1. Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
(далее, соответственно – Программа, Курс) составлена на основе:
‒ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно- нравственных ценностей».
‒ Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных
целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036
года».
‒ Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
‒ Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».
‒ Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания
обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1 от 23 февраля 2018 г.,
Пр-2182 от 20 декабря 2020 г.».
‒ Приказа Минпросвещения России от 31 августа 2023 г. № 650 «Об утверждении
Порядка осуществления мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся по
образовательным программам основного общего и среднего общего образования».
‒ Федерального закона от 12 декабря 2023 г. № 565 (ред. от 08 августа 2024 г.) «О
занятости населения в Российской Федерации» (статья 58).
‒ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования (далее – ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287.
‒ Распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года».
‒ Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего
образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413.
‒ Федеральной образовательной программы основного общего образования,
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая
2023 г. № 370.
‒ Федеральной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371.
Организационно-методические рекомендации по реализации курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты», а также место курса в реализации Единой
модели профориентации, в том числе в части регионального содержательного
компонента, отражено в следующих документах:
‒ Порядок реализации Единой модели профориентации «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования.
‒ Методические рекомендаций по реализации Единой модели профессиональной
ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской
Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего
общего образования.
Содержание Программы включает: цели и задачи Курса, определение места и
2
роли Курса в плане внеурочной деятельности, содержание отраслевых, практико
ориентированных и профориентационных занятий (в том числе рефлексивных и
проектного занятия, направленного на взаимодействие с родителями/законными
представителями), примерное тематическое планирование занятий Курса.
Содержание Программы определяет реализацию соответствующего направления
Единой модели профориентации.
Курс предусматривает учебную нагрузку один академический час (далее – час) в
неделю (34 часа в учебный год).
Планируется, что с 1 сентября 2027 г. при реализации курса внеурочной
деятельности «Россия – мои горизонты» не менее 17 академических часов от общего
объема часов будет отводиться на реализацию регионального компонента данного
направления ЕМП. С 1 сентября 2026 г. реализация регионального уровня курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» осуществляется субъектами
Российской Федерации в режиме апробации в объеме от 8 до 17 академических часов от
общего объема курса и в объеме до 17 академических часов от общего объема часов с 1
сентября 2025 г.
Рекомендации по реализации, подготовке и порядке согласования Курса
внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты», включающих региональный
компонент, представлены в Приложении №1.
2. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Цель Курса: формирование готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся 6 – 11 классов общеобразовательных организаций через знакомство с
востребованными профессиями и достижениями России в различных отраслях экономики,
разнообразием образовательных возможностей для осознанного формирования
индивидуального профессионально образовательного маршрута с учетом интересов,
склонностей и способностей.
Задачи:
‒ содействие формированию готовности к профессиональному самоопределению
обучающихся общеобразовательных организаций;
‒ формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального
профессионально-образовательного маршрута в зависимости от интересов, способностей,
доступных им возможностей;
‒ информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального
и высшего образования (включая знакомство с перспективными и востребованными
профессиями, секторами экономики и видами экономической деятельности);
‒ формирование у обучающихся навыков и умений конструирования индивидуального
образовательно-профессионального маршрута и его адаптация с учетом возможностей
среды;
‒ формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения
жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и
ощущения уверенности в завтрашнем дне.
3. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане
внеурочной деятельности
Настоящая Программа является частью образовательных программ основного общего
образования (6 – 9 класс) и среднего общего образования (10-11 класс).
Курс разработан с учетом преемственности профориентационных задач среднего
общего и основного общего образования.
Темы отраслевых и практико-ориентированных занятий настоящей Программы
преимущественно
связаны
с
основными
отраслями
производственной
и
непроизводственной сфер экономической деятельности Российской Федерации и
разнообразием профессий, представленных в них. Содержание занятий знакомит
обучающихся с достижениями сфер экономической деятельности России. Кроме того,
3
занятия направлены на формирование ценностных ориентиров, значимых для успешной
профессиональной деятельности любого человека (ценность труда, ценность
непрерывного образования, научного познания, самообразования и других).
Профориентационные занятия в рамках настоящей Программы включают описание
диагностик и их интерпретацию, а также рефлексивные занятия и занятие, посвященное
взаимодействию с родителями.
4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия –
мои горизонты»
4.1. Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности, в соответствии с традиционными российскими социокультурными,
историческими и духовно-нравственными ценностями, и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, развития внутренней позиции личности,
патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам
Героев Отечества и старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного
уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
В сфере гражданского воспитания:
‒ сформированность гражданской позиции обучающегося как активного и
ответственного члена российского общества, осознание своих конституционных прав и
обязанностей, уважение закона и правопорядка;
‒ готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам;
‒ умение взаимодействовать с социальными институтами в соответствии с их
функциями и назначением.
В сфере патриотического воспитания:
‒ осознание духовных ценностей российского народа, готовность к служению и
защите Отечества, ответственность за его судьбу;
‒ ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному
наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке,
искусстве, спорте, технологиях и труде;
‒ сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонационального народа России.
В сфере духовно-нравственного воспитания:
‒ сформированность нравственного сознания, этического поведения;
‒ способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;
‒ осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
В сфере эстетического воспитания:
‒ эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, труда и общественных отношений.
‒ способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего
и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства;
‒ убежденность в значимости для личности и общества отечественного и мирового
искусства, этнических культурных традиций и народного творчества. В сфере трудового
воспитания:
‒ готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
‒ готовность к активной деятельности в технологической и социальной сферах
деятельности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять
такую деятельность;
‒ интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать
4
осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы;
‒ готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей
жизни.
В сфере экологического воспитания:
‒ сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание
глобального характера экологических проблем;
‒ умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
‒ планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания
целей устойчивого развития человечества.
В сфере ценности научного познания:
‒ совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
‒ осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную
и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе;
‒ сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур,
способствующего осознанию своего места в поликультурном мире.
4.2. Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
а) базовые логические действия:
‒ самостоятельно формулировать рассматривать ее всесторонне; и актуализировать
проблему,
‒ устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
‒ определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их достижения;
‒ выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях;
‒ вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям,
оценивать риски последствий деятельности;
‒ развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
б) базовые исследовательские действия:
‒ владеть навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности,
навыками разрешения проблем;
‒ способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения
практических задач, применению различных методов познания;
‒ овладение видами деятельности по получению нового знания, его интерпретации,
преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при
создании учебных и социальных проектов;
‒ формирование научного типа мышления, владение научной терминологией,
ключевыми понятиями и методами;
‒ ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
‒ выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать
гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений,
задавать параметры и критерии решения;
‒ анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически
оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях;
‒ давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
‒ разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
‒ осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
5
профессиональную среду;
‒ уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
‒ уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
‒ выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и решения;
‒ ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
в) работа с информацией:
‒ владеть навыками получения информации из источников разных типов,
самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию
информации различных видов и форм представления;
‒ создавать тексты в различных форматах с учетом назначения информации и
целевой аудитории, выбирая оптимальную форму представления и визуализации;
‒ оценивать достоверность, легитимность информации, ее соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
‒ использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и
этических норм, норм информационной безопасности;
‒ владеть навыками распознавания и защиты информации, информационной
безопасности личности.
Коммуникативные УУД:
а) общение:
‒ осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
‒ распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных
знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
‒ владеть различными способами общения и взаимодействия;
‒ аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
‒ развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых
средств;
б) совместная деятельность:
‒ понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы;
‒ выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов, и
возможностей каждого члена коллектива;
‒ принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать
действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом
мнений участников обсуждать результаты совместной работы;
‒ оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий
результат по разработанным критериям;
‒ предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны, оригинальности,
практической значимости;
‒ координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
‒ осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях,
проявлять творчество и воображение, быть инициативным. Регулятивные УУД:
а) самоорганизация:
‒ самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
‒ самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся
ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
‒ давать оценку новым ситуациям;
‒ расширять рамки учебного предмета на основе личных предпочтений;
6
‒ делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за
решение;
‒ оценивать приобретенный опыт;
‒ способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных
областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень;
б) самоконтроль:
‒ давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
‒ владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых
действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;
‒ использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
‒ уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению;
в) эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
‒ самосознания, включающего способность понимать свое эмоциональное
состояние, видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть
уверенным в себе;
‒ саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к эмоциональным
изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
‒ внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
‒ эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
‒ социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с
другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты;
г) принятие себя и других людей:
‒ принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
‒ принимать мотивы и аргументы других людей при анализе результатов
деятельности;
‒ признавать свое право и право других людей на ошибки;
‒ развивать способность понимать мир с позиции другого человека.
4.3. Содержание курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты»
Тема 1. Установочное занятие «Россия - мои горизонты» (1 час)
Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях. Разделение труда как условие
его эффективности. Разнообразие отраслей, сфер профессиональной деятельности,
профессий. Цели и возможности курса «Россия – мои горизонты», виды занятий,
основные образовательные формы, правила взаимодействия. Портал «Билет в будущее»
https://bvbinfo.ru/. Единая модель профориентации.
Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1
час)
Структура
высшего
образования,
УГСН.
Варианты
образования
и
профессионального развития.
Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час)
Особенности диагностик на портале «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/. Значение
профориентационных диагностик. Диагностический цикл. Алгоритм и сроки прохождения
диагностик. Анонсирование диагностик «Мои интересы» (6, 8, 10 классы) и «Мой
профиль» (7, 9, 11 классы). Профессиональные склонности и профильность обучения.
Роль профессиональных интересов в выборе профессиональной деятельности
дополнительного образования. и профильности Персонализация общего образования.
обучения, Способы самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные
7
различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию,
профессиональному самоопределению.
Тема 4. Россия индустриальная: атомные технологии (1 час)
Занятие посвящено юбилейной дате – 80 лет атомной промышленности России (26
сентября). Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике
страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и
перспективы развития отрасли. Крупнейший работодатель – государственная корпорация
«Росатом»: географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
образования.
Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной отрасли
и варианты профессионально-образовательных маршрутов. Возможности высшего и
профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом.
Наукоемкие и высокотехнологичные направления развития атомной отрасли.
Тема 5. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Занятие посвящено 68-ой годовщине запуска «Спутник-1» – первого в мире
искусственного спутника Земли, запущенного на орбиту 4 октября 1957 года.
Спутникостроение как отрасль деятельности, связанная с проектированием,
изготовлением, запуском и эксплуатацией спутников. Использование информации,
полученной спутниками.
Общая характеристика и история отрасли спутникостроения. Ее значимость в
экономике страны. Содержание деятельности профессий в области спутникостроения и
применения спутниковых данных. Профессионально важные качества, характерные для
профессий в данной отрасли и возможности построения карьеры. Возможности
образования в подготовке инженерных кадров в области спутникостроения и обработки
данных дистанционного зондирования Земли.
Тема 6. Россия аграрная: продовольственная безопасность (1 час)
Занятие приурочено ко Дню работника сельского хозяйства и перерабатывающей
промышленности, международной выставке «Золотая осень» (12 октября).
Рассматривается роль сельского хозяйства в обеспечении
продовольственной
безопасности страны, обзор подотраслей сельского хозяйства, разнообразие профессий и
образовательных возможностей. Наукоемкость и технологичность современного
агропромышленного комплекса. Открытие диагностики «Мои способности. Естественнонаучные способности» в личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в аграрной
сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для рассматриваемых отраслей.
Тема 7. Россия комфортная: энергетика (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью топливно-энергетического комплекса в
экономике нашей страны. Достижения России в энергетической сфере, актуальные задачи
и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
энергетики. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для топливно-энергетического комплекса.
Тема 8. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от
технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
8
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования. Рассматриваются такие направления, как космическая отрасль
(спутникостроение и работа с данными дистанционного зондирования Земли),
агропромышленная отрасль и пищевая промышленность, как часть обрабатывающей
индустриальной среды.
Тема 9. Россия индустриальная: добыча, переработка, тяжелая
промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике
страны. Роль тяжелой промышленности в обеспечении работы отрасли. Достижения
России, актуальные задачи и перспективы развития отрасли. Крупнейшие работодатели,
перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально образовательных
маршрутов. Открытие диагностики «Мои способности. Технические способности» в
личном кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и
переработки.
Тема 10. Россия индустриальная: машиностроение и судостроение (занятие к
500-летию Северного морского пути) (1 час)
Знакомство обучающихся с историей и ролью Северного морского пути и роли
машиностроения и судостроения в его развитии. Достижения России в области
судостроения и машиностроения, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности. Варианты профессионально образовательных
маршрутов.
Общая характеристика судостроительной отрасли: тяжелая промышленность и
машиностроение. Профессионально важные качества и особенности профессионального
развития в индустриальной сфере. Возможности высшего и профессионального
образования в подготовке специалистов для судостроения.
Тема 11. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике страны.
Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели,
их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального
образования в подготовке специалистов для легкой промышленности.
Тема 12. Россия умная: математика в действии (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью математики в профессиональной деятельности
различных отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли
прикладной и фундаментальной математики, актуальные задачи и перспективы развития.
Примеры сфер деятельности, использующих математический аппарат.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
прикладной и фундаментальной математики и вычислительной техники. Возможности
высшего образования в подготовке специалистов.
Тема 13. Россия безопасная: национальная безопасность (1 час)
Знакомство обучающихся со сферами профессиональной деятельности в области
вооруженных сил и гражданской обороны. Система гражданской обороны России.
Актуальные задачи и перспективы развития сферы профессиональной деятельности.
Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии
9
и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессиональнообразовательного маршрута.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры.
Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов в сфере гражданской обороны и таможенного контроля.
Тема 14. Россия цифровая: IT – компании и отечественный финтех (1 час)
Определение лидерства отечественных технологических компаний в контексте
цифровизации гражданских сервисов, формирование передового опыта развития
технологической комфортной среды. Обзор первенства России в финтех отрасли.
Определение перспектив развития. Возможности образования, в том числе программа
«Код в будущее». Обзор компаний, понятие и примеры успешных стартапов. Открытие
диагностики «Мои способности. Аналитические способности» в личном кабинете
обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
финтеха. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов.
Тема 15. Россия индустриальная: пищевая промышленность и общественное
питание (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью пищевой промышленностью как частью АПК
(индустриальная среда). Актуальные задачи и перспективы развития. Особенности сферы
деятельности, перспективная потребность в кадрах, работодатели. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального и высшего
образования.
Профессионально важные качества и особенности построения профессиональнообразовательных маршрутов. Возможности высшего и профессионального образования в
подготовке специалистов для пищевой промышленности.
Тема 16. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от
технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования. Рассматриваются профессии тем с № 9 по №15.
Тема 17. Профориентационное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час)
Групповой разбор и интерпретация профориентационных диагностик первого
полугодия. Комплексный учет факторов при выборе профессии и образования. Навык
обращения с результатами диагностики, соотнесение рекомендаций с собственными
представлениями. Навык планирования образовательно профессионального маршрута с
учетом рекомендаций разного рода. Принцип вероятностного прогноза.
Тема 18. Профориентационное занятие (1 час)
Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике личностных
особенностей и готовности к профессиональному самоопределению «Мои качества» (6, 8,
10 классы). «Мои качества»: Личностные особенности и выбор профессии. Повышение
мотивации к самопознанию, пониманию своих преимуществ и дефицитов в рамках
отдельных профессиональных обязанностей.
Тема 19. Россия деловая: предпринимательство и бизнес (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью предпринимательства в экономике нашей
страны. Достижения в предпринимательстве на основе успешных примеров, актуальные
задачи и перспективы развития. Основные направления предпринимательской
деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие диагностики «Мои
способности. Вербальные способности» в личном кабинете обучающегося на портале
10
«Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
деловой среде. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство».
Тема 20. Россия умная: наука и технологии (1 час)
Занятие посвящено Дню Российской науки – 8 февраля. Знакомство обучающихся с
ролью науки и образования в экономике страны. Достижения России в отраслях науки и
образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их
географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Знакомство со Всероссийским
обществом изобретателей и рационализаторов (ВОИР) – общественной организацией,
деятельность которой направлена на развитие потенциала российского изобретательства,
помощь по внедрению новых технологий и разработок, защиту интересов и прав
изобретателей и рационализаторов в России и за рубежом, а также популяризацию
изобретательской деятельности. Варианты профессионального образования. Открытие
диагностики «Мои способности. Социальный интеллект» в личном кабинете
обучающегося на портале «Билет в будущее». Инициативы Десятилетия науки и
технологий в России.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и
образовании. ВОИР, как площадка для внедрения новых технологий и разработок,
предоставляющая, в том числе, возможности популяризации изобретательской
деятельности. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для изучаемых отраслей.
Тема 21. Россия гостеприимная: сервис и туризм (1 час)
Занятие посвящено знакомству обучающихся с профессиями в сфере туризма и
гостеприимства и вариантами профессионально-образовательных маршрутов.
Профессионально важные качества, необходимые для профессий сферы сервиса,
туризма и гостеприимства, возможности построения карьеры. Возможности высшего и
профессионального образования в подготовке специалистов.
Тема 22. Россия безопасная. Защитники Отечества (1 ч.)
Занятие посвящено Дню Героев Отечества (9 декабря) и роли Вооруженных сил
Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности. В рамках занятия
рассматривается структура и современные достижения Вооруженных сил Российской
Федерации, включая передовые технологии в армии, флоте и других силовых ведомствах.
В ходе занятия особое внимание уделяется новым высокотехнологичным военным
специальностям, которые определяют облик армии и силовых ведомств будущего.
Тема 23. Россия комфортная: транспорт (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны.
Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы
развития. Крупнейшие работодатели в транспортной сфере, их географическая
представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и
содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
транспортной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отрасли.
Тема 24. Россия на связи: интернет и телекоммуникация (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью систем связи и телекоммуникаций для
экономики страны. Достижения России в сфере обеспечения связи и телекоммуникаций,
актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, перспективная потребность в
кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
11
программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего
профессионального образования в подготовке специалистов для сферы деятельности в
области связи и телекоммуникаций.
Тема 25. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
сферах профессиональной деятельности и отраслей. Педагогу предлагается выбор в
тематике занятия. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в
формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной
организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете
профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях
профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале
профессий тем с №20 по №24.
Тема 26. Проектное занятие: поговори с родителями (1 час)
Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с
особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В
зависимости от возраста обучающиеся готовят список вопросов для беседы и знакомятся с
правилами и особенностями проведения интервью на тему профессионального
самоопределения. Материалы занятия могут быть использованы обучающимися в
самостоятельной деятельности.
Тема 27. Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей
страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития.
Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и
фармация.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация.
Тема 28. Россия индустриальная: космическая отрасль (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью космической отрасли в экономическом развитии
и обеспечении безопасности страны. Достижения России в космической сфере,
актуальные задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание
профессиональной деятельности в космической отрасли.
Профессионально важные качества и особенности профессионального развития в
космической отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования
в подготовке специалистов для космической отрасли.
Тема 29. Россия творческая: культура и искусство (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью креативной индустрии и сферой
промышленного дизайна в экономике страны. Промышленный дизайн – сфера на стыке
искусства и инженерных технологий и один из факторов обеспечения эффективности и
удобства. Цель промышленного дизайна. Достижения России, актуальные задачи и
перспективы развития сферы культуры, искусства и промышленного дизайна. Основные
профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального
образования. Открытие диагностики «Мои способности. Креативный интеллект» в личном
кабинете обучающегося на портале «Билет в будущее».
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для искусства и дизайна.
Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление и расширения представлений о профессиях в
изученных областях. Педагогу предлагается выбор тематики занятия. Обучающиеся
12
получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в
зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их
выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности,
условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их
компетенциях, особенностях образования. На материале профессий (на выбор): культура и
искусство; промышленный дизайн; космическая отрасль.
Тема 31. Россия комфортная. Строительство и города будущего (1 час)
Занятие проходит накануне 1 мая – Праздника Весны и Труда, который
традиционно связан с популяризацией строительных профессий. Знакомство
обучающихся с ролью строительства и жилищно-коммунального хозяйства
(обслуживание зданий). Достижения России в строительстве, актуальные задачи и
перспективы развития. Крупнейшие работодатели, перспективная потребность в кадрах.
Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты
профессионального образования. Всероссийское голосование за выбор объектов
благоустройства.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в
изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в
подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры.
Тема 32. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (ВПК) (1 час)
Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в
обеспечении безопасности Российской Федерации. Достижения России в развитии ВПК,
актуальные задачи и перспективы профессионального развития. Перспективная
потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной
деятельности. Варианты профессионально-образовательных маршрутов.
Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере
ВПК. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке
специалистов для военно-промышленного комплекса.
Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час)
Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных
областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия. Обучающиеся получают
задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от
технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению,
уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы,
личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях,
особенностях образования. На материале профессий тем № 31 и № 32 (на выбор).
Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час)
Итоги изучения курса за год. Что было самым важным и впечатляющим. Какой
профессионально-образовательный маршрут был проделан обучающимся за учебный год
(в урочной и внеурочной деятельности, в каких мероприятиях профессионального выбора
участвовали, успехи в дополнительном образовании и так далее). Самооценка
результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения.
13
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Приложение 1
График проведения курса внеурочной деятельности «Россия-мои горизонты»
в 11классе МАОУ Кунарская СОШ в 2025-2026 учебном году
Классный руководитель: Москвин В.В.
https://kb.bvbinfo.ru/?section=vneurochnaya-deyatelnost
Дата
Время
11класс
04.09.2025
11.09.2025
13.45-14.20
13.45-14.20
18.09.2025
13.45-14.20
25.09.2025
02.10.2025
09. 10.2025
16. 10.2025
23.10.2025
06.11.2025
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.11.2025
13.45-14.20
20.11.2025
27.11.2025
04.12.2025
11.12.2025
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
18.12.2025
13.45-14.20
25.12.2025
15.01.2026
22.01.2026
29.01.2026
05.02.2026
12.02.2026
19.02.2026
26.02.2026
05.03.2026
12.03.2026
19.03.2026
26.03.2026
09.04.2026
16.04.2026
23.04.2026
30.04.2026
07.05.2026
14.05.2026
21.05.2026
34 часа
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
13.45-14.20
Тема
Установочное занятие «Россия — мои горизонты»
Тематическое профориентационное занятие «Открой
своё будущее»
Тематическое профориентационное занятие «Познаю
себя»
Россия индустриальная: атомные технологии
Россия индустриальная: космическая отрасль
Россия аграрная: продовольственная безопасность
Россия комфортная: энергетика
Практико-ориентированное занятие
Россия индустриальная: добыча, переработка и
тяжёлая промышленность
Россия индустриальная: машиностроение и
судостроение
Россия индустриальная: лёгкая промышленность
Россия умная: математика в действии
Россия безопасная: национальная безопасность
Россия цифровая: ИТ-компании и
отечественный финтех
Россия индустриальная: пищевая промышленность и
общественное питание
Практико-ориентированное занятие
Профориентационное занятие
Профориентационное занятие
Россия деловая: предпринимательство и бизнес
Россия умная: наука и технологии
Россия гостеприимная: сервис и туризм
Россия безопасная: Защитники Отечества
Россия комфортная: транспорт
Россия на связи: интернет и телекоммуникации
Практико-ориентированное занятие
Проектное занятие: поговори с родителями
Россия здоровая: медицина и фармацевтика в России
Россия индустриальная: космическая отрасль
Россия творческая: культура и искусство
Практико-ориентированное занятие
Россия комфортная: строительство и города будущего
Россия безопасная: военно-промышленный комплекс
Практико-ориентированное занятие
Рефлексивное занятие
14
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по реализации проекта «Билет в будущее» по
профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций
Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и
среднего общего образования [электронный ресурс] // bvbinfo.ru/for-teachers :
Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор
карьеры. URL: https://bvbinfo.ru/for-teachers
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Профориентационный проект, направленный на раскрытие талантов и осознанный выбор
карьеры https:// bvbinfo.ru
15
16