РП ИЗО НОО. 2025-30 год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
(пр. МО РФ от 19.12.2014г № 1598), авторской программы по учебному курсу начального
образования «Изобразительное искусство и художественный труд» Б.М. Неменского «Школа
России» - М: «Просвещение» и

является приложением к Адаптированной

основной

общеобразовательной программе начального общего образования учащихся с задержкой
психического развития (вариант 7.2).
Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного
предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» составляет неотъемлемую частью
образования младших школьников с ЗПР, так как является основным для формирования сферы
жизненной компетенции и имеет коррекционное значение. Он реализуется на протяжении
всего периода начального образования и позволяет не только формировать необходимые
компетенции, но и успешно корригировать типичные для школьников с ЗПР дисфункции
(недостатки моторики, пространственной ориентировки и пр.).
Предмет «Изобразительное искусство» тесно связан с другими образовательными
областями и является одним из основных средств для реализации деятельностного подхода в
образовании.
Предмет необходим для улучшения всех сторон познавательной деятельности: он
обогащает содержание умственного развития, формирует операциональный состав различных
практических действий, способствуя их переходу во внутренний план, создает условия для
активизации связного высказывания, уменьшая трудности оречевления действий, а также
вербального обоснования оценки качества сделанной работы.
Предмет «Изобразительное искусство» способствует становлению сферы жизненной
компетенции, составляющей основу социальной успешности и позволяющей адаптироваться
в социуме, развивает необходимые для социализации качества личности. Он помогает
преодолеть ряд нежелательных особенностей учащихся с ЗПР (ручную неумелость, леность,
неусидчивость, поспешность и непродуманность действий, безразличие к результату и пр.), а
потому имеет большое воспитательное значение.
Специфические трудности обучения детей с задержкой психического развития
Тип трудностей
На

занятиях

отвлекается

Причины

постоянно Недоразвитие эмоционально-волевой сферы, отсутствие
интереса к материалу в силу преобладания игровых
интересов, индивидуально-типологические особенности

(преобладание возбуждения над процессом торможения0
Проявляет

аффективные Незначительные

нарушения

отдельных

функций

реакции (например, в ответ на эмоционально-волевой сферы
замечания)
Трудности

при

решении Недоразвитие свойств внимания, памяти (слуховой и

математических задач

речевой), трудности понимания лексико-грамматических
конструкций, низкий уровень развития пространственных
функций,

Трудности

при

пересказе Недоразвитие логической памяти, последовательных

текста

умозаключений, ограниченный словарный запас, речевые
дефекты (дизартрия, алалия)

Пропуски букв в письменных Низкий уровень развития произвольного внимания,
работах

несформированность самоконтроля, трудности работы по
правилам,

недоразвитие

объёма

и

распределения

внимания
Трудности

понимания Личностные особенности (школьные фобии, тревожность,

объяснений учителя с первого эмоциональная неустойчивость), слабая концентрация
раза

внимания, низкий уровень развития произвольности,
недоразвитие слухоречевой памяти

Постоянная невнимательность, Недоразвитие мотивации учебной деятельности, слабая
рассеянность

концентрация и устойчивость и объём внимания, низкий
уровень развития произвольности

Неумение
заданием

справляться
в

самостоятельной

с Несформированность приёмов учебной деятельности,

процессе недостаточная мотивация учебной деятельности, низкий
работы

в уровень развития произвольности

классе
Постоянное
учебников,
пропуски уроков

забывание Выраженная эмоциональная нестабильность, повышенная
опаздывание, импульсивность,

низкий

уровень

развития

произвольности, недоразвитие навыков самоконтроля,
свойств внимания, памяти
Технологии индивидуальной поддержки учащихся:



Дифференциация учебного материала через разную степень помощи учителя: одни

получают полный алгоритм выполнения задания, другие только основные моменты, на
которые следует обратить внимание при выполнении задания.



Игровые технологии (использование дидактических игр).



Технология знаковых моделей при объяснении материала (схемы, таблицы, памятки-

подсказки).


Технология моделирования (придумывание аналогичного задания для лучшего

понимания и закрепления).


Личностно-ориентированное обучение (включение в урок заданий развивающего

характера, опирающиеся на разные анализаторы; ученик не просто списывает, читает,
отвечает, но и активно включает работу психологических функций).
Материально-техническое обеспечение
Технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные
потребности учащихся с ЗПР, способствуют мотивации учебной деятельности, развивают
познавательную
используемым

активность
на

уроках

обучающихся.
по

предмету

К

техническим

средствам

обучения,

«Изобразительное

искусство»

относятся

мультимедийный проектор с экраном, принтер, интерактивные доски.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами
начального общего образования на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 4
классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели), что соответствует
количеству часов, отведённых программой для детей с ограниченными возможностями
здоровья, имеющими заключение ПМПК (вариант 6.1, 7.1, 7.2).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Изобразительное
искусство»
Изучение

предмета «Изобразительное искусство» по данной программе способствует

формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Личностными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство» является
следующие качества:
•формирование к учебно-познавательному интересу к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи;
•формирование ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том
числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи.
•способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

•умение связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
•желание развивать свои творческие способности в разных областях изобразительного
искусства, умение передавать в объёмной форме и в рисунке по наблюдению натуры
пропорции фигуры человека, её движение и характер, изображать пространство с учётом
наблюдательной перспективы;
•желание вести поисковую работу по подбору репродукций, книг, рассказов об искусстве для
формирования своего мнения о рассматриваемых произведениях;
•сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной
образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
•сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития изобразительного искусства в общественной практики;
•сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видах деятельности;
•креативность мышления, инициатива, находчивость, активность, умение контролировать
процесс и результат своей творческой деятельности.
Средством достижения этих результатов является:
•система заданий учебников;
•представленная в учебниках в явном виде организация материала по принципу минимакса;
•использование совокупности технологий, ориентированных на развитие самостоятельности
и критичности мышления: технология проблемного диалога, технология индивидуальной и
совместной практической деятельности, технология оценивания.
Метапредметными результатами изучения предмета «Изобразительное искусство»
является формирование универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в
сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;

-

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему в классной и

индивидуальной учебной деятельности;
-

выдвигать творческие способы и решения проблемы, осознавать конечный результат,

выбирать средства достижения цели из предложенных или их искать самостоятельно;
-

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения

проекта);
-

работая по предложенному или самостоятельно составленному плану, использовать

наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, разные техники
выполнения, компьютер);
-

работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и с целью

деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные художественные
средства и материалы (в том числе и Интернет);
-

свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из

цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий;
-

в ходе представления проекта давать оценку его результатам;

-

самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы

выхода из ситуации неуспеха;
-

уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной

деятельности;
-

давать оценку своим личным качествам и чертам характера («каков я»), определять

напрвления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»)
Средством формирования регулятивных УУД служат технология системно-деятельностного
подхода на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных
достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
-создавать свою технику выполнения задания;
-самостоятельно выбирать материал выполнения творческой работы
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не
совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и
взаимодействии;

-формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы;
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
договариваться друг с другом и т.д.);
-в дискуссии уметь выдвинуть контраргументы;
-учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность
своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Предметные:
-умение различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись,
скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство)
и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- узнает значение слов: художник, палитра, композиция, иллюстрация, аппликация, коллаж,
флористика, гончар;
- узнавать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
-умение различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их
эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками;
использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой
деятельности;
основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;
- понимать эмоциональное значение тёплых и холодных тонов;
- распознавать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной
вещи;
- знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;
- организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, красками, палитрой;
ножницами;
- умение передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;
- умение составлять композиции с учётом замысла;
- умение конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания,
сгибания;
- умение конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;
- умение конструировать из природных материалов;
- умение пользоваться простейшими приёмами лепки.
По окончании изучения предмета «Изобразительное искусство» учащийся научится
(получит возможность научиться):

усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в
объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и
пространстве; украшение или декоративная деятельность с использованием различных
художественных материалов;
-участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные
художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства:
живопись, графика, скульптура, дизайн, декоративно-прикладные и народные формы
искусства;
- развивать фантазию, воображение;
-приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства;
- научиться анализировать произведения искусства;
- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и
животных;
- приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение
эмоционального состояния, своего отношения в творческой художественной деятельности и
при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей.
Итоговый контроль
Организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы,
ощутить самореализацию своего творчества радость успеха через защиту проектов.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных
и друзей, могут применяться в оформлении школы.
3. Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и
зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача
общего

через

единичное.

Отражение

в

произведениях

пластических

искусств

общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и
обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия.
Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления
о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору).
Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные
музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и
мирового искусства.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д.
Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве:
основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и
характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи.
Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа.
Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания
выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание
формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и
животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного
конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы
работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин —
раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание).
Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и
моделирования в жизни человека.
Декоративно­прикладное искусство. Истоки декоративно­прикладного искусства и его роль в
жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).
Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской
красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в
народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение
ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия:
горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Понятия: линия горизонта,
ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и
высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Главное и
второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой
и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные
возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью
цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и
художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы,
человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве.
Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы.
Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма.
Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий,
пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке.
Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их
характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года,
суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Использование различных художественных
материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства,
изображающих природу.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов
России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища,
предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре.
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.
Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ
современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и
художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие

чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д.
Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных
художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и
выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального
окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений
и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие

в

различных

видах

художественно­конструкторской

изобразительной,

деятельности.

Освоение

декоративно­прикладной
основ

рисунка,

и

живописи,

скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Овладение основами художественной
грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание
моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками
лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, художественном конструировании.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке,
живописи, аппликации, художественном конструировании. Передача настроения в творческой
работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма,
фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных
техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной
мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши,
карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного
искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое планирование
Наименование разделов

Кол-во

(всего часов)

часов

1

Истоки родного искусства

9

2

Древние города нашей земли

8

3

Каждый народ – художник

11

4

Искусство объединяет народы

6

№ п/п

Итого

34 часа
4. Календарно - тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата

Дата

проведения

проведения

(планируемая)

(фактическая)

Раздел «Истоки родного искусства» - 8 ч.
1-2/1-2

Осенний вернисаж. Пейзаж родной земли.

3-4/3-4

Деревня - деревянный мир

5-6/5-6

Красота человека

7-8/7-8

Народные праздники.
Обобщение «Истоки родного искусства»
Раздел «Древние города нашей земли» - 7 ч.

9/1

Родной угол

10/2

Древние соборы

11/3

Города Русской земли

12/4

Древнерусские воины - защитники

13/5

Новгород, Псков, Владимир, Суздаль,
Москва

14/6

Узорочье теремов.

15/7

Пир в теремных палатах. Обобщение
«Древние города нашей земли».
Раздел «Каждый народ – художник» - 11 ч.

16-17/1-2

Страна восходящего солнца

18-19/3-4

Народы гор и степей

20/5
21-23/6-8

Города в пустыне
Древняя Эллада. Древнегреческая
архитектура.
Олимпийские игры в Древней Греции

24-25/9-

Европейские города Средневековья

10
26/11

Многообразие художественных культур в
мире. Обобщение «Каждый народ –
художник»
Раздел «Искусство объединяет народы» - 8 ч.

27-28/1-2

Материнство

29/3

Мудрость старости.

30/4

Сопереживание – великая тема искусства

31/5

Герои, борцы и защитники

32/6

Юность и надежды

33/7

. Обобщение по теме «Искусство объединяет
народы»

34/8

Каждый народ – художник. Обобщающий
урок

5. Список литературы
Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2008. –
232 с. – (Стандарты второго поколения).
Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы/ Под руководством Б. М.
Неменского./ Неменский Б. М.-М., 2007.
Неменский Б. М., Неменская Л. А., Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: 1-4 кл.:
методическое пособие./ Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Е. И. Коротеева – М., 2008.
Неменская Л. А. Изобразительное искусство: каждый народ – художник: учеб для 4 кл. нач.
шк. / Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2009.

Л.Ю. Бушкова Изобразительное искусство. 4 класс: поурочные планы .-М.: «Вако» - 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».