ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса «Подвижные игры» для 1 классов, разработана в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной
программе начального общего образования.
Цель программы: создание условий для физического развития детей, формирование
личности ребёнка средствами подвижных игр через включение их в совместную
деятельность.
Задачи программы:
- активизировать двигательную активность младших школьников во внеурочное
время;
- познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать
их при организации досуга;
- формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить
подводящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;
- создавать условия для проявления чувства коллективизма.
Воспитательный потенциал курса учебной деятельности реализуется через:
- вовлечение школьников в интересную и полезную для них деятельность, которая
предоставит им возможность самореализоваться с ней, приобрести социально
значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально
значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование к кружкам, секциях, клубах, студиях и т.п., детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными
эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определённые
социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях школьников с ярко выраженной лидерской
позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально
значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления.
Программа курса предназначена для реализации в 1классе начальной школы и
рассчитана на 33 часа.
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по
своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учётом возрастных особенностей
младших школьников, для занятий используются подвижные игры, наиболее
распространённые в детской среде, а также предусмотрен блок народных игр.
Содержание учебного курса.
Введение. Правила безопасности и профилактика травматизма (1 час). Вводный
инструктаж по технике безопасности на занятиях внеурочной деятельностью.
Значение подвижных игр для здорового образа жизни.
Игры с бегом (общеразвивающие игры, спортивные часы) (4часа). Комплекс
упражнений ОРУ на месте. Игры «Фогуры», « Волки, зайцы, лисы», «Медведь и
пчёлы», «Третий лишний». Комплекс упражнений ОРУ в движении. Игры « У
медведя во бору», «Весёлые ракеты», «Краски», «Белые медведи». Комплекс
упражнений с предметами. Игры «Салки», «Шишки, жёлуди, орехи», «Удержи
обруч», «Пустое место». Комплекс упражнений в круге. Игры «Отгадай, чей голос?»,
«Караси и Щуки», « Гуси-лебеди».
Игры с мячом (5часов). История возникновения игр с мячом. Совершенствование
координации движений. Перекаты мяча. Комплекс ОРУ с мячом «Мячик». Игра «Мяч
по полу», «Гусеница», «Перестрелка». Развитие глазомера и чувства расстояния.
Передача мяча. Метание мяча «Кто меткий?» Игра «Метко в цель». Игра «Бегуны и
2
метатели», «Перестрелка». Укрепление основных мышечных групп; мышц рук и
плечевого пояса. Игра «Передача мяча в колоннах». Игра «Гонка мячей»,
«Перестрелка». Обучение бросанию, метанию и ловле мяча в игре. Броски и ловля
мяча. Игра «Мяч соседу». Игра «подвижная цель», «Перестрелка». Укрепление
основных мышечных групп; мышц рук и плечевого пояса, работа с набивными
мячами. Игра «Охотники и утки», « Передал-садись», «Перестрелка».
Игры с прыжками (со скакалкой) (5 часов). Профилактика детского травматизма.
Знакомство с правилами дыхания во время прыжков. Последовательность обучения
прыжкам. Игра «Прыгающие воробышки». Комплекс ОРУ «Скакалочка». Игра
«Петушиные бои». Игра «Кенгуру». Комплекс упражнений с длинной скакалкой
«Верёвочка». Игра «Удочка». Игра «Лягушка и цапля». Комплекс ОРУ со скакалкой
«Лучики». Игра «Выше ножки от земли».
Игры малой подвижности (игры на развитие внимания, для подготовки к строю,
для формировании правильной осанки) (3 часа). Правильная осанка и её значение
для здоровья и хорошей учёбы. Комплекс специальных упражнений «Ровная спина».
Игра «Красный, зелёный». Игра «Альпинисты». Игра» Кто быстрее встанет в круг».
Комплекс упражнений с мешочками. Игра «Разведчики». Игра «Поезд». Игра
«построение в шеренгу». Упражнения для исправления нарушений осанки и
плоскостопия. Игра «Летает-не летает».
Народные игры (6 часов). Народные игры- основы игровой культуры. Роль и место
игры в жизни людей. Разучивание народных игр. Игра «Калин-бан-ба», игра «Чижик»,
игра «Золотые ворота», игра «Чехарда».
Зимние забавы (5 часов). Закаливание и его влияние на организм. Первая помощь
при обморожении. Игра «Скатывание шаров», игра «Гонки снежных комов».
Комплекс ОФП. Игра «Гонки санок». Комплекс упражнений на координацию. Игра
«Слаломисты». Комплекс ОФП. Игра «Черепахи». Комплекс упражнений на развитие
скорости.
Эстафеты (4часа). Знакомство с правилами проведения эстафет. Эстафеты на
развитие статистического и динамического равновесия. Эстафета с предметами
(мячами, обручами, скакалками). Беговые эстафеты.
Планируемые результаты освоения курса.
Личностными результатами учебного курса по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» является формирование следующих умений:
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
- ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на
себя ответственность;
- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе
конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и
физические ресурсы стрессоустойчивости;
- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами учебного курса по спортивно-оздоровительному
направлению «Подвижные игры» является формирование следующих универсальных
учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- умения планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;
- планирование общей цели и пути её достижения;
- распределение функций и ролей в совместной деятельности;
3
- конструктивное разрешение конфликтов;
- осуществление взаимного контроля;
- оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых
коррективов;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
раелизации;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- адеватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и
других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его
оценки и учёте характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для
создания нового, более совершенного результата.
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию
курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую: предлагать свои правила
игры на основе знакомых игр;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- взаимодействие, ориентация партнёра, сотрудничество и кооперация (в командных
видах игры);
- адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных
коммуникативных задач;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в
общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договориваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметными результатами реализации учебного курса являются физическая
подготовленность и степень совершенства двигательных умений, высокий уровень
развития жизненных сил, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие:
- двигательная подготовленность, как важный компонент здоровья учащихся;
- развитие физических способностей;
- осовение правил здорового и безопасного образа жизни;
- повышение социальной и трудовой активности;
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать
отдых и досуг с использованием средств физической активности;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и
соревнований;
- применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами
в различных изменяющихся вариативных условиях.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведётся на безотметочной основе.
Для эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
4
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
- поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность
обеспечивают положительные результаты;
- представление индивидуальных проектов, самостоятельное проведение игр по своим
правилам;
- косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества
успеваемости по физической культуре.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема занятия
Основное
содержание
Основные
виды деятельности
Количе ЭОР
ство
часов
Раздел 1. Введение. Правила безопасности и профилактика травматизма.
Вводный инструктаж по Инструктаж по руководствуются 1
технике безопасности на ТБ.
Понятие правилами
игр,
занятиях
внеурочной подвижных игр. соблюдают
правила
деятельностью. Значение Здоровый образ безопасности;
подвижных
игр
для жизни и его - узнают значение
здорового образа жизни. значение.
подвижных игр для
здорового
образа
жизни.
Итого по разделу:
1
1.
https://resh.e
du.ru/
Раздел 2. Игры с бегом ( общеразвивающие игры, спортивные часы).
2.
3.
4.
Комплекс
упражнений Общеразвиваю руководствуются 1
ОРУ на месте. Игры щие
правилами
игр,
«Фигуры», «Волки, зайцы, упражнения на соблюдают
правила
лисы»,
«Медведь
и месте.
безопасности;
пчёлы», «Третий лишний».
- организовывают и
Комплекс
упражнений Общеразвиваю проводят совместно со 1
сверстниками
ОРУ в движении. Игры «У щие
медведя
во
бору», упражнения в подвижные игры;
-взаимодействуют со
«Весёлые
ракеты», движении.
сверстниками
с
«Краски»,
«Белые
процесе
игровой
медведи».
Комплекс упражнений с Упражнения с деятельности;
1
используют
предметами.
Игры предметами.
разученные
«Салки»,
«Шишки,
упражнения,
жёлуди, орехи», «Удержи
подвижные игры и
обруч», «Пустое место».
игровые задания в
самостоятельных
занятиях при решении
задач
физической
подготовки;
- применяют правила
подбора одежды для
занятий на открытом
воздухе;
5
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
5.
Комплекс упражнений в Упражнения
круге. Игры «Отгадай чей круге.
голос?», «Караси и щуки»,
«Гуси-лебеди».
Итого по разделу:
в - применяют игровые 1
навыки в жизненных
ситуациях.
https://resh.e
du.ru/
4
Раздел 3. Игры с мячом.
6.
7.
8.
9.
10.
История
возникновения История
- узнают историю 1
игр
с
мячом. возникновения возникновения игр с
Совершенствование
игр с мячом. мячом;
координации движений. Применение
совершенствуют
Перекаты мяча. Комплекс комплекса ОРУ координационные
ОРУ с мячом «Мячик». с
мячом
в движения;
Игра
подвижных
- развивают лоскость,
«Мяч
по
полу», играх.
меткость,
быстроту
"Гусеница".
реакции;
Развитие
глазомера
и Передача
и - развивают глазомер и 1
чувства
расстояния. метание мяча. чувство расстояния;
- украпляют основные
Передача мяча. Метание
группы мышц: мышц
мяча «Кто меткий?». Игра
рук и плечевого пояса;
«Метко в цель», «Бегуны и
- учатся бросанию,
метатели».
метанию и ловле мяча 1
Укрепление
основных Упражнения
мышечных групп: мышц для укрепления в игре;
- взаимодействуют со
рук и плечевого пояса. основных
сверстниками
в
Игра «Передача мяча в мышечных
процессе
совместной
колоннах», «Гонка мячей». групп
с
игровой деятельности;
помощью
подвижных игр. - соблюдают правила
безопасности;
Обучение
бросанию, Боросание,
1
используют
метанию и ловле мяча в метание и лосля
игре. Игра «Мяч соседу», мяча
в подвижные игры для
активного отдыха.
«Подвижная цель».
подвижных
играх.
Укрепление
основных Работа
с
1
мышечных групп; работа с набивными
набивными мячами. Игра мячами.
«Охотники
и
утка»,
«Передал-садись».
Итого по разделу:
5
Раздел 4. Игры с прыжками (со скакалками).
6
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
Профилактика
детского Профилактика - обучаются прыжкам 1
травматизма. Знакомство с детского
и правилам дыхания во
правилами дыхания во травматизма. время прыжков;
время
прыжков. Правила
- соблюдают правила
Последовательность
дыхания.
безопасности;
обучения прыжкам. Игра Обучение
- взаимодействуют со
«Прыгающие воробышки». прыжкам.
сверстниками
в
12.
Комплекс
ОРУ Общеразвиваю процессе совместной 1
игровой деятельности;
«Скакалочка».
Игра щие
«Петушиные
бои», упражнения со - соблюдают правила
безопасности;
«Кенгуру».
скакалкой.
используют 1
13.
Комплекс упражнений с Общеразвиваю подвижные игры для
длинной
скакалкой щие
«Верёвочка».
Игра упражнения в активного отдыха;
осуществляют
«Удочка», «Лягушата и играх с длинной самоконтроль
за
цапля».
скакалкой.
физической нагрузкой
14.
Комплекс
ОРУ
с Общеразвиваю
1
во время занятий;
короткими
скакалками щие
- организовывают и
«Солнышко».
Игра упражнения в
проводят совместно со
«Зеркало».
играх
с
сверстниками
короткой
подвижные игры.
скакалкой.
15.
Комплекс
ОРУ
со Общеразвиваю
1
скакалкой «Лучики». Игра щие
«Выше ножки от земли». упражнения в
играх
со
скакалкой.
Итого по разделу:
5
11.
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
Раздел 5. Игры малой подвижности (игры на развитие внимания, для подготовки к
строю, для формирования правильной осанки).
16.
Правильная осанка и её Упражнения
- изучают понятие 1
https://resh.e
значение для здоровья и для правильной правильной осанки и
du.ru/
хорошей учёбы. Комплекс осанки.
её
значение
для
специальных упражнений
здоровья и хорошей
«Ровная спина». Игра
учёбы;
«Красный,
зелёный»,
организуют
и
«Альпинисты»,
«Кто
проводят совместно со
быстрее встанет в круг».
сверстниками
подвижные игры на 1
17.
Комплекс упражнений с Упражнения
https://resh.e
развитие
внимания,
мешочками.
Игра для правильной
du.ru/
для
подготовки
к
«Разведчики»,
«Поезд», осанки.
строю
и
для
«Построение в шеренгу».
формирования
правильной осанки;
18.
Упражнения
для Специальные - Описывают технику 1
https://resh.e
исправления
нарушений упражнения для игровых действий и
du.ru/
осанки и плоскостопия. исправления
приёмов, осваивают их
Игра «Летает-не летает». нарушений
самостоятельно,
осанки.
выявляют и устраняют
типичные ошибки;
руководствуются
правилами
игр,
7
соблюдают
правила
безопасности;
- используют действия
данных
подвижных
игр
для
своего
здоровья и развития;
осуществляют
самоконтроль
за
физической нагрузкой
во время занятий;
- применяют игровые
навыки в жизненных
ситуациях.
Итого по разделу:
3
Раздел 6. Народные игры.
Народные
игры-основа История
- узнают историю 1
игровой культуры. Роль и возникновения возникновения
место игры в жизни людей. народных игр. народных игр, их роль
Разучивание
народных Разучивание
и место в жизни
игр. Игра «Калин-бан-ба». народной игры. людей;
-изучают и применяют
правила
проведения
игр в процессе игровой
деятельности;
-регулируют эмоции в
процессе
игровой
деятельности;
20.
Разучивание
народных Народная игра -подготовливают
1
игр. Игра «Арам-Шим- «Арам-Шим- площадки
для
Шим».
Шим», правила проведения
и проведение. подвижных
игр
в
21.
Разучивание
народных Народная игра соответствии с их 1
правилами;
игр. Игра «Чижик».
«Чижик»,
учатся
правила
ивзаимодействию
в
проведение.
коллективе;
22.
Разучивание
народных Народная игра
1
- соблюдают правила
игр.
Игра
«Золотые «Золотые
техники безопасности.
ворота».
ворота»,
правила
и
проведение.
23.
Разучивание
народных Народная игра
1
игр. Игра «Бубенцы».
«Бубенцы»,
правила
и
проведение.
24.
Разучивание
народных Народная игра
1
игр. Игра «Чехарда».
«Чехарда»,
правила
и
проведение.
Итого по разделу:
6
19.
8
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
Раздел 7. Зимние забавы.
25.
26.
27.
28.
29.
Закаливание и его влияние Правила первой -узнают о влиянии 1
на
организм.
Первая помощи
при закаливания
на
помощь при обморожении. обморожении. организм;
Игра «Скатывание шаров». Правила
и -изучают
правила
проведение
оказания
первой
зимних игр.
помощи
при
Игра «Гонки снежных Комплекс ОФП. обморожении;
1
комов» Комплекс ОФП.
Правила
и - применяют правила
подбора одежды для
проведение
зимней
игры занятий на открытом
воздухе;
«Гонки
используют
снежных
подвижные игры для
комов».
Игра
«Гонки
санок». Упражнения на активного отдыха;
1
руководствуются
Комплекс упражнений на координацию в игр,
координацию.
игре
«Гонки правилами
соблюдают
правила
санок».
безопасности;
Игра
«Слаломисты». Комплекс ОФП
1
- взаимодействуют со
Комплекс ОФП.
сверстниками
в
процессе совместной
игровой деятельности.
Игра
«Черепахи». Упражнения на
Комплекс упражнений на развитие
развитие быстроты.
быстроты.
Итого по разделу:
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
5
Раздел 8. Эстафеты.
30.
31.
32.
33.
Знакомство в правилами Эстафеты,
- изучают правила 1
проведения
эстафет. правила
их проведения эстафет;
Профилактика
детского проведения.
- соблюдают правила
травматизма.
Инструктаж по безопасности;
профилактике - взаимодействуют со
травматизма. сверстниками
в
процессе
совместной
Эстафета с предметами Упражнения с
1
(мячами,
обручами, предметами в игровой деятельности;
-учатся работать в
скакалками).
эстафетах.
команде;
Эстафеты на развитие Упражнения на - используют действия 1
данных
подвижных
статистического
и развитие
игр
для
развития
динамического
равновесия.
статистического
и
равновесия.
динамического
Беговые эстафеты.
Проведение
1
равновесия;
беговых
- развивают быстроту,
эстафет.
ловкость,
скорость
реакции;
используют
подвижные игры для
9
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
https://resh.e
du.ru/
активного отдыха.
Итого по разделу:
4
ИТОГО:
33
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методические материалы для учителя
Внеурочная деятельность. «Подвижные Игры» Автор: Кузнецов В.С., Колодницкий
Г.А.,
НЦ ЭНАС 2005г.
Цифровые образовательные ресурсы и ресурсы сети интернет
Российская электронная школа https://resh.edu.ru/
Оборудование:
- спортивный зал игровой;
- пришкольный стадион (площадка);
- мячи набивные;
- скакалки.
10
11