Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа муниципального автономного образовательного учреждения Кунарской СОШ – программа действий всех участников образовательного процесса. Программа разработана руководителями школьных методических объединений, учителями – предметниками, представителями администрации ОО. Программа была рассмотрена и принята Педагогическим советом образовательного учреждения (протокол № 1 от 29 августа 2023 г.). Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Круглый год» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (последняя редакция); Приказа Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Приказа Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. Составлена на основе примерной программы Казанцевой М.Г. «Календарный фольклор» и авторской программы Дубовик С.В. »От зимы до осени». Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие личности. Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности. Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям через приобщение к национальной культуре. На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы возрождать и сохранять культуру. Программа фольклорного кружка «Круглый год» позволяет изучить народное творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность. Программы фольклорного кружка состоит в углублении учебного материала, увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями, танцами, учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных праздниках. Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по специально разработанной системе. При этом обязательно учитываются возрастные психофизиологические особенности учащихся. Новизна образовательной программы дополнительного образования заключается в следующем: Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных инструментах, инсценирования, хореографии. Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников 1-4 классы. В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна, лето. В-четвёртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю. Направленность дополнительной образовательной программы: духовно-нравственная. Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих способностей. Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом, воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих эффективность усвоения. Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров, направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает вокально-хоровые данные детей. Возраст детей; данный кружок могут посещать дети 1-4 классов общеобразовательного учреждения. Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная. Игры, викторины; праздники народного календаря. Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными. Продолжительность одного академического часа 45 минут. Общее количество часов в неделю-2 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Объём общеразвивающей программы Объём программы- 270 часов. Срок освоения программы и особенности организации Программа фольклорного кружка «Круглый год» рассчитана на 4 года занятий. 1-й год обучения — ознакомительный (1класс) 66 часов 2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний (2класс) 68 часов 3-й и 4-й года обучения – творческая активность (3-4 классы) 136 часов. Методика проведения занятий предусматривает: 1. теоретическую подачу материала (словесные методы) 2. демонстрация старинных веще; 3. посещение музеев и выставок; 4. творческие встречи с другими коллективами; 5. практическую деятельность. Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие творческих способностей детей, нравственное становление личности. Задачи: Обучающие: 1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на доступном фольклорно – этнографическом материале. 2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и исполнительских закономерностей. Развивающие: 1. Развитие вокального слуха и певческого голоса. 2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере. 3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей, навыков импровизации. Воспитательные: 1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов. 2. Формирование и развитие коммуникативных навыков. В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного образования – принцип интеграции. Учебный план 1 года обучения № Наименование разделов Введение Народное искусство Музыкальные инструменты Вокально-хоровая работа Народная хореография Народный календарь Народные игры 1 2 3 4 5 6 7 Всего часов 1 7 10 22 12 8 8 Теор. Практ. 1 5 1 1 1 6 1 2 9 21 11 2 7 Методические материалы № Раз дел тема 1 Введе ние фольклор -народное творчеств о 2 Народ ное искусс тво Загадки 3 прибаутк и, заклички, считалки. Музык «Как под альны горкой е под инстру горой», менты «Березка» . Цель блока Формы и методы обучения Познакомит Словесный ь детей с метод, народным беседа искусством Знакомство Занятие с жанрами игра народного творчества Знакомство индивидуа и обучение льный игре на музыкальны х инструмента Ожидаемы й результат Выявить музыкальн ые способност и - Расширени е кругозора Точки контр и виды Диагосика муз-х способн Опрос, игра Научить навыки владения детей музыкальными играть на инструментами музыкальн ых инструмен 4 Вокал ьнохорово е пение тах Умение петь, интониров ать простые песенки Показ исполнение песен Умение Развитие двигаться координации под памяти музыку, Ис пользовать танцевальн ые элементы рассказ Умение Наблюдение 6 Народ Деревенс Знакомство ный кие с применять выступления календ посиделк календарны сценическо арь и, ми й Рождеств праздниками культуры. о, Участие в Маслениц концертах а праздниках Золо Знакомство Познавател Развитие Игра, групповая 7 Народ ные тые с видами ьный метод памяти, игры ворота. игр, знать и воспитание Игра применять доброжела жмурки с их в жизни тельности, голосом коллективи зма Содержание программы 1 года обучения Цель: знакомство с народным творчеством, адаптация детей в новой группе. Раздел 1. Введение. Фольклор – народное творчество. Знакомство детей с понятием фольклор, истоками появления русского народного творчества на Руси. Диагностика музыкальных способностей. Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами устного народного творчества: разучивание прибауток, считалок, закличек. Раздел 3. Музыкальные инструменты. Показ русских народных инструментов: бубна, ложек, трещоток, ксилофона. Обучение игре на инструментах. Репертуар: «Как под горкой под горой», «Березка». Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Музыкальная азбука фольклора, народная лексика, соединение слова с музыкой, движением. Распевки: расширение диапазона песен до кварты, квинты. Песни – игры, веснянки, потешки. Знакомство с вокально – хоровыми приемами пения в народной манере, близкой разговорной речи. Репертуар для исполнения: «На горе – то калина», «Как пошли наши подружки», «Где был, Иванушка», «Как у наших у ворот». Раздел 5. Народная хореография. Знакомство с основными позициями ног, рук и освоение движений. Основные положения ног: 1,2,4 позиции. Основные положения рук: 5 Народ ная хореог рафия х Развитие Практичес вокальнокое занятие хоровых данных знакомство с различной манерой пения хоровод Знакомство показ «На горе с основными – то позициями калина» «На горе – то калина», , «Как у наших у ворот». подбоченившись, калачиком. Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в хороводе. Фигуры хоровода: круг, стенка. Разучивание хоровода «На горе – то калина» Раздел 6. Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой: Деревенские посиделки, рождество, масленица. Раздел 7. Народные игры. Золотые ворота. Игра жмурки с голосом К концу первого года обучения дети должны: Знать: Понятие фольклор Знать календарные праздники Знать жанры народного искусства, песни Учебный план 2 года обучения № Наименование разделов Теор. Практ. 1 2 1 3 3 - 12 1 19 1 15 2 6 4 3 4 5 6 7 Всего часов Вводное занятие. 1 Народное искусство. Жанры 6 народных песен. Музыкальные инструменты. 12 «Во саду ли в огороде», «Как под горкой, под горой» Вокально-хоровое пение. 20 Пение без сопровождения инструмента. Народная хореография 16 Изучение фигур орнаментных хороводов: «восьмерка», «корзиночка», «колонна» Народный календарь 8 Народные игры 4 Методические материалы № 1 2 3 раздел тема Цель блока Формы и методы обучения Вводное фольклор Познакомить Словесны занятие. детей с й метод, народным беседа искусством Народное Жанры Знакомство с Занятие искусство. народных жанрами игра песен. народного творчества Музыкаль «Во саду Знакомство и индивиду ные ли в обучение игре альный инструмен огороде», на ты. «Как под музыкальных горкой, инструментах под горой» Ожидаемый результат Точки и виды контр Закрепить Диагоси знание детей ка муз-х способн Расширение Опрос, кругозора игра Научить детей играть на музыкальны х инструмента х навыки владени я музыкал ьными инструм ентами 4 Вокальнохоровое пение. 5 Народная хореограф ия 6 Народный календарь 7 Народные игры Пение без Развитие сопровожд вокальноения хоровых данных Знакомство с различной манерой пения. Изучение Развитие фигур координации, орнаментн памяти, ых хороводов: «восьмерка », «корзиночк а», «колонна» Праздники: Знакомство с Проводы календарным Зимы, и Пасха праздниками Практиче ское занятие Умение петь, интонироват ь простые песенки Показ исполне ние песен показ Умение двигаться под музыку, Исп ользовать танцевальны е элементы Развити е координ ации памяти Умение применять сценической культуры. Участие в концертах праздниках Жур – Знакомство с Познавате Развитие журавель, видами игр, льный памяти, петушок знать и метод воспитание применять их доброжелате в жизни льности, коллективиз ма Наблюд ение выступл ения рассказ Игра, группов ая Со дер жа ние пр огр ам мы вто рог о год а обу чен ия Це ль: развитие и закрепление полученных знаний. Раздел 1. Вводное занятие. Фольклор – народное творчество. Продолжить знакомство с музыкальным фольклором. Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые, частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные. Раздел 3. Музыкальные инструменты. Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в огороде». Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая речь, работа над дикцией. Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов: восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из подготовительного. Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки, ряженые, песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха. Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег. Раздел 7. Народные игры Жур-журавель. Петушок К концу второго года обучения дети должны: Знать: Знать расположение нот на нотном стане Знать жанры народных песен Уметь: Исполнять песни одноголосные Импровизировать под музыку Исполнять танцевальные движения хоровода Учебный план 3 года обучения № Наименование разделов Всего Теор. Практ. часов Народное искусство. 1 1 1 Изготовление куклы-оберега Музыкальный фольклор 3 3 2 Музыкальные инструменты 20 5 15 3 Вокально-хоровое пение 20 20 4 Народная хореография 8 8 5 Изучение фигур Народный календарь: осенние, 12 2 10 6 зимние, весенние, летние праздники, свадебные обряды. Концертная деятельность Народные игры 4 4 7 Содержание программы третьего года обучения Цель: дальнейшее развитие творческих способностей детей. Раздел 1. Народное искусство. Наша Родина – Россия. Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить знакомство с жанрами песен: плясовые, лирические, протяжные, трудовые. Раздел 3. Музыкальные инструменты. Продолжить знакомство с народными инструментами, обучение игре в ансамбле. Раздел 4. Вокально – хоровое пение. Расширение попевочного букваря до септимы. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром. Умение эмоционально исполнять репертуар: работа над артикуляцией, дыханием, ритмом. Раздел 5. Народная хореография. Исполнение движений в разном темпе: среднем, переходом на быстрый. Плясовые – полуприсядка, хлопушка. Приветствие гостей хлебом – солью. Фигуры хоровода: «улитка», «змейка», «гребень». Раздел 6. Народный календарь. Встреча матушки Осени. Покров – первозимье Свадебный обряд на Руси. Синичкин день. Зимние святки. Вербное воскресение. Пасха. День Ивана Купала. Раздел 7. Народные игры продолжить знакомство с видами игр: «Птицы» «Игра в гостей». «А мы просо сеяли» Учебный план 4 года обучения № Наименование разделов и тем Всего часов Теор. Практ. 1 Народное искусство. Мифы и легенды наших 1 предков. 1 2 Музыкальный фольклор. Жанры песен 5 2 3 3 Музыкальные инструменты 10 2 8 4 Вокально-хоровое пение 28 - 28 5 Народная плясок. - 8 6 Народный календарь: Параскева-Пятница, 12 Покров, Рождество, Масленица, Красная горка, Зеленые святки, День Ивана Купала. Концертная деятельность 2 10 7 Народные игры хореография Изучение фигур 8 4 4 Методические материалы № Раз дел тема Цель блока Формы и методы обучени я и Познакомить Словесн детей с ый народным метод искусством 1 Народное Мифы искусств легенды о наших предков 2 Музыкал плясовые, ьный лирические, фольклор протяжные, трудовые, хороводные 3 Музыкал ьные инструме нты Работа ансамбле группам 4 Вокально Двухголосное Знакомство с Занятие жанрами - игра народного творчества в Знакомство и индивид по обучение игре уальный на музыкальных инструментах Развитие Практич Ожидаем ый результат Выявить музыкаль ные способно сти Точки и виды контр Диагоси к муз-х способн монитор инг Расширен Опрос, ие Игра кругозора Определ ять жанры народны х песен Научить навыки детей владени играть на я музыкаль музыкал ных ьными инструме инструм нтах ентами Умение Фестива -хоровое пение исполнение Народная Фигуры хореогра плясок: фия «звездочка», «карусель», «качели», «волна». 5 вокальноеское хоровых занятие данных знакомство с различной манерой пения Знакомство с показ основными позициями 6 Народны й календар ь Деревенские посиделки, Рождество, Масленица Знакомство с рассказ календарным и праздниками 7 Народны е игры Золотые ворота. Игра жмурки с голосом Знакомство с Познава видами игр, тельный знать и метод применять их в жизни петь, интониро вать простые песенки ль искусств Умение двигаться под музыку, Использо вать танцеваль ные элементы Умение применят ь сценическ ой культуры. Участие в концертах праздника х Развитие памяти, воспитан ие доброжел ательност и, коллектив изма Развити е координ ации памяти Наблюд ение выступл ения Игра, группов ая К конц у четве ртого года обуче ния дети долж ны: Знать : ные праздники Знать жанры народного искусства Уметь: Уметь управлять дыханием Двигаться под музыку Исполнять простейшие танцевальные движения Содержание программы четвертого года обучения Цель: закрепление полученных знаний и навыков, умение применить эти знания в жизни. Раздел 1. Народное искусство. Мифы и легенды наших предков. Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить работу с разными жанрами песен: плясовые, лирические, протяжные, трудовые, хороводные. Раздел 3. Музыкальные инструменты. Работа в ансамбле по группам. Раздел 4. Вокально – хоровое пение. Распевки в пределах октавы. Пение двухголосья. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром. К а л е н д а р Раздел 5. Народная хореография. Соединение отдельных элементов – движений в танцевальную композицию. Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности исполнения. Соединение танца с пением. Фигуры плясок: «звездочка», «карусель», «качели», «волна». Раздел 6. Народный календарь. Параскева Пятница – покровительница женских ремесел. Покров. Свадьба. Сватовство. Свадебные обряды. Никола зимний. Зимние святки – поклонение солнцу. Рождество. Иконопись. Масленица. Красная горка. Пасхальные игры. Зеленые святки. Девичьи хороводы. День Ивана Купала. Раздел 7. Народные игры Кто у нас хороший. Семь сыновей. Плести венок. Мы славные артисты. К концу четвертого года обучения дети должны: Знать: Понятие фольклор Календарные праздники Знать жанры народного искусства Уметь: Овладевать навыками ансамблевого исполнения. Исполнять песни одноголосные, двухголосные Играть на музыкальных инструментах Уметь применять свои знания в жизни Участвовать в театрализованных спектаклях Планируемые результаты Метапредметные результаты Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности. календарные и семейные обряды, обычаи, их символику основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень». различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового жанры народного творчества Сохранять и приумножать традиции народного творчества Личностные результаты применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни. уметь петь в чистый унисон исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией) играть на музыкальных инструментах различать на слух тембры инструментов. Ожидаемый результат выпускника. Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои творческие способности. Знать: календарные и семейные обряды, обычаи, их символику расположение нот на нотном стане основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень». различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового жанры народного творчества Сохранять и приумножать традиции народного творчества Уметь: применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни. уметь петь в чистый унисон исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной речевой интонацией) играть на музыкальных инструментах Различать на слух тембры инструментов. Нормативные документы Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст. 48); Начальное общее образование (1-4 классы) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями от 31 декабря 2015 г.). Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ». План дополнительного образования на уровне начального общего, основного общего, среднего общего образования МАОУ «Кунарская СОЩ» на 2022/2023 учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Кунарская СОШ» № 1 от 31 августа 2022 года. Материально-техническое обеспечение Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Компьютер с выходом в Интернет. Аудио- и видеозаписи, презентации. Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов. Реквизиты для игр. Шумовые народные инструменты, баян. Кадровое обеспечение Руководитель кружка, аккомпаниатор, учитель музыки Мелкозёрова Татьяна Ильинична. Список литературы Библиотека русского фольклора. - М., 1990. Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991. Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья. - Л., 1988. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. - М., 1992. Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: 1983. Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф. Некрыловой. М., 1991. 7. Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство. М., 1980. 8. Новицкая М.Ю. Методические рекомендации к курсу «Введение в народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998. 9. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990. 10. Казанцева М.Г. «Календарный фольклор» .- М., 2016.