Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кунарская средняя общеобразовательная школа (МАОУ Кунарская СОШ) Утверждено и введено в действие приказом директора МАОУ Кунарской СОШ № 01-25/047 от «29» августа 2024 г. ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (1-4 классы) 2024-2025 учебный год 2024 год 1. Пояснительная записка 1.1. Назначение плана внеурочной деятельности — психологопедагогическое сопровождение обучающихся с учетом успешности их обучения, уровня социальной адаптации и развития, индивидуальных способностей и познавательных интересов. 1.2. Внеурочная деятельность является обязательным компонентом основной образовательной программы МАОУ Кунарской СОШ. 1.3. Внеурочная деятельность организуется в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами и методическими рекомендациями: • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». • Приказ Министерства просвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Министерства просвещения России от 18.07.2022 N 569, от 08.11.2022 № 955). • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. №372 «Об утверждении федеральной образовательной̆ программы начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.07.2023, №74229). • Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». • Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» (по реализации цикла внеурочных занятий «Разговоры о важном»). • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей̆ и молодежи». • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ Кунарской СОШ • Положение МАОУ Кунарской СОШ «Об организации внеурочной деятельности в школе». 1.4. План внеурочной деятельности формируется МАОУ Кунарской СОШ с учетом предоставления права участникам образовательных отношений выбора направления и содержания учебных курсов. 1.5. Внеурочная деятельность на уровне начального общего образования осуществляется в соответствии с рабочей программой воспитания школы. 1.6. При организации внеурочной деятельности реализуется модель плана с преобладанием учебно- познавательной деятельности. 2. Основными задачами организации внеурочной деятельности являются: • поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программы начального общего образования; • совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной школьной среде; • формирование навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; • повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; • развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление умений командной работы; • поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; • формирование культуры поведения в информационной среде. 3. Направления внеурочной деятельности. 3.1. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности младшего школьника с учетом намеченных задач внеурочной деятельности. Все ее формы представляются в деятельностных формулировках, что подчеркивает их практико-ориентированные характеристики. При выборе направлений и отборе содержания обучения школа учитывает: особенности образовательной организации (условия функционирования, тип школы, особенности контингента, кадровый состав); результаты диагностики успеваемости и уровня развития обучающихся, проблемы и трудности их учебной деятельности; возможность обеспечить условия для организации разнообразных внеурочных занятий и их содержательная связь с урочной деятельностью; особенности информационно-образовательной среды образовательной организации, национальные и культурные особенности региона, где находится образовательная организация. 3.2. При отборе направлений внеурочной деятельности школа ориентируется на свои особенности функционирования, психологопедагогические характеристики обучающихся, их потребности, интересы и уровни успешности обучения. 3.3.К выбору направлений внеурочной деятельности и их организации могут привлекаться родители как законные участники образовательных отношений. Направления внеурочной деятельности. Цели внеурочной деятельности. Внеурочные занятия патриотической, формирование соответствующей нравственной и экологической внутренней позиции личности тематики обучающегося, необходимой ему для конструктивного и ответственного поведения в обществе. Спортивно-оздоровительная физическое развитие школьника, деятельность углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. Проектно-исследовательская углубленное изучение учебных деятельность предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. Коммуникативная деятельность совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. Художественно-эстетическая развитие художественного творческая деятельность творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становление умений участвовать в театрализованной деятельности. Информационная культура формирование представления обучающихся о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. Интеллектуальные марафоны развитие общей культуры и эрудиции обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. «Учение с увлечением!» помощь обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. 4. Объём внеурочной деятельности 4.1. План внеурочной деятельности определяет объём внеурочной деятельности для обучающихся при освоении ими программы НОО с учётом образовательных потребностей и интересов обучающихся, запросов родителей (законных представителей), возможностей школы. Общий объем внеурочной деятельности не превышает 10 часов в неделю (до 1320 часов на уровне НОО за 4 года обучения). План внеурочной деятельности рассчитан в 1-х классах на 33 учебные недели, во 2 – 4 классах – на 34 учебные недели. Продолжительность перемены между урочной и внеурочной деятельностью составляет не менее 30 минут. 4.2. С целью обеспечения преемственности содержания образовательных программ НОО и ООО при формировании плана внеурочной деятельности начального общего образования предусмотрена часть, рекомендуемая для всех обучающихся 1: Инвариантная (обязательная) часть: 1 час в неделю — 1 час в неделю - на информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности "Разговоры о важном"2 (понедельник, первый урок) 1 час в неделю — на занятия по формированию функциональной грамотности обучающихся (в том числе финансовой грамотности); 1 час в неделю — на занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся. Данные занятия реализуются через различные направления внеурочной деятельности. 4.3. В вариативную часть плана внеурочной деятельности включены: - занятия, связанные с реализацией особых интеллектуальных и социокультурных потребностей обучающихся (в том числе для сопровождения изучения отдельных учебных предметов на углубленном уровне, проектно-исследовательской деятельности, исторического просвещения) – до 3 часов; - занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии (в том числе организация занятий в школьных театрах, школьных музеях, школьных спортивных клубах, а также в рамках реализации программы развития социальной активности обучающихся начальных классов "Орлята России" – до 2 часов - занятия, направленные на удовлетворение социальных интересов и потребностей обучающихся (в том числе в рамках РДДМ) – до 2 часов 5. Формы организации внеурочной деятельности 5.1. Выбор форм организации внеурочной деятельности подчиняется следующим требованиям: • целесообразность использования данной формы для решения поставленных задач конкретного направления; 1 Письмо Министерства просвещения РФ от 05.07.2022 №ТВ1290/03 «О направлении методических рекомендаций по организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования». 2 Письмо Министерства просвещения РФ от 15.08.2022 № 03- 1190 «О направлении методических рекомендаций» • преобладание практико-ориентированных форм, обеспечивающих непосредственное активное участие обучающегося в практической деятельности, • в том числе совместной (парной, групповой, коллективной); • учет специфики коммуникативной деятельности, которая сопровождает • то или иное направление внеучебной деятельности; • использование форм организации, предполагающих использование средств информационно-коммуникационных технологий. 5.2. Формы организации внеурочной деятельности педагоги школы определяют самостоятельно (п. 27.8 ФОП НОО). Формы ВД отличаются от урочных и предусматривают активность и самостоятельность учащихся, сочетая индивидуальную и групповую работу, проектную и исследовательскую деятельность. 5.3. Формами организации внеурочной деятельности (п.27.9 ФОП НОО) могут быть следующие: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. 6. К участию во внеурочной деятельности привлекаются организации и учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. При организации внеурочной деятельности в школе в работе по организации внеурочной деятельности обучающихся могут принимать участие все педагогические работники школы (учителя начальной школы, учителяпредметники, библиотекарь и другие). 6.1. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и дополнительного образования строится на использовании единых форм организации. 7. Координирующую роль в организации внеурочной деятельности выполняет, как правило, педагогический работник, преподающий на уровне начального общего образования, заместитель директора по учебновоспитательной работе. 6. Содержание внеурочной деятельности. 6.1. Внеурочные занятия патриотической нравственной и экологической направленности: 6.2. Разговоры о важном Цель: формирование взглядов школьников на основе национальных ценностей через изучение центральных тем – патриотизм, гражданственность, историческое просвещение, нравственность, экология. Форма организации: кружок /беседа, разговор/ 7. Спортивно-оздоровительная деятельность. 7.1. Ритмика Цель: укрепление здоровья школьников, формирование двигательной активности, развитие физических качеств, культуры общения со сверстниками. 8. Коммуникативная деятельность. 8.1. Орлята России Цель: формирование у ребёнка младшего школьного возраста социальноценностных знаний, отношений и опыта позитивного преобразования социального мира на основе российских базовых национальных ценностей, накопленных предыдущими поколениями, воспитание культуры общения, воспитание любви к своему Отечеству, его истории, культуре, природе, развитие самостоятельности и ответственности. Форма организации: занятие-игра, беседа, конкурс, квест, пешеходная прогулка, экскурсия. Обучающиеся выполняют различные творческие задания и задания исследовательского характера. Проводятся дидактические, развивающие и ролевые игры, учебные диалоги. 8.2. Уроки здоровья и безопасности Цель: формирование ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни. Форма проведения: кружок/ конкурсы, викторины 9. Художественно-эстетическая творческая деятельность. 9.1. Школьный театр. Цель: расширение представлений о театральном творчестве, формирование умений импровизировать, вступать в ролевые отношения, перевоплощаться; развитие творческих способностей, интереса к театральному искусству и театрализованной деятельности, развития интереса к профессии актёра, режиссёра. Форма организации: театральная студия, спектакли по мотивам сказок. 10.Информационная культура. 10.1. Читаю в поисках смысла. Цель: формирование личности обучающегося, владеющего основными стратегиями чтения, направленными на достижение читательской грамотности, которая включает в себя умение поиска и анализа информации в тексте, его понимание и интерпретацию, оценку и формирование суждения о тексте. Форма организации: кружок/ практикум 11 Учение с увлечением! 11.1. Легко ли писать без ошибок Цель: расширить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения. Форма проведения: кружок/ практические задания, олимпиада 11.2. Моя математическая грамотность Цель: формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину Форма организации: кружок/ практические задания, олимпиада. 11.3. Функциональная грамотность Цель: создание условий для развития функциональной грамотности. Форма проведения: кружок/ практические задания. 6. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся. Планируемые результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МАОУ Кунарской СОШ соответствуют современным целям начального общего образования. 2.3.1. Личностные результаты освоения ООП НОО в соответствии с ФООП НОО в МАОУ Кунарской СОШ достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности школы в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. 2.3.2. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных действий, которые обеспечивают успешность изучения учебных предметов, а также становление способности к самообразованию и саморазвитию. 2.3.3. Предметные результаты характеризуют уровень освоения обучающимися в ходе изучения учебного предмета научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; предпосылки научного типа мышления; виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. План внеурочной деятельности 1 класса Направление внеурочной деятельности Программа/курс/занятие Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Спортивнооздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Информационная культура Учение с увлечением! Разговоры о важном Количество часов в неделю/год 1 1/33 Ритмика 1/33 Орлята России 1/33 Читаю в поисках смысла 1/33 Функциональная грамотность 1/33 Итого 5/165 План внеурочной деятельности 2 класса Направление внеурочной деятельности Программа/курс/занятие Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Спортивно-оздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Разговоры о важном 1/34 Ритмика 1/34 Орлята России 1/34 Уроки здоровья и безопасности 1/34 Художественно-эстетическая творческая деятельность Информационная культура Школьный театр 1/34 Читаю в поисках смысла 1/34 Учение с увлечением! Функциональная грамотность 1/34 Итого Количество часов в неделю/год 2 7/238 План внеурочной деятельности 3 класса Направление внеурочной деятельности Программа/курс/занятие Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Спортивно-оздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Разговоры о важном 1/34 Ритмика 1/34 Орлята России 1/34 Художественно-эстетическая творческая деятельность Итого Школьный театр Уроки здоровья и безопасности Количество часов в неделю/год 3 0,5/17 1/34 4,5/153 План внеурочной деятельности 4 класса Направление внеурочной деятельности Программа/курс/занятие Внеурочные занятия патриотической, нравственной и экологической тематики Спортивно-оздоровительная деятельность Коммуникативная деятельность Художественно-эстетическая творческая деятельность Учение с увлечением! Разговоры о важном 1/34 Ритмика 1/34 Орлята России 1/34 Школьный театр 1/34 Легко ли писать без ошибок 1/34 Моя математическая грамотность 1/34 Итого Количество часов в неделю/год 2 6/204