ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» для 9 класса разработана
на основе
1. Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Приказом Минпросвещения России от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
3. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 (далее – ФГОС
ООО-2021);
4. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС
ООО);
5. Федеральной образовательной программой основного общего образования, утв. приказом
Минпросвещения России от 18.05.2023 № 370(далее - ФОП ООО);
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ
Цель внеурочной деятельности: обеспечение подготовки учащихся 9-х классов к прохождению
итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школы.
Задачи курса внеурочной деятельности: формирование навыков, обеспечивающих успешное
прохождение итоговой аттестации по русскому языку за курс основной школ;
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Сроки реализации программы: 1 год
Количество часов по плану: 34 часа
СОДЕРЖАНИЕ
Структура и содержание курса «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» предполагают, что
учащиеся должны овладеть практическими навыками выполнения экзаменационной работы по
русскому языку в формате ОГЭ. В результате изучения курса девятиклассники будут
психологически подготовлены к ОГЭ, то есть будут знать все о предстоящем экзамене, уверенно
ориентироваться в оформлении бланков, знать свои права и систему оценивания работ. А кроме
этого школьники повторяют знания о русском языке как о системе, повысят уровень качества
знаний по русскому языку, что будет способствовать успешной сдаче экзаменов.
Таким образом, в результате прохождения программного материала будет реализовано:
1. подготовка учащихся 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации;
2. формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе
занятий учащиеся научатся:
- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без
возможности обратиться за консультацией к учителю);
- четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;
- выполнять различные типы заданий;
- самостоятельно распределять время на выполнение заданий;
- правильно отмечать в бланке вариант ответа;
- вносить исправления в бланк экзаменационной работы;
- сосредоточенно работать в течение временного интервала.
Устная часть экзамена по русскому языку:
содержание экзамена, задания и темы для устного монологического высказывания, сообщения
;задания, вопросы к темам сообщения – 6 часов
Сжатое изложение - 6 часов
Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту
публицистического или научного стиля.
Сжатое изложение – это форма обработки исходного текста, позволяющая проверить комплекс
необходимых учебных умений и навыков обучающегося, важнейшими из которых являются
следующие:
- умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
- умение адекватно воспринимать авторский замысел;
- умение вычленять главное в информации текста;
- умение сокращать текст разными способами;
- умение правильно, точно, логично излагать содержание текста;
- умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания
текста.
Экзаменуемый
должен понимать, что любой текст содержит главную и
второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого будет неясен
или искажён авторский замысел текста. Обучающийся должен научиться воспринимать текст на
слух так, чтобы мог понимать его общую тему, проблему, идею; мог определять и понимать
авторскую позицию. Обучающийся должен научиться определять микротемы текста, являющиеся
составной частью общей темы прослушанного текста.
1.Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления,
формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3.Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац. Синтаксическое
богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические,
логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
Задания с кратким ответом
- 10 часов
Вторая часть экзаменационной работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе включает задания с
кратким ответом. Задания проверяют глубину и точность понимания и знания экзаменуемым
содержания исходного текста, выявляют уровень постижения обучающимися его культурноценностных категорий; проверяют
уровень языковой и лингвистической компетенции
девятиклассников. Все задания второй части имеют практическую направленность, так как
языковые явления, проверяемые в данной части, составляют необходимую лингвистическую базу
владения орфографическими и речевыми нормами.
Сочинение – рассуждение – 12 часов
Третья часть работы ОГЭ по русскому языку в 9 классе содержит три альтернативных
творческих задания, из которых выпускник должен выбрать только одно. Задания позволяют
проверить коммуникативную компетенцию выпускников 9 класса. В частности умение строить
собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое
внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя
прочитанный текст и свой жизненный опыт. Именно это общеучебное умение необходимо
обучающимся в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок.
5. Корректировка текста.
Контроль знаний. Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка
русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение);
текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7)
проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и
предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры,
принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового
оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону
речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Устная часть экзамена по русскому языку
Выпускник научится:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;
владеть формами обработки информации исходного текста для выполнения заданий по
тексту;
работать заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания
и вникать в её смысл;
совершенствовать и развивать умения конструировать устное высказывание на заданную
тему или по данному фото;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной речью;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий.
Сжатое изложение и сочинение-рассуждение
Выпускник научится:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;
грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
владеть формами обработки информации исходного текста;
работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать
формулировку задания и вникать в её смысл;
совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре
сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту;
формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:
использовать средства художественной выразительности в собственных текстах;
Выполнение тестовых заданий (задания с кратким ответом)
Выпускник научится:
владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической
компетенции девятиклассников;
работать с бланками экзаменационной работы;
Выпускник получит возможность научиться:
• применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по русскому
языку являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих
способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного
образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной
культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по
русскому (родному) языку являются:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной
установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным,
изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой
информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
• умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том
числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение
вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче
информации, полученной в результате чтения или аудирования;
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания,
стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и
коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно
формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью
свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом
замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме
и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности,
прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание
разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог-обмен
мнениями и др.; сочетание разных видов диалога)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Разделы
1
Устная часть экзамена по Изучение инструкции по выполнению заданий устного
русскому
языку собеседования по русскому языку и экзаменационной
(собеседование)
работы по русскому языку в форме ОГЭ. Знакомство с
критериями оценки выполнения заданий. Работа с
Сжатое изложение
бланками ответов, демонстрационным вариантом ОГЭ.
Работа с текстом, определение темы, идеи, ключевых
Сочинение - рассуждение
(опорных) слов. Знакомство со структурными
особенностями сжатого изложения. Работа с текстом,
отработка основных приёмов компрессии исходного
текста. Создание собственного текста монологического
высказывания, текста изложения, оценивание работы.
2
3
Характеристика
учащихся
основных
видов
деятельности
Знакомство с алгоритмом написания сочинениярассуждения. Знакомство с критериями оценки
выполнения заданий. Подбор аргументов в сочинении
на лингвистическую тему. Создание собственного
текста задания. Написание сочинения-рассуждения
4
№
1
2
3
4
Задания с кратким ответом
Работа с тестовыми
Заполнение бланков
Планирование по разделам программы
Раздел программы
Устная часть экзамена по русскому языку
Сжатое изложение
Задания с кратким ответом
Сочинение - рассуждение
ИТОГО
заданиями
вариантов
ОГЭ.
Количество часов
6
6
10
12
34 часа
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п\п
Наименование разделов и тем
Устная часть экзамена по русскому языку в 9 классе
1
2
3
4
Количес План
тво
часов
6 часов
Структура содержания устной части экзамена по русскому языку в 9
1
классе
Работа над заданиями устной части экзамена по русскому языку
1
Монологическое высказывание по заданной теме
1
Практическая работа по выполнению устной части экзамена по русскому
3
языку
Сжатое изложение
6 часов
1
3
Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема,
идея, проблема текста и способы их установления и формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая структура текста. Микротема.
Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство русского языка
Главная и второстепенная информация в тексте. Компрессия текста:
применение способа обобщения и исключения, способа замены.
4
Практическая работа. Сжатое изложение, написание
3
1
2
Задания с кратким ответом
1
1
10 часов
1
Содержание заданий с кратким ответом
2
2
Выразительные средства языка.
2
3
Задания по орфографии, морфологии и пунктуации
2
4
Практическая работа: выполнение заданий с кратким ответом
4
Сочинение - рассуждение
12 часов
1
Особенности сочинения-рассуждения в формате ОГЭ. Композиция
сочинения (тезис, аргументы, вывод). Критерии оценки сочинения.
2
2
Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов. Оформление вступления и концовки сочинения.
2
3
4
5
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему и тему, связанную с
анализом текста. Сочинения по выбору учащихся по определённой теме,
связанной с прочитанным текстом и жизненным опытом обучающихся
Практическая работа. Написание сочинения-рассуждения.
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ
Итого
2
3
3
34
часа