Сложные вопросы географии 10 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования молодежной политики Свердловской области
ГО Богданович
МАОУ Кунарская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

Зам.директора по УВР

Директор школы

________________________

________________________

________________________

Протокол №__
от «____»____________2024 г.

Клементьева Н.А.
Асочакова Е.А.
от «____»___________ 2024 г. от «____»__________ 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Сложные вопросы географии»
для обучающихся 10 класса

Уровень образования, класс среднее общее

10

Количество часов 34
Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1 КК

с. Кунарское 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения с учетом специфики учебного предмета.
Цель данной программы: повышение уровня предметной и психологической
подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомство школьников с особенностями данной
формы аттестации, отработка ими навыков заполнения аттестационных документов и
бланков ответов).
Конкретизация целей обучения с учетом специфики образовательного учреждения.
- освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех
территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и
путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его
объектов и процессов;
- овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для
описания и анализа природных, социально-экономических и геоэкологических процессов
и явлений;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами
мира, его регионов и крупнейших стран;
- воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам;
бережного отношения к окружающей среде;
- использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации.
Задачи обучения по предмету.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный
курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но
и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и
способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому
становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к
географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
Общая характеристика учебного предмета.
В условиях реформирования российской системы образования, поисков объективных оценок качества образования актуализировались проблемы подготовки учащихся и
успешного прохождения ими итоговой аттестации в форме Единого Государственного эк-

замена. Результаты выполнения учащимися ЕГЭ по географии являются не высокими, что
объясняется несколькими обстоятельствами, которым в том числе можно с уверенностью
отнести влияние определенного стресса на школьника, который впервые столкнулся с
подобной формой аттестации по предмету; а отчасти и низким уровнем подготовки.
Общая характеристика учебного процесса.
При изучении курса «Природа России» считаем целесообразным использование
элементов следующих педагогических технологий:
1. Технология дифференцированного обучения. В практике работы выделяются два
направления:
А) Направление дифференциации - создание дифференцированных групп в классах.
Группы могут быть постоянными или комплектоваться по мере изучения тем.
Б). Направление дифференциации сложности заданий. Школьникам предлагаются
задания, различающиеся по уровню сложности. Задания учащимся предлагаются на базовом и выше базовом уровнях.
2. Технология

формирования

приемов

учебной

работы

(технология

развития

географических умений посредством формирования приемов учебной работы), изложенная
в виде планов описаний и характеристик географических объектов.
3. Технология листов опорных сигналов
Логические схемы учат выделять главное и основное, приучат отыскивать и
устанавливать логические связи, существенно помогают ученикам усваивать урок.
4. Технология формирования учебной деятельности школьников. Суть этой технологии в
том, что учебная деятельность рассматривается как особая форма учебной активности
учащихся. Она направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач.
Различные формы самостоятельного использования системы заданий и упражнений по
географии дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике, в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать необходимые им
географические знания. Например, заполнение таблиц, также работа с атласами, контурными картами.
5. Технология проектной деятельности состоит в организации исследовательской
деятельности на основе краеведческой работы.
6. Технология личностно-ориентированного обучения, направленная на выявление и
«окультуривание» индивидуального субъектного опыта ребѐнка путѐм согласования с
результатами общественно-исторического опыта, т.е. перевод обучения на субъективную
основу с установкой на саморазвитие.

Новые информационные технологии (НИТ) позволяют сделать учебный процесс
более продуктивным, наглядным, насыщенным; дают возможность широкого выбора
дидактического материала, тестов, справочного материала и т.д.
Методы обучения приобретают свою специфику в зависимости от содержания
разных

курсов

школьной

географии.

Программа

курса

«Природа

России»

предусматривает использование не только методов, различающихся по источникам знаний
(словесных и
познавательной

практических),

но

деятельности

и

методов,

которые

школьников

различаются

характером

(объяснительно-иллюстративный,

репродуктивный, проблемного изложения и частично-поисковый). Такие методы
необходимы для стимулирования самостоятельной деятельности учащихся, формирования
собственной позиции и стремления еѐ отстаивать. Для подростков именно этого возраста
(13-14 лет) наиболее актуально решение таких проблем.
Содержание данной учебной программы предполагает установление содержательных межпредметных связей с другими курсами (природоведение, история, экология, биология, геология, экономика и т. д.), проведение интегрированных уроков.
Обоснование выбора УМК на основе описания учебно-познавательных и учебнопрактических задач, решающих их.
Программа выбрана в соответствии с Федеральным компонентом Государственного
образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по
географии России, рекомендованная Департаментом образовательных программ и
стандартов общего образования Министерством Образования РФ, в полном объеме соответствует образовательным целям МАОУ Кунарская СОШ. Построена с учетом
принципов системности, научности, доступности и преемственности, способствует
формированию ключевых компетенций учащихся, обеспечивает условия для реализации
практической направленности, учитывая возрастную психологию учащихся.
Место предмета в базисном учебном плане
Программа рассчитана на 34 часа. Программа курса выстроена в логике
постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний в соответствии с разделами кодификатора и состоит из трех разделов: введение (2 ч.), освоение
основных разделов курса в соответствии с кодификатором (27 ч.), рефлексивная часть
курса (4 ч.). Каждый раздел состоит из обзорных лекций в соответствии с кодификатором,
тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с
кратким ответом, анализа трудных заданий. Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в

процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет
основу курса. Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся,
анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем. Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов
(Вики-учебник «Вместе готовимся к ЕГЭ по географии»).
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих
знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену. Программа курса сориентирована на использование в процессе подготовки пособий-тренажеров ЕГЭ, Интернетресурсов Демо-версий ЕГЭ, дополнительных источников информации для успешного
усвоения материала.
Результаты освоения конкретного учебного предмета.
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности
2) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню
экологического мышления
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира
Предметные результаты:
1) формирование представлений о географии, еѐ роли в освоении планеты
человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их
необходимости для решения современных практических задач человечества и своей
страны,

в

том

числе

задачи

охраны

окружающей

среды

и

рационального

природопользования;
2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода
как основы географического мышления для осознания своего места в целостном,
многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нѐм;
3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о
целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени,
основных этапах еѐ географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и
хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в
отдельных странах;
4)

овладение

элементарными

практическими

умениями

использования

приборов
инструментов

и
для

определения

количественных

и

качественных

характеристик

компонентов географической среды, в том числе еѐ экологических параметров;

5)

овладение

основами

картографической

грамотности

и

использования

географической карты как одного из языков международного общения;
6)овладение основными навыками нахождения, использования и презентации
географической информации;
7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических
знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов,
самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных
стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) формирование представлений об особенностях деятельности людей ведущей к
возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных
территориях

и

акваториях,

умений

и

навыков

безопасного

и

экологически

целесообразного поведения в окружающей среде.
Метапредметные результаты, которых должны достигнуть учащиеся:
1)Регулятивные (учебно-организационные): ставить учебные задачи,
2)Познавательные 3)Учебно-информационные:\ 4)Коммуникативные:
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 ч). Особенности процедуры проведения ЕГЭ. Нормативно-правовые и
другими документами, определяющие порядок проведения ЕГЭ, бланками ЕГЭ и иными
сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии
контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса (27 ч).
1. Источники географической информации:
План местности. Географическая карта. Их основные параметры и элементы.
Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия. Отработка
основных умений: измерения по картам расстояний, направлений; определение
географических координат; анализ плана местности и построение профиля местности по
плану.
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета Солнечной системы. Географическая оболочка, основные
свойства и закономерности. Природные комплексы. Взаимосвязи географических явлений
и

процессов

в

геосферах.

Определение

географических

объектов

и

явлений

по их существенным признакам. Решение задач на поясное и местное время и задач на
определение географической широты в зависимости от угла наклона солнечных лучей.
3. Население мира:
Особенности

населения.

Анализ

демографических

ситуаций.

Этногеография.

Определение демографических процессов и явлений по их существенным признакам. Анализ
статистической и графической информации (работа со статистическими таблицами, полововозрастными пирамидами). Определение демографических показателей по формулам.
4. Природопользование и экология:
Основные виды природных ресурсов. Размещение основных видов ресурсов.
Ресурсообеспеченность.

Анализ

геоэкологических

ситуаций.

Основные

виды

при-

родопользования.
5. Страноведение:
Современная политическая карта мира. Многообразие стран современного мира и их
основные типы. Государстве6нный строй, формы правления. Различия стран по уровню
хозяйственного развития и природным особенностям. Особенности географического
положения, природы, населения и хозяйства крупных стран мира. Определение стран по
описанию. Знакомство с программной географической номенклатурой по курсу.
6. География России:
Географическое положение и границы России. Субъекты Российской Федерации.
Особенности природы. Население. Народы. Хозяйство. Определение региона по его краткому
описанию. Россия в современном мире. Знакомство с программной географической
номенклатурой по курсу.
Рефлексивная часть курса (4 ч). Проведение репетиционного тестирования (в традиционной
или компьютерной формах) и анализ его результативности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов

№
п/
п

Наименование разделов и тем
программы

Всего

Контрол
ьные
работы

Практи
ческие
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Раздел 1. Введение. Освоение основных разделов курса
1.1

1.2

Введение

2

1,5

0,5

Источники

4

1

3

https://m.edsoo.ru/7f413
b38

географической
информации

1.3

Природа Земли и человек

Библиотека ЦОК

4

1

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413

b38

Население мира

4

1

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13b38

Мировое хозяйство

4

1

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13b38

Природопользование и экология

3

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13b38

Страноведение

3

1

2

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13b38

География России

5

1

4

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f4
13b38

1.4

1.5

1.6

1.7

1.8
Итого по разделу

29

Раздел 2. Рефлексивная часть курса
2.1

Рефлексивная часть курса

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

5

1

3

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/7f413
b38

34

8,5

23,5

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
В результате изучения репетиционного элективного курса по географии на базовом
уровне ученик должен знать/понимать
•

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы

географических исследований;
•

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные место-

рождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве
жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;
•

географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хо-

зяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран
и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в

системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
•

особенности

современного

геополитического

и

геоэкономического

положения

Рос

сии, ее роль в международном географическом разделении труда;
уметь
•

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции

развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
•

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их

демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и
производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
•

применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за

природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их
изменениями под влиянием разнообразных факторов;
•

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы,

картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности
различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
•

сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
•

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

•

нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы,

геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социальноэкономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в
России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
•

понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации,

стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ,
различных видов человеческого общения.

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Наименование тем курса

Всего

В том числе

Дата

часов

лекции Самост. Практ.

Теоретич. Факт.

ВВЕДЕНИЕ 2 ч.
1

Введение. Правила заполнения 1

0,5

0,5

бланков
2

Особенности экзаменацион-

1

1

ной работы по географии
ОСВОЕНИЕ ОСНОВНЫХ РАЗДЕЛОВ КУРСА 27 ч.
3

Источники географической
информации

и

4

методы

географических исследований
3.1 Источники
информации

географической
и

1

1

методы

географических исследований
3.2 Тренировочные задания с вы-

Дом. ра-

бором ответа, задания тек-

бота

стовой формы с кратким ответом
3.3 Тренировочные задания тек-

2

1

стовой формы с развернутым
ответом
3.4 Анализ трудных заданий
4

Природа Земли и человек

4.1 Природа Земли и человек

1
1

1

4
1

4.2 Тренировочные задания с вы-

1
Дом. ра-

бором ответа, задания тек-

бота

стовой формы с кратким ответом
4.3 Тренировочные задания тек-

2

стовой формы с развернутым
ответом
4.4 Анализ трудных заданий

1
1

1

1

5

Население мира

5.1 Население мира

4
1

1

5.2 Тренировочные задания с вы-

Дом. ра-

бором ответа, задания тек-

бота

стовой формы с кратким ответом
5.3 Тренировочные задания тек-

2

1

стовой формы с развернутым

1

ответом
5.4 Анализ трудных заданий

1

Мировое хозяйство

4

6

6.1 Мировое хозяйство

1

1

1

6.2 Тренировочные задания с вы-

Дом. ра-

бором ответа, задания тек-

бота

стовой формы с кратким ответом
6.3 Тренировочные задания тек-

2

1

стовой формы с развернутым

1

ответом
6.4 Анализ трудных заданий

1

7

3

Природопользование и эко-

1

логия
7.1 Природопользование и эко-

1

1

логия
7.2 Тренировочные задания с вы-

Дом. ра-

бором ответа, задания тек-

бота

стовой формы с кратким ответом
7.3 Тренировочные задания тек-

1

1

1

1

стовой формы с развернутым
ответом
7.4 Анализ трудных заданий
8

Страноведение

8.1 Страноведение
8.2 Тренировочные задания с вы-

3
1

1
Дом. ра-

бота

бором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
8.3 Тренировочные задания тек-

1

1

ответом
8.4 Анализ трудных заданий

1

1

География России

5

стовой формы с развернутым

9

9.1 География России

1

9.2 Тренировочные задания с вы-

1

1

2

1

1

бором ответа, задания текстовой формы с кратким ответом
9.3 Тренировочные задания текстовой формы с развернутым
ответом
9.4 Анализ трудных заданий

1
1

1

РЕФЛЕКСИВНАЯ ЧАСТЬ КУРСА 4 ч.
10

Решение вариантов ЕГЭ

3

1
1
1

11

Итоговое занятие. Анализ ра-

1

1

бот
ИТОГО

34

10,5

23,5

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

1. Федеральный институт педагогических измерений. Единый государственный
экзамен. Контрольные измерительные материалы. География., Москва, издательский
центр «Вентана-Граф»
2. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. География. Школьный курс за 100 часов. М.
Вентана-Граф
3. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география
мира. II часть. - М.: Русское слово
4. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина. Практикум по подготовке к ЕГЭ. География.
Тренировочные задания тестовой формы с выбором ответа. Рабочая тетрадь., Москва,
издательский центр «Вентана-Граф»
5. Ю.А.Моргунова, О.В.Чичерина, Практикум по подготовке к ЕГЭ. География.
Тренировочные задания тестовой формы с развернутым ответом. Рабочая тетрадь.,
Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
6. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные
материалы: Репетиционная сессия 1., Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
7. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные
материалы: Репетиционная сессия 2., Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
8. Единый государственный экзамен: География: Контрольные измерительные
материалы: Репетиционная сессия 3., Москва, издательский центр «Вентана-Граф»
9. Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы:
География/ Г.П.Аксакалова, Э.М.Амбарцумова, В.В. Барабанов и др., М-во образования
РФ, М. Просвещение


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».