Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Кунарская средняя общеобразовательная школа Утверждено: Директор МАОУ Кунарская СОШ __________ Е.А. Асочакова «___» ________2024 г. Согласовано: Зам. директора по ВР _________ М.А. Пантелеева «___» ____________ 2024 г. Рассмотрено: на заседании ШМО протокол №__ от __» ______2024 г. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» Уровень образования, класс: основное общее образование, 5 класс Количество часов: 34 Учитель, категория: Дорошкевич Мария Юрьевна, 1КК. Срок реализации: 2024-2025 г. с. Кунарское 2024 Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности создана на основе: - Материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, - Программы курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» 2024г. -С учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента Государственного стандарта общего образования, - Учебного плана МАОУ Кунарская СОШ на 2024 – 2025 г. - Годового календарного графика МАОУ Кунарская СОШ. Актуальность и назначение программы. Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, еѐ включѐнности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, еѐ готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» Курс создаѐт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и 2 решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. Варианты реализации программы и формы проведения занятий. Программа реализуется в работе с обучающимися 5 класса. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своѐ место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Особенности работы педагогов по программе. В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности, как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут 3 достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. О шести составляющих функциональной грамотности. Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приѐмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приѐмам соотнесения графической и текстовой информации, приѐмам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надѐжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учѐтом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что еѐ предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, 4 политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчѐты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приѐмы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределѐнности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулировванным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: Ø научно объяснять явления; Ø демонтрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; Ø интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью 5 в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учѐтом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создаѐт условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся 6 осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 5 класса Модуль: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» 1 Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) 2 Работаем над проектом (Школьная жизнь) 3 Хотим участвовать в конкурсе (Школьная жизнь) 4 По страницам биографий (Великие люди нашей страны) 5 Мир моего города (Человек и технический прогресс Модуль: Естественно-научная грамотность «Наука рядом» 1 Мои увлечения 2 Растения и животные в нашей жизни 3 Загадочные явления Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» 1 Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями 2 Выдвижение разнообразных идей. Для чего нужно выдвигать разные идеи и варианты. Разные, похожие, одинаковые Выдвижение креативных идей и их доработка. Для чего нужны нестандартные идеи. Когда и кому бывают нужны креативные идеи 4 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. Выполнение проекта на основе комплексного задания 5 Диагностика и рефлексия. Самооценка. Выполнение итоговой работы Модуль: Математическая грамотность «Математика в повседневной жизни» 1 Путешествия и отдых 2 Транспорт 3 Здоровье 4 Домашнее хозяйство Модуль: Финансовая грамотность «Школа финансовых решений» 1 Собираемся за покупками: что важно знать 2 Делаем покупки: как правильно выбирать товары 3 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем 4 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя Интегрированные занятия: Финансовая грамотность+ Математика 1 «Деньги – не щепки, счетом крепки» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» 3 7 Мы умеем дружить Общаемся с одноклассниками и живем интересно Какие проблемы называют глобальными? Что значит быть глобально компетентным? Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. Идея: на материале заданий «Покупаем новое» и «Не выбрасывайте продукты» интеграция с финансовой грамотностью по теме «Покупки» 1 2 3 4 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты · осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); · готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; · ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; · готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; · осознание ценности самостоятельности и инициативы; · наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; · проявление интереса к способам познания; · стремление к самоизменению; · сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; · ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; · установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; · осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; · активное участие в жизни семьи; · приобретение опыта успешного межличностного общения; · готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; · проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; · соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: · освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; 8 · готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; · осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: · умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; · умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; · ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;; · повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; · активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; · готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. · освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); · способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; · готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; · способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; · способность к совместной деятельности; · овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: · владеть базовыми логическими операциями: o сопоставления и сравнения, o группировки, систематизации и классификации, o анализа, синтеза, обобщения, o выделения главного; 9 · владеть приѐмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знакосимволических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 10 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; 11 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: · понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функционально-смысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; · овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; · представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; · извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; · анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; · определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: · овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; · умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; 12 · овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: · Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; · Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учѐтом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; · Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; · Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; · Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; · Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; · Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; 13 • Переходить от словесной формулировки задачи к еѐ алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; • Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественнонаучные предметы»: · умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; · умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; · умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; · умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; · умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; · сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; · умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; · умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений · формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; · формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; · формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; · формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг) · формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); · приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления 14 личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; ·формирование предпосылок научного типа мышления; ·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; ·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; ·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; ·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству. 15 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема Кол-во Основное содержание часов Основные виды деятельности Введение в курс «Функциональная грамотность» Знакомство участников 1. Введение 1 Формы прове- дения занятий Развить мотивацию к Игры и упражнения, программы. Обсуждение целенаправленной помогающие объединить понятий социально значимой участников программы, «функциональная деятельности; стремление которые будут посещать грамотность», быть полезным, интерес к занятия. Беседа, работа в «составляющие социальному группах, планирование функциональной сотрудничеству. работы грамотности (читательская, Сформировать математическая, внутреннюю позицию естественно-научная, личности как особого финансовая грамотность, ценностного отношения к глобальные компетенции, себе, окружающим людям креативное мышление). и жизни в целом. Ожидания каждого Сформировать установку школьника и группы в на активное участиет в целом от совместной решении практических работы. Обсуждение планов задач, осознанием и организации работы в важности образования на рамках программы. протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; Приобрести опыт успешного межличностного общения; готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных 16 Образовательные ресурсы, включая электронные (циф- ровые) Портал Российской электронной школы (РЭШ, https:// fg.resh.edu.ru/) Портал ФГБНУ ИСРО РАО, Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся» (http:// skiv.instrao.ru/) Материалы электронного образовательного ресурса издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» издательства «Просвещение» учебноисследовательских, проектных и других творческих работах Модуль 1: Читательская грамотность «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (8 ч) 2. Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) 1 3. Работаем над 1 проектом (Школьная жизнь) 4. Хотим участвовать 2 в конкурсе (Школьная жизнь) Приемы поиска и извлечения информации разного вида (текстовой, графической) по заданной теме из различных источников. Приемы выделения главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте Приемы работы с множественным текстом по выявлению явной и скрытой информации, представленной в разных частях текста. Приемы выявления визуальной информации, представленной на карте, и приемы сопоставления информации, выявленной в тексте, с информацией, содержащейся в графическом объекте (географическая карта, фотография) Приемы работы с множественным текстом, представленным на сайте. Приемы поиска информации, Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом. Понимать фактологическую информацию Работа в группах «Необыкновенный путешественник»: (http://skiv.instrao.ru) «Люди, сделавшие Землю круглой»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) Соотносить визуальное Деловая игра изображение с вербальным текстом. Использовать информацию из текста для решения практической задачи «Моя Россия: большое в малом»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Вып. 1. Учеб. пособие для общеобразоват.организаций. В 2 ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020 Интегрировать и Работа в группах интерпретировать информацию, представленную в разной форме и в разных частях «Конкурс сочинений»: Открытый банк заданий 2020 (http://skiv.instrao.ru) 17 5. 6. По страницам биографий (Великие люди нашей страны) представленной вербально и визуально, расположенной в разных частях множественного текста Приемы анализа информации учебнонаучного текста (биография), представленной в виде таблицы. Приемы комментирования текста, включающего визуальный объект (фотографию) 2 2 Приемы извлечения Мир моего города (Человек и технический прогресс) информации из различных источников (художественный и публицистический тексты, заметки с сайта), включающих визуальный объект; ее осмысление и оперирование ею текста. Использовать информацию из текста для решения практической задачи Выявлять Самостоятельное фактологическую выполнение работы с информацию последующим обсуждение (последовательность ответов на задания событий), представленную в разных частях текста. Выявление роли визуальных объектов для понимания сплошного текста Устанавливать Игра-расследование взаимосвязи между текстами. Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу, прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста. «Маршал Победы»: Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Учеб. пособие для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Часть 1. – М., СПб.: «Просвещение», 2020. «Великие имена России»: электронный образовательный ресурс издательства«Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) «Мост»: открытый банк заданий 2021 года (http://skiv.instrao.ru) Модуль 2: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (13 ч) 7 Мои увлечения 5 Выполнение заданий «Звуки музыки» и «Аня и ее собака» Использование полученных (из самих заданий) знаний для объяснения явлений. Проведение и/или интерпретация 18 Работа индивидуально или в парах. Обсуждение результатов выполнения заданий. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) 8. Растения и животные в нашей жизни 5 9. Загадочные явления 3 экспериментов. Выполнение заданий Получение выводов на Работа индивидуально или в «Чем питаются растения» и основе интерпретации парах. Обсуждение «Хищные птицы» данных (графических, результатов выполнения числовых), построение заданий. рассуждений. Объяснение явлений с использованием приобретенных знаний. Анализ результатов экспериментов (описанных или проведенных самостоятельно). Выполнение заданий Проведение простых Работа в парах или группах. «Лазерная указка и исследований и анализ их Презентация результатов фонарик» и «Что такое результатов. исследования. снег» Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Естественно-научная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / под ред. Г. С. Ковалевой, А. Ю. Пентина. – М. ; СПб. : Просвещение, 2020. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Модуль 3: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (10 ч) 2 10 Креативное мышление: Модели и ситуации Общее представление о креативности (на примерах простейших заданий и бытовых ситуаций). Знакомство с содержательными и тематическими областями Совместное чтение текста заданий. Маркировка текста с целью выделения главного. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение различных способов проявления креативности: самовыражение с помощью текстов, рисунков, мимики и пластики, танца и др. – решение проблем социального и научного характера. 19 Работа в парах и малых группах. Презентация результатов обсуждения Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовыражение: 5 кл., Необычная картина, задание 1, Визуальное самовыражение: 5 кл, Что скрыто за рисунком, задание 2, Решение социальных проблем: 5 кл, Класс, задание 2, Решение научных проблем: 5 кл, Изобретаем соревнование, задания 1, 2, «Обложка для книги»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) 11. Выдвижение разнообразных идей 2 2 12 Выдвижение креативных идей и их доработка Обсуждение проблемы: Для Совместное чтение текста Работа в парах и малых чего бывает нужно заданий. группах. выдвигать разные идеи и Маркировка текста с Презентация результатов варианты. Разные, похожие, целью выделения обсуждения одинаковые. основных требований. Совместная деятельность по анализу предложенных ситуаций. Выдвижение идей и обсуждение причин, по которым требуется проявлять беглость мышления, гибкость и разнообразие мышления. Выполнение теста «Круги» по методике «Вартега», подсчет количества выдвинутых идей и количества различающихся идей. Подведение итогов: -что означает выдвигать идеи? -чем отличаются разнообразные идеи? -пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать разные варианты решений Обсуждение проблем: Совместное чтение текста Работа в парах и малых -Для чего нужны заданий. группах Презентация нестандартные идеи. Маркировка текста с результатов обсуждения -Когда и кому бывают целью выделения нужны креативные идеи? основных требований. Совместная деятельность: - по подбору синонимов к слову «оригинальный»; - по анализу предложенных ситуаций. 20 Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Письменное самовыражение: 6 5 кл., Выдуманная страна, задание 1, 6 5 кл., Праздник осени, задание 1, 6 5 кл, Класс, задание 1 Визуальное самовыражение: 6 5 кл., Эмблема для первоклассников, задание 1, Решение социальных проблем 5 кл, Точность – вежливость королей, задание 1 Решение научных проблем 5 кл, Мяч будущего, задание 1 «Парта будущего»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Письменное самовыражение: 5 кл., Необычная картина, задание 3, Визуальное самовыражение: 5 кл, Улыбка осени, задание 1, Решение социальных проблем: 5 кл, Класс, задание 4, 6 5 кл, Буккрос- синг – обмен 13- От выдвижения до 2 14 доработки идей Выдвижение идей и обсуждение при- чин, по которым требуется проявлять оригинальность и нестандартность мышления. Подсчет количества оригинальных идей по результатам выполнения теста «Круги» по методике «Вартега». Подведение итогов: – что означает, что идея креативная? Что ее отличает? – как можно выявить оригинальные идеи – пояснять на примерах, когда, при каких условиях требуется предлагать необычные, нестандартные варианты решений Использование навыков Выполнение проекта на Работа в малых группах креативного мышления для основе комплексного Презентация результатов создания продукта. задания (по выбору обсуждения учителя): - создание школьной газеты; - создание сюжета для инсценировки в классе; - подготовка праздника осени; - подготовка выставки «Нет вредным привычкам»; - подготовка необычного спортивного 21 книгами, задание 4 Решение научных проблем: 6 5 кл, Прогулка в парке, задание 1, 3 «Вопросы Почемучки»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) По выбору учителя 5 кл., Трудный предмет, 5 кл, Сюжет для спектакля, 5 кл., Праздник осени, 5 кл, Нет вредным привычкам, 5 кл, Изобретаем соревнование, 5 кл, Школа будущего 15- Диагностика и 16 рефлексия. Самооценка 2 соревнования; - подготовка выставки «Школа будущего». Креативное мышление. Выполнение итоговой Диагностическая работа для работы. Обсуждение 5 класса. результатов. Взаимо- и самооценка результатов выполнения Индивидуальная работа. Работа в парах. Подведение итогов первой части программы: рефлексивное занятие 1. Самооценка уверенности Оценивать результаты Беседа 17 Подведение итогов 1 при решении жизненных своей деятельности. первой части проблем. Обсуждение Аргументировать и программы. результатов самооценки с обосновывать свою Самооценка целью достижения большей позицию. результатов уверенности при решении Задавать вопросы, деятельности на задач по функциональной необходимые для занятиях грамотности. организации собственной Портал РЭШ (https:// fg.resh.edu.ru) Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Диагностическая работа для 5 класса. Креативное мышление. Вариант 1. День рождения Вариант 2. День игры и игрушки Приложение деятельности. Предлагать варианты решений поставленной проблемы. Модуль 4: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (16 ч) 18 Путешествие и отдых 4 Действия с величинами (вычисления, переход от одних единиц к другим, нахождение доли величины). Действия с многозначными числами. Числовая последовательность (составление, продолжение). Интерпретация результатов вычислений, данных Извлекать анализировать, Беседа, групповая работа, интерпретировать индивидуальная работа информацию (из текста, таблицы, диаграммы), Распознавать математические объекты, (числа, величины, фигуры), Описывать ход и результаты действий, Предлагать и обсуждать способы решения, Прикидывать, оценивать, 22 «Петергоф»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) диаграммы. Решение текстовой задачи, составленной на основе ситуации. 19 Развлечения и хобби 4 вычислять результат, Устанавливать и использовать зависимости между величинами, данными, Читать, представлять, сравнивать математические объекты (числа, величины, фигуры), Применять правила, свойства (вычислений, нахождения результата), Применять приемы проверки результата, Интерпретировать ответ, данные, Выдвигать и обосновывать гипотезу, Формулировать обобщения и выводы, Распознавать истинные и ложные высказывания об объектах, Строить высказывания, Приводить примеры и контрпримеры, Выявлять сходства и различия объектов, Измерять объекты, Моделировать ситуацию математически. Планировать ход решения задачи в 2-3 действия. Работа с информацией (выбор данных). Решение текстовой задачи. Метод перебора вариантов. Действия с величинами (вычисление, переход от одних единиц к другим, нахождение доли). Беседа, групповая работа, индивидуальная работа 23 «Аккумулятор радиотелефона»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) 20 Здоровье 4 21 Домашнее хозяйство 4 Прикидка результата выполнения действий с величинами. Многозначные числа, действия с натуральными числами. Сравнение долей числа. Действия с натуральными числами. Действия с числовой последовательностью (составление,продолжение). Метод перебора возможных вариантов. Соотношения между величинами, размеры объекта. Единицы времени. Зависимости между величинами, прямо пропорциональная зависимость величин при решении задачи. Размеры реального объекта, единицы длины. Площадь, сравнение площадей данных фигур. Перевод единиц длины и площади. Зависимости между величинами. Деление с остатком, округление результата по смыслу ситуации. Доля числа. Измерения и объем прямоугольного параллелепипеда, сравнение объемов, переход от одних единиц объема к другим. Представление данных: чтение и интерпретация данных диаграммы. 24 Беседа, групповая работа, индивидуальная работа «Кросс»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv. instrao.ru) «Земляника»: открытый банк заданий 2021 (http://skiv.instrao. ru) «Спортивный праздник» — в Приложении Беседа, групповая работа, индивидуальная работа «Выкладывание плитки»: открытый банк заданий 2019/2020 (http:// skiv.instrao.ru) Модуль 5: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (8 ч) 22- Делаем покупки: 23 как правильно выбирать товары 2 2 24- Приобретаем услуги: знаем, 25 умеем, практикуем 26 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя 2 Покупки. Виды по- купок. Выявлять и аналиРешение си- туативных и Товар. Пла- нирование зировать финансо- вую проблемных задач Беседа/ покупки товара. информацию. Оценивать Практическая работа/ Работа финан- совые проблемы. в парах/ Игра Применять финан- совые знания. Услуга. Планирование Выявлять и анализировать Решение ситуативных и покупки услуги. финансовую информацию. проблемных задач Беседа/ Оценивать финансовые Практическая работа/ Работа проблемы. Применять в группах/ Игра финансовые знания. Финансовое планирование. Выявлять и анализировать Решение ситуативных и Экономия денег. Акции на финансовую информацию. проблемных задач Беседа/ товары и услуги. Скидка на Оценивать финансовые деловая игра покупку. Правила проблемы. Применять поведения грамотного финансовые знания. покупателя. Портал РЭШ (https://fg.resh.edu. ru) Комплекс «Интерес- ный журнал» (2022, 5 класс) (http://skiv. instrao.ru) Комплекс «Поездка в зоопарк» (2021, 5 класс) (http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost) Комплекс «Прогулка по магазину» (2020, 5 класс) (http:// skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovayagramotnost) Интегрированные занятия: Финансовая грамотность + Математика (4 ч) 27 «Деньги – не щепки, счетом крепки» «Велопрокат» 4 Финансовая грамотность: Финансы. Финансовая выгода. Финансовый риск. Финансовое планирование Математическая грамотность: Зависимости «цена – количествостоимость», «скорость-времярасстояние». Измерение и единицы длины, времени, стоимости, скорости. Финансовая грамотность: Решение ситуативных и Выявлять и анализировать проблемных задач Беседа/ финансовую информацию. игра- соревнование Оценивать финансовые проблемы. Применять финансовые знания Математическая грамотность: Читать текст, разбирать инструкцию и обсуждать ситуации Выявлять информацию в финансовом контексте. Выявлять зависимости, вычислять стоимость. Графически представлять алгоритм. Планировать порядок выполнения действий, составлять 25 http://skiv.instrao.ru/bankzadaniy/finansovaya-ramotnost Комплекс «Новые джинсы» (2019, 5 класс) Комплекс «Велопрокат» (2022, 5 класс) «Экскурсия»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv.ru/func/) арифметическое выражение. Выполнять вычисления с натуральными числами, сравнивать результаты. Конкретизировать тариф, выбирать выгодный тариф. Модуль 6: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (5 ч) Межкультурное Приводить примеры Беседа / обсуждение / Открытый банк заданий 2020 28 Мы умеем дружить 1 1 29 Общаемся с одноклассниками и живем интересно 30 Какие проблемы называют 1 взаимодействие: * ситуаций уважительного и игровая деятельность / успешное и уважительное неуважительного, решение познавательных взаимодействие между эффективного и задач и разбор ситуаций людьми. Традиции и неэффективного, обычаи: многообразие куль- взаимодействия между тур и идентификация с людьми. Оценивать определенной культурой. ** последствия этих Виды социальных взаимодействий. Выявлять взаимодействий. Дружба в и оценивать различные жизни человека мнения и точки зрения о роли дружбы в жизни человека. Аргументировать свое мнение о роли дружбы в жизни человека. Межкультурное Выявлять и оценивать Беседа / обсуждение / взаимодействие: успешное различные мнения и точки игровая деятельность / и уважительное зрения о взаимодействии в решение познавательных взаимодействие между школьном коллективе. задач и разбор ситуаций людьми, действия в Объяснять причины интересах коллектива. возникновения Семья и школа. Основы конфликтных ситуаций в совместной деятельности. школьном коллективе. Роль школы в нашей жизни Обосновывать способы их решения. Глобальные проблемы: Приводить примеры Обсуждение информации, изучение глобальных и глобальных проблем. предложенной 26 (http:// skiv.instrao.ru) Ситуации «Футбол и дружба», «Случай в гостях» Ситуация «Как подружиться с новенькой» Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуации «Соседи», «В детском лагере» «Разбираем смысл глобальных компетенций»: электронный глобальными? Что значит быть глобально компетентным? 31- Можем ли мы 2 32 решать глобальные проблемы? Начинаем действовать. локальных проблем. Понятие «глобальные проблемы» Объяснять, какие проблемы называются глобальными. руководителем занятия / решение познавательных задач и разбор ситуаций Глобальные проблемы: изучение глобальных и локальных проблем. Глобальные проблемы в нашей жизни Описывать ситуации Беседа /обсуждение проявления глобальных /решение познавательных проблем на местном задач и разбор ситуаций (локальном) уровне. Оценивать влияние глобальных проблем на жизнь каждого человека, на развитие общества. образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https:// media.prosv.ru/func/) Глобальные компе- тенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Стр. 4–10 Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao. ru) Ситуация «Один в поле воин» Портал ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru) Ситуации «Найде- ныш», «Загрязнение Мирового океана» Глобальные компетен- ции. Сборник эталон- ных заданий. Выпуск 1. Стр. 11–19 Ситуации «Дом для кошек и собак», «Чистая вода» «Добываем марганец в Зедландии»: электронный образовательный ресурс издательства «Просвещение» (https://media.prosv. ru/func/) http://skiv.instrao.ru Ситуации «Лечим скворца», «Покупаем новое», «Планета будет зеленой» Подведение итогов программы. Рефлексивное занятие 2. 33 Подведение итогов 1 программы. Самооценка результатов деятельности на занятиях Оценка (самооценка) уровня сформированности функциональной грамотности по шести составляющим. Обсуждение возможных действий, направленных на повышение уровня ФГ отдельных учащихся и группы в целом. Оценивать результаты Групповая работа своей деятельности. Аргументировать и обосновывать свою позицию. Осуществлять сотрудничество со сверстниками. Учитывать разные мнения. 27 Для конкретизации проявления сформированности отдельных уровней ФГ используются примеры заданий разного уровня ФГ (http:// skiv.instrao.ru/) 34 Итоговое занятие 1 Демонстрация итогов внеурочных занятий по ФГ (открытое мероприятие для школы и родителей). Решение практических Театрализованное задач, успешное представление, фестиваль, межличностного общение выставка работ в совместной деятельности, активное участие в коллективных учебноисследовательских, проектных и других творческих работах. Просмотр слайд- шоу с фотографиями и видео, сделанными педагогами и детьми во время занятий. Благодарности друг другу за совместную работу. 28 29