РП. Финансовая грамотность. 11 класс

Пояснительная записка
Программа курса «Финансовая грамотность» для обучающихся 10 11классов

рассчитана

способствующего

для

создания

формированию

развивающего

универсальных

пространства,

учебных

действий

школьников на экономическом содержании образования при введении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (ФГОС СОО).
Овладение основами финансовой грамотности поможет обучающимся
применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в
обществе.
Содержание курса существенно расширяет и дополняет знания
старшеклассников

об

управлении

семейным

бюджетом

и

личными

финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы,
полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а
выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта
позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в
области управления личными финансами, применить полученные знания в
реальной жизни.
Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены
в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, ЕГЭ.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
•

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

•

Концепция

Национальной

программы

повышения

уровня

финансовой

грамотности населения РФ;
•

Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в РФ;

•

Учебная программа «Финансовая грамотность» Ю. Брехова, А. Алмосов, Д.
Завьялов Е. Б. Лавренова, 2022 г.

Общая характеристика учебного предмета, курса
Любой человек в нашем обществе ежедневно сталкивается с
многочисленными вопросами, которые активно вовлекают его в процесс
взаимодействия

с

финансовыми

институтами.

Такое

взаимодействие

начинается ещё в детстве, и по мере взросления уровень решаемых задач
постоянно повышается. Очевидно, что уже в школьном возрасте у ребёнка
необходимо сформировать те базовые знания и умения, которые в
последующем позволят ему принимать рациональные финансовые решения,
решать возникающие финансовые проблемы, своевременно распознавать
финансовые мошенничества.
В основе курса «Финансовая грамотность» для 10 – 11 классов лежит
системно-деятельностный
метапредметные

подход,

результаты,

в

нём

отражены

сформулированные

личностные
в

и

Федеральном

государственном образовательном стандарте основного общего образования.
Это позволяет вписать образовательный курс в систему общего
образования

для

организации

обучения

по

программам

финансовой

грамотности.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 – 11 классов тесно
переплетается с общеобразовательными предметами, изучаемыми в школе.
Благодаря этому педагог может добиться от обучающихся не только более
глубокого понимания курса, но и умения применять и закреплять полученные
знания при изучении других предметов, а учащиеся – осознать, что
полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в
повседневной жизни.
Экономическое мышление формируется на основе знаний по истории,
информатике, математике, обществознанию и другим общеобразовательным
предметам. Наиболее тесно образовательный курс финансовой грамотности
связан с обществознанием и математикой.
Перечень предлагаемых к изучению тем соответствует необходимому
минимуму базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в

современном обществе и учитывает международный опыт реализации
программ повышения финансовой грамотности.
Так, в курсе предлагается раскрытие ключевых вопросов, связанных с
функционированием финансовых институтов и взаимодействием с ними.
Поскольку обучающиеся

только начинают вступать в отношения с

финансовыми институтами, в рамках курса рассматриваются такие понятия,
как коммерческий банк, инвестиционный фонд, рынок ценных бумаг,
налоговая система, пенсионный фонд и др. Обучающиеся должны научиться
основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, налоговыми
органами, страховыми компаниями в процессе формирования накоплений,
получения кредитов, уплаты налогов, страхования личных и имущественных
рисков и др.
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать
информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте
предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный
потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает
формирование умений в области прогнозирования возможных последствий от
принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических
схем при осуществлении финансовых операций.
Курс «Финансовая грамотность» для 10 – 11 классов разбит на
тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого
спектра финансовой информации по вопросам, наиболее интересующим
молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом
тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым
людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить
собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания
именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее
полезными для себя.
В качестве дополнительного материала при глубоком изучении
учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть
использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной

программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый
рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и
пенсионные накопления».
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди
обучающихся 10 – 11 классов посредством освоения базовых понятий,
отражающих сферу личных финансов, а также умений и компетенций,
способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми
институтами с целью достижения финансового благосостояния.
Задачи программы:
•

повышение мотивации обучающихся к освоению финансовой

грамотности и организация их личностного самоопределения относительно
задач повышения личного (семейного) благосостояния;
•

приобретение знаний по финансовой грамотности, развитие

умений пользоваться полученной информацией в процессе принятия
финансовых решений, усвоение обобщенных способов принятия финансовых
решений;
•

усвоение обобщенных способов проектирования и планирования

действий при решении финансовых задач.
Место учебного предмета в учебном плане
Данный курс является общеобразовательным курсом базового уровня и
рассчитан на изучение обучающимися 10 - 11 классов в течение 68 часов (в
том числе в X классе - 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю и в XI классе
- 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю). Программа соответствует ФГОС
СОО, реализует общеинтеллектуальное направление деятельности.
Планируемые результаты изучения предмета
Программа

направлена

на

достижение

следующих

личностных,

метапредметных и предметных результатов обучения (сформулированы на
основе ФГОС СОО с использованием списка общеучебных умений и способов
действий):
Требования к личностным результатам освоения курса:

•

способность к самостоятельным решениям в области управления

личными финансами;
•

сформированность

сознательного,

активного

и

ответственного

поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон,
осознающей свою ответственность за решения, принимаемые в процессе
взаимодействия с финансовыми институтами;
•

понимание прав и обязанностей в сфере управления личными

финансами;
•

готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых

институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём
взаимопонимания;
•

готовность

и

способность

к

финансовому

образованию

и

самообразованию во взрослой жизни;
•

сознательное

отношение

к

непрерывному

финансовому

самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
•

способность

обучающегося

осуществлять

коммуникативную

деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой
грамотности учебная программа.
Требования к интеллектуальным (метапредметным) результатам
освоения курса:
•

умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять

планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
•

умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных

финансовых целей;
•

способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения

финансовых проблем;
•

умение

финансового

ориентироваться
характера,

в

различных

критически

источниках

оценивать

информацию, получаемую из различных источников;

и

информации

интерпретировать

•

умение определять назначение и функции различных финансовых

институтов,

ориентироваться

в

предлагаемых

финансовых

продуктах,

оценивать последствия их использования;
•

умение общаться и взаимодействовать с обучающимися и педагогом в

рамках занятий по финансовой грамотности.
Требования к предметным результатам освоения курса:
•

владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк;

депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск;
портфель инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию;
медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой
случай; фондовый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги;
пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по
налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес;
стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое
мошенничество; финансовые пирамиды;
•

владение знанием:

- об основных целях управления личными финансами,
мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных
средств;
- об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для
физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в банковские
продукты и привлечения кредитов;
- о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для
семейного бюджета;
- о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых
продуктах и их специфике;
- о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка,
ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях
инвестирования в них;

- об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения
граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях
налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
- об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах,
определяющих размер пенсии, способах формирования будущей пенсии;
- об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнесплана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
- о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования,
способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых
финансовых продуктов.
Содержание учебного предмета, курса
Курс финансовой грамотности в 10 — 11классах состоит из отдельных
модулей, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии
содержится как теоретический материал, так и практические задания, которые
позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания
занятия, сформировать практические умения. Последовательность модулей
выстроена таким образом, чтобы учащийся имел возможность изучить все
вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых
задач.
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
Фондовый рынок: как его использовать для
роста доходов
Налоги: почему их надо платить и чем грозит
неуплата
Страхование: что и как надо страховать, чтобы
не попасть в беду
Собственный бизнес: как создать и не потерять
Финансовые мошенничества: как распознать и
не стать жертвой
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
Итоговое занятие по курсу

Кол-во ч.
10 класс

Кол-во ч.
11 класс

10

-

10

-

8

-

6

6

-

10

-

10

-

7

1

1

Тематическое планирование

Раздел

Банки: чем
они могут
быть вам
полезны в
жизни

Характерист
и
Кол- ка основных
во
видов
часов деятельности
обучающихс
я

10

Базовые понятия, личностные
характеристики и установки, умения,
компетенции

Базовые понятия и знания
Банковская система, коммерческий банк,
депозит, система страхования вкладов,
кредит, кредитная история, процент,
ипотека,
кредитная
карта,
автокредитование,
потребительское
кредитование.
Понятие
банковской
системы, виды депозитов, порядок
начисления
простых
и
сложных
процентов, порядок возмещения вкладов,
основные параметры депозита, виды
кредитов,
характеристики
кредита,
параметры выбора необходимого вида
кредита.
Познавательн
Личностные характеристики и установки
ая
Понимание
особенностей
деятельность,
функционирования
банка
как
познавательн
финансового посредника, взаимосвязей
ые беседы,
риск – процентная ставка по депозиту,
исследователь
вид кредита – процентная ставка по
ская практика
кредиту,
ключевых
характеристик
обучающихся,
выбора депозита и кредита.
интеллектуаль
Умения
ные игры
Выбирать подходящий вид вложения
денежных средств в банке, сравнивать
банковские вклады и кредиты, защищать
свои права, проводить предварительные
расчёты по платежам по кредиту с
использованием формулы простых и
сложных
процентов,
оценивать
стоимость привлечения средств в
различных финансовых организациях.
Компетенции
Выбирать
оптимальный
вид
инвестирования
средств
с
использованием банков, рассчитывать
собственную
долговую
нагрузку,

Фондовый
рынок: как
его
использова
ть для
роста
доходов

10

подбирать
оптимальный
вид
кредитования, знать свои права и
порядок
их
защиты,
сравнивать
различные варианты вложения денежных
средств в банке.
Базовые понятия и знания
Фондовый рынок, ценная бумага, акция,
облигация,
вексель,
пай,
паевой
инвестиционный фонд, общий фонд
банковского управления, брокер, дилер,
валюта, валютный курс, рынок FOREX.
Понятие фондового рынка, виды ценных
бумаг, разновидности паевых
инвестиционных
фондов,
отличия
паевых инвестиционных фондов от
общих фондов банковского управления,
виды профессиональных участников
ценных бумаг, типы валютных сделок.
Личностные характеристики и установки
Понимание порядка функционирования
фондового рынка, функций участников
Познавательн
рынка, особенностей работы граждан с
ая
инструментами такого рынка, осознание
деятельность,
рисков, с которыми сталкиваются
познавательн
участники фондового рынка в процессе
ые беседы,
его
функционирования,
понимание
исследователь
структуры и порядка работы валютного
ская практика
рынка.
обучающихся,
Умения
интеллектуаль
Выбирать
подходящий
инструмент
ные игры
инвестирования на фондовом рынке,
выявлять
риски,
сопутствующие
инвестированию денег на рынке ценных
бумаг, рассчитывать уровень доходности
по
инвестициям,
анализировать
информацию для принятия решений на
фондовом рынке.
Компетенции
Знание и выбор инструментов фондового
рынка, работа с информационными
потоками для принятия оптимальных
финансовых решений на рынке, расчёт
необходимых
показателей
эффективности работы на фондовом
рынке, определение и нейтрализация
основных рисков, связанных с работой на

Налоги:
почему их
надо
платить и
чем грозит
неуплата

Страхован
ие: что и
как надо
страховать,
чтобы не
попасть в
беду

8

Познавательн
ая
деятельность,
познавательн
ые беседы,
исследователь
ская практика
обучающихся,
интеллектуаль
ные игры

12

Познавательн
ая
деятельность,
познавательн
ые беседы,
исследователь
ская практика
обучающихся,
интеллектуаль
ные игры

фондовом рынке.
Базовые понятия и знания
Налоговая система, налоги, пошлины,
сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по
налогам,
налоговая
декларация.
Основания взимания налогов с граждан,
налоги,
уплачиваемые
гражданами,
необходимость получения ИНН и
порядок его получения, случаи, в
которых
необходимо
заполнять
налоговую декларацию, знание случаев и
способов получения налоговых вычетов.
Личностные характеристики и установки
Осознание
необходимости
уплаты
налогов, понимание своих прав и
обязанностей в сфере налогообложения,
ориентация в действующей системе
налогообложения.
Умения
Пользоваться личным кабинетом на
сайте налоговой инспекции и получать
актуальную информацию о начисленных
налогах и задолженности, заполнять
налоговую
декларацию,
оформлять
заявление на получение налогового
вычета, рассчитывать сумму налогов к
уплате.
Компетенции
Организовывать свои отношения с
налоговыми органами, своевременно
реагировать на изменения в налоговом
законодательстве.
Базовые понятия и знания
Страхование,
страховой
полис,
имущественное страхование, личное
страхование,
страхование
ответственности,
страховой
случай,
страховая выплата, обязательное и
добровольное страхование, франшиза,
страховая сумма, страховая стоимость,
страховая премия. Страховой рынок,
основные участники страхового рынка,
особенности развития страхового рынка
в России, классификация страховых
продуктов,
условия
осуществления
различных видов страхования, алгоритм

Собственн
ый бизнес:
как создать
и не
потерять

10

действий при наступлении страховых
случаев, особенности выбора страховой
компании.
Личностные характеристики и установки
Осознать цель, задачи и принципы
страхования,
понимать
важность
приобретения страховых услуг, уметь
правильно
выбирать
страховые
продукты,
знать
преимущества
и
недостатки
условий
договоров
страхования.
Умения
Понимать
содержание
договора
страхования, уметь работать с правилами
страхования, уметь актуализировать
страховую
информацию,
уметь
правильно выбрать условия страхования,
уметь
оперировать
страховой
терминологией, разбираться в критериях
выбора страховой компании.
Компетенции
Понимать
нужность
и
важность
процедуры
страхования,
проводить
сравнение
страховых
продуктов,
принимать правильные решения о
страховании на основе проведения
анализа жизненной ситуации, оценивать
надёжность
страховой
компании,
оценивать правильность и прозрачность
условий страхования.
Базовые понятия и знания
Бизнес, уставный капитал, привлечённый
капитал, бизнес-план, доходы, расходы,
Познавательн прибыль, бухгалтерский учёт, маркетинг,
менеджмент, налоги, риски, малый и
ая
деятельность, средний бизнес. Понятие малого и
познавательн среднего бизнеса, порядок формирования
уставного капитала, структура доходов и
ые беседы,
исследователь расходов, порядок расчёта прибыли,
и
назначение
ская практика необходимость
учёта,
функции
обучающихся, бухгалтерского
интеллектуаль маркетинга и менеджмента в работе
предприятия, порядок расчёта и уплаты
ные игры
налогов в малом и среднем бизнесе,
определение рисков и их снижение.
Личностные характеристики и установки

Финансов
ые
мошенниче
ства: как
распознать
и не стать
жертвой

10

Понимание порядка функционирования
предприятия,
роли
уставного
и
привлечённого капиталов в его развитии,
необходимости учёта доходов и расходов
в процессе ведения бизнеса.
Умения
Определять потребность в капитале для
развития бизнеса, составлять бизнесплан, рассчитывать прибыль, налоги,
знать порядок уплаты налогов в малом и
среднем бизнесе, строить структуру
управления на предприятии.
Компетенции
Знание ключевых этапов создания
бизнеса,
структуры
бизнес-плана,
финансовых расчётов, необходимых для
ведения
бизнеса,
знание
основ
маркетинга
и
менеджмента,
необходимых для управления вновь
созданным предприятием.
Базовые понятия и знания
Инвестиции,
инвестирование,
инвестиционный портфель, стратегия
инвестирования,
инвестиционный
инструмент,
диверсификация
инвестиционного портфеля, финансовый
риск, доходность, срок инвестирования,
сумма
инвестирования,
финансовая
Познавательн пирамида, Хайп, фишинг, фарминг. Виды
рисков при осуществлении финансовых
ая
способы
защиты
от
деятельность, операций,
познавательн финансовых мошенничеств, знания о
признаках финансовой пирамиды.
ые беседы,
исследователь Личностные характеристики и установки
взаимосвязей
риск
–
ская практика Понимание
инвестиционных
обучающихся, доходность
интеллектуаль инструментов, ключевых характеристик
выбора
стратегии
инвестирования,
ные игры
особенностей
функционирования
мошеннических финансовых схем.
Умения
Различать стратегии инвестирования,
выбирать
приемлемую
для
себя
стратегию инвестирования с позиции
приемлемого уровня риска и доходности,
рассчитать
доходность
инвестиций,

Обеспечен
ная
старость:
возможнос
ти
пенсионно
го
накоплени
я

7

диверсифицировать
инвестиционный
портфель с точки зрения минимизации
рисков и приемлемости доходности,
распознать финансовую пирамиду среди
множества
инвестиционных
предложений, отличить фишинговый
сайт от подлинного, защитить себя от
фарминга и фишинга.
Компетенции
Сравнивать и выбирать оптимальный
вариант размещения своего капитала в
различные
инвестиционные
инструменты, оценивать доходность
своих инвестиций, определять уровень
риска инвестиционного портфеля.
Базовые понятия и знания
Пенсия,
пенсионная
система,
пенсионный
фонд,
управляющая
компания,
негосударственное
пенсионное обеспечение.
Способы
финансового обеспечения в старости,
основания
получения
пенсии
по
старости, знание о существующих
программах пенсионного обеспечения.
Личностные характеристики и установки
Осознание факторов, влияющих на
Познавательн
размер
будущей
пенсии,
рисков,
ая
присущих
различным
программам
деятельность,
пенсионного обеспечения, понимание
познавательн
личной ответственности в пенсионном
ые беседы,
обеспечении.
исследователь
Умения
ская практика
Влиять на размер собственной будущей
обучающихся,
пенсии, с помощью калькулятора,
интеллектуаль
размещённого на сайте Пенсионного
ные игры
фонда России, рассчитывать размер
пенсии, выбирать негосударственный
пенсионный фонд.
Компетенции
Управление собственными пенсионными
накоплениями, выбор оптимального
направления
инвестирования
накопительной части своей будущей
пенсии,
выбор
негосударственного
пенсионного фонда с точки зрения
надёжности и доходности.

Календарно - тематическое планирование
10 класс
№
Тема занятия
занят
ия
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
1-2 Банковская система
3-4 Как сберечь деньги с помощью депозитов
5-6
Банки и золото: как сохранить сбережения в
драгоценных металлах
7-8 Кредит: зачем он нужен и где его получить
9-10 Какой кредит выбрать и какие условия
кредитования предпочесть
Модуль 2. Фондовый рынок: как его использовать
для роста доходов
11-12 Что такое ценные бумаги и какие они бывают
13-14 Профессиональные участники рынка ценных
бумаг
15-16 Граждане на рынке ценных бумаг
17-18 Зачем нужны паевые инвестиционные фонды
и общие фонды банковского управления
19-20 Операции на валютном рынке: риски и
возможности
Модуль 3. Налоги: почему их надо платить и чем
грозит неуплата
21-22 Что такое налоги и почему их нужно платить
23-24 Основы налогообложения граждан
25-26 Виды налогов, уплачиваемых физическими
лицами в России
27-28 Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в
семейный бюджет
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду
29-30 Страховой рынок России: коротко о главном
31-33 Имущественное страхование: как защитить
нажитое состояние
34

Итоговое занятие по курсу

Кол-во часов

10
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
8
2
2
2
2
6
2
3

1

Календарно - тематическое планирование 11 класс
№
занят
Тема занятия
ия
Модуль 4. Страхование: что и как надо страховать,
чтобы не попасть в беду
1-2 Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о
личном страховании
3-4 Если нанесён ущерб третьим лицам
5-6 Доверяй, но проверяй, или несколько советов по
выбору страховщика
Модуль 5. Собственный бизнес: как создать и не
потерять
7-8 Создание собственного бизнеса: что и как надо
сделать
9-10 Пишем бизнес-план
11-12 Расходы и доходы в собственном бизнесе
13-14 Налогообложение малого и среднего бизнеса
15-16 С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен
Модуль 6. Финансовые мошенничества: как
распознать и не стать жертвой
17-18 Финансовые риски и стратегии инвестирования
19-20 Финансовая пирамида, или как не попасть в
сети мошенников
21-22 Виды финансовых пирамид
23-24 Виртуальные ловушки, или как не потерять
деньги при работе в сети Интернет
25-26 Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу
«Все слышат»
Модуль 7. Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления
27-28 Думай о пенсии смолоду, или как формируется
пенсия
29-30 Как распорядиться своими пенсионными
накоплениями
31-32 Как выбрать негосударственный пенсионный
фонд
33
Обучающая игра «Выбери свой
негосударственный пенсионный фонд»
34
Итоговое занятие по курсу

Кол-во часов
6
2
2
2
10
2
2
2
2
2
10
2
2
2
2
2
7
2
2
2
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Интернет-ресурсы.
1. www.ereport.ru — обзорная информация по мировой экономике.
2. www.cmmarket.ru — обзоры мировых товарных рынков.
3. http://www.rbc.ru/ — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».
4. www.stat.hse.ru — статистический портал Высшей школы экономики.
5. www.cefir.ru — официальный сайт ЦЭФИР — Центра экономических и
финансовых исследований.
6. www.beafnd.org — Фонд «Бюро экономического анализа».
7. www.vopreco.ru — официальный сайт журнала «Вопросы экономики».
8. www.tpprf.ru – Торгово-промышленная палата Российской Федерации.
9. www.rts.micex.ru – РТС и ММВБ – объединённая биржа.
10. www.economy.gov.ru/minec/main

— Министерство экономического

развития Российской Федерации.
11. www.minpromtorg.gov.ru – Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации. 12. www.fas.gov.ru – Федеральная антимонопольная
служба России.
13. www.minfin.ru — Министерство финансов Российской Федерации.
14. www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.
15. www.gks.ru – Федеральная служба государственной статистики
16. www.nalog.ru — Федеральная налоговая служба.
17. www.wto.ru — Всемирная торговая организация.
18. www.worldbank.org/eca/russian — Всемирный банк.
19. www.imf.org – Международный валютный фонд.
20. хочумогузнаю. рф
21. вашифинансы. рф

Литература:
1. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность:
материалы для учащ. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2023. 400 с.:
ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному финансовому
поведению»).
2. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность:
метод. реком. для учителя. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.
80

с.:

ил.

(Дополнительное

образование:

Сер.

«Учимся

разумному

финансовому поведению»).
3. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность:
материалы для родителей. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2022.
112 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся разумному
финансовому поведению»). учебная программа 45
4. Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность:
контрольные измерительные материалы. 10–11 кл. общеобр. орг. М.: ВИТАПРЕСС, 2023. 48 с.: ил. (Дополнительное образование: Сер. «Учимся
разумному финансовому поведению»).
Технические средства обучения (средства ИКТ):
1. проектор
2. интерактивная доска
3. ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».