ООО. Ложкари

Пояснительная записка
Ни одна национальная культура не может сравниться по разнообразию
самобытных музыкальных инструментов с русской музыкальной культурой.
Деревянные ложки до сих пор являются распространённым предметом быта и в
то же время они являются самым популярным и колоритным народным
инструментом. Наряду с балалайкой ложки по праву можно считать символом
русского музыкального искусства.
Общеобразовательная общеразвивающая программа «Ложкари» имеет
художественную направленность.
Уровень освоения программы - общекультурный, предполагающий развитие
музыкальных способностей детей, мотивации к творческой деятельности,
удовлетворение их познавательных интересов в области музыкального искусства,
сформированность навыков ансамблевого исполнения на уровне практического
применения.
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и
следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
- Концепция развития дополнительного образования детей от 04. 09. 2014 №1726р;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г.
№196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015
г. №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ»;
- Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р «План мероприятий на
2015-2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного
образования детей» (п.12,17,21);
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного
государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. №41).
– Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897) (в ред. От 21.12.2020); – Указ Президента
РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Актуальность данной программы заключается в приобщении детей к народной
культуре, её традициям. Ансамбль ложкарей может стать первым шагом к познанию
русской культуры, к возрождению культурных ценностей
Педагогическая целесообразность
программы связана с направлением
образовательного процесса на развитие природных способностей учащихся, на
практическое применение навыков игры на инструментах. Игра на ложках доступна
детям, так как способы и приёмы игры на них просты. Доступность ложек,
привлекательность и легкость игры на них в ансамбле приносят детям радость,
помогает самораскрыться и саморазвиться через активную созидательную
деятельность.
Игра на ложках активно влияет на развитие координации движений, на тонкую
моторику, а также быстроту реакций. Осознанные действия при музицировании

координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются
в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных
инструментов.
Адресат программы
Данная программа разработана для детей от 11-13лет
Количество часов на год обучения — 36.
Процесс обучения осуществляется на групповых ансамблевых занятиях. Занятия
проводятся 1 раз в неделю по 1 часу из расчета 36 часов в год.
Продолжительность учебных занятий установлена с учетом возрастных
особенностей учащихся, допустимой нагрузки в соответствии с санитарными
нормами и правилами, утвержденными СанПин 2.4.4.3172-14.
Цель программы
Способствовать творческому развитию учащихся, посредством игры на ложках.
Помочь любому ребёнку, независимо от его природных данных, выразить себя в
музыке.
Задачи:
Обучающие
- Познакомить с русскими народными инструментами, их историей,
музыкальными традициями русского народа.
- Научить основам техники игры на ложках.
- Научить выразительно исполнять свою партию.
- Научить основам музыкальной грамоты.
- Сформировать необходимые навыки и умения для дальнейшего
совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
Развивающие
Развить внимание, музыкальный слух, мышление, воображение.
- Развивать ритмический слух.
- Развить творческий потенциал.
- Сформировать стремление к самостоятельному мышлению и проявлению
собственной инициативы.
- Развивать эстетический вкус.
- Способствовать расширению общекультурного кругозора.
Воспитате ьныеСпособствовать мотивации к формированию собственного интереса к народному
творчеству.
- Воспитывать трудолюбие и целеустремлённость.
- Приобщать ребёнка к здоровому образу жизни.
- Воспитывать толерантность.
- Развивать исполнительскую волю.
Условия реализации программы
Особенности организации образовательного процесса Основу ансамбля
составляют ложки.
Этапы обучения:
• Знакомство с инструментом - историей создания, конструктивными
особенностями;
• Постановка исполнительского аппарата
• Освоение основных приёмов звукоизвлечения
• Развитие исполнительского мастерства - работа над художественновыразительным, эмоциональным, музыкально-грамотным и технически
совершенным исполнением музыкального произведения.
Принципы реализации программы:
• принцип единства художественного и технического развития
инструментального музицирования;

• принцип постепенности и последовательности, от простого к сложному;
• принцип успешности;
• принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
• принцип творческого развития;
• принцип ориентации на особенности и
способности - природосообразности ребёнка;
• принцип индивидуального подхода;
• принцип практической направленности.
Формы проведения занятий Форма занятий: групповая
Групповые ансамблевые занятия предназначены для формирования у детей
целостного восприятия разучиваемых произведений, а также развития умений и
навыков
выразительного
совместного
инструментального
творческого
музицирования.
Структура занятия.
Занятие состоит из трех частей: вводная - упражнения на координацию,
мышечную свободу исполнительского аппарата, основная - работа над пьесами,
ансамблем; заключительная - закрепление пройденного материала.
Занятия в подгруппах предусматривают знакомство с основами музыкальной
грамоты, освоение технических приемов и навыков игры на музыкальных
инструментах, разучивание оркестровых партий, творческие упражнения,
импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
В программе использованы различные методы работы, такие как нагляднослуховой, наглядно-зрительный, практический. Данные методы способствуют
целостному развитию учащихся, формированию у них практических умений и
навыков, расширению слуховых представлений, развитию креативности. Участники
ансамбля принимают участие в тематических концертах для жителей района, в
социальных домах, библиотеках, школах.
Кадровое и материально-техническое обеспечение программы.
Кадровое обеспечение:
Педагог, владеющий следующими профессиональными и личностными
качествами:
• обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
• хорошо знает технические особенности и индивидуальные характеристики
каждого инструмента, владеет исполнительскими приемами, специфическими
для каждого инструмента, методикой разучивания произведений, навыками
аранжировки музыкальных произведений под соответствующий состав;
• владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
• знает физиологию и психологию детского и подросткового возраста;
• умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
• умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
учащихся;
• умеет видеть и раскрывать творческие способности учащихся;
• систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
Для успешной реализации данной программы необходима заинтересованная
и профессиональная работа концертмейстера в сотворчестве с педагогом.
Техническое и материальное обеспечение:
• Наличие учебного кабинета;
• Наличие мебели соответствующей высоты;
• Пианино;
• Музыкальный центр;
• Пульт.

Планируемые результаты
Личностные результаты
Через ансамблевое исполнительство дети учатся слышать и слушать других
участников группы. Игра в ансамбле вырабатывает такие черты характера как
целеустремлённость, аккуратность, доброжелательность, уважительное отношение
к иному мнению. Появляется стремление к самостоятельному мышлению и
проявлению собственной инициативы (выбор репертуара).
Предметные результаты
Учащиеся овладевают исполнительством игры на ложках, основой музыкальной
грамоты. Дети знакомятся с интересным и разнообразным по жанру репертуаром, со
стилевыми
особенностями
изучаемых
произведений.
Знают
историю
исполнительства на русских народных инструментах. У учащихся происходит рост
мотивации к формированию собственного интереса к народному творчеству.
Обеспечивается всестороннее музыкальное развитие. Учащиеся самостоятельно или
с помощью педагога находят практические применения своих умений (в домашних
семейных концертах, как подарок для друзей, как участник концертного
мероприятия в классе, в школе). Учащиеся владеют навыками работы с нотными
материалами. Могут отобрать и систематизировать необходимую информацию из
книг, справочников.
Метапредметные результаты
Развитие внимания, музыкального слуха, мышления, воображения. Развитие
творческого потенциала. Развитие эстетического вкуса.

Учебный план

№ п/п
1
1.2.
2
2.1.
2.2.
3
3.1
3.2
4
4.1
4.2.
5

Название раздела,
темы
Вводное занятие
Знакомство с
1
инструментами,
история
бытования
Музыкальная
2
ложек.
грамота
Изучение
1
терминологии
Изучение нотной
2
грамоты. Звукоряд.
Освоение
4
инструмента
Беседа об
1
исполнительском
аппарате,
Изучение отработка
свойства
упражнений
навыков 1
звука.
Тембровые
двигательного
характеристики,
Развитие
1
самоконтроля
динамические
технических
возможности.
навыков и приёмы
Способы
1
звукоизвлечения
Координация
1
движений
Творческие
1
способности

Формы
Количество часов
всего
теория практика контроля
2
1
1
1
-

1

-

1

-1

1

1

3

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

-

1

Опрос
Наблюдение

Прослушива
ние
Наблюдение

Прослушива
ние
Наблюдение

Прослушива
ние
Наблюдение

5.1
5.2
6
6.1
6.2.
7

Знакомство с
1
понятием
«импровизация»,
Исполнение
партии
6
беседа вобсоставе
ложек
импровизации
на
ансамбля.
Работа с
4
ложках
репертуаром

0,5

0.5

-

6

-

4

Подробный разбор
произведения.
Подготовка к
выступлению
Контрольное
занятие

1

3

-

3

Итого

3
3

1

1
36

Прослушива
ние
Наблюдение

Концерт
4,5

31,5

Задачи:
Обучающие.
• способствовать накоплению музыкальных впечатлений;
• формировать навыки игры на ложках
• Формировать навыки выразительного исполнения.
Развивающие
• выявить и развивать музыкальные способности детей (ладовое
чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма);
• развивать творческие способности: самостоятельную игру на инструменте,
элементы импровизации;
• развивать чувство ансамбля, чуткость тембрового слуха в процессе
инструментального музицирования в коллективе;
• развивать воображение, мышление, память, умение концентрировать
внимание. Воспитательные
• способствовать формированию представлений об общечеловеческих,
нравственных ценностях;
воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца,
понимать и чувствовать ответственность за правильное исполнение в ансамбле,
оркестре.
Планируемые результаты освоения программы
После первого года обучения учащиеся будут знать:
- Историю ложек, в прошлом и настоящем.
- Приёмы игры на 2,3 ложках.
- Загадки, пословицы, считалки про ложки.
- Основы музыкальной грамоты.
Уметь:
- Играть соло и в ансамбле.
- Соблюдая ритм, динамику, темп.
- Владеть приёмами игры на двух, трёх ложках.
- Применять навыки игры на ложках в просветительных целях, а так же для
участия в школьных тематических концертах, праздничных мероприятиях,
семейных концертах.
Познакомятся с русскими народными инструментами, их историей, музыкальными
традициями русского народа.
- Научатся основам техники игры на ложках.
- Научатся выразительно исполнять свою партию.
- Научатся основам музыкальной грамоты.
- Сформируют необходимые навыки и умения для дальнейшего

совершенствования в игре на музыкальных инструментах.
- Сформируют необходимые навыки для участия в концертной деятельности.
В метапредметной области:
- Разовьют внимание, музыкальный слух, мышление, воображение.
- Разовьют ритмический слух.
- Сформируется стремление к самостоятельному мышлению и проявлению
собственной инициативы.
- Расширят общекультурный кругозор и творческий потенциал.
В области личностного развития:
- Сформируется интерес к народному творчеству.
- Появится целеустремлённость, трудолюбие.
- Появится организованность.
Содержание обучения
1. Беседа о музыке.
Тема 1.1. Знакомство с инструментами, история бытования ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Педагог в игровой форме
рассказывает об инструментах. Демонстрирует тембры, динамику.
Практика: Игра "Отгадай тембр".
Тема 1.2. Музыкально-исполнительские возможности ложек.
Теория: Знакомство с историей инструмента. Разновидности ложек в различных
областях России, эстетика художественного оформления. Представление
инструмента в игровой форме.
Практика: Демонстрация педагогом возможностей инструмента. Под
музыкальное сопровождение дети импровизируют на ложках.
2. Музыкальная грамота.
Тема.2.1.Изучение терминологии.
Теория: беседа об исполнительских терминах (лад, мажор, минор, динамика, гамма
тоника).
Практика: применение и отработка терминологии в работе над репертуаром.
Тема 2.2. Изучение нотной грамоты. Звукоряд.
Теория: Базовые знания по теории музыки. Длительности, паузы. Понятия
«размер», «такт», 2\4, 3\4, 4\4, (пиано, пианиссимо, форте, фортиссимо),
кульминация, реприза.
Практика: Запись простейших ритмических рисунков. Исполнение
ритмических рисунков, заданных педагогом. Игра «Ритмическое эхо»,
«Динамическое эхо», «Угадай мелодию по ритму», «Карточки с ложками».
3. Освоение инструмента.
Тема 3.1. Беседа об исполнительском аппарате, отработка упражнений,
навыков.
Теория: Беседа о мышечной культуре. Об исполнительском аппарате. Процесс
обучения игре на ложках следует начинать со специальной пропедевтической
разминки рук без инструмента. Это позволит подготовить к игре исполнительский
аппарат, сформировать и отрефлексировать необходимые для игры мышечные
ощущения, развить координацию рук.
Главная роль принадлежит кисти рук. Мышцы кисти руки не должны быть
напряжены, что поможет избежать скованности и зажатости движений, а также
быстрой утомляемости при игре на инструменте.
Практика: Отработка правильного положения инструмента. Упражнения для
развития навыков двигательного самоконтроля:
«ДЕРЕВЦЕ», - «листочки завяли, листочки упали, упали веточки, совсем упало
деревце. Затем необходимо восстановить тонус мышц, действуя в обратном

порядке» полили деревце, оно выпрямилось».
«Цыганочка» - на свободу плеч. Выполняется под аккомпанемент.
«Рукопожатие» - позволяет почувствовать, как рука постепенно переходит из
зажатого состояния в свободное.
Тема 3.2. Изучение свойства звука. Тембровые характеристики,
динамические возможности.
Теория: Беседа о строении ложки, материале, из которого она изготовлена, о
тембре. Практика: Изучение строения инструмента. Черенок (ручка инструмента) и
черпачок (своеобразный резонатор). Ложки производят звуки, обладающие разной
высотой — он образуется за счёт открытия и закрытия резонатора (черпачка)
инструмента, изменение его силы и определение точки соприкосновения с
инструментом, по которой будет производиться удар, обусловлены музыкально художественными задачами.
Дети изучают звукоизобразительные эффекты, звукоимитации. Возможно
показывать голоса животных, птиц или передавать с помощью звучания ложек их
характеры. Звукоимитацию можно подкрепить загадками, поговорками. В этом
случае ложки будут выступать уже в роли аккомпанирующего инструмента.
4. Развитие технических навыков.
Тема 4.1. Способы и приёмы звукоизвлечения.
Теория: Беседа о способах и приёмах звукоизвлечения, о штрихах.
Практика: Отработка способов игры - «лошадка», «часики», «солнышко»,
«лягушка». Приёмов — скользящие удары, «молоточек». На спаренных ложках
«ладошка», «колено», «дробь, тремоло, потолочек, солнце, большое коленце,
перебор, ключ, Варианты ударов для придания разнообразия и красочности:
по плечам;
по предплечью;
по локтю (сверху и снизу);
по колену соседа;
по плечу соседа;
по щиколотке (справа, слева);
с поворотами, сидя на стульях.
Игра на трёх ложках — перебор, тремоло.
Упражнение 1. «Кто быстрее?». Установить у себя в руках ложки.
Упражнение 2. «Кто лучше сыграет? (эксперты сами дети).
Тема 4.2. Координация движений
Теория: Беседа о координации, подбор поговорок, потешек.
Практика: Рекомендуется исполнять ритмические рисунки, меняя динамику (пиано,
пианиссимо, форте, фортиссимо), что активизирует слуховое восприятие, делает
звучание ложек более интересным.
5. Творческие способности.
Тема 5.1. Знакомство с понятием” импровизация”
Теория: Беседа об импровизации на ложках. Подбор малых стихотворных форм,
загадок, поговорок.
Практика: Игра «Придумай, повтори», «Сочини ответ», «Придумай наигрыш»,
Потешки и попевки с подыгрыванием на ложках. Упражнение на импровизацию -.
Музицирование в кругу - спонтанный эмоциональный отклик на прослушанную
музыку. «Комариные потешки» - кто придумает лучшую импровизацию на трёх
ложках, где две ложки левой ладони «лягушка», а одна правой руки - « комарик».
Подбор приёмов игры к сопровождению заданной мелодии.
Тема 5.2. Исполнение партии ложек в ансамбле
Теория: Беседа о музыкальной фактуре, главный музыкальный материал,
второстепенный. Ритмический аккомпанемент, сольная партия.

Практика: Отработка партий. Закрепление сольных или аккомпанирующих партий.
6. Работа над репертуаром
Тема 6.1. Подробный разбор произведения.
Теория: Беседа о компонентах музыкального языка, о характере пьесы, о культуре
звука, о технике работы над трудными местами.
Практика: Отработка технически сложных мест, работа над интонированием,
динамикой.
Подробный разбор произведения
Разбор произведения включает в себя несколько взаимосвязанных этапов:
Ознакомительный
1. Прослушивание музыкального произведения. Педагог может сыграть
произведение на музыкальном инструменте, включая в нужных местах
демонстрационный показ партии ложек. Дети вслушиваются, делают первичный
анализ произведения, обсуждают, определяют его характер, динамику, темп,
наличие и количество куплетов и припевов (если это песня), делятся своими
эмоциональными впечатлениями.
2. Анализ педагогом композиционной структуры произведения, выразительный и
подробный показ основных приёмов игры на ложках, движений, действий детей,
которые будут применяться при исполнении.
Закрепление сольных или аккомпанирующих партий — в соответствии с уровнем
общей музыкальной подготовленности и степенью освоения навыков игры на
ложках конкретными детьми.
Тема 6.2. Подготовка к концертному выступлению.
Теория: беседа о выборе концертного репертуара, беседа об эстрадном волнении
и исполнительской воле.
Практика: Составление плана домашней работы, отбор концертного репертуара
(критерии).
Репетиция на сцене.
Все разделы и темы учебного плана изучаются каждый год. Отличие заключается
только в уровне овладения материалом, в степени сложности усвоения
музыкального репертуара, в совершенствовании художественного исполнения.
Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Дата

Дата
фактическая

Тема учебного занятия

Всего
часов

1.

Вводное занятие
Знакомство с инструментами, история
бытования ложек.

1

2.

Беседа об исполнительском аппарате

1

3.

Изучение свойства звука.

1

4.

1
Способы и приёмы звукоизвлечения

5.

Способы и приёмы звукоизвлечения

1

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Развитие технических навыков
Способы и приёмы звукоизвлечения
Подробный разбор произведения.
Работа с репертуаром
Развитие технических навыков
Исполнение партии ложек в составе
ансамбля.
Освоение инструмента
Способы и приёмы звукоизвлечения
Исполнение партии ложек в составе
ансамбля.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

15.

Координация движений

1

16.

Исполнение партии ложек в составе
ансамбля.

1

17.

1
Способы и приёмы звукоизвлечения

18.
19.

Способы и приёмы звукоизвлечения
Развитие технических навыков
Координация движений

20.

1
1
1

Координация движений
21.
22.
23.

Подробный разбор произведения.
Развитие технических навыков
Координация движений.
Способы и приёмы звукоизвлечения

1
1
1

24.

Работа с репертуаром

25.
26.

1
1

Координация движений
Работа с репертуаром

1

27.

Работа с репертуаром

1

28.

Знакомство с понятием «импровизацией

1

29.

Беседа об импровизации на ложках

1

30.

Исполнение партии ложек в составе
ансамбля.

1

31.

Координация движений
Исполнение партии ложек в составе
ансамбля.
Способы и приёмы звукоизвлечения
Развитие технических навыков

1

35.

Работа с репертуаром

1

36.

Контрольное занятие
Итого

1
36

32.
33.
34.

1
1
1

Задачи:
Обучающие.
•
способствовать накоплению музыкальных впечатлений;
•
формировать навыки игры на ложках
•
Формировать навыки выразительного исполнения.
Развивающие
• выявить и развивать музыкальные способности детей (ладовое
чувство, музыкально - слуховые представления, чувство ритма);
• развивать творческие способности: самостоятельную игру на инструменте,
элементы импровизации;
• развивать чувство ансамбля, чуткость тембрового слуха в процессе
инструментального музицирования в коллективе;
• развивать воображение, мышление, память, умение концентрировать
внимание. Воспитательные
• способствовать формированию представлений об общечеловеческих,
нравственных ценностях;
• формировать эстетический вкус, исполнительскую культуру, умение
работать в коллективе;
• формировать навыки самоорганизации и самоконтроля;
• формировать качеств личности, необходимых для достижения успешности.
Планируемые результаты
Обучающие будут знать:
- Историю ложки в прошлом и настоящем.
- Конструктивные особенности и музыкально-исполнительские возможности
ложек.

- Разновидности ансамблей ложкарей
- Свойства звука, его тембровые и динамические возможности.
- Приобретут знания об особенностях применения ложек (создание
остинантного ритмического
фона звукоизобразительных эффектов, звукоимитаций, игра соло, в ансамбле).
Уметь:
- Играть соло и в ансамбле.
- Соблюдать ритм, динамику, темп.
- Владеть приёмами игры на двух, трёх ложках.
- Используя полученные навыки и знания, создавать творческие музыкальноинструментальные композиции.
- Применять навыки игры на ложках в просветительных целях, а так же для
участия в школьных тематических концертах, праздничных мероприятиях,
семейных концертах.
Отслеживание результативности образовательной деятельности по
программе.
Виды контроля
Формы проведения
Сроки
Входной
Прослушивание. Собеседование Сентябрь
Текущий
Беседа. Наблюдение педагога.
В течение года
Промежуточный
Декабрь. Май.
Контрольный урок. Отчётный
концерт.
Итоговый
Отчётный концерт.
Май.
Показатели и критерии диагностики образовательной программы
«Ложкари»
О1, О2, О3, О4, О5 - показатели результативности освоения образовательной
программы в соответствии с задачами в области обучения.
Р1, Р2, Р3, Р4, Р5 - показатели результативности освоения образовательной
программы в соответствии с задачами в области развития
В1, В2, В3, В4, В5 - показатели результативности освоения образовательной
программы в соответствии с задачами в области воспитания.
По каждому показателю определено содержательное (словесное) описание
градаций, соответствующее количественному выражению:
3-высокий уровень,
2- средний уровень,
1 - низкий, незначительный уровень.

О2
Научить основам
музыкальной
грамоты

О3
Научить
выразительно
исполнять свою
партию

состояние и свободу
сформирован навык
мышечного аппарата.
сознательно
Хорошая координация
часы, подбой). Хорошая руководить своими
рук. Успешно освоены
движениями и
мышечная память и
основные приёмы игры и исполнительские
контролировать
принципы
состояние и свободу
навыки, но из - за
звукоизвлечения
мышечного аппарата.
индивидуальных
(наигрыш, тремоло, часы, особенностей
Требуется постоянная
подбой) хорошая
мышечного аппарата, не коррекция педагога.
мышечная память,
Основные приёмы
достаточно
исполнительские навыки. сформирован навык
игры и штрихи
сознательно руководить освоены с
своими движениями и неточностями.
контролировать
состояние и свободу
мышечного аппарата.
Недостаточно хорошая
координация рук.
Требуется коррекция
педагога.
Знает названия нот, но При разборе
музыкального
Хорошо знает название путает их
местоположение
на
материала путает ноты
нот и места
нотном стане. Может
и длительности
расположения их на
прочитать
с
листа
нотном стане. Знает
длительности нот, читает небольшую пьесу
начального периода
ритмические рисунки.
Может самостоятельно, обучения, только с
помощью педагога.
без помощи педагога,
прочитать с листа
небольшую пьесу
начального периода
обучения. Хорошо знает
исполнительскую
терминологию.
В мелодии может
Ребёнок с помощью
Ребёнок с помощью
определить элементы
педагога может в
педагога может
музыкальной формы мелодии может
определить элементы
мотив, фразу,
определить элементы музыкальной формы предложение,
музыкальной формы - мотив, фразу,
кульминацию. Хорошо мотив, фразу,
предложение,
владеет штриховой
предложение,
Исполняет партию
игрой. Играет в заданном кульминацию. В
только в удобном для
определенном темпе, с штриховой игре
него темпе, не успевая
разнообразной
требуется коррекция
исполнять правильные
динамикой, с
педагога. Играет в
штрихи, динамику.
осмысленной
определенном темпе, с
фразировкой.
разнообразной
динамикой, с
осмысленной
фразировкой.

О4
Познакомить
с
русскими
народными
инструментами, их
историей.

Ребёнок
Недостаточные знания
самостоятельно может
по истории ложек.
рассказать об истории
Требуется постоянная
Ребёнок с помощью
ложек, об особенностях педагога может
помощь педагога.
изготовления деревянных рассказать об истории
ложек. Знает народные ложек, об особенностях
поговорки, пословицы, изготовления
загадки о ложках. Знаком деревянных ложек.
с эстетикой росписи
Знает народные
ложек различных
поговорки, пословицы,
областей России, Знает загадки о ложках.
состав ансамбля
Знаком с эстетикой
ложкарей ,знает
росписи ложек
современных
различных областей
исполнителей на ложках. России, Знает состав
ансамбля ложкарей,
современных
исполнителей на
ложках.
О5
Знает алгоритм работы с
Неточно выполняет
Формирование
музыкальным
алгоритм работы над
необходимых
произведением. Ребёнок
музыкальным
навыков и умений может самостоятельно
произведением.
для дальнейшего описать характер
Знает алгоритм работы с Недостаточно
совершенствован ия звучания мелодии при
сформирован навык
музыкальным
в игре на
помощи музыкальных
произведением. Ребёнок сознательно
музыкальных
терминов, в мелодии
может самостоятельно руководить своими
инструментах.
может определить
движениями и
описать характер
элементы музыкальной звучания мелодии при контролировать
формы - мотив, фразу,
помощи музыкальных состояние и свободу
предложение,
мышечного аппарата.
терминов, в мелодии
кульминацию.
Требуется постоянная
может определить
Сформирован навык
коррекция педагога.
элементы
сознательно руководить музыкальной формы - Основные приёмы
своими движениями и
игры и штрихи
мотив, фразу,
контролировать
освоены с
предложение,
состояние и свободу
неточностями. При
кульминацию. Из-за
мышечного аппарата.
самостоятельном
индивидуальных
Ребёнок может
подборе приёмов игры
особенностей
самостоятельно
мышечного аппарата, не испытывает трудности.
подобрать верные
достаточно
приёмы игры и способы сформирован навык
звукоизвлечения.
сознательно руководить
своими движениями и
контролировать
состояние и свободу
мышечного аппарата.
Требуется коррекция.
Ребёнок может
самостоятельно
подобрать верные
приёмы игры и

способы
звукоизвлечения.
Р1
Ребёнок различает на Ребёнок различает на Ребёнок испытывает
Развитие внимания, слух контрастные по слух контрастные по трудности
при
музыкального
длительности звуки - длительности звуки - необходимости
слуха, мышления, долгие и короткие;
записать небольшую
долгие и короткие;
воображения.
- различать высоту
фразу нотами. При
- различать высоту
звуков
сначала
в звуков
сначала
в воспроизведении
контрастных регистрах, контрастных регистрах, голосом
и на
затем в одном - среднем; затем в одном инструменте,
ориент среднем;
исполняет вяло, без
ируется
в
эмоциональной
- ориентируется в
направлении движения направлении движения отзывчивости.
мелодии: вверх, вниз, на
мелодии: - ориентируется в
одной высоте; -различает вверх, вниз, на одной направлении движения
звуковедение: плавное, высоте;
мелодии: вверх, вниз,
скачками
на одной высоте;
-различает
фразировкой,
-различает
звуковедение:
выразительностью
звуковедение: плавное,
плавное, скачками
интонации.
скачками.
фразировкой,
Эмоционально
и выразительностью
обдуманно
интонации,
воспроизводит
нотный воспроизводит нотный
материал
на материал
на
инструменте и голосом, инструменте
и
умеет
предслышать голосом, только по
определённое звучание, просьбе педагога, с
способен
записать помощью
педагога
нотами услышанную способен
записать
музыкальную фразу.
нотами
небольшую
услышанную
музыкальную фразу.
Р2
Может повторить
Не может повторить
Может повторить
Развитие чувства
сложный
ритмический
сложные ритмические
сложный ритмический
ритма
рисунок, но при игре в рисунки
рисунок в заданном
темпе. Самостоятельно ансамбле может
сбиться.
придумывает
несложные
ритмические рисунки.
Уверено подыгрывает
на ложках в такт
звучащему
музыкальному
произведению.
Р3
Ребёнок создаёт
Ребёнок с радостью
Развитие
музыкальный образ и с Ребёнок испытывает
создаёт музыкальный
творческого
помощью педагога
образ и
трудности в
потенциала
перекладывает его на
самостоятельно
сочинениях попевок, в
инструмент,
сочиняет
перекладывает его на
подборе по слуху. Не
попевки на стихи,
инструмент, сочиняет
проявляет интерес к
подбирает по слуху.
попевки на стихи,
творческим заданиям и
подбирает по слуху.
играм.

Создаёт
звукоподражания и
звукоимитации. Владеет
импровизацией.
Р4
Формирование
стремления
к
самостоятельном
у
мышлению
проявлению
собственной
инициативы

Р5
Развитие
эстетического
вкуса

В1
Формирование
интереса к
народному
творчеству

Ребёнок выбирает
Ребёнок не проявляет
репертуар,
не
проявляя
инициативы при
Использует интернет большую
выборе репертуара. Не
ресурсы находит там
инициативность.
проявляет инициативы
интересные для него
Опирается
больше
на
при проведении
произведения, делает с
выбор педагога.
музыкальной гостиной
помощью педагога
Проявляет
инициативу
в
переложения для своего
проведении
инструмента, сам
музыкальных гостиных
предлагает для
в своём классе, школе.
разучивания в классе
музыкальный материал,
активно участвует в
выборе учебного,
концертного репертуара.
Проявляет инициативу в
проведении
музыкальных гостиных в
своём классе, школе.
Ребёнок стремиться
Ребёнок очень редко
слушать как можно
посещает концертные
больше хорошей
выступления. Во время
музыки, в том числе
игры на инструменте,
классической, народной. старается слушать
Ребёнок стремиться
Посещая концертные
звук, учится культуре
слушать как можно
звука, но требуется
больше хорошей музыки, выступления, через
интернет
ресурсы,
постоянная коррекция
в том числе
знакомится
с
педагога. Не всегда
классической, народной.
исполнителямисоблюдает культуру
Посещая концертные
ложкарями
и
сценического
выступления, через
ансамблями ложкарей. поведения.
интернет - ресурсы,
При исполнении
знакомится с
музыкального
исполнителями ложкарями, ансамблями произведения учится
слушать звук, учится
ложкарей. При
исполнении репертуара, культуре звука. Владеет
передаёт стилистические культурой сценического
поведения.
особенности через
штрихи, культуру звука.
Владеет культурой
сценического поведения.
Ребёнок знаком с
Ребёнок играет в
Ребёнок исполняет
приёмами игры на
ансамбле на
отдельные партии в
ударных и духовых
инструментах
ансамбле на ударных
инструментах. С
выборочно. Знает
инструментах только
большим интересом
историю народных
по просьбе педагога.
играет в ансамбле на
инструментов, может
Концерты народной
струнных, ударных,
рассказать о них при
музыки посещает

Методы обучения
Чтобы сформировать компетентного учащегося необходимо применять
активные методы обучения, развивающие познавательную, коммуникативную
и личностную активность ребёнка.
Для достижения поставленной цели и реализации задач используются
следующие методы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, объяснение);
-метод упражнений и повторений (выработка игровых навыков);
-метод показа (показ педагогом игровых движений);
-метод проблемного изложения (педагог ставит и сам решает проблему,
показывая при этом разные пути и варианты решения);
- частично — поисковый (учащийся участвует в поисках решения поставленной
задачи). -применение игровых технологий («Преподаватель — ученик»)
-посещение открытых мероприятий (концерт, конкурсы).
Материально — технические условия для реализации учебного процесса
-учебное помещение -музыкальные инструменты (ложки)
Психолого — педагогическое сопровождение образовательной программы
- дневник учащегося
- журнал преподавателя
- анкеты для учащихся и родителей
Основные формы подведения итогов реализации программы
-Выступления на тематических концертах ДЮТЦ, участие в праздничных
мероприятиях района, концерты в социальных домах для пожилых людей,
концерты для учащихся школ.
Репертуар
Слова и музыка Д. Рытова —
«Маленький ложкарь»
«Весёлый перепляс»
«Школа ложкарей»
«Задорные ложкари»
«Весёлый перепляс»
«Танец с ложками»
Загадки, поговорки, пословицы, считалки.
Литература
Список литературы для педагога:
1. Д.А.Рытов - У нашего двора нет веселья конца- Спб.Изд -во Музыкальная
палитра, 2006г.
2. Д. А. Рытов - Русская ложка — Умп — Спб. Композитор, 2011г.
3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки Система обучения К. Орфа .М., 2000.
4.
Петров В.П.., Гришина Н.Г. Осенние праздники, игры и забавы для
детей.,М.ТЦ» Сфера», 1999.
5. И.Каплунова - Ансамбль ложкарей- Спб.Изд.-во «Невская нота», 2015.
Список литературы для детей:
1. Тимофеева О.Е. - Сказки о музыкальных инструментах. - Спб.
Композитор,2010г.
2.
3. Финкельштейн Э. Маленький словарь маленького музыканта — Спб.
Композитор,1998

Интернет - ресурсы
• Фестиваль педагогических идей http://festival.lseptember.ru
• Всероссийский Интернет-педсовет. http://www.pedsovet
• В помощь учителю СОМ. http://www.Som.fio
• Домра. Народные инструменты http://folkinst.narod.ru
• Домра, балалайка, мандолина http://domrist.ru
• Воспитание детей дошкольного возраста, http://doshvozrast.ru/
• http://www.artterem.ru/rubricator
• Страница на сайте ДЮЦ «Васильевский остров» http://www.dutcvo.edusit.ru
Техническое оснащение
• Музыкальный центр
• Музыкальные инструменты Ударные - ложки, бубны, трещетки
• Детские стулья - 10 шт.
• Подставки - 10 шт.
• Ноутбук


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».