МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Министерство образования молодежной политики Свердловской области ГО Богданович МАОУ Кунарская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО Зам.директора по УВР Директор школы ________________________ ________________________ ________________________ Протокол №__ от «____»____________2024 г. Клементьева Н.А. Асочакова Е.А. от «____»___________ 2024 г. от «____»__________ 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Познание мира по картам» для обучающихся 5 класса Уровень образования, класс основное общее 5 Количество часов 17 Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1 КК с. Кунарское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе: 1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. 2. Фундаментального ядра содержания общего образования. 3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. 4. Примерной программы основного общего образования по географии как инвариантной (обязательной) части учебного курса. Задачи программы: Познакомить детей с природой материков и стран, дать представление о красоте и разнообразии природы, растительного и животного мира. Познакомить детей с традициями и обычаями жизни изучаемого народа. Способствовать использованию полученных знаний в разнообразных видах деятельности. Способствовать формированию у учащихся коммуникативных черт личности: взаимопомощь, дружба, умение работать в группах и коллективе; Побуждать и поддерживать стремление школьников к обогащению новыми знаниями, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества; Обеспечить через использование в работе кружка средств и приемов занимательности, игровых моментов развитие познавательного интереса к географической науке; Создавать условия для развития творческих способностей учащихся, реализации их индивидуальных возможностей и потребностей в учебной деятельности. Формирования представления о странах мира. Актуальность: внеурочная деятельность предполагает развитие у обучающихся практических навыков работы с картой, что в условиях расширения международных экономических, политических и культурных связей, международного туризма является важным средством анализа информации, и в будущем будет способствовать более успешной социализации выпускников. В современных условиях все чаще приходится пользоваться электронными и спутниковыми картами, которые необходимо уметь читать и анализировать. В этой связи актуальным становится изучение ГИС-технологий и GPS-навигационных систем. Изучение всех разделов курса поможет освоению географической номенклатуры, что является одной из целей картографической подготовки, а именно – “знание карты”. Программа внеурочной деятельности призвана сохранить традиции классического учебного предмета и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения. В требованиях Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по географии к уровню подготовки школьников много внимания уделяется формированию знаний о географических явлениях и процессах в геосферах, взаимосвязей между ними, пониманию связей между географическим положением и природными условиями, причин особенности материков и океанов. Обеспечить это можно, если уделять постоянно внимание изучению и объяснению причинноследственных связей между компонентами природы. Помощником в более углубленном изучении предмета является географический кружок. Содержание курса предназначено для расширения и углубления знаний учащихся по физической географии материков и океанов через призму страноведческого характера, что усиливает его гуманистическую и культурологическую роль в образовании и воспитании учащихся. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты: - овладение на уровне общего образования законченной системы географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях; - осознание ценности географических знаний как важнейшего компонента научной картины мира; - сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека; - уважительное отношение к окружающим, любовь к Родине; эмоционально-положительное принятие своей этнической принадлежности и принятие других народов мира; - толерантность; - любовь к природе; - умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Метапредметные результаты. Программа обеспечивает обучающимся организацию своей учебной деятельности через сформированные УУД. К ним относятся: регулятивные УУД: - умение организовать свою деятельность, определять еѐ цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; - умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, еѐ преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ТСО и информационных технологий; - организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия; - умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; познавательные УУД включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Обучающиеся должны уметь: - самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей и отвечать за этот выбор; - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; - осуществлять поиск необходимой информации, в том числе с помощью ИКТ; - осознанно оформлять речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять смысловое чтение, извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; коммуникативные УУД: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, уметь общаться, распределять роли, договариваться друг с другом; - отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Предметные результаты образовательной деятельности обучающихся выражаются в следующем: - использовании различных источников географической информации (картографические, статистические, видео- и фотоизображение, Интернет) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико - ориентированных задач; умении анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; - по результатам наблюдений находить и формулировать зависимости и закономерности; - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; - составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации; - различать и сравнивать изученные географические объекты; Учащиеся, прошедшие данный курс, получат необходимые знания, умения и навыки для понимания и познания мира по картам, для построения индивидуального самоопределения и успешного выбора профиля обучения. Постоянная работа с источниками информации, работа и общение в разновозрастных группах позволит сформировать ответственность и самостоятельность. Повысится интерес к предмету и желание познавать мир. Учащиеся должны знать: что включает в себя картография; основные виды изображения земной поверхности: план, карту, аэрофотоснимок, космический снимок; свойства географических карт; Учащиеся должны уметь: работать с различными источниками информации; использовать планы и карты для определения географических координат, расстояний по карте; находить на картах и планах основных форм рельефа, изображенных горизонталями; уметь читать карту по условным знакам. использовать планы и карты для определения географического положения объекта, давать географическую характеристику территорий Учащиеся будут иметь опыт: сотрудничества, взаимопомощи; самостоятельного выбора будущей профессии; общения в процессе учебной деятельности. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Тема 1. Что изучает картография. История появления карт и атласов. Значение картографии в современном обществе. Основные виды изображения земной поверхности. На этом уроке ребята выступаю с сообщениями на выбранную тему (работают самостоятельно, находят нужную информацию из различных источников, сети интернет ) Тема 2. Топографическая карта. Основные свойства топографической карты, система топографических условных знаков. Многолистовые топографические карты. Оформление топографической карты. Измерение расстояний, площадей по карте. Чтение рельефа. Бергштрихи, заложение склона. Построение профиля по топографической карте. Определение координат по топографической карте. На уроке вспоминаем из курса 6 класса, что означают условные знаки. В чем отличие условных знаков на планах и картах. Тема 3. Практические работы по топографической карте. Виды упражнений для закрепления. Практическая работа " Измерение расстояний" Практическая работа "Измерение площадей по карте" Практическая работа "Чтение рельефа" Практическая работа "Построение профиля по топографической карте" Практическая работа "Определение по топографической карте координат различных объектов" Практическая работа "Нанесение на карту пунктов по известным географическим координатам" Часть практических работ дается как домашнее задание. Тема 4. Свойства географической карты. Деление карт по масштабу. Классификация карт. Типы карт: аналитические, комплексные, синтетические. Классификация атласов. Определение масштаба. Виды масштабов: числовой, именованный, линейный. Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Определение направлений. Азимут магнитный и истинный. Магнитное склонение. Сближение меридианов. Румбы. Дирекционный угол. Практическая работа "Простейшие способы составления мелкомасштабных карт" Тема 5. Приемы самостоятельной работы с картой. Что такое обобщенный прием самостоятельной работы с картой. Ориентирование. Картометрические приемы. Определение географических координат, расстояний по карте. Ортодромия. Приемы использования условных знаков карты. Тема 6. Географическая карта как источник знаний. Обобщенные приемы самостоятельной работы (определение географического положения, прием наложения карт, географическая характеристика территорий). Тема 7. Обобщающее повторение. Практическая работа "Карта-источник знаний". Составить описание участка местности по топографической карте (зачет) ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема урока Дата проведения занятия план факт ЧТО ИЗУЧАЕТ КАРТОГРАФИЯ (1 ч.) Что изучает картография ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (6 ч.) Основные свойства и оформление топографической карты. Измерение расстояний и площадей по топографической карте Чтение рельефа Построение профиля по топографической карте Определение координат по топографической карте Чтение топографической карты СВОЙСТВА ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЫ (4 ч.) Географическая карта. Классификация карт Географическая карта -модель земной поверхности. Как создаются карты ПРИЁМЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С КАРТОЙ (3 ч.) Ориентирование Градусная сетка. Параллели и меридианы. Географическая широта и долгота Определение географических координат. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА КАК ИСТОЧНИК ЗНАНИЙ (3 ч.) Карта - источник знаний Описание участка местности по топографической карте Итоговая контрольная работа