Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кунарская средняя общеобразовательная школа Утверждено: Директор МАОУ Кунарская СОШ __________ Е.А. Асочакова «___» ________2024 г. Согласовано: Зам. директора по ВР _________ М.А. Пантелеева «___» ____________ 2024 г. Рассмотрено: на заседании ШМО протокол №__ от __» ______2024 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мир профессий» Уровень образования, класс: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 34 Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1КК. Срок реализации: 2024-2025 г. с. Кунарское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для учащихся 5 класса школы разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Основные документы, используемые при составлении рабочей программы: − Конституция Российской Федерации; − Гражданский кодекс Российской Федерации; − Трудовой кодекс Российской Федерации; − Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273 - Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; − Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; − Указ Президента № 474 от 21.07.2020 г. «О национальных целях развития России до 2030 года» − Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. N 996р «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; − Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; − Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; − Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ»; − Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; − Закон Ростовской области от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»; − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ, направленных письмом Минобрнауки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242. - Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ; - Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ». - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями и дополнениями от 29.12.2014 №1644, от 31.12.2015 №1577); - Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образовании, утвержденный приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 (в ред. Приказа Министерства просвещения РФ от 8 мая 2019 г. N 233 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345») Устав МАОУ Кунарская СОШ; Целями изучения курса «Мир профессий» является: -помощь обучающимся правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии, составить представление о том, как функционирует рынок труда, и в результате сформировать информационную готовность к профессиональному выбору. Задачи программы: -познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; -формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии; -оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии свои возможностей и способностей; -научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования; -развивать познавательные способности и творческую активностью обучающихся; -формировать умение ориентироваться в мире профессий, умения работать с различными источниками информации ; -создать условия для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Место внеурочной деятельности в учебном плане Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» рассчитана на учащихся 5-х классов, предусмотрено 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Содержание программы курса «Мир профессий», формы и методы работы позволят достичь следующих результатов: Личностные результаты освоения обучающимися внеурочной образовательной программы «Мир профессий» можно считать следующее: • овладение начальными сведениями об особенностях различных профессий, их происхождении и назначении; • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом; • формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников. Метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: • предвосхищать результат; • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок; • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений; • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач. Коммуникативные универсальные учебные действия: • ставить вопросы; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • определять цели, функции участников, способы взаимодействия; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; • формулировать собственное мнение и позицию; • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Познавательные универсальные учебные действия: • ставить и формулировать проблемы; • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов; • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ; • установление причинно-следственных связей. НА Формы организации занятия: игровая деятельность ( игра с правилами: принятие и выполнение готовых правил, составление и следование коллективно-выработанным правилам; ролевая игра); совместно-распределенная учебная деятельность (парная и групповая работа); творческая деятельность (художественное творчество, конструирование, составление мини-проектов); трудовая деятельность (самообслуживание, участие в общественно полезном труде). Виды деятельности: лекция, обмен взглядами по конкретной проблеме, упорядочивание и закрепление материала, проблемно-ценностное общение, поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе, проектная деятельность, дискуссия-сравнение, анализ, синтез, обобщение, построение рассуждений, освоение типичных экономических ролей через участие в обучающих тренингах и играх, моделирующих ситуации реальной жизни СОДЕРЖАНИЕ КУРСА I. Введение: Вводное занятие. Путешествие в мире профессий. Анкетирование «Кем бы ты хотел быть». Мини проект: «Какие профессии ты знаешь» II. Характеристика профессий. История профессий. Что такое профессия? Какие бывают профессии? Зачем человеку трудиться? III. Знакомство с различными профессиями. Профессия цветовод (миникнижка). Профессия цветовод. Практическая работа по созданию букета из осенних цветов. Посадка комнатных растений. Экскурсия в теплицы. Профессия водитель городского электрического транспорта. Экскурсия в музей городского электрического транспорта. Профессия художник. Экскурсия в картинную галерею. Профессия следователь. Игра «Следствие ведут пятиклассники». Профессия пожарный, спасатель. Игра «Вызов пожарной машины по телефону. Экскурсия в музей. Профессия библиотекарь. Экскурсия в детскую библиотеку. Профессия медсестры. Экскурсия в больницу. Профессия пекарь. Экскурсия на хлебозавод. Профессия астроном. История профессии. Еѐ особенности. Экскурсия в музей «Семѐнова. Уфимцева». Профессия воспитатель. Экскурсия в детский сад. IV. Азбука профессий. Каких профессий не хватает в школе (мини проект загадок по теме – школа». Проект «Профессии наших родителей» V. Итоговые занятия. Викторина « Что мы узнали о профессиях». Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В. Резапкиной») ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Тема занятия Вводное занятие. Путешествие в мире профессий. Анкетирование «Кем бы ты хотел быть» Мини проект: «Какие профессии ты знаешь» История профессий. Что такое профессия? Какие бывают профессии? Зачем человеку трудиться? Профессия цветовод (миникнижка) Профессия цветовод. Практическая работа по созданию букета из осенних цветов. Посадка комнатных растений. Экскурсия в теплицы. Профессия водитель городского электрического транспорта. Экскурсия в музей городского электрического транспорта. Профессия художник. Экскурсия в картинную галерею. Профессия следователь. Игра «Следствие ведут пятиклассники» Профессия пожарный, спасатель. Игра «Вызов пожарной машины по телефону» Экскурсия онлайн в музей. Профессия библиотекарь. Экскурсия в детскую библиотеку. Профессия медсестры. Экскурсия в больницу. Профессия пекарь. Экскурсия на хлебозавод. Профессия астроном. История профессии. Еѐ особенности. Экскурсия онлайн в музей Профессия воспитатель. Экскурсия в детский сад. Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Дата 31. Каких профессий не хватает в школе (мини проект загадок по теме – школа). 32. Проект «Профессии наших родителей» 33. Викторина «Что мы узнали о профессиях» 34. Опросник профессиональных склонностей (методика Л.А. Йоваши в модификации Г.В. Резапкиной) Итого: 34 часа 1 1 1 1 ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://school-science.ru/1/8/28647 - разнообразный мир профессий http://postupi.info/city/76/prof- список профессий https://nauka.boltai.com/topics/13-ischeznuvshih-professij/ - 13 исчезнувших профессий https://info-profi.net/professii-budushhego/- профессии будущего https://info-profi.net/interesnye-professii/ - интересные профессии https://schoolscience.ru/5/8/33646 - профессии XXI века. Наш выбор МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности «Мир профессий». Для реализации курса необходимо следующее: 1. Учебный кабинет, удовлетворяющий санитарно – гигиеническим требованиям (парты, стулья, доска, интерактивная доска, ноутбук); 2. Принтер черно-белый, цветной; 3. Сканер; 4. Ксерокс; 5. Канцелярские принадлежности: ручки цветные, цветные карандаши, бумага разных форматов