Круглый год

Пояснительная записка
Дополнительная
общеразвивающая
программа
муниципального
автономного
образовательного учреждения Кунарской СОШ – программа действий всех участников
образовательного процесса.
Программа разработана руководителями школьных методических объединений,
учителями – предметниками, представителями администрации ОО. Программа
была рассмотрена и принята Педагогическим советом образовательного учреждения
(протокол № 1 от 29 августа 2023 г.).
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Круглый
год» разработана на основе и с учетом Федерального закона «Об образовании в
Российской федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012 (последняя редакция); Приказа
Министерства образования и науки Российской федерации №1008 от 29.02.2013 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (последняя редакция); Приказа
Министерства просвещения Российской федерации №196 от 9.11.2018 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»; Письма Министерства образования и науки РФ от
11.12.2006 N 06-1844 "О Примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей"; Письма Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от
18.11.2015 «О направлении информации»; Письма Министерства образования и науки РФ
от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций"
Данная программа составлена
в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции
духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Приказа
Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам. Составлена на основе примерной программы
Казанцевой М.Г. «Календарный фольклор» и авторской программы Дубовик С.В. »От
зимы до осени».
Освоение культурного наследия народов и их прошлого формирует интерес к
искусству и фольклору, которые влияют на эмоциональное и нравственное развитие
личности.
Сохранение и возрождение народных традиций, национальной самобытности
русского народа – актуальная проблема воспитания духовно - нравственной личности.
Сегодня нельзя воспитать человека – гражданина и патриота без опоры на народное
искусство. Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков
новым поколениям через приобщение к национальной культуре.
На сегодняшний день стоит остро проблема невоспитанности молодого поколения. В
связи с этим возникла необходимость в создании программы, которая позволила бы
возрождать и сохранять культуру.
Программа фольклорного кружка «Круглый год» позволяет изучить народное
творчество и воспитать в детях духовно – нравственную личность.
Программы фольклорного кружка состоит в углублении учебного материала,
увеличении часов, использовании разных видов деятельности. На занятиях дети
знакомятся с произведениями устного народного творчества, народными играми, песнями,
танцами, учатся играть на музыкальных инструментах, принимают участие в народных
праздниках. Освоение музыкального фольклора детьми в школе происходит по
специально разработанной системе. При этом обязательно учитываются возрастные
психофизиологические особенности учащихся.

Новизна образовательной программы дополнительного образования заключается в
следующем:
 Во-первых, содержание программы расширено за счет включения различных видов
творческой деятельности учащихся: хорового пения, игре на музыкальных
инструментах, инсценирования, хореографии.
 Во-вторых, новизна программы состоит в использовании воспитательных
возможностей разновозрастной общности, состоящей из школьников 1-4 классы.
 В-третьих, данная программа является комплексной и представляет собой серию
тематических занятий, которые выстроены по временам года: осень, зима, весна,
лето.
 В-четвёртых, новизной можно считать интеграцию различных видов искусств и
наук: музыкальную, хореографическую, художественную, литературу, историю.
Направленность дополнительной образовательной программы: духовно-нравственная.
Программа представляет собой логически выстроенную систему, направленную с одной
стороны, на овладение знаниями, с другой стороны - на развитие у ребенка творческих
способностей.
Включение детей в творческий процесс на занятиях происходит постепенно. Этому
способствует внимание учителя к каждому ребенку, поддержание в коллективе
творческого настроя. Ознакомление учащихся с неизвестным материалом,
воспроизведение его, повторение, закрепление, поиск новых вариантов – все это
происходит в игровых формах, вызывающих у детей интерес, а значит, повышающих
эффективность усвоения.
Занятия предполагают освоение разнообразных музыкальных стилей, жанров,
направлений. Знакомство с народной песней расширяет представление ребенка о
народном музыкально- поэтическом языке, его образно- смысловом строе, развивает
вокально-хоровые данные детей.
Возраст детей; данный кружок могут посещать дети 1-4 классов общеобразовательного
учреждения.
Формы и режим занятий: групповая, индивидуальная, по подгруппам, коллективная.
Игры, викторины; праздники народного календаря.
Занятия могут быть теоретическими, практическими, комбинированными.
Продолжительность одного академического часа 45 минут.
Общее количество часов в неделю-2 часа.
Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Объём общеразвивающей программы
Объём программы- 270 часов.
Срок освоения программы и особенности организации
Программа фольклорного кружка «Круглый год» рассчитана на 4 года занятий.
1-й год обучения — ознакомительный (1класс) 66 часов
2-й год обучения – развитие и закрепление полученных знаний (2класс) 68 часов
3-й и 4-й года обучения – творческая активность (3-4 классы) 136 часов.
Методика проведения занятий предусматривает:
1. теоретическую подачу материала (словесные методы)
2. демонстрация старинных веще;
3. посещение музеев и выставок;
4. творческие встречи с другими коллективами;
5. практическую деятельность.
Целью программы является формирование духовно – нравственных качеств
личности школьников средствами музыкального фольклора приобщение детей к
культурным ценностям, знакомство с традиционными народными праздниками, развитие
творческих способностей детей, нравственное становление личности.

Задачи:
Обучающие:
1. Познакомить детей с различными формами народной культуры на
доступном фольклорно – этнографическом материале.
2. Изучение и освоение народной песни ее основных творческих и
исполнительских закономерностей.
Развивающие:
1. Развитие вокального слуха и певческого голоса.
2. Приобретение навыков вокально- хорового исполнения в народной манере.
3. Развитие творческих, сценических, хореографических способностей,
навыков импровизации.
Воспитательные:
1. Воспитания интереса и уважения к искусству разных народов.
2. Формирование и развитие коммуникативных навыков.
В программе кружка обеспечивается один из ведущих принципов современного
образования – принцип интеграции.
Учебный план 1 года обучения
№
Наименование разделов
Введение
Народное искусство
Музыкальные инструменты
Вокально-хоровая работа
Народная хореография
Народный календарь
Народные игры

1
2
3
4
5
6
7

Всего
часов
1
7
10
22
12
8
8

Теор.

Практ.

1
5
1
1
1
6
1

2
9
21
11
2
7

Методические материалы
№ Раз
дел

тема

1

Введе
ние

фольклор
-народное
творчеств
о

2

Народ
ное
искусс
тво

Загадки

3

прибаутк
и,
заклички,
считалки.
Музык «Как под
альны горкой
е
под
инстру горой»,
менты «Березка»
.

Цель
блока

Формы и
методы
обучения
Познакомит Словесный
ь детей с метод,
народным
беседа
искусством
Знакомство
Занятие
с жанрами игра
народного
творчества
Знакомство
индивидуа
и обучение льный
игре
на
музыкальны
х
инструмента

Ожидаемы
й результат

Выявить
музыкальн
ые
способност
и
- Расширени
е кругозора

Точки
контр

и виды

Диагосика
муз-х способн

Опрос,
игра

Научить
навыки владения
детей
музыкальными
играть на инструментами
музыкальн
ых
инструмен

4

Вокал
ьнохорово
е
пение

тах
Умение
петь,
интониров
ать
простые
песенки

Показ
исполнение
песен

Умение
Развитие
двигаться
координации
под
памяти
музыку, Ис
пользовать
танцевальн
ые
элементы
рассказ
Умение
Наблюдение
6 Народ Деревенс Знакомство
ный
кие
с
применять выступления
календ посиделк календарны
сценическо
арь
и,
ми
й
Рождеств праздниками
культуры.
о,
Участие в
Маслениц
концертах
а
праздниках
Золо Знакомство
Познавател Развитие
Игра, групповая
7 Народ
ные
тые
с
видами ьный метод памяти,
игры
ворота.
игр, знать и
воспитание
Игра
применять
доброжела
жмурки с их в жизни
тельности,
голосом
коллективи
зма
Содержание программы 1 года обучения
Цель: знакомство с народным творчеством, адаптация детей в новой группе.
Раздел 1. Введение.
Фольклор – народное творчество.
Знакомство детей с понятием фольклор, истоками появления русского народного
творчества на Руси. Диагностика музыкальных способностей.
Раздел 2. Народное искусство.
Знакомство с жанрами устного народного творчества: разучивание
прибауток,
считалок, закличек.
Раздел 3. Музыкальные инструменты. Показ русских народных инструментов:
бубна, ложек, трещоток, ксилофона. Обучение игре на инструментах. Репертуар: «Как под
горкой под горой», «Березка».
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение. Музыкальная азбука фольклора, народная
лексика, соединение слова с музыкой, движением. Распевки: расширение диапазона песен
до кварты, квинты. Песни – игры, веснянки, потешки. Знакомство с вокально – хоровыми
приемами пения в народной манере, близкой разговорной речи. Репертуар для
исполнения: «На горе – то калина», «Как пошли наши подружки», «Где был, Иванушка»,
«Как у наших у ворот».
Раздел 5. Народная хореография. Знакомство с основными позициями ног, рук и
освоение движений. Основные положения ног: 1,2,4 позиции. Основные положения рук:
5

Народ
ная
хореог
рафия

х
Развитие
Практичес
вокальнокое занятие
хоровых
данных
знакомство с
различной
манерой
пения
хоровод
Знакомство
показ
«На горе с основными
–
то позициями
калина»
«На горе
–
то
калина», ,
«Как
у
наших у
ворот».

подбоченившись, калачиком. Русский поклон: поясной, грудной. Соединение рук в
хороводе. Фигуры хоровода: круг, стенка. Разучивание хоровода «На горе – то калина»
Раздел 6. Народный календарь. Знакомство с календарными праздниками и
обрядами. Происхождение праздников, связь их с природой: Деревенские посиделки,
рождество, масленица.
Раздел 7. Народные игры. Золотые ворота. Игра жмурки с голосом
К концу первого года обучения дети должны:
Знать:
 Понятие фольклор
 Знать календарные праздники
 Знать жанры народного искусства, песни
Учебный план 2 года обучения
№
Наименование разделов

Теор. Практ.

1
2

1
3

3

-

12

1

19

1

15

2

6
4

3

4

5

6
7

Всего
часов
Вводное занятие.
1
Народное искусство. Жанры 6
народных песен.
Музыкальные
инструменты. 12
«Во саду ли в огороде», «Как
под горкой, под горой»
Вокально-хоровое
пение. 20
Пение без сопровождения
инструмента.
Народная
хореография 16
Изучение фигур орнаментных
хороводов:
«восьмерка»,
«корзиночка», «колонна»
Народный календарь
8
Народные игры
4

Методические материалы
№

1

2

3

раздел

тема

Цель
блока

Формы и
методы
обучения
Вводное
фольклор
Познакомить Словесны
занятие.
детей
с й метод,
народным
беседа
искусством
Народное Жанры
Знакомство с Занятие искусство. народных
жанрами
игра
песен.
народного
творчества
Музыкаль «Во саду Знакомство и индивиду
ные
ли
в обучение игре альный
инструмен огороде»,
на
ты.
«Как под музыкальных
горкой,
инструментах
под горой»

Ожидаемый
результат

Точки и
виды
контр
Закрепить
Диагоси
знание детей ка
муз-х
способн
Расширение Опрос,
кругозора
игра
Научить
детей играть
на
музыкальны
х
инструмента
х

навыки
владени
я
музыкал
ьными
инструм
ентами

4

Вокальнохоровое
пение.

5

Народная
хореограф
ия

6

Народный
календарь

7

Народные
игры

Пение без Развитие
сопровожд вокальноения
хоровых
данных
Знакомство с
различной
манерой
пения.
Изучение
Развитие
фигур
координации,
орнаментн памяти,
ых
хороводов:
«восьмерка
»,
«корзиночк
а»,
«колонна»
Праздники: Знакомство с
Проводы
календарным
Зимы,
и
Пасха
праздниками

Практиче
ское
занятие

Умение
петь,
интонироват
ь
простые
песенки

Показ
исполне
ние
песен

показ

Умение
двигаться
под
музыку, Исп
ользовать
танцевальны
е элементы

Развити
е
координ
ации
памяти

Умение
применять
сценической
культуры.
Участие
в
концертах
праздниках
Жур
– Знакомство с Познавате Развитие
журавель,
видами игр, льный
памяти,
петушок
знать
и метод
воспитание
применять их
доброжелате
в жизни
льности,
коллективиз
ма

Наблюд
ение
выступл
ения

рассказ

Игра,
группов
ая

Со
дер
жа
ние
пр
огр
ам
мы
вто
рог
о
год
а
обу
чен
ия
Це
ль:

развитие и закрепление полученных знаний.
Раздел 1. Вводное занятие.
Фольклор – народное творчество.
Продолжить знакомство с музыкальным фольклором.
Раздел 2. Народное искусство. Знакомство с жанрами народных песен: обрядовые,
частушки, хороводные, плясовые, лирические, военные.
Раздел 3. Музыкальные инструменты.
Обучение игре на металлофонах «Как под горкой под горой», «Во саду ли, в
огороде».
Раздел 4 . Вокально – хоровое пение.
Расширение диапазона песенного материала. Пение без сопровождения
инструментов. Навыки точного воспроизведения ритмического рисунка. Сценическая
речь, работа над дикцией.
Раздел 5. Народная хореография. Изучение фигур орнаментных хороводов:
восьмерка, корзиночка, колонна. Плавные переводы рук в основные положения из
подготовительного.

Раздел 6. Народный календарь. Рождественские праздники. ( Колядки, ряженые,
песнопения). Проводы Зимы. Масленица. Весенний праздник «Жаворонушки».Пасха.
Изготовление: яиц – писанок, игрушки – оберег.
Раздел 7. Народные игры Жур-журавель. Петушок
К концу второго года обучения дети должны:
Знать:
 Знать расположение нот на нотном стане
 Знать жанры народных песен
Уметь:
 Исполнять песни одноголосные
 Импровизировать под музыку
 Исполнять танцевальные движения хоровода
Учебный план 3 года обучения
№
Наименование разделов
Всего
Теор.
Практ.
часов
Народное
искусство. 1
1
1
Изготовление куклы-оберега
Музыкальный фольклор
3
3
2
Музыкальные
инструменты
20
5
15
3
Вокально-хоровое пение
20
20
4
Народная
хореография 8
8
5
Изучение фигур
Народный календарь: осенние, 12
2
10
6
зимние,
весенние,
летние
праздники, свадебные обряды.
Концертная деятельность
Народные игры
4
4
7
Содержание программы третьего года обучения
Цель: дальнейшее развитие творческих способностей детей.
Раздел 1. Народное искусство. Наша Родина – Россия.
Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить знакомство с жанрами песен:
плясовые, лирические, протяжные, трудовые.
Раздел 3. Музыкальные инструменты. Продолжить знакомство с народными
инструментами, обучение игре в ансамбле.
Раздел 4. Вокально – хоровое пение. Расширение попевочного букваря до септимы.
Дальнейшая углубленная работа над репертуаром. Умение эмоционально исполнять
репертуар: работа над артикуляцией, дыханием, ритмом.
Раздел 5. Народная хореография. Исполнение движений в разном темпе: среднем,
переходом на быстрый. Плясовые – полуприсядка, хлопушка. Приветствие гостей хлебом
– солью. Фигуры хоровода: «улитка», «змейка», «гребень».
Раздел 6. Народный календарь. Встреча матушки Осени. Покров – первозимье
Свадебный обряд на Руси. Синичкин день. Зимние святки. Вербное воскресение. Пасха.
День Ивана Купала.
Раздел 7. Народные игры продолжить знакомство с видами игр: «Птицы» «Игра в
гостей». «А мы просо сеяли»
Учебный план 4 года обучения
№

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Теор.

Практ.

1

Народное искусство. Мифы и легенды наших 1
предков.

1

2

Музыкальный фольклор. Жанры песен

5

2

3

3

Музыкальные инструменты

10

2

8

4

Вокально-хоровое пение

28

-

28

5

Народная
плясок.

-

8

6

Народный календарь: Параскева-Пятница, 12
Покров, Рождество, Масленица, Красная
горка, Зеленые святки, День Ивана Купала.
Концертная деятельность

2

10

7

Народные игры

хореография

Изучение

фигур 8

4

4

Методические материалы

№ Раз
дел

тема

Цель
блока

Формы
и
методы
обучени
я
и Познакомить Словесн
детей
с ый
народным
метод
искусством

1

Народное Мифы
искусств легенды
о
наших
предков

2

Музыкал плясовые,
ьный
лирические,
фольклор протяжные,
трудовые,
хороводные

3

Музыкал
ьные
инструме
нты

Работа
ансамбле
группам

4

Вокально

Двухголосное

Знакомство с Занятие
жанрами
- игра
народного
творчества

в Знакомство и индивид
по обучение игре уальный
на
музыкальных
инструментах
Развитие

Практич

Ожидаем
ый
результат
Выявить
музыкаль
ные
способно
сти

Точки и
виды
контр

Диагоси
к
муз-х
способн
монитор
инг
Расширен Опрос,
ие
Игра
кругозора Определ
ять
жанры
народны
х песен
Научить
навыки
детей
владени
играть на я
музыкаль музыкал
ных
ьными
инструме инструм
нтах
ентами
Умение
Фестива

-хоровое
пение

исполнение

Народная Фигуры
хореогра плясок:
фия
«звездочка»,
«карусель»,
«качели»,
«волна».

5

вокальноеское
хоровых
занятие
данных
знакомство с
различной
манерой
пения
Знакомство с показ
основными
позициями

6

Народны
й
календар
ь

Деревенские
посиделки,
Рождество,
Масленица

Знакомство с рассказ
календарным
и
праздниками

7

Народны
е игры

Золотые
ворота. Игра
жмурки
с
голосом

Знакомство с Познава
видами игр, тельный
знать
и метод
применять их
в жизни

петь,
интониро
вать
простые
песенки

ль
искусств

Умение
двигаться
под
музыку,
Использо
вать
танцеваль
ные
элементы
Умение
применят
ь
сценическ
ой
культуры.
Участие в
концертах
праздника
х
Развитие
памяти,
воспитан
ие
доброжел
ательност
и,
коллектив
изма

Развити
е
координ
ации
памяти

Наблюд
ение
выступл
ения

Игра,
группов
ая

К
конц
у
четве
ртого
года
обуче
ния
дети
долж
ны:
Знать
:

ные праздники
Знать жанры народного искусства
Уметь:
 Уметь управлять дыханием
 Двигаться под музыку
 Исполнять простейшие танцевальные движения


Содержание программы четвертого года обучения
Цель: закрепление полученных знаний и навыков, умение применить эти знания в жизни.
Раздел 1. Народное искусство. Мифы и легенды наших предков.
Раздел 2. Музыкальный фольклор. Продолжить работу с разными жанрами песен:
плясовые, лирические, протяжные, трудовые, хороводные.
Раздел 3. Музыкальные инструменты. Работа в ансамбле по группам.
Раздел 4. Вокально – хоровое пение. Распевки в пределах октавы. Пение
двухголосья. Дальнейшая углубленная работа над репертуаром.



К
а
л
е
н
д
а
р

Раздел 5. Народная хореография. Соединение отдельных элементов – движений в
танцевальную композицию. Тренировка пластики тела, моторики, эмоциональности
исполнения. Соединение танца с пением. Фигуры плясок: «звездочка», «карусель»,
«качели», «волна».
Раздел 6. Народный календарь. Параскева Пятница – покровительница женских
ремесел. Покров. Свадьба. Сватовство. Свадебные обряды. Никола зимний. Зимние святки
– поклонение солнцу. Рождество. Иконопись. Масленица. Красная горка. Пасхальные
игры. Зеленые святки. Девичьи хороводы. День Ивана Купала.
Раздел 7. Народные игры Кто у нас хороший. Семь сыновей. Плести венок. Мы
славные артисты.
К концу четвертого года обучения дети должны:
Знать:
 Понятие фольклор
 Календарные праздники
 Знать жанры народного искусства
Уметь:
 Овладевать навыками ансамблевого исполнения.
 Исполнять песни одноголосные, двухголосные
 Играть на музыкальных инструментах
 Уметь применять свои знания в жизни
Участвовать в театрализованных спектаклях
Планируемые результаты
Метапредметные результаты
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания о
народных традициях, принимать активное участие в праздниках, развивать свои
творческие способности.
 календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
 основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
 различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
 жанры народного творчества
 Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Личностные результаты

применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.

уметь петь в чистый унисон

исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной
речевой интонацией)

играть на музыкальных инструментах

различать на слух тембры инструментов.
Ожидаемый результат выпускника.
Предусматривает желание ребенка в дальнейшем расширять и углублять свои знания по
народным традициям, принимать активное участие в праздниках, развивать свои
творческие способности.
Знать:
 календарные и семейные обряды, обычаи, их символику
 расположение нот на нотном стане
 основные фигуры хоровода: «корзиночка», «змейка», «улитка», «гребень».
 различать виды хороводов: кругового, орнаментного, игрового
 жанры народного творчества
 Сохранять и приумножать традиции народного творчества
Уметь:
 применять полученные знания, опыт в своем творчестве, в жизни.






уметь петь в чистый унисон
исполнять песни в народной манере (петь открыто, звонко, легко с окрашенной
речевой интонацией)
играть на музыкальных инструментах
Различать на слух тембры инструментов.

Нормативные документы
 Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (п. 22 ст. 2, ч. 1; ст.12, ч. 7 ст. 28, ст. 30, п. 5 ч. 3 ст. 47, п. 1 ч. 1 ст.
48);
 Начальное общее образование (1-4 классы)
 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»
(с изменениями от 31 декабря 2015 г.).
 Приказ Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются
к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ».
План дополнительного образования на уровне начального общего, основного
общего, среднего общего образования МАОУ «Кунарская СОЩ» на 2022/2023
учебный год, утвержденный приказом МАОУ «Кунарская СОШ» № 1 от 31 августа
2022 года.
Материально-техническое обеспечение
 Помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям.
 Компьютер с выходом в Интернет.
 Аудио- и видеозаписи, презентации.
 Материал для изготовления реквизита и элементов костюмов.
 Реквизиты для игр.
 Шумовые народные инструменты, баян.
Кадровое обеспечение
Руководитель кружка, аккомпаниатор, учитель музыки Мелкозёрова Татьяна
Ильинична.
Список литературы
 Библиотека русского фольклора. - М., 1990.
 Дмитриева Н.А. Краткая история Искусств. - М. 1991.
 Емельянова Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего
 Поволжья. - Л., 1988.
 Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и
 поэзия. - М., 1992.
 Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: 1983.
 Круглый год. Русский земледельческий календарь / Сост., вступ. ст. и примеч. А.Ф.
Некрыловой. М., 1991.
 7. Майорова М.Г., Дубинская В.А. Русское народное прикладное искусство.  М., 1980.
 8. Новицкая М.Ю.
Методические рекомендации к курсу «Введение в
народоведение». Книга для учителя. – М. «Дрофа», 1998.
 9. Русские народные пословицы, поговорки. - М., 1990.
 10. Казанцева М.Г. «Календарный фольклор» .- М., 2016.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».