Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности создана на основе: - Материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - Программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 2024г. -С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента Государственного стандарта общего образования, - Учебного плана МАОУ Кунарская СОШ на 2024 – 2025 г. - Годового календарного графика МАОУ Кунарская СОШ. Актуальность и назначение программы. Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения 2 учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа реализуется в работе с обучающимися 7класса. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Особенности работы педагогов по программе. В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности, как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую 3 очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. О шести составляющих функциональной грамотности. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и 4 использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулировванным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: Ø научно объяснять явления; Ø демонтрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; Ø интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность 5 Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего 6 понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 7класса Модуль: Читательская грамотность: «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) 1. 2. Смысл жизни (Я и моя жизнь) Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» 3. Человек и книга 4. Будущее (Человек и технический прогресс) 5. Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) Модуль: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (5 ч) 1. Наука и технологии 2. Мир живого 3. Вещества, которые нас окружают 4. Мои увлечения Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (5 ч) Креативность в учебных ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций. 1. Модели заданий: -сюжеты, сценарии (ПС), -эмблемы, плакаты, постеры, значки (ВС), 7 -проблемы экологии (СПр), -выдвижение гипотез (ЕНПр), 2. 3. Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Разные сюжеты. Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею? Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи. 4. 5. От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания. Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (5 ч) 1. В домашних делах: ремонт и обустройство дома 2. В общественной жизни: спорт 3. На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения 4. В профессиях: сельское хозяйство Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (5 ч) 1. Как финансовые угрозы превращаются в финансовые неприятности 2. Уловки финансовых мошенников: что помогает от них защититься 3 Заходим в интернет: опасности для личных финансов 4 Самое главное о правилах безопасного финансового поведения Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (5 ч) 1. «Покупать, но по сторонам не зевать» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы » (4 ч) 1. С чем могут быть связаны проблемы в общении Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга. 2. 3. Идея: на материале задания «Тихая дискотека» интеграция с читательской грамотностью Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных проблем 8 4 Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической ситуации. Выбираем профессию Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты · осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); · готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; · ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; · готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; · осознание ценности самостоятельности и инициативы; · наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; · проявление интереса к способам познания; · стремление к самоизменению; · сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; · ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; · установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; · осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; · активное участие в жизни семьи; · приобретение опыта успешного межличностного общения; · готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; · проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; · соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: · освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; · готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; 9 · осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: · умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; · умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; · ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;; · повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; · активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; · готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. · освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); · способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; · готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; · способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; · способность к совместной деятельности; · овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: · владеть базовыми логическими операциями: o сопоставления и сравнения, o группировки, систематизации и классификации, o анализа, синтеза, обобщения, o выделения главного; · владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; 10 с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; 11 в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 12 оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: · понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; · овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; · представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; · извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; · анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; · определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: · овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; · умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; · овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). 13 Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: · Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; · Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; · Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; · Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; · Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; · Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; · Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; • Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; • Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. 14 Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»: · умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; · умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; · умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; · умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; · умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; · сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; · умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; · умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений · формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; · формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; · формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; · формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг) · формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); · приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; 15 ·формирование предпосылок научного типа мышления; ·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; ·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; ·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; ·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству. 16 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 класс № Тема КолОсновное во содержание часов Основные виды деятельности Электронные Формы (цифровые) проведения занятий образовательные ресурсы Введение в курс «Функциональная грамотность» для учащихся 7 класса. 1 . Введение Знакомство участников программы. Обсуждение понятий «функциональная грамотность», «составляющие функциональной грамотности (читательская, математическая, естественно-научная, 2 финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление). Ожидания каждого школьника и группы в целом от совместной работы. Обсуждение планов и организации работы в рамках программы. Портал Российской Развить мотивацию к целенаправленной электронной школы социально значимой деятельности; стремление быть (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/ полезным, интерес к социальному сотрудничеству; ); Сформировать внутреннюю позиции личности Игры и портал ФГБНУ ИСРО как особого ценностного отношения к себе, упражнения, РАО, Сетевой комплекс окружающим людям и жизни в целом; помогающие информационного Сформировать установку на активное участие в объединить взаимодействия субъектов решении практических задач, осознанием важности участников Российской Федерации в образования на протяжении всей жизни для успешной программы, которые проекте «Мониторинг профессиональной деятельности и развитием будут посещать формирования необходимых умений; занятия. функциональной Приобрести опыт успешного межличностного Беседа, работа грамотности учащихся» общения; в группах, (http://skiv.instrao.ru/); готовность к разнообразной совместной планирование работы. материалы из деятельности, активное участие в коллективных пособий «Функциональная учебно-исследовательских, проектных и других грамотность. Учимся для творческих работах жизни» издательства «Просвещение». Модуль 1: Читательская грамотность: В мире текстов: от этикетки до повести» (10 ч) 17 2 . Смысл жизни (Я и моя жизнь) Человек и 3 книга . . . Авторский замысел Интегрировать и интерпретировать 2и читательские установки информацию (художественный текст) Особенности чтения и понимания электронных Использовать информацию из текста для 2 текстов (учебнорешения практической задачи справочный текст) Проблемы 4 повседневности (выбор товаров и услуг) Чтение и понимание Использовать информацию из текста для 2несплошных текстов решения практической задачи (инструкция, этикетка) Будущее 5 (человек и технический прогресс) Особенности чтения и понимания смешанных Интегрировать и интерпретировать 2текстов (соотнесение информацию текста статьи и инфографики) Планета людей (взаимоотношения) 6 . Интегрирован ные занятия: Читательская грамотность+ Глобальные компетенции Особенности чтения и понимания Интегрировать и интерпретировать 4 множественных текстов информацию (публицистический текст) Дискуссия «Чудо на своём месте» Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) «Справочное бюро» Практикум в http://skiv.instrao.ru/bankкомпьютерном классе zadaniy/chitatelskayagramotnost/ Ролевая игра «Сгущёнка» http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/chitatelskayagramotnost/ «Погружение» Прессконференция Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru ) «Тихая дискотека» Дискуссия Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru ) Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (10 ч) 7 . Наука и технологии Выполнение 2заданий «Луна» и «Вавилонские сады» Объяснение процессов и принципов действия технологий. 18 ЕстественноРабота научная грамотность. индивидуально или в Сборник эталонных парах. Обсуждение заданий. Выпуск 2: учеб. результатов пособие для выполнения заданий. общеобразовательных организаций 8 . 9 . 1 0. Мир живого Вещества, которые нас окружают Мои увлечения Выполнение заданий «Зеленые 2 водоросли» и «Трава Геракла» Работа Портал РЭШ индивидуально или в (Российская электронная Анализ методов исследования и интерпретация парах. Обсуждение школа) https://fg.resh.edu.ru результатов результатов экспериментов. выполнения заданий. Объяснение происходящих процессов. Проведение простых исследований и анализ их Работа в парах результатов. Получение выводов на основе или группах. нтерпретации данных (табличных, числовых), Выполнение 2 Презентация задания «Заросший пруд» построение рассуждений. результатов Выдвижение и анализ способов исследования выполнения заданий. вопросов. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2: учеб. пособие для общеобразовательных организаций Работа в парах или группах. Проведение простых исследований и анализ их Презентация результатов. результатов экспериментов. Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций Выполнение заданий «Мячи» ИЛИ 4 «Антиграв и хватка осьминога» 1 1. Модуль 3: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (10 ч) 2. Креативность в учебных 1 ситуациях и ситуациях межличностного взаимодействия Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста Работа в парах Анализ моделей и с целью выделения главного. и малых группах над Портал ИСРО РАО ситуаций. Совместная деятельность по анализу различными http://skiv.instrao.ru Модели заданий: предложенных ситуаций. комплексными -сюжеты, сценарии, 2 Выдвижение идей и обсуждение различных заданиями. Комплексные -эмблемы, плакаты, способов проявления креативности в ситуациях: Презентация задания постеры, значки, -создания сюжетов и сценариев. результатов · -проблемы -создания эмблем, плакатов, постеров и других обсуждения и экологии, аналогичных рисунков, подведение итогов 19 -выдвижение гипотез. -решения экологических проблем (ресурсо- и энергосбережения, утилизации и переработки и др.), -выдвижения гипотез. Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций и сюжетов. 3. Выдвижение разнообразных идей. 1 Учимся проявлять гибкость и беглость мышления. Выдвижение идей своих заданий по созданию сюжетов и сценариев, на основе иллюстраций, комиксов. Работа с поисковой системой Интернета по Разные сюжеты. Два подбору /коллажу интересных иллюстраций. основных способа, Выдвижение идей своих заданий по ресурсо- и которыми могут энергосбережению, утилизации и переработки различаться идеи для отходов. историй: Подведение итогов: Портал ИСРО РАО -Чем могут различаться схожие сюжеты? -Связи идей с · Каждая история описана с иной точки легендой основаны Работа в парах http://skiv.instrao.ru зрения, и это влияет на то, как представлен сюжет; на разных смысловых и малых группах. · В каждой истории есть различающееся 2ассоциациях, что явно Презентация место действия, что влияет на взаимодействие героев отражается на сюжете, Комплексные результатов или на значимость предметов и событий; ИЛИ задания обсуждения · Каждая история отражает различные -Идеи имеют взаимоотношения между героями, что влияет на схожие сюжеты, однако взаимодействие героев или на значимость предметов и каждая идея основана событий; на своём способе · Действия и/или выбор, совершаемые воплощения. героями в каждой истории отличаются, из-за чего сюжет развивается по-разному; · Характеристики героев в каждой из историй отличаются, влияя на их мотивацию или роль, которую они играют в истории (например, у героев может быть разное происхождение, способности, характеры и т.д.). -Какие решения социальных проблем относятся к разным категориям? (Нормативное регулирование, экономия, экологическое просвещение, профилактика и др.) 20 1 4. Выдвижение креативных идей и их доработка. Работа в малых Совместное чтение текста заданий. Маркировка группах по поиску текста с целью выделения основных требований. аналогий, связей, ассоциаций Совместная деятельность по анализу Оригинальность и предложенных ситуаций. Игра типа проработанность. «Что? Где? Когда?» Моделируем ситуацию: нужна доработка идеи. Обсуждение Работа в парах Подведение итогов: 2проблемы: Когда и малых группах по возникает необходимость -По каким причинам бывает нужна доработка анализу и доработать идею? идеи? (появилась дополнительная информация, надо моделированию ситуа ций, по подведению сказать яснее, надо устранить/смягчить недостатки, нужно более простое/удобное/красивое и итогов. т.п. решение, …) Презентация результатов обсуждения Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Выполнение проекта на основе комплексного задания (по выбору учителя): -Создание игры для пятиклассников «Знакомство со школой», 1 5. От выдвижения до доработки идей Использование навыков креативного 2 мышления для создания продукта. Портал ИСРО РАО Работа в малых -Социальное проектирование. «Как я вижу своё группах будущее?», Презентация -Подготовка и проведение социально значимого результатов мероприятия (например, книжной выставки), обсуждения -Подготовка и проведение классного часа с выбором девиза класса, http://skiv.instrao.ru По выбору учителя -Планирование и организация системы мероприятий по помощи в учёбе. 1 6. Диагностика и рефлексия. Самооценка Креативное мышление. 2 Диагностическая работа для 7 класса. Выполнение итоговой работы. Обсуждение результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения 21 Индивидуальна Портал я работа. РЭШ https://fg.resh.edu.ru Работа в парах. Портал ИСРО РАО http://skiv.instrao.ru Подведение итогов первой части программы: Рефлексивное занятие 1. Подведение итогов первой части программы. 1 7. Самооценка результатов деятельности на занятиях Самооценка уверенности при решении жизненных проблем. Оценивать результаты своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Обсуждение 2результатов самооценки с Задавать вопросы, необходимые для целью достижения организации собственной деятельности. большей уверенности при решении задач по Предлагать варианты решений поставленной функциональной проблемы. грамотности. Беседа Приложение Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (8ч) В домашних делах: ремонт и обустройство дома 1 8. Комплексные задания «Ремонт комнаты», «Покупка телевизора» В общественной 1 жизни: спорт 9. Комплексные задания «Футбольная Геометрические фигуры и их свойства, Измерение длин и расстояний, периметр фигуры, 2 Вычисления с рациональными числами, округление, Извлекать информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, Описывать ход и результаты Беседа, действий, Предлагать и обсуждать способы групповая работа, решения, Прикидывать, оценивать, вычислять результат, Устанавливать и использовать индивидуальная работа, практическая зависимости между величинами, данными, работа (измерение) Читать, записывать, сравнивать математические объекты (числа, Зависимость «ценавеличины, фигуры), Применять правила, свойства количество-стоимость» (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки Представление Групповая результата, Интерпретировать ответ, данные, данных: таблицы, работа, Выдвигать и 2диаграммы, индивидуальная обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения работа, конференция, Статистические и выводы, Распознавать истинные и ложные круглый стол характеристики, высказывания об 22 Математическая грамотность http://skiv.instr ao.ru РЭШ, 7 класс: «Футбольная команда», Математическая грамотность http://skiv.instr ao.ru команда», «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» Сравнение величин, объектах, Строить высказывания, Приводить пример (спортивных ы и контрпримеры, Выявлять сходства и различия экспертов) Процентные вычис объектов, Измерять объекты, Конструировать матем ления атические отношения, Моделировать ситуацию математически, Наблюдать и проводить аналогии На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения 2 0. Комплексные задания «Бугельные подъемники», «Кресельные подъемники» Зависимость» «скорость-времярасстояние», измерение времени и скорости, 2 Графики реальных зависимостей 7 класс, 2021: «Мировой рекорд по бегу», «Питание самбиста» Математическая грамотность http://skiv.instr ao.ru Беседа, групповая работа, индивидуальная работа, презентация (колонка блогера) 7 класс, Демонстрационный вариант: «Бугельные подъемники», 8 класс, 2019/20: «Кресельные подъемники» В профессиях: 2 сельское хозяйство 1. Комплексное задание «Сбор черешни» Групповая Математическая работа, грамотность http://skiv.instr индивидуальная ao.ru работа, круглый стол, презентация РЭШ «Сбор (информационное черешни» сообщение в СМИ) Статистические характеристики, 2 Представление данных (диаграммы, инфографика) Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (8 ч) Личная финансовая безопасность 2. Как финансовые угрозы 2 превращаются в финансовые неприятности Выявлять и анализировать финансовую информацию. 2 Мошенничество Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания Виды финансового мошенничества 23 Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Практикум/ творческий проект http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost «Новые уловки мошенников» (2021, 7 класс) Решение ситуативных и проблемных задач Финансовое мошенничество 3. 4. 5. Уловки финансовых 2 мошенников: что помогает от них защититься Заходим в 2 интернет: опасности для личных финансов Самое главное о правилах 2 безопасного финансового поведения Выявлять и анализировать финансовую информацию. 2 Правила защиты от финансового мошенничества Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания Финансовое мошенничество в социальных сетях http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost Беседа/ практическая работа/ Составление Памятки безопасного финансового поведения Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ практическая работа/игра Выявлять и анализировать финансовую информацию. 2 Правила Оценивать финансовые проблемы. безопасного финансового Применять финансовые знания поведения в социальных сетях Финансовая Решение безопасность ситуативных и Финансовый риск Выявлять и анализировать финансовую информацию. проблемных задач 2 Оценивать финансовые проблемы. Беседа/ Правила Применять финансовые знания Практическая безопасного финансового работа/ диспут/играповедения кейс http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost Комплекс «Пицца с большой скидкой» (2021, 7 класс) http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-gramotnost Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика (4 ч) «Покупать, но по сторонам не зевать» 2 6-27. «Акции и распродажи» Финансовая Финансовая грамотность: грамотность: Финансовая Выявлять и анализировать финансовую безопасность информацию. 4 Правила Оценивать финансовые проблемы. безопасного финансового поведения Применять финансовые знания Подведение итогов Математическая грамотность: изучения раздела Рефлексия 24 Решение ситуативных и проблемных задач Беседа/ Математическая грамотность http://skiv.instrao.ru 7 класс, 2021: «Акция в интернетмагазине», «Акция в магазине Игра, групповая косметики», «Предпраздничная работа, распродажа» индивидуальная работа Математическая Извлекать информацию (из текста, таблицы, грамотность: диаграммы), Распознавать математические Зависимость «цена – объекты, Моделировать ситуацию математически, количество-стоимость», Устанавливать и использовать зависимости Вычисления с между величинами, данными, десятичными и обыкновенными дробями, Предлагать и обсуждать способы Вычисление решения, Прикидывать, оценивать, процентов вычислять результат Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся преодолевать проблемы в общении и вместе решать глобальные проблемы» (10 ч) 8. 9. С чем могут 2 быть связаны проблемы в общении Общаемся в 2 школе, соблюдая свои интересы и интересы друга Межкультурное взаимодействие: Анализировать ситуации межкультурного необходимость диалога. межкультурного диалога. Выявлять и оценивать различные мнения и Культура и диалог точки зрения в межкультурном диалоге. культур. Роль семьи и Аргументировать свое мнение по вопросам 2школы в жизни общества, в формировании культуры межкультурного взаимодействия. общения между Объяснять причины непонимания в представителями разных межкультурном диалоге. народов Оценивать последствия эффективного и неэффективного межкультурного диалога Межкультурное взаимодействие: успешное Определять стратегии поведения в результате и уважительное анализа ситуаций, связанных с противоречиями во взаимодействии между людьми. 2взаимодействие между людьми, действия в Оценивать действия людей в конфликтных интересах коллектива. ситуациях, предлагать пути разрешения конфликтов 25 Демонстрационный вариант 2019 (http://skiv.instrao.ru) Беседа / обсуждение / игровая деятельность / Ситуации «Семейные решение ценности» познавательных задач «Школьная жизнь» и разбор ситуаций Беседа / http://skiv.instrao.ru обсуждение / игровая деятельность / Ситуации «Кто пойдет в решение поход» познавательных задач «Дай списать» и разбор ситуаций 0. Прошлое и 3 будущее: причины и способы решения глобальных проблем Действуем для будущего: участвуем в 3 изменении 1-32. экологической ситуации. Выбираем профессию Глобальные проблемы как следствие глобализации. Объяснять ситуации, связанные с глобальным изменением климата, экологическими и демографическими проблемами. Дискуссия / решение 2 Изменение климата, Приводить примеры и давать оценку действиям, познавательных задач экологические и которые усиливают проявление или предотвращают и разбор ситуаций демографические глобальные проблемы проблемы Анализировать Глобальные проблемы: возможности и возможности и пределы возможностей роль каждого человека в воздействия одного человека на решение глобальных Беседа / преодолении воздействия проблем. обсуждение / решение глобальных проблем или в 4 Выявлять и оценивать различные мнения и познавательных задач их решении. точки зрения о преодолении последствий и разбор ситуаций Проблемы прав глобализации, о возможности участия каждого в человека в современном решении глобальных проблем. мире. http://skiv.instrao.ru http://skiv.instrao.ru Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. Подведение итогов программы. 3 3. 3 4. Самооценка результатов деятельности на занятиях Итоговое занятие Оценка (самооценка) уровня Оценивать результаты своей деятельности. сформированности Аргументировать и обосновывать свою функциональной Групповая позицию. грамотности по шести работа 2составляющим. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Обсуждение возможных действий, направленных Учитывать разные мнения. на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. Демонстрация итогов внеурочных 2занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). Решение практических задач, успешное Театрализованн межличностного общение в совместной деятельности, ое представление, активное участие в коллективных учебнофестиваль, исследовательских, проектных и других творческих выставка работ работах. 26 Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http://skiv.instrao.ru/) Просмотр слайд-шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. 27 28