РП ВД Занимательный русский язык. 3-4 классы. 2023-2024 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Занимательный русский язык» на уровень
начального общего образования для обучающихся 3-4 классов разработана в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021
года);
 приказа Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного
санитарного врача от 28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением
главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;



Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Занимательный русский язык»
для обучающихся на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения программы начального общего образования ФГОС НОО и ориентирована
на целевые приоритеты, сформулированные в рабочей программе воспитания МАОУ Кунарской
СОШ.
В начальной школе изучение занимательного русского языка имеет особое значение в развитии
младшего школьника. Приобретенные им знания, опыт выполнения предметных и универсальных
действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также
будут востребованы в жизни.
Изучение «Занимательного русского языка» в начальной школе направлено на достижение следующих
целей:
 приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и
культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовнонравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения;
осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной
устной и письменной речи как показателя общей культуры человека; 
 овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений
о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением,
письмом;
 овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике,
графике, лексике, морфемике, морфологии
и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи;
использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого
этикета;
развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся
миром и дальнейшему успешному образования
На изучение курса «Занимательный русский язык» в 3-4-м классах начальной школы отводится по 0,5
часа в неделю. Курс рассчитан на 17 часов (34 учебные недели) в 3-4 классах.






СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК».
И снова о русском языке! – 1 ч.
Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство
русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок.
Крылатые слова и афоризмы – 1 ч.
Беседа о богатстве лексики русского языка.
Об именах и фамилиях – 1 ч.
История возникновения древнерусских и современных имѐн и фамилий. Разнообразие имѐн и их форм.
Игротека – 8 ч.
Творческие задания для формирования орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие
познавательного интереса к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы». Знакомство с происхождением шарад и
логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование слов - ответов. КВН по русскому
языку. Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм, с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и
метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан - налим, актѐр- тѐрка ). Игры на превращения
слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Учимся распознавать речевые ошибки – 1 ч.
Распространѐнные типы речевых ошибок, их распознавание и устранение.
Фразеологизмы – 2 ч.
Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи. Фразеологизмы-синонимы, фразеологизмы-антонимы. Вычленение фразеологизмов из речи. Замена
словосочетаний фразеологизмами.
Я не поэт, я только учусь – 1 ч.
Беседа о рифмах. Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле.
Словесные забавы – 2 ч.
Игры со словами. «Спунеризмы», «Буриме», «Палиндромы».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ
РУССКИЙ ЯЗЫК».

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты
В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты.
Гражданско-патриотическоевоспитание:
 становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение русского языка, отражающего историю и культуру
страны;
 осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка
Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
 сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе
с художественными произведениями;
 уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из художественных произведений;
 любить и уважать Отечество, его язык, культуру.
Духовно-нравственноевоспитание:
 признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
 проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего
состояния и чувств;
 сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);
Эстетического воспитание:
 уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов;
 чувствовать прекрасное – красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:
 соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при
поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
 бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения
и соблюдении норм речевого этикета и правил общения.
Трудовое воспитание:



осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений.

Экологического воспитание:
 бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
 неприятие действий, приносящих ей вред.
Ценность научного познания:
 первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих
целостной научной картины мира);
 познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес
к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные результаты
В результате изучения предмета «Занимательный русский язык» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные
универсальные учебные действия.
Базовые логические действия:
 формулировать тему и цели урока совместно с учителем;
 составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
 работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
 в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в
 соответствии с этими критериями.
 самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
 самостоятельно вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с
 этими критериями.
Базовые исследовательские действия:
 перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
 пользоваться словарями, справочниками;
 осуществлять анализ и синтез;
 устанавливать причинно-следственные связи;
 строить рассуждения.

 пользоваться различными источниками информации;
 осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
 строить логическое рассуждение и делать выводы.
Работа с информацией:
 выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
 согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
 распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа ее проверки
(обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
 соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при
поиске информации в интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах
слова);
 анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
 понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
 адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и
 диалогической формами речи.
 высказывать и обосновывать свою точку зрения;
 слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку
 договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
 задавать вопросы.
 аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;
 адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативной задачи;
 выстраивать общение со сверстниками для реализации проектной деятельности.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
 планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
 выстраиватьпоследовательностьвыбранныхдействий.
Самоконтроль:
 устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
 корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;





соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместнаядеятельность:
 формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учетом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой)
ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
 принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать
процесс и результат совместной работы;
 проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
 ответственно выполнять свою часть работы;
 оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
Предметные результаты
К концу обучения в 3-4-м классах обучающиеся научатся:















формулировать смысловое значение слов, составлять рассказ по серии картинок, определять тему и основную мысль текста, различать слова
разных частей речи;
отличать многозначные слова, омонимы, омоформы, омофоны, фразеологизмы; изобразительно-выразительные средства языка: метафоры,
сравнения, олицетворение, эпитеты;
распознавать стили речи: разговорный и книжный; типы текстов;
иметь представление о таких понятиях, как «фонетика», «фонема», «фонематический слух», «рифма», «метаграмма», «омографы»,
«пантомима», «шарада», «анаграмма», «фразеологизмы», «спунеризмы», «буриме», «палиндромы»;
анализировать загадки как жанр устного народного творчества, выделять свойства и признаки загаданного предмета;
подбирать синонимы и антонимы к словам, находить среди слов синонимичные и антонимичные пары;
уместно использовать изученные средства общения в устных высказываниях (жесты, мимика, телодвижения, интонацию);
приветствовать, прощаться, используя соответствующие этикетные формы;
иметь представление о разнообразии речевых ошибок и способах их устранения;
разбирать слова по составу, составлять слова из данных частей, подбирать слова к схемам, подбирать однокоренные слова, различать формы
слова;
писать грамотно слова с изученными орфограммами;
углублять знания, полученные на уроках русского языка;
различать виды словесных игр и головоломок;
подбирать к различным ситуациям соответствующие фразеологизмы;








приобретать опыт игры с «танграмами», шифровками, рифмами, метаграммами, анаграммами и так далее;
анализировать, классифицировать, сравнивать, достраивать недостающие элементы в логическом ряду;
творчески мыслить при решении ребусов, кроссвордов, шарад, криптограмм, использовать воображение и фантазию;
распознавать архаизмы и неологизмы;
использовать артистические способности при изображении действий с помощью пантомимы;
упражняться в правописании слов с изученными орфограммами.
Тематическое планирование для 3- 4 классов

№
п/п
1.

Наименование разделов и тем занятий
И снова о русском языке! Беседа о красоте и
богатстве народной речи. Конкурс на знание
пословиц и поговорок

Количество Форма проведения занятия
часов
1
Групповая работа

2.

Крылатые слова и афоризмы. Беседа о богатстве
лексики русского языка .

1

Викторина

3.

Об именах и фамилиях. Какие бывают имена?
Разнообразие имѐн и их форм.Древнерусские
имена.

1

Работа скнижным текстом

4.

Игротека. Творческие задания для формирования
орфографической зоркости

1

Игротека.Дидактические игры, направленные на
развитие познавательного интереса к русскому
языку. Интеллектуальная игра «Умники и
умницы».

1

5.

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

ЦОР/ЭОР
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/

6-7 Игротека.Знакомство с происхождением шарад и
логогрифов. Составление и разгадывание шарад и
логогрифов. Иллюстрирование слов ответов
Игротека.Слова – антиподы. Их употребление в
речи.

2

8-9 Игротека.Знакомство с историей изобретения
анаграмм и метаграмм , с авторами,
использовавшими в своем творчестве анаграммы и
метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и
«метаграмма».
Игротека.Работа с примерами (Милан- налим,
актѐр- тѐрка

2

10- Игротека.Игры на превращения слов: «Буква
11 заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово
задумано?». Шарады.
Игротека.КВН по русскому языку.

2

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

12 Учимся распознавать речевые ошибки.

1

Групповая работа

13 Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах. Изучение

1

Работа скнижнымтекстом

особенностей фразеологических сочетаний. Обогащение
словарного запаса образными выражениями.

https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/

14 Фразеологизмы. Беседа о правильном употреблении
фразеологизмов в речи.
Фразеологизмы. Фразеологизмы-синонимы,
фразеологизмы-антонимы.
Вычленение фразеологизмов из речи. Замена
словосочетаний фразеологизмами.

1

Викторина

Групповая работа

Работа скнижным текстом

15 Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах.

Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по
заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках.
Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

1

Групповая работа

Групповая работа

Работа скнижным текстом

16 Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались»

1

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

17 Словесные забавы. Игра «Прятки» Нахождение в

1

Игровыеситуации,выполнениетворческих
илогическихзаданий

составе слов другие слова. Палиндромы. Игра
«Счастливый случай».

https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://schoolcollection.edu.ru/
https://www.ikt-school.com/
https://spo.1sept.ru/
https://www.openclass.ru/
http://school-

Календарно-тематическое планирование для 3 и 4 классов
№п/п
1
2
3
4
5
6-7

8-9

10-11
12
13
14
15
16
17

Тема
И снова о русском языке! Беседа о красоте и богатстве народной речи. Конкурс на знание пословиц и поговорок
Крылатые слова и афоризмы. Беседа о богатстве лексики русского языка .
Об именах и фамилиях. Какие бывают имена? Разнообразие имѐн и их форм.Древнерусские имена.
Игротека. Творческие задания для формирования орфографической зоркости
Игротека.Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Интеллектуальная игра «Умники и умницы».
Игротека.Знакомство с происхождением шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов.
Иллюстрирование слов ответов
Игротека.Слова – антиподы. Их употребление в речи.
Игротека.Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем
творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Игротека.Работа с примерами
(Милан- налим, актѐр- тѐрка
Игротека.Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.
Игротека.КВН по русскому языку.
Учимся распознавать речевые ошибки.
Фразеологизмы. Беседа о фразеологизмах. Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Обогащение
словарного запаса образными выражениями.
Фразеологизмы. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи.Фразеологизмы. Фразеологизмысинонимы, фразеологизмы-антонимы.Вычленение фразеологизмов из речи. Замена словосочетаний фразеологизмами.
Я не поэт, я только учусь. Беседа о рифмах.Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам.
Конкурс загадок в рисунках.Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .
Словесные забавы. Игра «Слова рассыпались»
Словесные забавы. Игра «Прятки» Нахождение в составе слов другие слова. Палиндромы. Игра «Счастливый
случай».

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».