ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа основные вопросы биологии на уровне основного общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также федеральной рабочей программы воспитания. Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на уровне основного общего образования. В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне основного общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии: личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны для каждого года изучения биологии. Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях. Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической культуры, здорового образа жизни. Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются: формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности биологических систем разного уровня организации; формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности организма человека, условиях сохранения его здоровья; формирование умений применять методы биологической науки для изучения биологических систем, в том числе организма человека; формирование умений использовать информацию о современных достижениях в области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и жизнедеятельности собственного организма; формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия деятельности человека в природе; формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и охраны окружающей среды. Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих задач: приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей; овладение умениями проводить исследования с использованием биологического оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма; освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание; воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды. Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю) Планируемые результаты освоения 1) 2) 3) 4) Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности; 2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Предметные результаты: строение клеток бактерий, грибов, растений и животных; -особенности тканей растительного и животного организма; -основные способы питания организмов; -механизм процесса фотосинтеза и его роль; -строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ; -механизм перемещения питательных веществ по организму; -строения цветка и особенности двойного оплодотворения; -основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;. -обмен веществ и его роль. Метапредметные результаты: Регулятивные : ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу, владеть различными способами самоконтроля. Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему и способы ее решения, владеть навыками анализа. Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом, составление тезисного плана, выводов ,использовать различные виды моделирования, создание собственной информации . Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Раздел 2. Содержание образовательной программы I. Царство прокариоты(1 час) -Подцарство настоящие бактерии -Подцарство археабактерии -Подцарство Оксифотобактерии. II. Царство грибы (1 ч) -Отдел Хитридиомикота,зигомикота -Группа Несовершенные грибы -Группа Лишайники III. Царство Растения (5 ч). -Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции. -Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. -Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей. -Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека. -Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений. -Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения. -Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна. - Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа. - Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания. -Разнообразие современных папоротников и их значение. - Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений. -Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных. -Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов. - Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные. -. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные, -Бобовые, -Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения). -Класс Однодольные, семейства: Лилейные -Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах. -Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов.. IV. Царство Животные (8ч). -Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещесва. -Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах. -Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения. - Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах. -Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах. -Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями. - Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями. - Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей. - Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов. - Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие. -Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие. -Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых. -Роль насекомых в экосистемах, практическое значение. - Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика. -Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры. -Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение -Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах. - Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека. -Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом. - Птицы наземных и водных экосистем. -Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения. - Размножение и развитие. - Роль млекопитающих в различных экосистемах. V. Вирусы(1ч) Раздел 3. Тематический план № раздела и тем 1. 2. 4. 5. 6. 8. Наименование раздела и тем Царство прокариоты Царство Грибы Растения – производители органического вещества Животные – потребители органического вещества Вирусы Заключительный урок Итого: Учебные часы Контрольные работы 1 1 5 8 1 1 1 1 17 часов Раздел 4. Календарно- тематическое планирование № п/п, № урока 1. 1 2. 2 3. 3 4. 4 5. 5 6. 6 7. 7 8. 8 Сроки выполнения План Факт Название раздела (количество часов), тема урока Царство прокариоты(1час) Царство грибы(1час) Растения – производители органического вещества (5 часов). Царство Растения. Подцарство Настоящие водоросли. Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах. Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные. Папоротниковидные. Их роль в образовании болотных экосистем и древних лесов. Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные или Цветковые. Их роль в экосистеме тайги. Класс Двудольные. Семейство Бобовые. Паслёновые. Класс Однодольные. Семейство Злаки. Роль покрытосеменных в развитии растеневодства. Животные – потребители органического вещества (8 часов). Подцарство Одноклеточные. Многоклеточные. Беспозвоночные. Их роль в экосистеме. Контрольная работа 9. 9 10. 10 11. 11 12. 12 13. 13 14. 14 15. 15 16. 16 17. 17 Тип Кишечнополостные (плоские черви, круглые черви, кольчатые черви). Тип моллюски. Членистоногие. Класс Ракообразные. Паукообразные. Насекомые. Тип Хордовые. Надкласс Рыбы (хрящевые, костные). Класс земноводные Класс пресмыкающиеся Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем. Класс Млекопитающие. Роль птиц и Контрольная млекопитающих в жизни человека. работа на тему «Царство животных» Вирусы (1час) Итоговая контрольная работа.