ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» на уровень начального общего образования для обучающихся 3-4 классов разработана в соответствии с требованиями: Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года); приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.09.2020 № 28; СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2; Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» для обучающихся на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО и ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МАОУ Кунарской СОШ. В начальной школе изучение занимательного русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни. Изучение «Занимательного русского языка» в начальной школе направлено на достижение следующих целей: приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом; овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета; развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образования На изучение курса «Занимательный русский язык» в 3-4-м классах начальной школы отводится по 0,5 часа в неделю. Курс рассчитан на 17 часов (34 учебные недели) в 3-4 классах. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК». И снова о русском языке! – 1 ч. Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок. Крылатые слова и афоризмы – 1 ч. Беседа о богатстве лексики русского языка. Об именах и фамилиях – 1 ч. История возникновения древнерусских и современных имѐн и фамилий. Разнообразие имѐн и их форм. Игротека – 8 ч. Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. КВН по русскому языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актѐр- тѐрка ). Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Учимся распознавать речевые ошибки – 1 ч. Распространѐнные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение. Фразеологизмы – 2 ч. Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами. Я не поэт, я только учусь – 1 ч. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле. Словесные забавы – 2 ч. Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы». ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК». Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностные результаты В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты. Гражданско-патриотическоевоспитание: становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями; уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений; любить и уважать Отечество, его язык, культуру. Духовно-нравственноевоспитание: признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств; сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия); Эстетического воспитание: уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; чувствовать прекрасное – красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи; Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования; бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения. Трудовое воспитание: осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений. Экологического воспитание: бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред. Ценность научного познания: первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании. Метапредметные результаты В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия. Базовые логические действия: формулировать тему и цели урока совместно с учителем; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. самостоятельно составлять план решения учебной проблемы; самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Базовые исследовательские действия: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему); пользоваться словарями, справочниками; осуществлять анализ и синтез; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения. пользоваться различными источниками информации; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение и делать выводы. Работа с информацией: выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения; согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику); соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия Общение: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. высказывать и обосновывать свою точку зрения; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы. аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативной задачи; выстраивать общение со сверстниками для реализации проектной деятельности. К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия. Самоорганизация: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий. Самоконтроль: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок; соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц; находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям. Совместнаядеятельность: формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы. Предметные результаты К концу обучения в 3-4-м классах обучающиеся научатся: формулировать смысловое значение слов, составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста, различать слова разных частей речи; отличать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры, сравнения, олицетворение, эпитеты; распознавать стили речи: разговорный и книжный; типы текстов; иметь представление о таких понятиях, как «фонетика», «фонема», «фонематический слух», «рифма», «метаграмма», «омографы», «пантомима», «шарада», «анаграмма», «фразеологизмы», «спунеризмы», «буриме», «палиндромы»; анализировать загадки как жанр устного народного творчества, выделять свойства и признаки загаданного предмета; подбирать синонимы и антонимы к словам, находить среди слов синонимичные и антонимичные пары; уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию); приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы; иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения; разбирать слова по составу, составлять слова из данных частей, подбирать слова к схемам, подбирать однокоренные слова, различать формы слова; писать грамотно слова с изученными орфограммами; углублять знания, полученные на уроках русского языка; различать виды словесных игр и головоломок; подбирать к различным ситуациям соответствующие фразеологизмы; приобретать опыт игры с «танграмами», шифровками, рифмами, метаграммами, анаграммами и так далее; анализировать, классифицировать, сравнивать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду; творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение и фантазию; распознавать архаизмы и неологизмы; использовать артистические способности при изображении действий с помощью пантомимы; упражняться в правописании слов с изученными орфограммами. Тематическое планирование для 3- 4 классов № п/п 1. Наименование разделов и тем занятий И снова о русском языке! Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок Количество Форма проведения занятия часов 1 Групповая работа 2. Крылатые слова и афоризмы. Беседа о богатстве лексики русского языка . 1 Викторина 3. Об именах и фамилиях. Какие бывают имена? Разнообразие имѐн и их форм.Древнерусские имена. 1 Работа скнижным текстом 4. Игротека. Творческие задания для формирования орфографической зоркости 1 Игротека.Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». 1 5. Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий ЦОР/ЭОР https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ 6-7 Игротека.Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов ответов Игротека.Слова – антиподы. Их употребление в речи. 2 8-9 Игротека.Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Игротека.Работа с примерами (Милан- налим, актѐр- тѐрка 2 10- Игротека.Игры на превращения слов: «Буква 11 заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Игротека.КВН по русскому языку. 2 Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий 12 Учимся распознавать речевые ошибки. 1 Групповая работа 13 Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах. Изучение 1 Работа скнижнымтекстом особенностей фразеологических сочетаний. Обогащение словарного запаса образными выражениями. https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ 14 Фразеологизмы. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами. 1 Викторина Групповая работа Работа скнижным текстом 15 Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . 1 Групповая работа Групповая работа Работа скнижным текстом 16 Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались» 1 Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий 17 Словесные забавы. Игра «Прятки» Нахождение в 1 Игровыеситуации,выполнениетворческих илогическихзаданий составе слов другие слова. Палиндромы. Игра «Счастливый случай». https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://schoolcollection.edu.ru/ https://www.ikt-school.com/ https://spo.1sept.ru/ https://www.openclass.ru/ http://school- Календарно-тематическое планирование для 3 и 4 классов №п/п 1 2 3 4 5 6-7 8-9 10-11 12 13 14 15 16 17 Тема И снова о русском языке! Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок Крылатые слова и афоризмы. Беседа о богатстве лексики русского языка . Об именах и фамилиях. Какие бывают имена? Разнообразие имѐн и их форм.Древнерусские имена. Игротека. Творческие задания для формирования орфографической зоркости Игротека.Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Игротека.Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов ответов Игротека.Слова – антиподы. Их употребление в речи. Игротека.Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Игротека.Работа с примерами (Милан- налим, актѐр- тѐрка Игротека.Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады. Игротека.КВН по русскому языку. Учимся распознавать речевые ошибки. Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Обогащение словарного запаса образными выражениями. Фразеологизмы. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.Фразеологизмы. Фразеологизмысинонимы, фразеологизмы-антонимы.Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами. Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле . Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались» Словесные забавы. Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова. Палиндромы. Игра «Счастливый случай». Дата