Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кунарская средняя общеобразовательная школа (МАОУ Кунарская СОШ) Утверждено: Директор МАОУ Кунарская СОШ _______________ Е.А. Асочакова Согласовано: Зам.директора по ВР ____________ М.А. Пантелеева «___»_____________2024 г. «_____»______________2024 г. Рассмотрено: На заседании ШМО Протокол № «____»______________20___ г РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Юные инспектора движений» Направление: Внеурочная деятельность по организации деятельности ученических сообществ Уровень обучения, класс: основное общее, 6-7 Количество часов: 68 Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1КК Срок реализации: 2024-2025 года с. Кунарское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности “Юные инспектора движения” разработана для занятий с обучающимися 6 и 7 классов. Данная программа составлена на основе: 1.ФГОС ООО, утверждѐнной приказом МО и науки РФ от 17.12.2010 №1897; 2.Основной образовательной программы МБОУ «Петровская СОШ №1»; 3.Учебного плана МАОУ Кунарская СОШ на 20232024 учебный год; 5.Локального акта МАОУ Кунарская СОШ регламентирующего порядок разработки, утверждения и реализации рабочей программы. Программа курса «Юные инспектора движения» предназначена для учащихся 6 и 7 классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Правила дорожного движения»; в рамках реализации Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения» на основании постановления Правительства РФ. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения и направлена на обучение правилам дорожного движения (ПДД) и основам безопасного поведения на дорогах и разработана в соответствии с требованиями Законов РФ «Об образовании», «О безопасности дорожного движения», с целью организации работы по предупреждению детского дорожнотранспортного травматизма и улучшения качества обучения школьников Правилам дорожного движения. Основная идея курса — формирование представлений о правилах дорожного движения и навыков безопасного поведения на улицах и дорогах. Необходимость создания условий для непрерывного обучения участников дорожного движения, начиная с младшего школьного возраста, диктуется условиями бурного роста современного автомобильного транспорта и увеличением интенсивности движения на автодорогах. Среда обитания ребенка перенасыщена риском и опасностями дорожно-транспортных происшествий. Практически с порога дома он становится участником дорожного движения, так как и дворы стали, объектами дорожного движения. Всем известно, какую опасность для детей представляет сегодня дорога. Только на дорогах России ежегодно попадают в беду более 30 тысяч человек и среди них значительное число составляют дети. Одна из причин такого явления — несформированность элементарной культуры поведения в условиях дорожного движения, неподготовленность детей к самостоятельному безопасному передвижению по улицам и дорогам. Становится, очевидно, что семья в одиночку не может справиться с решением этих задач воспитания. Все это определяет необходимость введения данного курса в начальной школе. Целью курса является формирование обязательного минимума знаний и умений, который обеспечит развитие новых социальных ролей школьника как участника дорожного движения, культуры поведения на дорогах и улицах. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно-транспортных происшествий, участниками которых становятся школьники. Программа направлена на реализацию умения, относящегося к культуре безопасности жизнедеятельности в рамках внеурочной образовательной деятельности. Программа решает следующие задачи: • сообщение знаний о правилах движения на проезжей части; • обучение пониманию сигналов светофора и жестов регулировщика; • привитие умения пользоваться общественным транспортом; • ознакомление со значениями важнейших дорожных знаков, указателей, линий разметки проезжей части; • воспитание осознания опасности неконтролируемого поведения на проезжей части, нарушения правил дорожного движения; • воспитание бережного отношения к своей жизни и своему здоровью, а также к жизни и здоровью всех участников дорожного движения. ОПИСАНИЕ МЕСТА КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа «Юные инспектора движения» рассчитана на 1 год, из расчета 2 часа в неделю. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 6-7 классов, курс рассчитан на 68 часов. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах: • занимательность; • научность; • сознательность и активность; • наглядность; • доступность; • связь теории с практикой; • индивидуальный подход к учащимся. Данная внеурочная деятельность позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учѐтом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий. Так как программа больше всего уделяет внимание пропаганде знаний ПДД и профилактике детского дорожнотранспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий: • тематические занятия • игровые тренинги • разбор дорожных ситуаций на настольных играх • экскурсии • конкурсы, соревнования, КВН, викторины • изготовление наглядных пособий для занятий по правилам дорожного движения; • выпуск стенгазет • разработка проектов по ПДД • встреча с работниками ГИБДД • просмотр видеофильмов. Основные методы и технологии • технология разноуровневого обучения; • развивающее обучение; • технология обучения в сотрудничестве; • технология педагогической мастерской Основные принципы реализации программы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учѐт личностных, возрастных особенностей учащихся начальных классов и уровня их психического и физического развития. 2. Принцип взаимодействия “Дети - дорожная среда”. Чем меньше возраст школьников, тем легче формировать у них социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения и т.д. 3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия. Учащиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дорожной среде. 4. Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребѐнка. С другой - необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения. 5. Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определѐнные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия школьника на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих. 6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Методы и средства обучения: Словесные - рассказ, объяснение, беседа. Наглядные - показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов, презентаций. Практические - выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу (поселку) с целью изучения программного материала. Условия реализации программы 1. Место проведения (классные кабинеты, асфальтированная площадка, спортивный зал). 2. Материально-техническое обеспечение (велосипеды, настольные и напольные игры по ПДД, канцтовары и др.). 3. Кадровое обеспечение (заместитель директора по ВР, педагог-организатор, руководитель ЮИД, инспектор ГИБДД). 4. Методическое обеспечение (Правила дорожного движения, плакаты, видеофильмы по ПДД, и др.). ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений: • оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения; • объяснять своѐ отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей; • в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения, делать выбор, как поступить; • осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: Регулятивные УУД: • определять цель деятельности; • учиться обнаруживать и формулировать проблемы; • устанавливать причинно-следственные связи; • вырабатывать навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности; • навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера; Познавательные УУД: • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт; • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности; Коммуникативные УУД: • оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации; • высказывать и обосновывать свою точку зрения; • слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; • задавать вопросы Требования к уровню подготовки отряда ЮИД: В итоге обучения правопослушному и безопасному поведению на улицах, дорогах и в транспорте учащиеся 4 классов должны знать: опасные места вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дорогах; безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне; типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям; опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением; места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатных средствах, санках и т.п.; название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей; Правила: перехода улиц и дорог по сигналам светофора; перехода улиц и дорог по пешеходным переходам; перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости; воздержания от перехода дорог и улиц при приближении транспортных средств с включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом; движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии — по обочине и краю проезжей части со взрослыми); движения группы детей в сопровождении взрослых; этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми; безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги. Учащиеся должны уметь: переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов); правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде. перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков; перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями. переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях; при посадке и высадке из общественного транспорта; ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней; не создавать помех движению транспорта; определять опасные и безопасные участки дорог и улиц; дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта. А также Правила: перехода дорог с двусторонним и односторонним движением; перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта; перехода железной дороги. ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей; переходить железнодорожные пути; переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки; осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта. устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте; познавательные психические процессы (восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь); понимание, осмысление и осознание опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать; самоконтроль, само регуляцию и самоорганизацию право послушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Формы и методы контроля: организация тестирования и контрольных опросов по ПДД; проведение викторин, смотров знаний по ПДД; организация игр-тренингов; анализ результатов деятельности. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п НАЗВАНИЕ ТЕМЫ план. 4 Техника безопасности на уроках ДОРОГА – ЭТО ОПАСНО (11 ч.) Зачем нужны правила дорожного движения. Что такое дорога? Части улицы и дорог (тротуар, обочина) 5 Части улицы и дорог (разделительная полоса) 1 2 3 Виды перекрестков. Виды переходов. Какие бывают переходы. Работа над буклетом « Дорога и я» Работа над буклетом « Дорога и я» Причины дорожно-транспортного происшествия (ДТП) 12 Дорожные ловушки 6 7 8 9 10 11 СВЕТОФОР (9 ч.) 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Дата Что такое светофор? Значение сигналов светофора. В гости к Светофору Светофорычу (из истории) Виды светофоров. Регулировщик. Регулировщик. Сигналы регулировщика. Сигналы регулировщика. Работа над светофором Я ПЕШЕХОД! (10 ч.) Кто участвует в движении? Я пассажир. Я водитель. Я пешеход. Общие правила перехода улиц и дорог. Общие правила перехода улиц и дорог. Работа над листовками «Маленький пешеход, помни!» Работа над листовками «Маленький пешеход, помни!» Раздача листовок «Маленький пешеход, помни!» факт. 31 Меры ответственности пешеходов и водителей за нарушение ПДД 60 ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА (13 ч.) Из истории автомобиля. Викторина “Из истории автомобиля” Первый транспорт. Конкурс рисунков “Транспортные средства” Какой бывает транспорт? Что значит номера машин? (буквы и цифры в номере) Что значит номера машин? (буквы и цифры в номере) Откуда пришел велосипед? Правила пользования транспортом Правила движения на велосипеде. Изготовление транспортных средств. Изготовление транспортных средств. Викторина “Транспортные средства” ДОРОЖНЫЕ ЗНАКИ (15 ч.) Что такое дорожные знаки? Что такое дорожные знаки? Из истории дорожных знаков. Из истории дорожных знаков. Конкурс “Нарисуй дорожный знак” Запрещающие знаки. Предупреждающие знаки. Разрешающие знаки. Знаки сервиса. Знаки приоритета. Предписывающие знаки. Работа над знаком Работа над знаком Викторина “Дорожные знаки” Знатоки ПДД МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ (6 ч.) Понятие доврачебная помощь. 61 Викторина “Доврачебная помощь” 62 Виды перевязок 63 Аптечка автомобиля и еѐ содержимое 64 Круглый стол “Медицинская помощь” Викторина “Медицинская помощь” 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 65 НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ (3 ч.) 66 67 68 Настольная игра “Транспортное лото” Настольная игра “Я пешеход” Настольная игра “Светофор”