Химия в формате ОГЭ_

Пояснительная записка
Программа «Химия в формате ОГЭ» (Подготовка к ОГЭ по химии 9 класс) составлена
в соответствии со спецификацией контрольно-измерительных материалов для проведения в
2024 году основного государственного экзамена по химии (подготовлена Федеральным
государственным бюджетным научным учреждением «Федеральный институт
педагогических измерений»).
В программе предусмотрена возможность для реализации основных идей примерных
программ по химии, использование разнообразных форм организации учебного процесса,
внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учет местных
условий.
Данная программа включает формирование у обучающихся общеучебных умений и
навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, и обоснование
выбора программ и учебников, календарно-тематическое планирование, характеристику
контрольно-измерительных материалов.
Программа используется для расширения и углубления программы обучения по
химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих
интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания
учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также
ликвидировать возможные пробелы.
Рабочая программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов
образовательных учреждений к государственной итоговой аттестации в формате ОГЭ.
Программа рассчитана на 34 часа, в течение года по 1 часу в неделю.
Цель: подготовка учащихся к сдаче ОГЭ по химии, изучение основных тематических
разделов, необходимых для успешной сдачи Основного Государственного Экзамена по
химии.







Задачи:
Закрепить, систематизировать и расширить знания учащихся по всем основным
разделам курса химии основной школы;
формировать навыки аналитической деятельности, прогнозирования результатов для
различных вариативных ситуаций;
развивать познавательный интерес, интеллектуальные способности в процессе поиска
решений;
отработать навыки выполнения тестовых заданий и решение основных видов заданий;
формировать навыки самоконтроля, способствовать психологической готовности к
ОГЭ;
формировать индивидуальные образовательные потребности в выборе дальнейшего
профиля обучения в старшей школе.
Требования к уровню подготовки

Знать/понимать
Химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ, уравнения химическихреакций
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула,
относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь,
электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный
объём, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель
и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы
реакций в неорганической химии
2

Характерные признаки важнейших химических понятий
О существовании взаимосвязи между важнейшимихимическими понятиями
Смысл основных законов и теорий химии: атомно- молекулярная теория; законы
сохранения массы веществ, постоянства состава; Периодический закон Д.И. Менделеева.
Уметь






Называть
Химические элементы
Соединения изученных классов неорганических веществ
Объяснять
Физический смысл атомного (порядкового) номерахимического элемента, номеров
группы и периода в Периодической системе Д.И. Менделеева, к которымэлемент
принадлежит
Закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых
периодов и главных подгрупп, атакже свойства образуемых ими высших оксидов
Сущность процесса электролитической диссоциации иреакций ионного обмена

Характеризовать
 Химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в
Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов
 Взаимосвязь между составом, строением и свойстваминеорганических веществ
 Химические свойства основных классов неорганическихвеществ (оксидов, кислот,
оснований и солей)
Определять/классифицировать
 Состав веществ по их формулам
 Валентность и степень окисления элемента в соединении
 Вид химической связи в соединениях
 Принадлежность веществ к определённому классусоединений
 Типы химических реакций
 Возможность протекания реакций ионного обмена
 Возможность протекания реакций некоторых представителей веществ: с
кислородом, водородом, металлами,водой, основаниями, кислотами, солями
Составлять
 Схемы строения атомов первых 20 элементов Периодической системы Д.И.
Менделеева
 Формулы неорганических соединений изученных классов
 Уравнения химических реакций
Обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием
Проводить опыты / распознавать опытным путём
 Подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ
 По получению, собиранию и изучению химических свойств неорганических веществ
 Газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак
 Растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора
3

 Кислоты, щёлочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонатионов и иона аммония
Вычислять
 Массовую
долю химического элемента по формуле соединения
 Массовую долю вещества в растворе
 Количество вещества, объём или массу вещества по количеству вещества, объёму
или массе реагентов, или продуктов реакции
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для
 Безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и
грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами
 Объяснения отдельных фактов и природных явлений
 Критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Технологии, формы, методы и средства обучения.
Формы и режимы занятий: занятия будут проводиться в групповой форме.
Основными формами занятий будут являться теоретическая и практическая работа.
Методы обучения и воспитания: словесный (рассказ, беседа, объяснение, убеждение,
поощрение); наглядный; практический; аналитический (наблюдение, сравнение, самоконтроль,
самоанализ).
Виды деятельности обучающихся: теоретические занятия, практикумы, работа с
интернет источниками, работа со справочной литературой.
Программа предусматривает работу в группах, индивидуальную работу.
Условия реализации программы
Количество детей в классе – не более 15 человек.
Материально-техническая база:- кабинет химии, мультимедиа, виртуальная
лаборатория, химическая лаборатория.
Внутришкольные связи: кабинеты информатики, биологии
Содержание курса
Вещество
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов
Периодической системы Д.И. Менделеева.
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Группы и периоды Периодической системы. Физический смысл порядкового номера
химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в
Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева.
Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов.
Чистые вещества и смеси.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные вещества.
Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений
Химическая реакция
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические
уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: количеству и составу
исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов,
поглощению и выделению энергии.
Электролиты и неэлектролиты.
Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
4

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель
Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений
Общие химические свойства металлов и неметаллов.
Химические свойства неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,
углерода, кремния.
Химические свойства сложных веществ: оксидов, оснований, кислот, солей.
Получение и химические свойства оксидов (основных, амфотерных, кислотных)
Получение и химические свойства оснований. Химические свойства амфотерных гидроксидов
алюминия и железа (III).
Получение, применение и химические свойства кислот.
Получение и химические свойства солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторные посуда и оборудование.
Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.
Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Получение и изучение свойств изученных классов неорганических веществ.
Проведение расчётов на основе формул и уравнений реакций.
Вычисление массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе
или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.
Химия и жизнь
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Человек в мире веществ, материалов и химических реакций.
Тематическое планирование
Тема

Количество часов

1. Вещество

5

2. Химическая реакция

6

3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических соединений

11

4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии

8

5. Химия и жизнь

4
Итого: 34
Календарно-тематическое планирование

№

1

Содержание (разделы, темы)
1. Вещество – 5 ч.
Атомы и молекулы. Химический элемент. Простые и сложные
вещества.
5

К-во
часо
в
1

Дата

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых
20 химических элементов Периодической системы Д.И.
Менделеева. Группы и периоды. Физический смысл порядкового
номера химического элемента.
Закономерности изменения свойств элементов в связи с
положением в Периодической системе Д.И. Менделеева.
2

Валентность. Степень окисления химических элементов.

1

Строение вещества. Химическая связь: ковалентная (полярная и
неполярная), ионная, металлическая.
3

4
5
6

Классификация и номенклатура неорганических веществ
Химические свойства простых веществ. Химические свойства
сложных веществ:
1) оксидов 2) оснований 3) кислот 4) солей
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
2. Химическая реакция – 6 ч.
Классификация химических реакций по различным признакам:
количеству и составу исходных и полученных веществ,
изменению степеней окисления химических элементов,
поглощению и выделению энергии

1

1
1
1

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических
реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при
химических реакциях
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.
Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей
(средних)
Реакции ионного обмена и условия их осуществления
7

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и
восстановитель

1

8

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и
очистка веществ. Приготовление растворов Проблемы
безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды
и его последствия. Человек в мире веществ, материалов и
химических реакций

1

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с
помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе
(хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы
аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа).
9

Определение характера среды раствора кислот и щелочей с
помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе
(хлорид-, сульфат-, карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы
аммония, бария, серебра, кальция, меди и железа). Получение
газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные
вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
6

1

10
11

12

13

Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
3. Металлы. Неметаллы. Основные классы неорганических
соединений – 11ч.
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-,
карбонат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ионы аммония, бария,
серебра, кальция, меди и железа). Получение газообразных
веществ. Качественные реакции на газообразные вещества
(кислород, водород, углекислый газ, аммиак)
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции
ионного обмена и условия их осуществления

1
1

1

1

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по
количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или
продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе
14

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции
ионного обмена и условия их осуществления

1

Вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по
количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или
продуктов реакции. Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе
15

Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Реакции
ионного обмена и условия их осуществления

1

16
17
18
19
20
21
22

Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
Решение заданий КИМ
4. Методы познания веществ и химических явлений.
Экспериментальные основы химии - 8 ч.
Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII
групп и их соединений»; «Металлы и их соединения».
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-,
сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион
аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра,
кальция, меди и железа)

1
1
1
1
1
1
1

23

1

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и
очистка веществ. Приготовление растворов
24

Решение экспериментальных задач по теме «Неметаллы IV–VII
групп и их соединений»; «Металлы и их соединения».
Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, иодид-,
сульфат-, карбонат-, силикат-, фосфат-, гидроксид-ионы; ион
аммония; катионы изученных металлов, а также бария, серебра,
кальция, меди и железа)
Правила безопасной работы в школьной лаборатории.
Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и
7

1

очистка веществ. Приготовление растворов
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Решение вариантов ОГЭ.
Решение вариантов ОГЭ.
Решение вариантов ОГЭ.
Разбор демоверсий ОГЭ ФИПИ
Пробный вариант
Решение вариантов ОГЭ.
5. Химия и жизнь. Практикум – 4 ч.
Решение вариантов ОГЭ.
Решение вариантов ОГЭ.
Решение вариантов ОГЭ.
Решение вариантов ОГЭ.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
34

Итого:

Литература
1. ОГЭ-2024. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов Доронькинь
В.Н.
2. Химия. ОГЭ. Тематический тренинг. Задания базового и повышенного уровней
сложности. Доронькин В.Н.,2019
3. Химия. Большой справочник. Доронькин В.Н.,2018
4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Химия. Тесты для школьников и поступающих в
вузы. – М.: Издательство «Экзамен», 2017
5. Химия в тестах, задачах и упражнениях.
Н.П.Воскобойникова. – М.: Дрофа, 2017
6.

8-9

кл.

/

О.С.Габриелян,

Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Сборник задач по химии для поступающих в вузы.
– М.: РИА «Новая волна», 2018
Электронные ресурсы:

1. http://himоge.ru/
2. http://www.fipi.ru/ (открытый банк заданий)

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».