Учебный план НОО на 2025-2026г

Пояснительная записка к учебному плану начального общего образования
1-4 классы
Учебный план начального общего образования для 1-4-х классов разработан в соответствии с
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 №992 «Об утверждении
федеральной образовательной программы начального общего образования», с требованиями к
организации обучения в образовательных организациях, утверждёнными постановлением Главного
санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодёжи», с требованиями ФГОС НОО, приказом Минобрнауки России от
18.07.2022 № 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования»; приказом Минпросвещения России от 09.10.2024 № 704
«О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения РФ, касающихся ФГОС
НОО, ООО и СОО»; на основе варианта №1 федерального учебного плана начального общего
образования федеральной образовательной программы начального общего образования. Учебный
план разрабатывается и утверждается ежегодно и является приложением к образовательной
программе школы.
Учебный план для начальных классов ориентирован на четырёхлетний нормативный срок
освоения общеобразовательных программ начального общего образования.
В 4-м классе введён предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль выбирается
родителями). С учётом выбора родителями (законными представителями), в-четвертом классе
выбран модули «Основы православной культуры».
Учебный план рассчитан на 5 учебных дней в неделю.
Продолжительность урока (академический час) во всех классах 40 минут, за исключением 1 класса.
Обучение обучающихся в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных
требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену:
сентябрь, октябрь - по 3 урока в день по 35 минут каждый;
ноябрь, декабрь - по 4 урока в день по 35 минут каждый (один день 5 урок – физкультура);
январь - май - по 4 урока в день по 40 минут каждый (один день 5 урок – физкультура);
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
- устанавливаются дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.
Продолжительность учебного года при получении начального общего образования составляет
34 недели, в 1 классе - 33 недели.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней,
летом - не менее 8 недель.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с локальным актом «Положение о формах,
периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся». Осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения относится к
компетенции МАОУ Кунарская СОШ. Текущий контроль успеваемости обучающихся включает
поурочное, периодическое и тематическое оценивание результатов учебной деятельности в
соответствии с рабочими программами педагогов и планом внутришкольного контроля, а также
контроль успеваемости обучающихся за четверть (зачёты, итоговые опросы, письменные
проверочные и контрольные работы, проектные задания, практические, лабораторные работы и др.).
Формы проведения контроля успеваемости обучающихся за четверть определяются рабочими
программами педагогов.
Промежуточная аттестация в рамках урочной деятельности включает в себя оценивание результатов,
обучающихся по каждому учебному предмету учебного плана по итогам учебного года.
Промежуточная аттестация по всем учебным предметам проводится на основе результатов отметок,
обучающихся по итогам четверти. Результаты промежуточной аттестации (годовые отметки) по
учебным предметам определяются как среднее арифметическое отметок по итогам четверти и
выставляются в журнал целыми числами в соответствии с правилами математического округления.
Во 2-4 классах промежуточная аттестация проводится по итогам освоения образовательной
программы в виде итоговых контрольных работ. Освоение основной образовательной программы

начального общего образования предполагает следующие формы промежуточной аттестации:
 стартовые диагностические работы на начало учебного года;
 стандартизированные письменные и устные работы;
 комплексные диагностические и контрольные работы;
 тематические проверочные (административные контрольные работы);
 индивидуальные накопительные портфолио обучающихся.
Сроки проведения годовой промежуточной аттестации во II-IV классах – с 12 по 21 мая текущего
учебного года. При проведении контроля качества освоения содержания учебных программ,
обучающихся используются иные информационно-коммуникационные технологии.
При промежуточной аттестации обучающихся применяются следующие формы оценивания:
пятибалльная система оценивания в виде отметки (в баллах). Критерии оценивания по каждому
предмету разрабатываются педагогом, согласуются с методическим объединением по данному
предмету и фиксируются в рабочих программах по учебному предмету.

2

3

4

Общеобразовательный

Класс

Промежуточная аттестация учащихся 2-4 классов.
Статус
Предмет
Форма
Периодичность
класса
промежуточной
промежуточной
аттестации
аттестации
Русский язык
Диктант с
По полугодиям
грамматическим
заданием
Математика
Контрольная работа
Литературное
Проверка техники
чтение
чтения
Русский язык
Диктант с
По полугодиям
грамматическим
заданием
Математика
Контрольная работа
Литературное
Проверка техники
чтение
чтения
Русский язык
Диктант с
1 полугодие
грамматическим
заданием
Математика
Контрольная работа
Литературное
Проверка техники
По полугодиям
чтение
чтения
Русский язык
ВПР
2 полугодие
Математика
ВПР
Окружающий мир ВПР

Основная образовательная программа начального общего образования в 1-4 классах
реализуется через учебный план и внеурочную деятельность с соблюдением требований
санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
ФГОС НОО устанавливает не только обязательные учебные предметы, но и
обязательные предметные области.
Обязательные учебные предметы: русский язык, литературное чтение, иностранный
язык, математика, окружающий мир, основы религиозных культур и светской этики,
музыка, изобразительное искусство, технология, физическая культура.
В рамках ФГОС осуществляется проектная деятельность по предметам (русский язык,
математика, окружающий мир, литературное чтение).
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена предметом

«Русский язык» в объеме 5 час в 1-4-х классах, и в объеме 4 часов в 1-4-х классах предметом
«Литературное чтение».
Предмет «Русский язык» направлен на формирование первоначальных представлений о
русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения
людей разных национальностей в России и за рубежом; развитие речи, мышления,
воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с
условиями общения, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к
русскому языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремления
совершенствовать свою речь. Формируются первоначальные знания о лексике, фонетике,
грамматике русского языка. Младшие школьники овладевают умениями правильно писать
и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и
письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами
делового письма (написание записки, адреса, письма). Развитие нравственных и
эстетических чувств, способностей к творческой деятельности.
Предмет
«Литературное
чтение»
ориентирован
на
формирование
и
совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание,
чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), на знакомство с богатым миром
отечественной и зарубежной детской литературы, на развитие нравственных и
эстетических чувств школьника, способного к творческой деятельности.
Предметная область «Иностранный язык» представлена предметом «Иностранный
язык», он изучается со 2 класса в рамках изучения английского языка в объеме 2 часов в
неделю. Предмет направлен на формирование элементарных коммуникативных умений в
говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание,
мышление, память и воображение младшего школьника; способствует мотивации к
дальнейшему овладению иностранным языком. Формирование дружелюбного отношения
и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих
сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы, формирование нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном языке.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика» в объеме 4 часов в 1-4-х классах. Предмет направлен на формирование
первоначальных представлений о математике как части общечеловеческой культуры, на
развитие образного, логического мышления, воображения, математической речи,
формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения
учебных и практических задач и продолжения образования.
Предметная область «Обществознание и естествознание (окружающий мир)»
представлена предметом «Окружающий мир» в объеме 2 часа в неделю в 1-4 классах.
Предмет направлен на воспитание любви и уважения к семье, своему населенному пункту,
региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, осмысление
личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе
и социуме; приучение детей к рациональному постижению мира на основе глубокого
эмоционально-ценностного отношения к нему. Особое внимание должно быть уделено
формированию у младших школьников модели безопасного поведения в условиях
повседневной жизни, здорового образа жизни, элементарных знаний о поведении в
различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, т.е. основам безопасности
жизнедеятельности. Формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
В 4-м классе 1 час в неделю выделен на изучение учебного предмета «Основы
религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)(модуль выбирается родителями). С
учётом выбора родителями (законными представителями) в четвертом классе выбран
модуль «Основы православной культуры».

Модули ОРКСЭ
Основы православной культуры
Основы исламской культуры
Основы буддийской культуры
Основы иудейской культуры
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики

Итоги опроса родителей

Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ, осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся. Согласно выбору родителей
(законных представителей) обучающихся, в 2025-2026 учебном году реализуется учебный
модуль «Основы православной культуры» (Протокол № 1 родительского собрания 3 классе
от 14.05.2025 г.).
Важнейшей составляющей курса является духовно-нравственное воспитание и
развитие личности, принимающей нравственные ценности, принятые в обществе и
действующей согласно им, ценящей опыт предшествующих поколений, желающей беречь
культурное и историческое наследие предков, любящей свое Отечество, уважающей образ
жизни, нравы и традиции народов, его населяющих. Предмет направлен на формирование
у обучающихся мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на
знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа
России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений, включает
основы светской этики. Направлен на воспитание способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию, формирование первоначальных представлений о
светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и
современной России.
Предметная область «Искусство» представлена предметами эстетического цикла
«Изобразительное искусство» и «Музыка» в 1-4 классах. Предмет направлен на развитие
способности к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру. Целью преподавания изобразительных
искусств (живопись, графика, скульптура, дизайн, архитектура, декоративно-прикладное
искусство) является художественное образование и эстетическое воспитание, приобщение
обучающихся к миру пластических искусств как неотъемлемой части духовной и
материальной культуры, как эффективного средства формирования и развития личности
ребенка.
Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд(Технология)» в
объеме 1 час в 1-4 классах. Предмет позволяет реализовать практическое применение
знаний, полученных при изучении других учебных предметов (математика, окружающий
мир, изобразительное искусство, русский язык, литературное чтение), в интеллектуальнопрактической деятельности ученика; это, в свою очередь, создает условия для развития
инициативности, изобретательности, гибкости и вариативности мышления у школьников.
Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисковоаналитической деятельности для решения практического решения прикладных задач,
формирование первоначального опыта преобразовательной деятельности
Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая
культура». На изучение «Физической культуры» выделено в 1 классе -2 часа, во 2-4 классах
по 2 часа в неделю. Предмет направлен на укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению;
обеспечивают формирование первоначальных умений саморегуляции средствами
физической культуры, формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни, на выполнение нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива школы.
Часы из части учебного плана, формируемой участниками образовательного отношений,
направленные на достижение планируемых предметных и метапредметных результатов
обучения, распределяются следующим образом:
- введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и
потребности участников образовательного процесса:
 «Занимательная математика» в объеме 1 часа во 2-3 классах.
 «Подвижные игры» в объеме 1 часа в 1 классе.

Учебный план в соответствии
с ФОП на 2025-2026 учебный год
Уровень начального общего образования
5-дневная рабочая неделя

Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в год
по классам
1
2
3
4

Итого за
4 года
обучения

Обязательная часть
Русский язык и
литературное чтение
Иностранный язык
Математика и информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозных
культур и светской этики

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Иностранный язык
Математика

4

2
4

2
4

2
4

6
16

Окружающий мир

2

2

2

2

8

-

-

-

1

1

1
1
1
2
20

1
1
1
2
22

1
1
1
2
22

1
1
1
2
23

4
4
4
8
87

1
21

1

1

-

23

23

23

2
1
90

Основы религиозных
культур и светской этики
Музыка
Искусство
Изобразительное искусство
Технология
Труд (Технология)
Физическая культура
Физическая культура
ИТОГО:
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Математика и информатика Занимательная математика
Физическая культура
Подвижные игры
Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка
при 5-дневной учебной неделе


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».