Основные вопросы биологии. 5 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа основные вопросы биологии на уровне основного общего образования
составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО, а также
федеральной рабочей программы воспитания.
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности
обучающихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе
по биологии учитываются возможности учебного предмета в реализации требований
ФГОС ООО к планируемым личностным и метапредметным результатам обучения, а
также реализация межпредметных связей естественно-научных учебных предметов на
уровне основного общего образования.
В программе определяются основные цели изучения биологии на уровне основного
общего образования, планируемые результаты освоения программы по биологии:
личностные, метапредметные, предметные. Предметные планируемые результаты даны
для каждого года изучения биологии.
Биология развивает представления о познаваемости живой природы и методах её
познания, позволяет сформировать систему научных знаний о живых системах, умения их
получать, присваивать и применять в жизненных ситуациях.
Биологическая подготовка обеспечивает понимание обучающимися научных
принципов человеческой деятельности в природе, закладывает основы экологической
культуры, здорового образа жизни.
Целями изучения биологии на уровне основного общего образования являются:
формирование системы знаний о признаках и процессах жизнедеятельности
биологических систем разного уровня организации;
формирование системы знаний об особенностях строения, жизнедеятельности
организма человека, условиях сохранения его здоровья;
формирование умений применять методы биологической науки для изучения
биологических систем, в том числе организма человека;
формирование умений использовать информацию о современных достижениях в
области биологии для объяснения процессов и явлений живой природы и
жизнедеятельности собственного организма;
формирование умений объяснять роль биологии в практической деятельности
людей, значение биологического разнообразия для сохранения биосферы, последствия
деятельности человека в природе;
формирование экологической культуры в целях сохранения собственного здоровья и
охраны окружающей среды.
Достижение целей программы по биологии обеспечивается решением следующих
задач:
приобретение обучающимися знаний о живой природе, закономерностях строения,
жизнедеятельности и средообразующей роли организмов, человеке как биосоциальном
существе, о роли биологической науки в практической деятельности людей;
овладение умениями проводить исследования с использованием биологического
оборудования и наблюдения за состоянием собственного организма;
освоение приёмов работы с биологической информацией, в том числе о
современных достижениях в области биологии, её анализ и критическое оценивание;
воспитание биологически и экологически грамотной личности, готовой к
сохранению собственного здоровья и охраны окружающей среды.
Программа рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю)

Планируемые результаты освоения

1)

2)

3)

4)

Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности;
2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира.
Предметные результаты:
строение клеток бактерий, грибов, растений и животных;
-особенности тканей растительного и животного организма;
-основные способы питания организмов;
-механизм процесса фотосинтеза и его роль;
-строение корня и механизм всасывания воды и минеральных веществ;
-механизм перемещения питательных веществ по организму;
-строения цветка и особенности двойного оплодотворения;
-основные эволюционные изменения у растений и животных и их причины;.
-обмен веществ и его роль.
Метапредметные результаты:
Регулятивные : ставить учебные задачи, планировать и корректировать свою деятельность
в соответствии с ее целями, задачами и условиями, оценивать свою работу, владеть
различными способами самоконтроля.
Познавательные учебно-логические: классифицировать в соответствии с выбранными
признаками. Сравнивать объекты, систематизировать информацию, определять проблему
и способы ее решения, владеть навыками анализа.
Учебно-информационные: поиск необходимых источников информации, работа с текстом,
составление тезисного плана, выводов ,использовать различные виды моделирования,
создание собственной информации .
Коммуникативные: выступать перед аудиторией, уметь вести дискуссию, диалог, находить
приемлемое решение при наличии разных точек зрения.

Раздел 2. Содержание образовательной программы
I. Царство прокариоты(1 час)
-Подцарство настоящие бактерии
-Подцарство археабактерии
-Подцарство Оксифотобактерии.
II. Царство грибы (1 ч)
-Отдел Хитридиомикота,зигомикота
-Группа Несовершенные грибы
-Группа Лишайники
III. Царство Растения (5 ч).
-Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений.
Современный растительный мир — результат эволюции.
-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.
-Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты
прогрессивной организации бурых водорослей.
-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической
деятельности человека.
-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи
с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших
растений.
-Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.
-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.

- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их
осушения. Торфообразование, использование торфа.
- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения
папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от
условий среды обитания.
-Разнообразие современных папоротников и их значение.
- Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.
-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые
голосеменные. Разнообразие современных хвойных.
-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и
Двудольные.
-. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,
-Бобовые,
-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).
-Класс Однодольные, семейства: Лилейные
-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных
экосистемах.
-Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих
видов..
IV. Царство Животные (8ч).
-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных
в жизни планеты, как потребителей органического вещесва.
-Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших
в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника.Тип Саркожгутиконосцы.
Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.
-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип
Инфузории. Особенности строения.
- Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль
в экосистемах.
-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение
кишечнополостных в водных экосистемах.
-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика
заболеваний, вызываемых плоскими червями.
- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения
круглыми червями.
- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего
строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.
- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых
моллюсков в биологической очистке водоемов.
- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс
Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.
-Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.
-Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.
-Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.
- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая
характеристика.
-Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием
в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты,
химеры.
-Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение
-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных.
Роль в экосистемах.
- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и
жизни человека.
-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

- Птицы наземных и водных экосистем.
-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и
внутреннего строения.
- Размножение и развитие.
- Роль млекопитающих в различных экосистемах.
V. Вирусы(1ч)

Раздел 3. Тематический план
№
раздела
и тем
1.
2.
4.
5.
6.
8.

Наименование раздела и тем
Царство прокариоты
Царство Грибы
Растения – производители
органического вещества
Животные – потребители
органического вещества
Вирусы
Заключительный урок
Итого:

Учебные часы

Контрольные
работы

1
1
5
8

1

1
1

1

17 часов

Раздел 4. Календарно- тематическое планирование
№
п/п,
№
урока
1. 1
2. 2

3.

3

4.

4

5.

5

6.

6

7.

7

8.

8

Сроки
выполнения
План

Факт

Название раздела (количество часов),
тема урока
Царство прокариоты(1час)
Царство грибы(1час)
Растения – производители органического
вещества (5 часов).
Царство Растения. Подцарство Настоящие
водоросли. Багрянки. Роль водорослей в
водных экосистемах.
Подцарство Высшие растения. Отдел
Моховидные. Папоротниковидные. Их роль
в образовании болотных экосистем и
древних лесов.
Отдел Голосеменные. Отдел
Покрытосеменные или Цветковые. Их роль
в экосистеме тайги.
Класс Двудольные. Семейство Бобовые.
Паслёновые.
Класс Однодольные. Семейство Злаки. Роль
покрытосеменных в развитии
растеневодства.
Животные – потребители органического
вещества (8 часов). Подцарство Одноклеточные. Многоклеточные. Беспозвоночные.
Их роль в экосистеме.

Контрольная
работа

9.

9

10. 10
11. 11
12. 12
13. 13
14. 14

15. 15

16. 16
17. 17

Тип Кишечнополостные (плоские черви,
круглые черви, кольчатые черви).
Тип моллюски. Членистоногие. Класс
Ракообразные. Паукообразные. Насекомые.
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы (хрящевые,
костные).
Класс земноводные
Класс пресмыкающиеся
Класс Птицы. Птицы наземных и водных
экосистем.
Класс Млекопитающие. Роль птиц и
Контрольная
млекопитающих в жизни человека.
работа
на
тему
«Царство
животных»
Вирусы (1час)
Итоговая контрольная работа.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».