Школьный театр_2025

2

Пояснительная записка
Программа спроектирована в соответствии с современными требованиями и нормативными документами
1. Федеральный закон от 29.12.2012 Nº 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Ф3).
2. Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 Nº 295-Ф3 «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральный закон Российской Федерации от 24.07.1998 Nº 124-Ф3 «Об основных гарантиях
прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4.Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. Nº 678-p.
5. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 Nº 474 «O национальных целях развития
Российской Федерации на период до 2030 года».
6. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 Nº 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных
ценностей».
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. Nº 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. Nº 2 «Об
утверждении санитарных правил и норм».
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 Nº 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
10. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 Nº 298
«Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и
взрослых».
11. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27 июля 2022 г. Nº 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
12. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 Nº 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей».
13. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5
августа 2020 г. Nº 882/391 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ».
14. Письмо Минобрнауки России Nº 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с
«Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ
(включая разноуровневые программы)».
15. Письмо Минобрнауки России от 28.08.2015 Nº АК-2563/05 «О методических рекомендациях»
(вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
16. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 Nº АБ-3924/06 «О
направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями «Создание
современного инклюзивного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской Федерации»).
3

17. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 Nº ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий».
18. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
30.03.2018 Nº 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории Свердловской
области на период до 2035 года».
19. Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от
29.06.2023 Nº 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания государственной
услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных программ в соответствиях
с социальным сертификатом».Актуальность программы заключается в предоставлении учащимся
спектра возможностей по реализации их интересов и способностей, по их успешной социализации в
современном обществе и повышении уровня их общей культуры и эрудиции. Театральная деятельность развивает творческие способности, помогает самовыражению и самореализации личности, а
также служит средством снятия психологического напряжения, сохранения эмоционального здоровья
учащихся. Поскольку театр сочетает возможности нескольких видов искусств (музыка, живопись, танец, литература), он обладает огромной силой воздействия на духовно-нравственный мир учащихся.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что основной педагогический
подход, на который она ориентируется, соответствует ценностям дополнительного образования и современному пониманию воспитания как деятельности, базирующейся на саморазвитии учащегося и
его педагогической поддержке. Такой подход может быть реализован наиболее полно именно в системе дополнительного образования детей и взрослых, потому что эта система изначально ориентирована на собственный выбор учащимся видов и форм деятельности, на формирование его собственных представлений о мире его личности. Исходя из этого, программа предусматривает такие цели и
способы ее реализации, которые способствуют созданию условий наибольшего благоприятствования
для развития личности каждого учащегося, создают ему социальную ситуацию развития, среду общения, поле деятельности.
Отличительные особенности программы заключаются в том, что учебно-воспитательный процесс
осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре. Эти направления переплетаются и взаимно дополняют друг друга, что способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания учащихся. Полученные знания позволят ученикам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Программа ориентирована на удовлетворение общественной потребности в художественном образовании в системе
учреждений дополнительного образования с массовым контингентом обучающихся, в развитии коммуникативной и эмоциональной сферы личности учащихся, содействии социализации и способности
к сотрудничеству в продуктивной деятельности, выявлении и развитии творческих способностей
школьников.
Адресатом программы являются учащиеся в возрасте 8-12 лет. На освоение программы принимаются все желающие в соответствии с принципами добровольности и свободы выбора без предъявления требований к уровню их образования и отборочных процедур. Зачисление учащихся осуществляется в течение учебного периода, отчисление – в связи с окончанием периода освоения программы,
либо по мере возникновения предусмотренных законодательством оснований.
Программа рассчитана на 1 учебный год. Общая продолжительность обучения составляет 72 учебных часа.
4

Программа реализуется по безотметочной системе в очной форме обучения. В период действия карантина/ограничительного режима – в дистанционной или очно-дистанционной форме.
Основной формой организации обучения является учебное занятие. Организационной формой
учебных занятий в очной форме обучения являются аудиторные групповые занятия. Программа
предусматривает проведение традиционных занятий, практических в виде репетиций, подготовки миниатюр, спектаклей и театральных игр, обобщающих занятий, праздников.
В дистанционной форме обучения с учащимися, имеющими выход в интернет, формами организации учебного занятия являются веб-занятия, участие в конкурсных мероприятиях и т.п. как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием учащихся и педагога, с учащимися, не имеющими доступа к сети интернет – индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях по согласованной форме связи. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является
сочетание очных учебных занятий и веб-занятий, или индивидуальных заданий на бумажном или
электронном носителях.
В очной форме обучения занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 40 минут. В дистанционной форме веб-занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу
продолжительностью 30 минут. Учащиеся, не имеющие доступа к сети интернет, получают индивидуальные задания на бумажном или электронном носителях и предоставляют результаты работы в
установленные педагогом сроки по определенной форме связи.
Цель и задачи программы
Целью программы является развитие творческих способностей и эмоционально-личностной сферы
учащихся, овладение навыками общения посредством театрального искусства.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
Личностные:
 активно сотрудничать с педагогом и сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;
 формировать организационно-волевые качества: волю, целеустремленность, трудолюбие, дисциплинированность, терпение, усидчивость, аккуратность;
 усвоить основные правила поведения в коллективе (творческом объединении);
 в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе суждения).
 оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений;
 принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Метапредметные:
 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;
 учиться планировать практическую деятельность на занятиях;
 развивать интерес к познавательно-творческой деятельности;
 корректировать свои действия в процессе выполнения работы;
 устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметные:
образовательные:
 познакомить учащихся с различными видами театров;
 приобщить учащихся к театральной культуре, обогатить их театральный опыт;
 формировать умение свободно чувствовать себя на сцене;
 учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
развивающие:
5

Развивать у учащихся:
 интерес к театрализованной игре, желание попробовать себя в разных ролях;
 умение выстраивать линию поведения в роли, используя атрибуты, детали костюмов, маски;
 интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
 желание выступать перед родителями;
 умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной творческой задачей,
умение контролировать и оценивать свои действия;
 психические процессы: память, восприятие, внимание, мышление, фантазию, воображение.
воспитательные:
Воспитывать:
 артистические качества, способствовать раскрытию творческого потенциала;
 аккуратность, старательность;
 коммуникативные способности;
 эмоциональную отзывчивость и культуру поведения.

Учебный план
Наименование темы
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество часов
всего теория практика
1
1

Вводное занятие
Театр: история, виды, театральные этюды

12

1

11

Дикция и артикуляция

16

1

15

Актерское мастерство

20

1

19

Постановка спектаклей
Итоговое занятие

22
1
72

-

22
1
69

Итого

3

Формы
контроля
беседа
устный опрос,
наблюдение
устный опрос,
наблюдение
устный опрос,
наблюдение
наблюдение
наблюдение

Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 час)
Оценка готовности учащихся к освоению программы стартового уровня (определение способности и
уровня имеющихся у конкретного учащегося знаний и необходимости индивидуальной работы для
успешного ее освоения).
Театр: история, виды, театральные этюды (12часов)
Теория: История театра, виды театра. Актерское мастерство, театральный этюд, средства театральной
выразительности.
Практика: Подвижные игры, творческие импровизации под музыку (образы животных, птиц, механизмов). Игры и упражнения на память физических действий, двигательную фантазию, свободу и
6

контроль движений. Упражнения на снятие телесных зажимов. Игры и упражнения на развитие и
удержание произвольного внимания, на развитие фантазии, речевой свободы. Театральные этюды на
заданные темы.
Дикция и артикуляция (16 часа)
Теория: Дикция, артикуляция, сценическая речь.
Практика: Игры-подражания звукам и голосам природы. Артикуляционные упражнения с использованием звукоподражательных элементов, шумовых звуков. Упражнения на освоение средств выразительности (сказать, спеть, показать одно и то же медленно или быстро, громко или тихо, связно или
отрывисто, разным тембром голоса и т.д.) Артикуляционная гимнастика, выполнение упражнений на
дыхание, дикцию, подачу звука, всестороннее развитие голосового аппарата. Тренировка сложных
звукосочетаний, скороговорки. Выразительное чтение стихотворений. Тематические миниатюры.
Актерское мастерство (20 часов)
Теория: Импровизация, пантомима. Взаимодействие участников спектакля на сцене. Костюмы, грим,
декорации.
Практика: Игры, импровизации с различными словесными действиями. Сочетания одного действия с
разными текстами и одного текста с разными действиями. Упражнения на органичное сосуществование на сцене вдвоем, втроем; на развитие воображения, скорости реакции, навыка совместной слаженной работы. Отработка вариантов: одновременное действие и действие друг с другом. Импровизации, «досочинение своей роли» в логике, заданной другим человеком. Бытовые сценки и коммуникативные ситуации. Чтение басен по ролям, смена ролей. Инсценировки басен по законам разных театральных жанров. Игры на развитие фантазии, речевой свободы. Этюды, миниатюры.
Постановка спектаклей 22 часа)
Практика: Этюдная работа по предлагаемым обстоятельствам. Выбор репертуара. Подготовка к
праздникам. Разбор выбранного драматургического материала. Читка по ролям, репетиции, изготовление костюмов и декораций.
Итоговое занятие (1 час)

№

Число,
месяц
1. 1
2. 2
3. 3
4. 4
5. 5
6. 6
7. 7
8. 8

Календарный учебный график
КолФорма
Место
во
занятия
проведения
часов
1
аудиторное,
учебный
Вводное занятие
групповое
кабинет
История театра. Виды театра
1
аудиторное,
учебный
групповое
кабинет
Актерское мастерство.
1
аудиторное,
учебный
Импровизации под музыку
групповое
кабинет
Упражнения на снятие телесных
1
аудиторное,
учебный
зажимов
групповое
кабинет
Упражнения «Не скажем, а
1
аудиторное,
учебный
покажем»
групповое
кабинет
Упражнения на внимание
1
аудиторное,
учебный
групповое
кабинет
Театральные игры. «Угадай
1
аудиторное,
учебный
персонажа»
групповое
кабинет
Театральные игры. «С миру по
1
аудиторное,
учебный
Тема занятия

7

Форма
контроля
устный опрос
устный опрос
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

9. 9
10. 1
0
11. 1
1
12. 1
2
13.
14.

букве»
Театральные игры. «Замри»,
«Зеркало»
Импровизации: действия с
различными предметами
Импровизации в предложенных
обстоятельствах
Этюд. Этюдная работа на
заданные темы
Упражнения на освоение средств
выразительности
Упражнения на дыхание

1
1
1
1
1
1
1

17.

Сложные звукосочетания,
скороговорки
Выразительное чтение
стихотворений
Декламация наизусть, жесты

18.

Выбор репертуара

1

19.

Разбор выбранного
драматургического материала
Выбор репертуара

1

Разбор выбранного
драматургического материала
Читка по ролям

1

1

27.

Этюдная работа по
взаимоотношениям между
персонажами
Читка по ролям с движениями на
сцене
Изготовление реквизита и
костюмов
Репетиция с музыкальным
сопровождением
Генеральная репетиция

28.

Показ спектакля

1

29.

Пантомима. Тематические этюды

1

30.

Тематические миниатюры

1

15.
16.

20.
21.
22.
23.

24.
25.
26.

1
1

1

1

1
1
1
1

8

групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
актовый зал

наблюдение

учебный
кабинет
учебный
кабинет

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение

31.

Игры на развитие фантазии

1

32.

Выбор репертуара

1

33.

Разбор выбранного
драматургического материала
Читка по ролям

1

1

39.

Этюдная работа по
взаимоотношениям между
персонажами
Читка по ролям с движениями на
сцене
Изготовление реквизита и
костюмов
Репетиция с музыкальным
сопровождением
Генеральная репетиция

40.

Показ спектакля

1

41.

Разбор выбранного
драматургического материала
Читка по ролям

1

1

47.

Этюдная работа по
взаимоотношениям между
персонажами
Читка по ролям с движениями на
сцене
Изготовление реквизита и
костюмов
Репетиция с музыкальным
сопровождением
Генеральная репетиция

48.

Показ спектакля

1

49.

Этюды на заданную тему

1

50.

Выбор репертуара

1

51.

Разбор выбранного
драматургического материала
Читка по ролям

1

34.
35.

36.
37.
38.

42.
43.

44.
45.
46.

52.

1

1
1
1
1

1

1
1
1
1

1
9

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет

наблюдение

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
актовый зал

наблюдение

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет

наблюдение

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
актовый зал

наблюдение

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение

53.

Читка по ролям

1

54.

1

58.

Этюдная работа по
взаимоотношениям между
персонажами
Читка по ролям с движениями на
сцене
Изготовление реквизита и
костюмов
Репетиция с музыкальным
сопровождением
Генеральная репетиция

59.

Показ спектакля

1

60.

Тематические миниатюры

1

61.

Тематические пантомимы

1

62.

Выбор репертуара

1

63.

Разбор выбранного
драматургического материала
Читка по ролям

1

1

70.

Этюдная работа по
взаимоотношениям между
персонажами
Читка по ролям с движениями на
сцене
Изготовление реквизита и
костюмов
Изготовление реквизита и
костюмов
Репетиция с музыкальным
сопровождением
Генеральная репетиция

71.

Показ спектакля

1

72.

Итоговое занятие

1

55.
56.
57.

64.
65.

66.
67.
68.
69.

1
1
1
1

1

1
1
1
1
1

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет

наблюдение

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
актовый зал

наблюдение

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет

наблюдение

аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое
аудиторное,
групповое

учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
учебный
кабинет
актовый зал

наблюдение

учебный
кабинет

наблюдение

Планируемые результаты
Личностными результатами изучения является формирование следующих умений:

10

наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение
наблюдение

активно сотрудничать с педагогом и сверстниками в процессе образовательной и творческой деятельности;
 усвоить основные правила поведения в коллективе (творческом объединении).
 в предложенных ситуациях, опираясь на простые правила поведения, делать выбор, какое мнение принять (свое или другое, высказанное в ходе суждения).
 оценивать жизненные ситуации (поступки, события) с точки зрения своих ощущений;
 принимать чужие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
Метапредметными результатами изучения является формирование учебных действий:
 с помощью учителя объяснять выбор наиболее подходящих ролей;
 учиться планировать практическую деятельность на занятиях;
 развивать интерес к познавательно-творческой деятельности;
 уметь корректировать свои действия в процессе выполнения работы;
 уметь устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Предметными результатами изучения является формирование следующих знаний и умений:
 уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей;
 уметь использовать известные средства художественной выразительности в создании того или иного
театрального образа.
 знать основы театрального искусства;
 знать основные правила постановки спектаклей;
 владеть навыками правильного произношения и культурой речи;
 владеть основными приемами передачи образов с помощью вербальной и невербальной стороны речи;
 уметь использовать театральные предметы по назначению;
 уметь пользоваться профессиональными понятиями и терминами;
 активно проявлять своих индивидуальные способности в оформлении декораций, в музыкальном
оформлении спектакля;
 уметь работать в команде, полностью отвечая за качество процесса и результат своей собственной деятельности;
 знать и соблюдать основы безопасной работы при проведении постановок спектаклей.


Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Количество учебных недель – 36 недель.
Количество учебных дней – 72 учебных дня.
. Условия реализации программы
Для соблюдения условий реализации программы и достижения заявленных результатов ее освоения необходимы:
материально-техническое обеспечение:
 кабинет, рассчитанный на 10 человек;
 репетиционный зал (сцена);
 столы учебные;
 стулья ученические;
 музыкальный центр, ноутбук;
 костюмы, маски, реквизит.
11

дидактическое обеспечение:
 методические, наглядные и мультимедийные материалы;
 тексты спектаклей, выбранных для постановки;
 аудиозаписи, формат MP3;
 записи выступлений, спектаклей;
 доступ к фондам районной и поселковой библиотек;
 доступ к информационно-коммуникационным сетям.
кадровое обеспечение:
 педагог дополнительного образования, обладающий уровнем образования и квалификации, предусмотренными кодом А, обозначенным в таблице п.2 (описание трудовых функций) Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
Формы аттестации
Аттестация учащихся осуществляется в виде:
стартовой диагностики, проводимой на вводном занятии в форме беседы. Стартовая диагностика
позволяет определить способности конкретного учащегося к усвоению программы, выявить уровень
имеющихся у него знаний, необходимых для успешного усвоения программы, и при необходимости
разработать план организации индивидуальной работы с ним для успешного освоения им программы
с учетом его возрастных, психологических и физиологических особенностей.
 текущей оценки, объектом которой являются результаты освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему. В очной форме обучения она проводится
в процессе каждого учебного занятия в форме беседы, устного опроса, анализа деятельности,
наблюдения и других. В дистанционной форме обучения – по предъявлении учащимися результатов
их самостоятельной работы (видеоотчета, проекта, участия и результатов участия в онлайн конкурсных мероприятиях и т.п.) в установленные педагогом сроки. В очно-дистанционной форме обучения
текущая оценка проводится в сочетании оценки результатов освоения учащимися изученного учебного материала и сформированности учебных умений по нему в процессе каждого учебного занятия с
оценкой результатов самостоятельной работы в установленные сроки. Текущая оценка позволяет актуализировать у учащихся полученные ранее знания, оценить уровень освоения ими изученного
учебного материала и сформированности предметных учебных умений и при необходимости провести корректировку методик проведения учебных занятий и организовать индивидуальную работу с
ними для полного освоения ими программного материала.
 итоговой оценки, проводимой педагогом в конце учебного года без специально отведенного времени по методике Кленовой Н.В. и Буйловой Л.Н., изложенной ими в работе «Методика определения
результатов образовательной деятельности детей» и адаптированной к условиям школы. Полученные
результаты свидетельствуют об успешности/неуспешности освоения данным учащимся программы.
При этом неудовлетворительные результаты освоения учащимся программы не влекут по отношению
к нему каких-либо ограничительных действий.


Оценочные материалы
Методика
определения результатов образовательной деятельности учащихся
Данная методика позволяет определить уровень соответствия усвоенного материала и сформированности учебных умений предъявляемым программой требованиям.
12

Параметрами итоговой оценки результатов реализации программы являются показатели (оцениваемые параметры), критерии к показателям, уровни выраженности у учащегося оцениваемого качества.
Показатели (оцениваемые параметры) фиксируют критерии оценки – те требования, которые
предъявляются к учащемуся в процессе освоения им программы. Содержание показателей составляет
заложенные в программу ожидаемые результаты, являющиеся неким «стандартом» в выявлении реальных достижений учащихся по итогам учебного года. Совокупность измеряемых показателей разделена на группы: теоретическая подготовка учащегося, практическая подготовка учащегося, творческая активность учащегося, общеучебные умения учащегося.
Критерии содержат совокупность признаков, на основании которых дается оценка искомых показателей и устанавливается степень соответствия реальных предметных знаний и учебных умений
учащегося тем требованиям, которые заданы программой.
Степень выраженности оцениваемого качества включает перечень возможных уровней освоения
учащимся программного материала и общеучебных умений — от минимального до максимального.
Каждому уровню дается краткое описание в содержательном аспекте. Выделенные уровни обозначены соответствующими тестовыми баллами.
Для каждого из оцениваемых показателей определен тот способ, с помощью которого педагог
определяет соответствие результатов обучения учащегося программным требованиям.
Показатели
Степень выраженности у учащегося оцениваемо- Количе- Методы
(оцениваемые
Критерии
го качества
ство диагноспараметры)
баллов
тики
I. Теоретическая подготовка:
1. Теоретиче- Соответствие  минимальный уровень (овладел менее чем 1/2
1
наблюские знания
теоретических объема знаний, предусмотренных программой);
дение
(по разделам знаний про средний уровень (объем усвоенных знаний соучебного пла- граммным
ставляет более 1/2);
2-5
на)
требованиям  максимальный уровень (освоил практически
весь объѐм предусмотренных программой знаний) 6-10
2. Владение
Осмыслен минимальный уровень (избегает употреблять
1
наблюспециальной ность и праспециальные термины)
дение
терминологией вильность ис-  средний уровень (сочетает специальную терми2-5
пользования нологию с бытовой)
специальной  максимальный уровень (употребляет осознанно
6-10
терминологии и в полном соответствии с их содержанием)
II. Практическая подготовка:
1.Учебные
Соответствие  минимальный уровень (овладел менее чем 1/2
1
наблюумения, преду- учебных
предусмотренных умений)
дение
смотренные
умений
 средний уровень (объѐм усвоенных умений со2-5
программой
программным ставляет более 1/2)
(по разделам требованиям  максимальный уровень (овладел практически
6-10
учебного плавсеми умениями, предусмотренными программой)
на)

13

2.Владение
специальным
оборудованием
и оснащением
3.Творческие
навыки

Уровень использования
специального
оборудования
и оснащения
Креативность
в выполнении
практических
заданий

минимальный уровень умений (испытывает серьѐзные затруднения)
 средний уровень (работает с помощью педагога)
 максимальный уровень (работает самостоятельно, не испытывает трудностей)
 начальный (элементарный) уровень развития
креативности (выполняет лишь простейшие задания педагога)
 репродуктивный уровень (выполняет задания в
основном на основе образца)
 творческий уровень (выполняет задания с элементами творчества)


1
2-5
6-10
1

наблюдение

2-5
6-10

III. Общеучебные умения:
1. Учебно-интеллектуальные умения:
1.1 Умение
Самостоятель-  минимальный уровень умений (испытывает серь1
использовать ность в исѐзные затруднения, нуждается в постоянной подополнительну пользовании мощи и контроле педагога)
ю литературу дополнитель-  средний уровень (работает с помощью педагога)
2-5
ной литерату-  максимальный уровень (самостоятельно, не ис6-10
ры
пытывает особых трудностей)
1.2. Умение
Самостоя минимальный уровень умений (испытывает се1
давать доказа- тельность в
рьѐзные затруднения, нуждается в постоянной потельные ответы подготовке
мощи и контроле педагога)
на вопросы
доказательных  средний уровень (выполняет с помощью педаго2-5
разделов учеб- ответов на
га)
ного плана
вопросы раз-  максимальный уровень (выполняет самостоя6–10
программы
делов учебно- тельно, не испытывает трудностей)
го плана
2. Учебно-коммуникативные умения:
2.1.Умение
Адекватность  минимальный уровень умений (испытывает серь1
слушать и
восприятия
ѐзные затруднения, нуждается в постоянной послышать педа- информации, мощи педагога)
гога
идущей от
 средний уровень (воспринимает с помощью пе2-5
педагога
дагога)
 максимальный уровень (не испытывает особых
6–10
трудностей)
2.2.Умение
Свобода вла-  минимальный уровень умений (испытывает серь1
выступать
дения и пода- ѐзные затруднения, нуждается в постоянной поперед
чи учащимся мощи педагога)
аудиторией
подготовлен-  средний уровень (осуществляет с помощью пе2-5
ной информа- дагога)
ции
 максимальный уровень (осуществляет самостоя- 6–10
тельно, не испытывает особых трудностей)
3. Учебно-организационные умения:
14

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

наблюдение

3.1. Умение
организовать
свое рабочее
(учебное) место

Способность
самостоятельно готовить
рабочее место
к деятельности
и убирать его
за собой
3.2. Умение
Соответствие
соблюдать в
реальных умепроцессе дея- ний соблюдетельности пра- ния правил
вила безопас- безопасности
ности
программным
требованиям
3.3. Умение
Аккуратность
аккуратно вы- и ответственполнять работу ность в работе

минимальный уровень умений (готовит и убира1
ет при постоянной помощи и контроле педагога)
 средний уровень (готовит и убирает с помощью
2-5
педагога)
 максимальный уровень (самостоятельно готовит 6–10
и убирает)


наблюдение

минимальный уровень умений (овладел менее
1
наблюдечем ½ объѐма умений, нуждается в постоянной
ние
помощи и контроле педагога)
 средний уровень (реальные умения в основном
2-5
соответствуют программным требованиям)
 максимальный уровень (реальные умения соот6–10
ветствуют программным требованиям)
 минимальный уровень (овладел менее чем ½
1
наблюдеобъѐма умений)
ние
 средний уровень (объѐм усвоенных умений со2-5
ставляет более 1/2)
 максимальный уровень (освоил практически весь 6-10
объѐм умений)
Документальное оформление результатов на каждого учащегося осуществляется в Карточке учета
результатов образовательной деятельности учащихся:
Теоретическая подготовка
Практическая подготовка
Соответствие
Осмысленность и
Соответствие Владение спе- Креативность
Список
теоретических правильность исполь- учебных умений циальным обо- в выполнении
учащихся знаний программ- зования специальной программным рудованием и практических
ным требованиям
терминологии
требованиям
оснащением
заданий


Общеучебные умения
Самостоя- Самостоятель- Адекват- Свобода Способность СоответствиеАккуратСписок тельность ность в подготов- ность
подачи
самостоя- реальных уме- ность и
учащихся в использо- ке доказательных восприя- подго- тельно гото- ний соблюде- ответвании до- ответов на вопро- тия ин- товлен- вить свое ра- ния правил
ственполнитель- сы основных раз- формации, ной ин- бочее место и безопасности ность в
ной лите- делов учебного идущей от форма- убирать его программным работе
ратуры плана программы педагога
ции
за собой
требования
Общие результаты освоения дополнительной программы подводятся по следующим показателям:
Всего учащихся, осваивающих дополнительную программу –
из них достигли:
 максимальный уровень – 61 – 120 баллов
 средний уровень – 24 – 60 баллов
 минимальный уровень – до 23 баллов включительно.
Методические материалы
15

Программа реализуется в очной форме обучения. Формами занятий являются групповые
аудиторные учебные занятия комплексного характера, включающие практическую работу с элементами теоретической. В очно-дистанционной форме обучения организационной формой является
сочетание очных индивидуальных теоретических и практических учебных занятий в аудиторной и
внеаудиторной форме и веб-занятий как с синхронным, так и асинхронным взаимодействием
учащихся и педагога, или индивидуальных заданий на бумажном или электронном носителях.
Методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности являются:
 перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
 словесные (рассказ, беседа, устное изложение, объяснение, анализ текста, ситуации общения и
др.);
 наглядные
(демонстрация, показ видеоматериалов, иллюстраций, приемов исполне-ния,
наблюдение и т.д.);
 практические (упражнения, выполнение заданий);
 логические, т.е. организация и осуществление логических операций (аналогии и др.);
 гностические (репродуктивные);
 самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с текстами и пр.).
По форме проведения занятия подразделяются на следующие типы:
1) занятие-прослушивание
 при наборе в театральный коллектив;
 для периодической оценки индивидуального темпа развития исполнительских и творческих навыков обучающихся;
 для работы с исполнителями главных ролей;
2) занятие, направленное на развитие комплекса сценических умений и навыков (актерские этюды и упражнения, импровизации; разучивание ролей);
3) творческая проектная деятельность (создание декораций, костюмов, реквизита; реклама и PR
коллектива в целом, конкретной постановки; работа над режиссерским замыслом спектакля; популяризация театрального искусства среди сверстников);
4) репетиционно-постановочный процесс: работа над фрагментами спектакля, групповая (по ролям) и коллективная работа, постановка мизансцен;
5) сводная репетиция, прогон спектакля;
6) сценический показ: спектакль, представление, концерт;
7) просмотр видеоспектаклей; обсуждение, анализ событий театральной жизни.
Указанный перечень типов занятий не является исчерпывающим и может быть дополнен, скомбинирован с другими элементами и формами по выбору учителя.
Педагогические технологии: словесные, работа с информацией, методы примера, методы познавательной деятельности, методы эмоционального воздействия, стимулирования личностной значимости
учения.
Дидактические материалы: раздаточные материалы, иллюстрации, тесты, викторины, тексты спектаклей.
Алгоритм учебного занятия:
1 этап – организация (подготовка к занятию, подготовка рабочего места, настройка учащихся на продуктивную деятельность, объявление темы занятия и постановка учебных
задач);
2 этап – теоретическая часть (изложение нового материала, устное описание объекта практической
работы, объяснение терминов по теме занятия, описание и показ технических приемов выполнения
практической работы и их последовательности, техника безопасности);
16

3 этап – практическая часть (разделение практики на определенные этапы, подбор специальной литературы, раздаточного материала, распределение работы среди учащихся при коллективной или групповой деятельности, практическая работа, контроль, помощь и консультация педагога);
4 этап – окончание занятия (подведение итогов, закрепление изученного материала, уборка рабочего
места).
Список литературы
для педагога:
1. Гончарова Т.Е. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Школьный
театр».
[Электронный
ресурс]:сайт.
–
Электрон.
дан.
–
Режим
доступа:
http://sch7uz.mskobr.ru/files/shkol_nyj_teatr.pdf
2. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. [Текст] / Г. Калинина. – М.: Яуза-пресс, Эксмо, Лепта Книга, 2007. – 512 с.: илл.
3. Панкова М.В. Методическое пособие для театральных студий «Театральная игра». [Электронный
ресурс]:сайт. – Электрон. дан. – Режим доступа:
https://ya-odarennost.ru/publikacii-pedagogov/669-metodicheskie-razrabotki/23707.html
4. Театр детей. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов.
Под редакцией Никитиной А. Б. [Электронный ресурс] / текстовые данные (1,98 Мб). – 2016.
5. Хлопотина Л.П. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школьный
театр» [Электронный ресурс] / текстовые данные (672 Кб). – 2023.
6. Шутова Н.Ю. Театральные игры. Методическое пособие [Электронный ресурс] / текстовые данные
(352 Кб). – 2018.
для учащихся:
1. Аннушкин В.И. Техника речи. Учебное пособие [Электронный ресурс] / текстовые данные (186
Кб). – 2015.
2. Генералова И. А. Театр. 4 класс: тетрадь для внеурочной деятельности [Текст] / И. Генералова. –
Издательство Ольги Кузнецовой, 2023. – 52 с.
3. Читаем, учимся, играем. Журнал-сборник сценариев для библиотек и школ. – Москва: Либереябиблиопринт.
Интернет-ресурсы
Драматешка: https://dramateshka.ru/
Проза.ру: https://proza.ru/
Олеся
Емельянова:
https://web.archive.org/web/20200901034911/https://www.olesyaemelyanova.ru/index-piesy-sort-po-vremeni.html
Примерный репертуарный список
«Сказки-изобреталки от кота Потряскина» А. Гин
«Кто сказал мяу» В. Сутеев
«Яблонька желаний» А. Котляр
Басни. И. Крылов
«Перепутанные сказки» М. Икрамова
«Блеск серебристой звезды» Л. Казарновский
«Откуда берутся сказки» А. Богачева
«Вредная Настя» А. Володарский
«Вовка в Тридевятом царстве» В. Гроссман
17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».