

Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования по физической культуре
(базовый уровень) 2010 г., «Комплексной программы физического воспитания учащихся 5
-9 классов», В.И. Лях (2014г.,)
Данная программа разработана для реализации в основной школе. Темы и разделы выбраны
с учетом имеющейся материальной базы и местных климатических условий. Она
предусматривает проведение теоретических занятий по каждому разделу, изучение и
дальнейшее совершенствование специальных движений на практических занятиях.
В соответствии с социально-экономическими потребностями современного общества,
его дальнейшего развития, целью физического воспитания в общеобразовательном
учреждении дополнительное образование спортивной направленности является содействие
всестороннему развитию личности. Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение учащимися основами физической культуры, слагаемыми которой
являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень
двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры; мотивы и
освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность.
Обоснование необходимости программы.
Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым.
Ж.-Ж. Руссо
Понятие «здоровье» - это не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и
состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека.
Поэтому здоровье школьника представляет собой критерий качества современного
образования.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей охрана и укрепление здоровья детей и
подростков является одним из основных направлений в деятельности школы.
Причинами ухудшения состояния здоровья детей являются:
несоответствие системы обучения детей гигиеническим нормативам;
перегрузка учебных программ; ухудшение экологической обстановки;
недостаточное или несбалансированное питание; стрессовые воздействия;
распространение нездоровых привычек. В связи с этим необходимо организовать
образовательный процесс в школе с учетом психологического комфорта и ценности каждой
индивидуальной личности, индивидуальных психофизических особенностей учащихся,
предоставить возможность для творческой деятельности и самореализации личности,
необходимо включить наряду с педагогической медико-профилактическую деятельность.
Если все это будет учтено, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки
и позитивное отношение к здоровому образу жизни.
ОФП - это не спорт, но без нее не обойтись ни в одном виде спорта. Поэтому для ребенка,
которого каждый здравомыслящий родитель хотел бы приобщить к спорту, ОФП является
фундаментом.
ОФП - это система занятий физическими упражнениями, направленная на развитие всех
физических качеств - выносливости, силы, ловкости, гибкости, скорости в их гармоничном
сочетании.
ОФП - это способ развития или сохранения физических качеств, то есть внутреннего ,
физиологического, биохимического уровня.
Заниматься в спортивном объединении может каждый обучающийся, прошедший
медицинский осмотр и допущенный врачом к занятиям.
Основная задача спортивного объединения - воспитание участников объединения в
процессе овладения физической куль турой. Она решается руководителем объединения на
основе изучения каждого занимающегося, прогнозирования его развития и комплексного
воздействия на формирование личности воспитанника в детском коллективе. Это
2

осуществляется при обязательном врачебно-педагогическом контроле за влиянием занятий
физической культурой и спортом на укрепление здоровья и развития личности участников
объединения. Необходимо также поддерживать связь с родителями (законными
представителями) занимающихся.
Программа спортивного объединения общей физической подготовки составлена на основе
материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной
школе, дополняя его с учетом интересов детей (в зависимости от возраста, пола, времен
года и местных особенностей) к тем видам спорта, которые пользуются популярностью в
повседневной жизни.
Для каждой возрастной группы занимающихся программой предусматриваются
теоретические, практические занятия, выполнение контрольных нормативов, участие в
соревнованиях, инструкторская и судейская практика.
Основные задачи теоретических занятий - дать необходимые знания по истории, теории и
методике физической культуры, о врачебном контроле и самоконтроле, о гигиене, о технике
безопасности, о первой медицинской помощи при травмах, о технике и тактике видов
спорта, о правилах и организации проведения соревнований; об инвентаре, о правилах
поведения на спортивных сооружениях. Руководитель объединения должен разъяснить
занимающимся направленность системы физическoгo воспитания, значение достижений
российских спортсменов на игровой арене, роль физического воспитания в разностороннем
развитии личности.
При подборе средств и методов практических занятий руководитель объединения должен
иметь в виду, что каждое занятие должно быть интересным и увлекательным, поэтому
следует использовать для этой цели комплексные занятия, в содержание которых
включаются упражнения из разных видов спорта (легкая атлетика, гимнастика, спортивные
игры или гимнастика, подвижные игры, и т. д.).
Упражнения подбираются в соответствии с учебными, воспитательными и
оздоровительными целями занятия.
Каждое практическое занятие должно состоять из трех частей:
-подготовительной, куда включаются спортивные упражнения на внимание, ходьба, бег,
- общеразвивающие упражнения (без предметов, с предметами);
-основной, в которой выполняются упражнения в лазанье, равновесии, преодолении
препятствий, упражнения из разделов гимнастики, легкой атлетики, проводятся подвижные
и спортивные игры;
-заключительной, включающей ходьбу, бег в медленном темпе, спокойные игры, в конце
заключительной части подводятся итоги занятия и объявляются домашние задания.
В целях лучшей реализации учебной программы необходимо соединить учебнотренировочные занятия в объединении с выполнением ежедневных самостоятельных
заданий по плану, разработан ному руководителем объединения совместно с обучающимся
(воспитанником).
Учебно-тренировочный цикл по каждому разделу программы завершается контрольными
испытаниями по теории и практике пройденного материала. Контрольные нормативы
составляются руководителем объединения на основе норм для дан ной возрастной группы.
Спортивные соревнования в объединении повышают интерес к занятиям. Их следует
проводить систематически с приглашением родителей.
Инструкторские и судейские навыки приобретаются в процессе проведения участником
объединения одной из частей практического занятия с группой (с методической помощью
руководителя объединения) и судейства соревнований. Участникам объединения,
получившим звание судьи и проявляющим интерес к этой работе, следует давать
рекомендацию для поступления на факультет физического воспитания педагогического
вуза.

3

Цель Программы: сформировать творческую, стремящуюся к сохранению физического,
психического и нравственного здоровья личность учащегося.
Задачи:
Оздоровительные:
-укреплять здоровье и закаливать занимающихся;
-удовлетворять суточную потребность в физической нагрузке;
-ведение закаливающих процедур;
-укреплять и развивать дыхательный аппарат и организм детей;
-снимать физическую и умственную усталость.
Образовательные:
Занятия в секции ОФП проводятся с целью:
-ознакомить учащихся с правилами самоконтроля состояния здоровья на занятиях и дома;
-формировать правильную осанку;
-обучать диафрагмально-релаксационному дыханию;
-изучать комплексы физических упражнений с оздоровительной направленностью;
-формировать у обучающихся навыки здорового образа жизни.
Развивающие:
-развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, ---обеспечивающие высокую дееспособность;
-совершенствовать прикладные жизненно важные навыки и умения в ходьбе, прыжках,
лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями.
Воспитательные:
-прививать жизненно важные гигиенические навыки;
-содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
-стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих ---формирование личности ребёнка;
-формировать умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Группа ОФП
Задачи:
- укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие
гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным
условиям внешней среды; - овладение школой движений;
- развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования
пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма,
быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в
пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и
гибкости) способностей;
- приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными
играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к
определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем
или иным видам спорта;
Способы двигательной деятельности (содержание программного материала)
Физическая культура и спорт. Возникновение и история физической культуры. Достижения
российских спортсменов.
Гигиена, предупреждение травм, врачебный контроль, самоконтроль, оказание первой
помощи. Личная гигиена. Двигательный режим школьников-подростков. Оздоровительное
и закаливающее влияние естественных факторов природы (солнце, воздух и вода) и
физических упражнений.
Врачебный контроль и самоконтроль во время занятий физической культурой и спортом.
4

Правила соревнований, места занятий, оборудование, инвентарь. Правила соревнований по
гимнастике, легкой атлетике, спортивным играм.
Гимнастика: Строевые,
общеразвивающие
упражнения,
преодоление
полосы
препятствий, гимнастические упражнения на снарядах: девочки - сгибание и разгибание рук
в упоре лежа на скамейке; мальчики - подтягивание; подъем из виса в упор переворотом;
подъем силой на перекладине.
Спортивные игры:
Баскетбол. Упражнения без мяча: прыжок вверх толчком одной с приземлением на
другую; передвижение в основной стойке; остановка прыжком после ускорения; остановка
в шаге. Упражнения с мячом: ловля мяча после отскока от пола, ведение мяча на месте и в
движении с изменением направления движения; бросок мяча в корзину двумя руками снизу
после ведения и от груди с места. Игра в баскетбол по правилам.
Упражнения
общей
физической
подготовки.
Волейбол. Упражнения с мячом: прямая нижняя подача мяча через сетку с лицевой
линии площадки; передача мяча после перемещения; передача мяча из зоны в зону. Игра в
волейбол по правилам.
Упражнения общей физической подготовки
Футбол (мини-футбол). Упражнения с мячом: ведение мяча с ускорением (по прямой,
по кругу, между стоек); удар с разбега по катящемуся мячу. Игра в мини-футбол по
правилам.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Место проведения: Спортивная площадка; Класс (для теоретических занятий); Спортивный
зал.
Инвентарь: Волейбольные мячи; баскетбольные мячи; скакалки;
теннисные мячи; малые мячи; гимнастическая стенка; гимнастические скамейки; сетка
волейбольная; щиты с кольцами; секундомер; маты;
ракетки; обручи.
Методическое обеспечение образовательной программы.
Формы занятий: групповые и индивидуальные формы занятий – теоретические,
практические, комбинированные. Комбинированная форма используется чаще и включает
теоретическую: беседу, инструктаж, просмотр иллюстраций – и практическую части: ОФП
и игры; занятия оздоровительной направленности;
праздники; эстафеты, домашние задания.
Методы и приёмы учебно-воспитательного процесса:
Эффективность реализации программы: информационно-познавательные (беседы, показ);
творческие (развивающие игры); методы контроля и самоконтроля (самоанализ,
тестирование, беседы).
Организационно-методические рекомендации
Занятия проводятся 1 раз в 2 недели по 1 часу.
Занятия в объединении позволяют: максимально поднять уровень физического здоровья
среди детей младшего школьного возраста;
развить логическое, пространственное и ассоциативное мышление при занятиях
физической культурой; развить физические качества: ловкость, гибкость, сила, скорость,
выносливость; сформировать мотивацию к занятиям физической культурой; подготовить
детей к дальнейшим занятиям физической культурой и спортом.
Режим занятий:
периодичность занятий: 1 академический час в 2 недели, с продолжительностью по 40
минут; общее количество часов: 17часов.
5

Программа предусматривает изучение теоретического материала, проведение
практических занятий ОФП с игровыми элементами, ЛФК, участие детей в «весёлых
стартах» и праздниках.
Ожидаемые результаты.
осознание влияния физических упражнений на организм человека и его развитие;
понимание вреда алкоголя и курения на организм человека;
повышение уровня развития и расширение функциональных возможностей
организма;
воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и
гибкости), а также развитие связанных с ними комплексов физических способностей,
обеспечивающих эффективность игровой деятельности (прыгучесть, скоростные
способности, мощность метательных движений, игровая ловкость и выносливость –
атлетическая подготовка)
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного
стандарта среднего (полного) общего образования, авторской программы по физическому
воспитанию
- воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам,
честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений;
содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в
ходе двигательной деятельности.
Должны знать:
- историю развития спорта в России, выдающихся спортсменов;
- способы предупреждения травм и оказания первой помощи;
- основы правильного питания;
- правила спортивных игр;
- правила организации соревнований;
- правила самостоятельного выполнения упражнений.
Уметь:
подавать, вести, принимать и передавать мяч во время спортивных игр с мячом;
группироваться;
использовать различные тактические действия;
владеть техникой игры перемещений во время игры;
использовать страховку и самостраховку;
использовать самоконтроль за состоянием здоровья.
Анализ результатов
освоения программы осуществляется следующими способами:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль; самоконтроль; итоговый контроль умений и навыков;
контроль за состоянием здоровья: количество острых заболеваний в год, показатели
физического развития, группа здоровья.
Итоги реализации программы:
беседы, выполнение контрольных упражнений (тестов), праздников «Здоровья».
Требования к учебно-тренировочному занятию
Каждое учебно-тренировочное занятие имеет ясную целевую направленность,
конкретные и четкие педагогические задачи, которые определяют содержание занятия,
выбор методов, средств обучения и воспитания, способов организации учащихся. На
каждом занятии решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач:
6

образовательных, оздоровительных и воспитательных. Оздоровительные и воспитательные
задачи проходят через весь процесс физического воспитания и решаются на каждом
занятии.
Каждое тренировочное занятие является звеном системы учебно-тренировочного
процесса, увязанных в логическую последовательность, построенных друг за другом и
направленных на освоение учебного материала конкретной темы. В свою очередь темы
согласованы между собой, определен объем учебного материала с учетом этапа обучения
двигательным действиям, положительного и отрицательного переноса, подготовленности
учащихся.
Важнейшим требованием учебно-тренировочного занятия является обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к учащимся с учетом их состояния
здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей
развития психических свойств и качеств, соблюдения гигиенических норм.
Основой для планирования учебных занятий является материал по овладению
двигательным умениям и навыкам.
Планируя материал прохождения программы, учитываются климато-географические
особенности региона, состояние материально-технической базы учреждения. В неотрывной
связи с планированием материала по развитию двигательных способностей планируются
все компоненты нагрузки: объем работы, интенсивность, продолжительность и характер
отдыха, число повторений упражнений. Нагрузка занятий повышается постепенно и
волнообразно.
ГОДОВОЙ ПЛАН-ГРАФИК РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Распределение учебного времени на различные виды программного материала.
№ Вид
программного
материла
1 Основы знаний
2
3
4
5
6
7

8 кл.
в процессе
урока
в процессе
урока
2

Способы
двигательнойдеятельности
Гимнастика с элементами
акробатики
Лёгкая атлетика
Футбол
Волейбол
Баскетбол
ИТОГО:

4
4
3
4
17

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЧЕТВЕРТЯМ
№
1
2
3
4

Разделы программы
Гимнастика с элементами
акробатики
Лёгкая атлетика
Футбол
Баскетбол

1 четверть

2
2
1

2 четверть

3 четверть
2

4 четверть

2
2
3

7

5

Волейбол
ИТОГО:

3
5

3

5

4

Используемая литература:
Авторы:
А.П. Матвеев. Физическая культура.8-9-й классы: учебник для общеобразовательных
учреждений. Учебник написан в соответствии с Примерной программой "Физическая
культура" с соблюдением требований, заложенных в стандартах второго поколения, и
программой А. П. Матвеева "Физическая культура. Основная школа. Средняя (полная)
школа: базовый и профильный уровни". 2011год Москва «Просвещение».
Рабочая программа «Физическая культура 5 – 9 классы» Автор: Матвеев А.П.
М. “Просвещение”, (2014;)
Комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11 классов (авторы В.И.
Лях, А.А. Зданевич, М.: Просвещение, (2014);

8

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование 8 класс
Наименование Кол- Тема занятия
раздела
во
программы
часов
Лёгкая
атлетика (2ч.)

1
2

Футбол (2ч.)

3
4

Баскетбол
(4ч.)

5
6
7
8

Гимнастика с 9
элементами
акробатики
10
(2ч.)
Волейбол
11
(3ч.)
12
13
Лёгкая
атлетика (2ч.)

14
15

Футбол (2ч.)

16
17

Дата
проведения

Вводный урок. Инструктаж по технике
безопасности. Ускорения 300-500м. Эстафета.
Ускорения 300-500м.Развитие скоростных
качеств. Эстафета.
О.Р.У. беговые. Бег 12мин. Подтягивание.
Технические приемы в футболе.
Подтягивание. Основные правила игры.
Техника ведения мяча (по прямой, по кругу)
Техника передвижения и остановки прыжком.
Эстафеты с баскетбольными мячами
Ведение мяча змейкой, передачи.
Игра в мини-баскетбол
Эстафеты баскетболистов с ведением мяча
змейкой, передачей двумя руками от груди.
Бросок мяча одной рукой от плеча, Передачи:
от гуди, головы, от плеча.
Техника безопасности. Прыжки через скакалку.
Подъем переворотом. Подтягивание.(у)
В движении полоса препятствий. Приседание
на одной ноге. Мальчики -10р.Девочки -5раз
Стойка игрока. Передача мяча сверху.
Челночный бег4*9м.
Стойка игрока. Игра с элементами волейбола.
Передача мяча, прием мяча снизу. Нижняя
прямая подача.
Беговые упр. Бег 6 мин. Подтягивание.
Ускорения 300-500м.Развитие скоростных
качеств. Эстафета.
Подводящие упражнения для освоения техники
ведения мяча разными способами.
Основные правила игры. Техника ведения мяча
Техника удара с разбега.

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».