МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования молодежной политики Свердловской области ГО Богданович МАОУ Кунарская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Протокол №__ от «____»____________2024 г. Клементьева Н.А. Асочакова Е.А. от «____»___________ 2024 г. от «____»__________ 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Сложные вопросы географии» для обучающихся 10 класса Уровень образования, класс среднее общее 10 Количество часов 34 Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1 КК с. Кунарское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цели обучения с учетом специфики учебного предмета. Цель данной программы: повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомство школьников с особенностями данной формы аттестации, отработка ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов). Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения. - освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; - овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов и явлений; - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; - воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам; бережного отношения к окружающей среде; - использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. Задачи обучения по предмету. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. Общая характеристика учебного предмета. В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного эк- замена. Результаты выполнения учащимися ЕГЭ по географии являются не высокими, что объясняется несколькими обстоятельствами, которым в том числе можно с уверенностью отнести влияние определенного стресса на школьника, который впервые столкнулся с подобной формой аттестации по предмету; а отчасти и низким уровнем подготовки. Общая характеристика учебного процесса. При изучении курса «Природа России» считаем целесообразным использование элементов следующих педагогических технологий: 1. Технология дифференцированного обучения. В практике работы выделяются два направления: А) Направление дифференциации - создание дифференцированных групп в классах. Группы могут быть постоянными или комплектоваться по мере изучения тем. Б). Направление дифференциации сложности заданий. Школьникам предлагаются задания, различающиеся по уровню сложности. Задания учащимся предлагаются на базовом и выше базовом уровнях. 2. Технология формирования приемов учебной работы (технология развития географических умений посредством формирования приемов учебной работы), изложенная в виде планов описаний и характеристик географических объектов. 3. Технология листов опорных сигналов Логические схемы учат выделять главное и основное, приучат отыскивать и устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок. 4. Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им географические знания. Например, заполнение таблиц, также работа с атласами, контурными картами. 5. Технология проектной деятельности состоит в организации исследовательской деятельности на основе краеведческой работы. 6. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и «окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребѐнка путѐм согласования с результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие. Новые информационные технологии (НИТ) позволяют сделать учебный процесс более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д. Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания разных курсов школьной географии. Программа курса «Природа России» предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний (словесных и познавательной практических), но деятельности и методов, которые школьников различаются характером (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования собственной позиции и стремления еѐ отстаивать. Для подростков именно этого возраста (13-14 лет) наиболее актуально решение таких проблем. Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика и т. д.), проведение интегрированных уроков. Обоснование выбора УМК на основе описания учебно-познавательных и учебнопрактических задач, решающих их. Программа выбрана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии России, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерством Образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ Кунарская СОШ. Построена с учетом принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует формированию ключевых компетенций учащихся, обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывая возрастную психологию учащихся. Место предмета в базисном учебном плане Программа рассчитана на 34 часа. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение основных разделов курса в соответствии с кодификатором (27 ч.), рефлексивная часть курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов (Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»). В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки пособий-тренажеров ЕГЭ, Интернетресурсов Демо-версий ЕГЭ, дополнительных источников информации для успешного усвоения материала. Результаты освоения конкретного учебного предмета. Личностные результаты: 1) воспитание российской гражданской идентичности 2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира Предметные результаты: 1) формирование представлений о географии, еѐ роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования; 2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм; 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах еѐ географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах; 4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов инструментов и для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе еѐ экологических параметров; 5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения; 6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации; 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; 8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Метапредметные результаты, которых должны достигнуть учащиеся: 1)Регулятивные (учебно-организационные): ставить учебные задачи, 2)Познавательные 3)Учебно-информационные:\ 4)Коммуникативные: СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ). Освоение основных разделов курса (27 ч). 1. Источники географической информации: План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по плану. 2. Природа Земли и человек: Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений и процессов в геосферах. Определение географических объектов и явлений по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей. 3. Население мира: Особенности населения. Анализ демографических ситуаций. Этногеография. Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полововозрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам. 4. Природопользование и экология: Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов. Ресурсообеспеченность. Анализ геоэкологических ситуаций. Основные виды при- родопользования. 5. Страноведение: Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. 6. География России: Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации. Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу. Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Количество часов № п/ п Наименование разделов и тем программы Всего Контрол ьные работы Практи ческие работы Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Раздел 1. Введение. Освоение основных разделов курса 1.1 1.2 Введение 2 1,5 0,5 Источники 4 1 3 https://m.edsoo.ru/7f413 b38 географической информации 1.3 Природа Земли и человек Библиотека ЦОК 4 1 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413 b38 Население мира 4 1 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 13b38 Мировое хозяйство 4 1 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 13b38 Природопользование и экология 3 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 13b38 Страноведение 3 1 2 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 13b38 География России 5 1 4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4 13b38 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 Итого по разделу 29 Раздел 2. Рефлексивная часть курса 2.1 Рефлексивная часть курса ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 5 1 3 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f413 b38 34 8,5 23,5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА В результате изучения репетиционного элективного курса по географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований; • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные место- рождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации; • географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хо- зяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества; • особенности современного геополитического и геоэкономического положения Рос сии, ее роль в международном географическом разделении труда; уметь • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий; • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов; • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия; • сопоставлять географические карты различной тематики; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социальноэкономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование тем курса Всего В том числе Дата часов лекции Самост. Практ. Теоретич. Факт. ВВЕДЕНИЕ 2 ч. 1 Введение. Правила заполнения 1 0,5 0,5 бланков 2 Особенности экзаменацион- 1 1 ной работы по географии ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч. 3 Источники географической информации и 4 методы географических исследований 3.1 Источники информации географической и 1 1 методы географических исследований 3.2 Тренировочные задания с вы- Дом. ра- бором ответа, задания тек- бота стовой формы с кратким ответом 3.3 Тренировочные задания тек- 2 1 стовой формы с развернутым ответом 3.4 Анализ трудных заданий 4 Природа Земли и человек 4.1 Природа Земли и человек 1 1 1 4 1 4.2 Тренировочные задания с вы- 1 Дом. ра- бором ответа, задания тек- бота стовой формы с кратким ответом 4.3 Тренировочные задания тек- 2 стовой формы с развернутым ответом 4.4 Анализ трудных заданий 1 1 1 1 5 Население мира 5.1 Население мира 4 1 1 5.2 Тренировочные задания с вы- Дом. ра- бором ответа, задания тек- бота стовой формы с кратким ответом 5.3 Тренировочные задания тек- 2 1 стовой формы с развернутым 1 ответом 5.4 Анализ трудных заданий 1 Мировое хозяйство 4 6 6.1 Мировое хозяйство 1 1 1 6.2 Тренировочные задания с вы- Дом. ра- бором ответа, задания тек- бота стовой формы с кратким ответом 6.3 Тренировочные задания тек- 2 1 стовой формы с развернутым 1 ответом 6.4 Анализ трудных заданий 1 7 3 Природопользование и эко- 1 логия 7.1 Природопользование и эко- 1 1 логия 7.2 Тренировочные задания с вы- Дом. ра- бором ответа, задания тек- бота стовой формы с кратким ответом 7.3 Тренировочные задания тек- 1 1 1 1 стовой формы с развернутым ответом 7.4 Анализ трудных заданий 8 Страноведение 8.1 Страноведение 8.2 Тренировочные задания с вы- 3 1 1 Дом. ра- бота бором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом 8.3 Тренировочные задания тек- 1 1 ответом 8.4 Анализ трудных заданий 1 1 География России 5 стовой формы с развернутым 9 9.1 География России 1 9.2 Тренировочные задания с вы- 1 1 2 1 1 бором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом 9.3 Тренировочные задания текстовой формы с развернутым ответом 9.4 Анализ трудных заданий 1 1 1 РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч. 10 Решение вариантов ЕГЭ 3 1 1 1 11 Итоговое занятие. Анализ ра- 1 1 бот ИТОГО 34 10,5 23,5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 2. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М. Вентана-Граф 3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира. II часть. - М.: Русское слово 4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 5. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География. Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 6. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 7. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 2., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 8. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные материалы: Репетиционная сессия 3., Москва, издательский центр «Вентана-Граф» 9. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы: География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования РФ, М. Просвещение