Пояснительная записка
Актуальность программы
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее – программа) разработана в
соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального
общего, основного общего и среднего общего образования, ориентирована на обеспечение индивидуальных потре
бностей обучающихся и направлена на достижение планируемых результатов федеральных основных
образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования с
учётом выбора участниками образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это позволяет
обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во внеурочной дея
тельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося ценностного отн
ошения к Родине, природе, человеку, культуре,знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных российс
ких духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
– в формировании его российской идентичности;
– в формировании интереса к познанию;
– в формировании осознанного отношения к своим правам
и свободам и уважительного отношения к правам и свободам других;
– в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных и прав
овых норм;
– в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;
– в развитии у школьников общекультурной компетентности;
– в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
– в осознании своего места в обществе;
– в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
– в формировании готовности к личностному самоопределению.
Нормативноправовую основу рабочей программы курса внеурочнойдеятельности «Разговоры о важном» составляют следую
щие документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 9.11.2022 № 809
«Об утверждении Основ государственной
политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
2. Примерная программа воспитания. Одобрена решением
федерального учебнометодического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2
020 г. №2/20).
3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 1
8.07.2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный о
бразовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирова
н 17.08.2022 № 69675).
5. Письмо
Министерства
просвещения
Российской Федерации от 15.08.2022 № 031190 «О направлении методических рекомендаций по проведению
цикла внеурочных занятий "Разговоры о важном"».
11. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
18.05.2023 № 370 «Об утверждении федеральной
образовательной программы основного общего образования» (Зарегистриро
ван 12.07.2023).
12. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от
19.02.2024 № 110 «О внесении изменений в некоторые
приказы Министерства образования и науки Российской Федераци
и и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федера
льных государственных образовательных стандартов основного общего обра
зования» (Зарегистрирован 22.02.2024 № 77331).
13. Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024
№ 171 «О внесении изменений в некоторые приказы
14. Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных об
разовательных программ начального общего образования, основного общего образова
ния и среднего общего образования» (Зарегистрирован 11.04.2024 № 77830).
Программа будет реализована в работе с обучающимися
9 класса, в течение одного учебного года, если занятия проводятся 1 раз в неделю, 35 учебных часов.
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастнымособенностям обучающихся и по
зволяющих им вырабатывать собственную мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, позна
вательные беседы, деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую
систему воспитательной работы образовательной организации, поэтому тематика и содержание должны
обеспечить реализацию их назначения и целей. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитат
ельную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, со
циальное развитие ребёнка.
Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках,
но это не означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёт
кого воспроизведения нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им. При реализации сод
ержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает региональные, национальные,
этнокультурные особенности территории, где функционирует данная образовательная организация. Обязательно
учитывается и уровень развития школьников,
их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей обучающихся, целесообразно уточнить
(изменить, скорректировать) и творческие задания, выполнять которые предлагается
вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,интересной и многообразной
деятельностью, позволяющей раскрыть потенциалкаждого; используя разные
формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая заняти
я ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать возможностьшкольнику анализировать, сравн
ивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием Государственного флага Ро
ссийской Федерации, слушанием (исполнением)
Государственного
гимна
Российской
Федерации. Это
мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиесярасходятся по классам, где проходит т
ематическая часть занятия.
При подготовке к занятию учитель должен внимательно ознакомитьсясо сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая часть –
мотивационная, вторая часть – основная, третья часть – заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся
темы занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинаетсяс просмотра видеоматериал
а, оценка которого является введением в дальнейшуюсодержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся: интеллектуальной (ра
бота с представленной информацией), коммуникативной (беседы, обсуждение видеоролика), практической (выпо
лнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное творчество).
В заключительной части подводятся итоги занятия.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь образ будущего – значит иметьориентир, направление движен
ия, позитивный образ будущего задаёт жизниопределённость и наполняет её смыслами. Образ будущего стра
ны – сильнаяи независимая Россия. Будущее страны зависит от каждого из нас уже сейчас. Образование – фу
ндамент будущего. Знания – это возможность найти своё местов обществе и быть полезным людям и стране. Росси
я – страна возможностей, гдекаждый может реализовать свои способности и внести вклад в будущее страны.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАРТАСС)
– этокрупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных службстраны. Агентс
тво неоднократно меняло названия, но всегда неизменнымиоставались его
государственный
статус и функции – быть источникомдостоверной информации о России для всего мира. В век информации
крайне важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализироватьи оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская компания, с большой исто
рией, обеспечивающая пассажирские и транспортные перевозки. Российские железные дороги вносят огромный в
клад в совершенствование экономики страны. Железнодорожный транспорт –
самыйустойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и круглогодичный. Развити
е транспортной сферы стратегически важно для будущего страны, а профессии в этих направлениях
очень перспективны и востребованы.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания. Агропромы
шленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению всех россиян
продовольствием,а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая объединила в себе традициинашего народа с современными технологиями:
роботами, информационными системами,
цифровыми устройствами.Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий, технологично
сть и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие
образования
членовобщества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение историческойпамяти – основа мировоззренческого суверенитета страны.
Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из стратегий информационной
войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести
ответственностьза себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход
к жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-
нравственными ценностями общества
– основа взрослого человека. Финансовая самостоятельность и финансовая грамотность.
Как создать крепкую семью. Семья как ценность для каждого гражданина страны. Знания и навыки для
построения крепкой семьи в будущем.Почему важна крепкая семья? Преемственность поколений: семейные
ценностии традиции (любовь, взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Память о пред
шествующих поколениях семьи. Особое отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения, вн
имания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство –качество, объединяющее все наро
ды России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России –
это знакомство с культурой, историей и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями местной кухнии кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие государства
и общества. Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источник
дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящегочеловека, способного оказывать
помощь и поддержку, проявлять
милосердие. Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств
и заботы об окружающих. Здоровый образ жизни как забота о себе и об окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова.
Мать – хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей. У России женское лицо,
образ «Родины-матери». Материнство – это счастьеи ответственность. Многодетные матери: примеры из
истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание Российской Федерации. Материнство как особая
миссия. Роль материнства в будущем страны. Защита материнства на государственном уровне.
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как социальное
служение в военное и мирное время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота –
качества волонтёров. Направления волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифров
ое и т. д.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженныеи мужественные люди, которые
любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной
жизни и здоровья спасающего других: смелость и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям, стремление воспитывать у себяволевые
качества: смелость, решительность, стремление прийти
на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских законов от древних времён до
наших дней. Законодательная власть в России. От инициативы людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры). Участие молодёжив законотворческом процессе.
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие всенароды России. Новый год – люб
имый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздника в России. Участие
детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе редакторам, журналистам,
издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени связан с печатью. Российские традиции
издательского
дела, история праздника. Информационные источники формируют общественное мнение. Профессиональная эти
ка журналиста. Издание печатных средств информации – коллективный
труд людей многих профессий. Зачем нужны школьные газеты? Школьные средства массовой информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и
его традиции. История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Студенческ
ие годы – это путь к овладению профессией,возможность для творчества и самореализации. Перспективы получени
я высшего образования. Как сделать выбор? Студенчество и технологический прорыв.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном мире. БРИКС –
символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в различныхс
ферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с широким кругомсоюзников и партнёров. Значение ро
ссийской культуры для всего мира.
Бизнес и
технологическое предпринимательство. Экономика: от стр
уктуры
хозяйства
к управленческим
решениям. Что сегодня делается для успешного развития экономики России? Ци
фровая экономика – это деятельность, в основе которой лежит работа
с цифровыми технологиями. Какое значение имеет использование
цифровой экономики для развития страны? Механизмы
цифровой
экономики.
Технологическое
предпринимательство
как особая сфера бизнеса. Значимость технологического предпринимательства дл
я будущего страны и её технологического суверенитета.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия. Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России,
оптимизирующаяпроцессы и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением. Степень ответственности тех, кто обучает ИИ.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова.День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто еёвыбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость, героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Арктика – стратегическая территория развития
страны. Почему для России важно осваивать Арктику? Артика – ресурсная база России. Российские исследователи
Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с пр
оектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день – праздник благодарности и любви к жен
щине. Женщина в современном обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в бл
агополучие и здоровье
нации, будущие
поколения страны. Здоровый образ жизни, забота
о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека.
Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100летие Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма
и Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из 9
лагерей,
работающих
круглый
год.
Артек
–
пространство
для
творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И. Чайковского. Искусст
во – это способ общения и диалога междупоколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождаетчеловека с рождения до конца жизни. Способность слушать, восприниматьи понимать музыку.
Россия – страна с богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и уникальная страна,
каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными, экономическими и другими ресурсами.
Любовь к родномукраю, способность любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот
честно трудится, заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии
космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллективаучёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные научные эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться в освоении новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская
авиация
России. Значение
авиации для
жизни общества и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека.
Легендарная история развития
российской гражданской
авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии, свя
занные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской медицины. Технологии
будущего в области медицины.Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и улучшении
здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия, это настоящее призвание,требующее не только зн
аний, но и человеческого сочувствия, служения обществу. Волонтёрымедики. Преемственность поколений и профессия человека: семейные династии врачей России.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека
и развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливыми настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться долгосрочного
успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная дата, память о которой
передаётся от поколения к поколению. Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой От
ечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активн
ых, целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей, вместе делают поле
зные дела
и ощущают себя частью большого коллектива. Участие в общественном движении детей и молодежи, знакомство с
различными проектами.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные ориентиры для человека
и общества. Духовно -нравственные ценности России, объединяющие всех граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Занятия в рамках программы направлены
на обеспечение достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовател
ьных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданского воспитания: уважение прав, свобод
и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, родного края, страны;неприятие любых форм
экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; пр
едставление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном и многоконфессиональном
обществе; готовность к разнообразной
совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; готовностьк участию в гуманитар
ной деятельности (волонтёрство, помощь людям, нуждающимся в ней).
В сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурн
ом и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории,
культуры Российской Федерации, своего края, народов России; формирование ценностного отношения к достиже
ниям своей Родины – России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа; уважение к государственным символам России, государственным праздникам,
историческому и природному наследию, памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
В сфере духовно-нравственного воспитания: ориентация
на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своёповедение и поступки
, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков;
свобода и ответственность личности в условиях индивидуальногои общественного пространства.
В сфере эстетического воспитания: восприимчивость к разным
видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных
традиций и народного творчества.
В сфере физического воспитания: осознание ценности жизни; соблюдениеправил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет- среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям
и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; умение принимать себя и других, не осуждая
; умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, умение управлять соб
ственным эмоциональным состоянием; формирование навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и так
ого же права другого человека.
В сфере трудового воспитания: установка на активное участие в решениипрактических задач; осознание
важности обучения на протяжении всей жизни; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
В сфере экологического воспитания: ориентация на применение знаний социальных и естественных наук
для решения задач в области
окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознаниеглобального характера экологических
проблем и путей их решения;
активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роликак гражданина и потреб
ителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной
сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
В сфере ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему
научных представлений об основных закономерностяхразвития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой; овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира; овладение основными навыками
исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремлен
ие совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной
среды: освоение обучающимися социального
опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил обще
ственного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по
профессиональнойдеятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другойкультурной
среды, открытость опыту и знаниям других; повышение уровня своей компетентности через практическую
деятельность, в том числе развитие умения учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других; осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
развитие умений анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;развитие умения
оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
применять различные
методы, инструменты и запросы
при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенн
ой
учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и
форм представления;
находить
сходные
аргументы
(подтверждающие или опровергающие одну и ту
же идею, версию) в различных
информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
оценивать надёжность информации по критериям,
предложеннымпедагогическим работником или сформулированным самостоятельно, систематизировать информ
ацию.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями: воспринимать и формул
ировать суждения, выражать эмоциив соответствии с целями и условиями общения; выражать свою точку
зрения в устных и письменных текстах; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к
собеседнику и в корректной форме
формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на
решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других
участников диалога, обнаруживать различиеи сходство позиций; понимать и использовать преимущества
командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы,
обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить,
выполнять поручения, подчиняться, планировать организацию совместной работы, определять
свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия),распределять задачи между
членами команды, участвовать в групповых формахработы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговые штурмы» и
иные); выполнятьсвою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению
и координировать свои действия с действиями других членов команды; оценивать качество своего вклада в общи
й продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в
достижение результатов, разделять сферу ответственности.
В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:ориентироваться в различных
подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решений в группе, принятие решений группой); делать
выбор и брать ответственность за решение; владеть способами самоконтроля,
самомотивации и рефлексии; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать о
ценку приобретённому опыту, уметь находить позитивноев произошедшей ситуации; оценивать соответствие резул
ьтата цели и условиям;выявлять и анализировать причины
эмоций, ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, регулировать способ вы
ражения эмоций; осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку
и такое же право другого; принимать
себя и других, не осуждая; осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом
специфики содержания предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной деятель
ности «Разговоры о важном».
Русский язык: совершенствование различных видов устной и
письменной речевой деятельности; формирование умений речевого взаимодействия: создание устных монологиче
ских высказываний на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения учебнонаучной, художественной и научно-популярной литературы; участие в диалоге разных видов:
побуждениек действию, обмен мнениями, запрос информации, сообщение
информации; овладение различными видами чтения (просмотровым, ознакомительным,
изучающим, поисковым); формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная,
сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; выделение главной и
второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте, извлечение
информации из различных источников, её осмысление и оперирование ею.
Литература: понимание духовно-нравственной и культурной ценности литературы и её роли
в формировании гражданственности
и патриотизма, укреплении единства многонационального народа Российской Федерации; понимание специфики л
итературы как вида искусства, принципиальных отличийхудожественного текста от текста научного, делового, публ
ицистического; овладение умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать проч
итанное, понимать художественную картину мира, отражённуюв литературных произведениях, с учётом
неоднозначности заложенных в
них художественных смыслов; овладение умением пересказывать прочитанное произведение, используя подробн
ый, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и формулиров
атьвопросы к тексту; развитие умений участвовать в диалоге о прочитанном произведении,
в дискуссии на литературные
темы, соотносить собственную позицию с позицией автора и мнениями участников дискуссии, давать аргументиро
ванную оценку прочитанному.
Иностранный язык: развитие умений сравнивать, находить сходства и отличия в культуре и традици
ях народов России и других стран.
Информатика: освоение и соблюдение требований безопасной
эксплуатации технических
средств
информационнокоммуникационныхтехнологий; развитие умения соблюдать сетевой
этикет,
базовые нормыинформационной этики и права при работе с приложениями на
любыхустр
ойствах и в сети Интернет, выбирать безопасные стратегии поведения в сети.
История: формирование умений соотносить события истории разныхстран и
народов с истор
ическими периодами, событиями региональной
и мировой истории, события истории родного края и истории России, определятьсовременников
исторических событий, явлений, процессов; развитие умений выявлять особенности развития культуры, быта и
нравов народов в
различные исторические эпохи; формирование умения рассказывать об исторических событиях, явлениях, процесс
ах истории родного края, истории России и мировойистории и их участниках, демонстрируя понимание исторических
явлений, процессов и знание необходимых фактов, дат, исторических понятий; развитие умений выявлять
существенные черты и характерные признаки исторических событий, явлений, процессов, устанавливать причинноследственные, пространственные, временны́ е связи исторических событий, явлений, процессов
изучаемого периода, их взаимосвязь (при наличии) с важнейшими событиями
XX – начала XXI вв.; формирование умения определять
и аргументировать собственную или предложенную точку зрения с опорой на фактический материал, в том числе
используя источники разных типов; приобретение
опыта взаимодействия с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности на основе
национальных ценностей современного
российскогообщества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания
между народами, людьми разных культур, уважения к историческому наследию народов России.
Обществознание: освоение и применение системы знаний: о
социальных свойствах человека, особенностях его взаимодействия с другими людьми, важности
семьи как базового социального института, о характерных
чертах общества, о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные отношения, о процесс
ах и явлениях в экономической, социальной, духовной и политической сферах жизни общества ,
об основах конституционного строя и организации государственной власти в Российской Федерации, правовом
статусе гражданина Российской Федерации (в том
числе несовершеннолетнего), о системе образования в Российской Федерации, об основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной, социальной
политики, политики в сфере культуры и образования, противодействии коррупции в Российской Федерации, обесп
ечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
развитие умения характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе
защита человеческой жизни, прав и свобод
человека, семья,
созидательный труд, служение Отечеству,
нормы морали и нравственности, гума
низм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемс
твенность историинашей Родины); формирование умения сравнивать (в том числе устанавливать основания для
сравнения) деятельность людей, социальные объекты, явления, процессы в различных сферах общественной
жизни, их элементы и основные функции; развитие умений устанавливать и объяснять взаимосвязи
социальных объектов, явлений, процессов в различных сферах общественной жизни, их элементов и основных
функций, включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной
жизни, гражданина и государства, связи политических потрясений и социальноэкономических кризисов в государстве; развитие умения использовать полученные знания для объяснения(устног
о и письменного) сущности, взаимосвязей явлений, процессов социальной действительности; развитие умений с о
порой на обществоведческиезнания, факты общественной жизни и личный социальный
опыт определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и норм своё отношениек явлениям, про
цессам социальной действительности; развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать,
конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, соотносить её с собственными
знаниями о моральном и правовом регулировании поведения человека, личным социальным опытом; развитие
умений оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия моральны
м, правовыми иным видам социальных норм, экономической рациональности; осознание неприемлемости всех
форм антиобщественного поведения; осознание ценностикультуры и традиций народов России.
География: освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географич
еских объектов, понимание роли географии в формировании качества жизни человека и окружающей его среды
на планете Земля, в решении современных практических задач своего населённого пункта, Российской
Федерации, мирового сообщества, в том числе задачи устойчивого развития; формирование умения
устанавливать взаимосвязи между
изученнымиприродными, социальными и экономическими явлениями и процессами, реальнонаблюдаемыми
географическими явлениями и процессами; развитие
умения оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географиче
ских условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
1
Темы занятий
Образ будущего.Ко Дню знаний
Количествочасов
1
Основное содержание
Иметь образ будущего – значитиме
направление движения, позитивный
наполняет её смыслами.
Образ будущего страны – сильнаяи н
Будущее страны зависит от каждого и
Образование – фундамент будущего. З
обществе и быть полезным людям и с
Россия – страна возможностей,
где каждый может реализовать свои с
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный труд
2 Век информации.120 лет
Информационному агентству России
ТАСС
1 Информационное телеграфное агентство России (ИТАРТАСС) – это крупнейшее мировое агентство, одна из самы
Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизме
иком достоверной
информации о России для всегомира. В век информации к
навык критического мышления. Необходимо уметь анализи
информацию, распознавать фейки
и не распространять их. Формирующиеся ценности: историч
3 Дорогами России
1 «Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания,
с большой историей, обеспечивающая пассажирскиеи транспортные перевозки.
Российские железные дорогивносят огромный вклад
в совершенствование экономикистраны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивы
пассажиров: всепогодный, безопасный
и круглогодичный.
Развитие транспортной
сферы стратегически важно для будущегостраны, а профессии в этих направлениях очень
Формирующиеся ценности:
коллективизм, патриотизм,единство народов России
4 Путь зерна 1
хо
промышленности нашей страны,глав
производство продуктов питания.
Агропромышленный
комплексРоссии выполняет важнейшуюмиссию по обеспечен
всего населения планеты. Сельскоехозяйство - это отрасль, котораяобъединила в себе
цифровыми
устройствами.Разноплановость
ивостребованность сельско
(агрохолдинги,
фермерские
хозяйства и т. п.).
Формирующиеся
ценности:созидательный труд
5 День учителя
1 Учитель – одна из важнейших
в обществе профессий. Назначениеучителя – социальное служение, образование
В разные исторические времена трудучителя уважаем, социально значим,оказыв
на развитие образования членов общества.
Учитель – советчик, помощник,участник познавательной деятельности школьни
Формирующиеся ценности:
патриотизм, гражданственность
6 Легенды о России 1 Любовь к
Родине, патриотизм – качества гражданина России. Знаниеистории страны, исто
памяти – основа мировоззренческогосуверенитета страны.
Попытки исказить роль Россиив мировой истории – одна
из стратегий информационной войныпротив нашей страны.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
7 Что значит бытьвзрослым? 1 Быть взрослым – это нести ответственность за себя, своихблизких и свою
Активная жизненная позиция, созидательный подход к жизни,умение прин
и осознавать их значение, житьв соответствии с
духовно- нравственными ценностями общества – основа взрослого человек
Финансовая самостоятельность
и финансовая грамотность.
Формирующиеся ценности: высокиенравственные идеалы
8 Как создать крепкуюсемью
1 Семья как ценность для каждого гражданина стра
в будущем. Почему важна крепкаясемья?
Преемственность поколений: семейные ценности
яйстве, воспитании детей).
Память о предшествующих поколениях семьи. О
поколению, проявление действенного уважения,в
Формирующиеся ценности: крепкая
семья
9 Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единс
тва
1 Гостеприимство – качество, объединяющее все н
России. Семейные традиции встречи гостей,кул
России.
Путешествие по России –
это знакомство с культурой, историейи традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по странес целью
знакомства с особенностямиместной кухни и кулинарных традиций.
Формирующиеся ценности:
единство народов России, крепкаясемья
10 Твой вклад в общеедело
1 Уплата налогов – это коллективнаяи личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общ
Ни одно государство не может
обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной источникд
Своим небольшим вкладом мы
создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный вклад в обще
дело? Формирующиеся ценности: гражданственность, взаи
народов России
11 С заботой к себеи окружающим
1 Доброта и забота – качества настоящего человека, способног
поддержку, проявлять милосердие. Добрые делаграждан Р
и пожертвование как проявлениедобрых чувств и заботы
об окружающих.
Здоровый образ жизни как заботао себе и об окружающих.
Формирующиеся ценности: жизнь,взаимопомощь, взаимоув
коллективизм
12 День матери
1 Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозя
в доме, хранительница семейного
очага, воспитательница детей.У России женское лицо, образ
«Родины–матери».
Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетныематери: примеры из истории
и современной жизни.
«Мать-героиня» – высшее званиеРоссийской Федерации.
Материнство как особая миссия. Роль материнства в будущем
Защита материнства
на государственном уровне. Формирующиеся ценности: крепкая
13 Миссия1 Кто такой волонтёр?
милосердие (ко Дню волонтёра)
Деятельность волонтёров как социальное служениев военное и
мирное время: примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качестваволонтёров.
Направления волонтёрской
деятельности: экологическое,
социальное, медицинское,цифровое и т. д.
Формирующиеся ценности: милосердие, взаимопомощь и
взаимоуважение
14 День ГероевОтечества
1 Герои Отечества – это самоотверженные и мужественныелюди, которы
свою Родинуи трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценоюсобственной жизни и здоровья спаса
и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.Проявление уважения
к героям, стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость,
Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
15 Как пишут законы?
1 Для чего нужны законы?
Как менялся свод российских законовот древних времён до наших дней.За
От инициативы людей до закона: какпоявляется
закон? Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Формирующиеся ценности: жизнь и
достоинство
16 Одна страна
– одни традиции
1 Новогодние традиции, объединяющие все народы России.Новый год –
любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего праздник
Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки
и пожелания на Новый год. Историясоздания новогодних игрушек.
О чём люди мечтают в Новый год.
Формирующиеся ценности: крепкаясемья, единство народов России
17 День российскойпечати
1 Праздник посвящён работникампечати, в том числе
редакторам,журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той
или
иной
степени
связан
с
печатью. Российские трад
издательского дела, история праздника.
Информационные источники
формируют общественное мнение.Профессиональная этика журналис
Издание печатных средств
информации – коллективный трудлюдей многих профессий.
Зачем нужны школьные газеты?Школьные средства массовой
информации.
Формирующиеся ценности: высокие
нравственные идеалы, гуманизм
18 День студента
1 День российского студенчества: история праздника и
его традиции.История основания Московского государственного ун
Студенческие годы – это путьк овладению
профессией, возможность для творчества и самореализации.
Перспективы получения
высшего образования.
Как
с
технологический прорыв.
Формирующиеся ценности: служение Отечеству и ответственност
коллективизм
19 БРИКС (тема
1 Роль нашей страны в современноммире. БРИКС – символ многопол
о международныхотношениях) и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает государствам развивать торговл
и экономику, обмениваться знаниямии опытом в различных сф
широким кругом союзников и партнёров.
Значение российской культурыдля всего мира.
Формирующиеся ценности:
многонациональное единство
2 Бизнес
1 Экономика: от структуры хозяйствак управленческим решени
0 и технологическое предпринимател Что сегодня делается для успешногоразвития экономики Росс
Цифровая экономика – это деятельность,
ьство
в основе которой лежит работа с цифровыми технологиями. К
аны? Механизмы
цифровой экономики.
Технологическое предприниматель
как особая сфера бизнеса. Значимо
ы и её технологического суверенит
Формирующиеся ценности:
патриотизм, созидательный тру
2
1
Искусственный интеллект и человек.Стратегия взаимодействи 1 Искусственный интеллект – страте
я
и повышающая эффективность про
помощник человека. ИИ помогает
если сам человек обладает хороши
знаниями и критическиммышлен
Степень ответственности тех, кто
обучает ИИ.
Формирующиеся ценности: патриотизм, высокие нравственные
идеалы
2 Что
значит
2 служить Отечеству?
280
лет со дня рождения
Ф. Ушакова
1 День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия воен
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Ф
земле, Родине. Честь и воинский долг.
280-летие со дня рождения великогорусского флотоводца Ф.Ф. Уш
героизм, самопожертвование.
Формирующиеся ценности: патриотизм, служение Отечеству и
ответственность за его судьбу
2 Арктика – территорияразвити 1 Арктика – стратегическая территория развития страны. Почему д
3 я
аза
России.
Российские исследователи Арктики.Россия – мировой лидер атомно
флот, развитие Северного морскогопути.
Знакомство с проектами развитияАрктики.
Формирующиеся ценности:
патриотизм
24 Международный женский день 1 Международный женский день – праздник благодарности и любви
Женщина в современном обществе –труженица, мать, воспитатель
детей. Великие женщины в истории России.Выдающиеся женщины
Формирующиеся ценности:приоритет духовного над
материальным
25 Массовый спортв России
1 Развитие массового спорта – вклад
в благополучие и здоровье нации,будущие поколения страны.
Здоровый образ жизни, забота
о собственном здоровье, спорт
как важнейшая часть жизни сов
Условия развития массового сп
26 День воссоединения Крыма и Севастополяс Россией. 100летие Артека
1 История и традиции Артека.
После воссоединения Крыма и С
и современный комплекс
из 9 лагерей, работающих круглы
для творчества, саморазвитияи са
Формирующиеся ценности:истор
преемственность поколений
27 Служение творчеством. Зачемлюдям искусство? 185 лет со дня
1 Искусство – это способ общени
и народами. Роль музыки в жизн
человека: музыка сопровождаетч
рождения
жизни. Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку.Россия – страна с богатым культурным нас
страна великих композиторов, писателей,художников, призна
во всём мире. Произведения
П. И. Чайковского
П.И. Чайковского, служение своейстране творчеством.
Формирующиеся ценности:
приоритет духовного надматериальным
28 Моя малая Родина(региональный
и местный компонент)
1 Россия – великая и уникальная страна, каждый из её
регионов прекрасен
и неповторим своимиприродными, экономическими
и другими ресурсами.
Любовь к родному краю,способность любоваться
природой и
беречь её – часть любвик Отчизне. Патриот честно трудит
заботится о процветании своей
страны, уважает её историюи культуру.
Формирующиеся ценности: патриотизм, приоритет духовного
над материальным
29 Герои космическойотрасли 1 Исследования космоса помогаютнам понять, как возникла наша Вселен
в развитии космическойотрасли.
Полёты в космос – это результат огромного труда большого коллектива
рабочих, космонавтов, которые обеспечилипервенство нашей Родины
в освоении космическогопространства.
В условиях невесомости космонавтыпроводят сложные научные экспер
позволяет российской науке продвигаться
в освоении новых материалов
и создании новых технологий.
Формирующиеся ценности:
патриотизм, служение Отечеству
30 Гражданская авиацияРоссии 1 Значение авиации для жизни общества и каждого человека. Как мечт
Легендарная история развития российской гражданской авиации. Геро
испытателей первых российских самолётов.
Мировые рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. П
Формирующиеся ценности:
служение Отечеству
31 Медицина России
1 Охрана здоровья граждан России –приоритет государственной полит
Достижения российской медицины.
Технологии будущего в областимедицины.
Профессия врача играет
ключевую роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уро
не только знаний, но и человеческогосочувствия, служения обществу.
Волонтёры-медики.
Преемственность поколений
и профессия человека: семейныединастии врачей России.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность
милосердие
3 Что такое успех?(ко
2 Дню труда)
1 Труд – основа жизни человекаи развития общества.
Человек должен иметь знанияи умения, быть терпеливым
и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова),
находить путиих преодоления. Чтобы добиться долгосрочного успеха
Профессии будущего: что будетнужно стране, когда я вырасту?Форм
созидательный труд
33 80летие Победыв Великой
Отечественной войне
1 День Победы – священная дата,память о которой передаётся
от поколения к поколению.
Историческая память: память
о подвиге нашего народа в годыВеликой Отечественной войны. Важ
чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы героического прошлого, которыенельзя
Формирующиеся ценности:
единство народов России,
историческая память и
преемственность поколений
3 Жизнь в Движении
4
1 19 мая – День детских общественныхорганизаций. Детские обществе
и объединяют активных,целеустремлённых ребят. Участники детских
ют себя частью большого коллектива.
Участие в общественном движениидетей и молодежи, знакомство
с различными проектами.
Формирующиеся ценности: дружба,коллективизм
3 Ценности, которыенас объе
5 диняют
1 Ценности – это важнейшиенравственные ориентиры
для человека и общества. Духовно- нравственные ценности России, объ
Формирующиеся ценности: традиционные российские духовно
нравственные ценности
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
35
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п
1.
Тема урока
Образ будущего. Ко Дню знаний
Количество часов
1
Электронные (цифровые)
образовательные
ресурсы
https://razgovor.edsoo.ru
2.
Век информации. 120 лет
Информационному агентству
России ТАСС
1
https://razgovor.edsoo.ru
3.
Дорогами России
1
https://razgovor.edsoo.ru
4.
Путь зерна
1
https://razgovor.edsoo.ru
5.
День учителя
1
https://razgovor.edsoo.ru
6.
Легенды о России
1
https://razgovor.edsoo.ru
7.
Что значит быть взрослым?
1
https://razgovor.edsoo.ru
8.
Как создать крепкую семью
1
https://razgovor.edsoo.ru
9.
Гостеприимная Россия. Ко Дню
народного единства
1
https://razgovor.edsoo.ru
10. Твой вклад в общее дело
1
https://razgovor.edsoo.ru
11. С заботой к себе и окружающим
1
https://razgovor.edsoo.ru
12. День матери
1
https://razgovor.edsoo.ru
13. Миссия-милосердие (ко Дню
волонтёра)
1
https://razgovor.edsoo.ru
14. День Героев Отечества
1
https://razgovor.edsoo.ru
15. Как пишут законы?
1
https://razgovor.edsoo.ru
16. Одна страна – одни традиции
1
https://razgovor.edsoo.ru
17. День российской печати
1
https://razgovor.edsoo.ru
18. День студента
1
https://razgovor.edsoo.ru
19. БРИКС (тема о международных
отношениях)
1
https://razgovor.edsoo.ru
20. Бизнес и технологическое
предпринимательство
1
https://razgovor.edsoo.ru
21. Искусственный интеллект и
человек. Стратегия
взаимодействия
1
https://razgovor.edsoo.ru
22. Что значит служить Отечеству? 280
лет со дня рождения Ф. Ушакова
1
https://razgovor.edsoo.ru
23. Арктика – территория развития
1
https://razgovor.edsoo.ru
24. Международный женский день
1
https://razgovor.edsoo.ru
25. Массовый спорт в России
1
https://razgovor.edsoo.ru
26. День воссоединения Крыма и
Севастополя
с Россией. 100-летие Артека
1
https://razgovor.edsoo.ru
27. Служение творчеством. Зачем
людям искусство?
185 лет со дня рождения П. И.
Чайковского
1
https://razgovor.edsoo.ru
28. Моя малая Родина (региональный и
местный компонент)
1
https://razgovor.edsoo.ru
29. Герои космической отрасли
1
https://razgovor.edsoo.ru
30. Гражданская авиация России
1
https://razgovor.edsoo.ru
31. Медицина России
1
https://razgovor.edsoo.ru
32. Что такое успех? (ко Дню труда)
1
https://razgovor.edsoo.ru
33. 80-летие Победы в Великой
Отечественной войне
1
https://razgovor.edsoo.ru
34. Жизнь в Движении
1
https://razgovor.edsoo.ru
35. Ценности, которые нас объединяют
1
https://razgovor.edsoo.ru