РП ВД Занимательный русский язык. 7 класс. 2023-2024 уч.год

1.Пояснительная записка

1.1.Нормативно-правовые акты
ООО

Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и
введении в действие федерального государственного стандарта основного общего
образования» (с изменениями и дополнениями);

Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по
внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС
ООО;

Положение об организации внеурочной деятельности;

Рабочая программа воспитания МАОУ Кунарская СОШ ;
1.2. Цели и задачи курса
 повышение качества знаний по предмету,
 активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся.
 поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ.
Для реализации цели следует решить следующие задачи:



научить учащихся свободному владению терминологией;
развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных
ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
 развивать навык самостоятельного приобретения знаний;
 прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по
предмету, выходящие за рамки школьного курса;
 внедрение ИКТ в обучение.
Курс «Занимательный русский язык»» имеет познавательно-практическую направленность
и преследует решение следующих основных задач:
 закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических,
словообразовательно-грамматических
написаниях
(условия
написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний);
 продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности;
 развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами
словарей(орфографическими,
орфоэпическими,
словообразовательными,
этимологическими).
В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический,
фонетический,
традиционный,
лексико-синтаксический,
словообразовательнограмматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют
определенным этапам усвоения языкового материала.
1.3 Место курса «Занимательный русский язык»» в (учебном) плане внеурочной
деятельности (Для реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности
обучающихся МАОУ Кунарская СОШ на уровне основного общего образования отводится
по 0,5 часа в 6 и 7 классах.

1.4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными являются:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей
русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и
морально-нравственных качеств личности;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому
языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры;
3)
способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому
самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения
школьного образования и самообразования;
4) достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного
выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной,
социальной деятельности.
Метапредметными результатами являются:
1) владение всеми видами речевой
деятельности:
а) рецептивные (слушание и чтение):
- восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами
слушания (ознакомительным, детальным, выборочным);
- восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными
видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым);
- понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной
установки автора, основной мысли и способов её выражения);
- способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию
из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации);
свободное пользование словарями разных типов;
- отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию,
сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания;
- сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические
особенности, языковые средства);
- умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости
(сжатый/подробный; тезисы, план,
конспект);
б) продуктивные (говорение и письмо):
- определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание
достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать
устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата,
коммуникативной цели, условий общения);
- соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических,
грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной
форме;
- владение монологической и диалогической формой речи;
- соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения;
- осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в
повседневном общении;
- определение причин коммуникативных неудач;
- умение совершенствовать и редактировать собственные тексты;
- умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и
т. п.);
- участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации.
2) применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни;
3) использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном
уровне;
4) использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в
разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности;

5) владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях
межличностного и межкультурного общения.
Предметными результатами являются следующие:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального
языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка
межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в
целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и
единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь,
речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого
общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового
стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание,
рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности
употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка,
основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими,
грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и
использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных
высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение
различных
видов
анализа
слова
(фонетический,
морфемный,
словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа
словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных
признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям
языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую
сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
Содержание курса «Занимательный русский язык»
6 класс
Загадки фонетики .
Тайны орфоэпии
Разные стили произношения. Особенности произношения мужских и женских отчеств.
Будьте внимательны к безударным гласным! Произносите правильно! Как простые звуки
становятся волшебными.Секреты графики (1час)
Формы работы:
- игра «Умники и умницы»;
Формы деятельности обучающихся:
- работа с интернет-ресурсами; составление
орфографических задач,
составление кроссвордов, викторин.
Секреты орфографии и пунктуации
«Коренные секреты». Пунктуация и смысл. Тайны письма. Проверяем свою грамотность.
Формы работы:
-брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый грамотный»; предметныеолимпиады;
Формы деятельности обучающихся:
- поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами;
составление орфографических задач, составление кроссвордов, викторин.

В гостях у лексики
Поиск нужного слова. Притяжение слов. Не правильностью единой. Мало слов, а горя
реченька. Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм). Слово и
«слова-родственники». «Чужие» слова. Слова-омонимы и многозначные слова. Слово и его
синонимы, антонимы, паронимы.Слово во фразеологических оборотах. Визит к паронимам.
Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов.
Формы работы:
-творческие мастерские, игра «Узнай слово»; интеллектуальный марафон, предметные
олимпиады, познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:

- поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами;
составление грамматических задач, составление кроссвордов, викторин; работа с
олимпиадными заданиями.
Мир семантики
В край изобилия и процветания. Встречи со словами-тёзками. Визит к паронимам. Встреча
с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов.
Формы работы
- интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные игры; игра
«Умники и умницы».
Формы деятельности обучающихся:
- составление схемы-алгоритма решения орфографических задач, решение кроссвордов,
ребусов; работа с олимпиадными заданиями.
В мире крылатых слов
У слов бывают крылья.
Фразеологические обороты. Загадки фразеологии.Ошибки
при употреблении фразеологизмов. Не смешивайте фразеологизмы! Цитируйте
фразеологизмы точно!
-творческие мастерские, интеллектуальный марафон, предметныеолимпиады,
познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:
- поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет-ресурсами;
составление
сборника фразеологизмов на военную тематику;
составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями.
Образность речи
Как простые слова становятся волшебными. Эпитеты, образные сравнения, метафора.
Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза. Всегда ли оправдана образность речи?
Защита проектов «Как наше слово отзовётся…»
-творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки речи»;
познавательные игры; проектно-исследовательская работа.
Формы деятельности обучающихся:
работа
с
интернет-ресурсами;
разыгрывание
речевых
ситуаций;
исследование текстов на выразительность речи; защита проектов

7 класс
Загадки фонетики
Тайны орфоэпии
Разные стили произношения. Особенности произношения мужских и женских отчеств.
Будьте внимательны к безударным гласным! Произносите правильно! Как простые звуки
становятся волшебными.
Секреты графики
Формы работы:

- игра «Умники и умницы»;
Формы деятельности обучающихся:
- работа с интернет-ресурсами; составление орфографических задач,составление
кроссвордов, викторин.
Секреты орфографии и пунктуации
«Коренные секреты». Пунктуация и смысл. Тайны письма. Проверяем свою грамотность.
Формы работы:
-брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый грамотный»; предметныеолимпиады;
Формы деятельности обучающихся:
- поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами;
составление орфографических задач, составление кроссвордов, викторин.
В гостях у лексики
Поиск нужного слова. Притяжение слов. Не правильностью единой. Мало слов, а горя
реченька. Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм). Слово и
«слова-родственники». «Чужие» слова. Слова-омонимы и многозначные слова. Слово и его
синонимы, антонимы, паронимы.Слово во фразеологических оборотах. Визит к паронимам.
Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов.
Формы работы:
-творческие мастерские, игра «Узнай слово»; интеллектуальный марафон, предметные
олимпиады, познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:

- поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами;

составление грамматических задач, составление кроссвордов, викторин; работа с
олимпиадными заданиями.
Мир семантики
В край изобилия и процветания. Встречи со словами-тёзками. Визит к паронимам. Встреча
с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов.
Формы работы
- интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные игры; игра
«Умники и умницы».
Формы деятельности обучающихся:
- составление схемы-алгоритма решения орфографических задач, решение кроссвордов,
ребусов; работа с олимпиадными заданиями.
В мире крылатых слов
У слов бывают крылья.
Фразеологические обороты. Загадки фразеологии.Ошибки
при употреблении фразеологизмов. Не смешивайте фразеологизмы! Цитируйте
фразеологизмы точно!
-творческие мастерские, интеллектуальный марафон, предметныеолимпиады,
познавательные игры.
Формы деятельности обучающихся:

- поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет-ресурсами;
составление
сборника фразеологизмов на военную тематику;
составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями.
Образность речи
Как простые слова становятся волшебными. Эпитеты, образные сравнения, метафора.
Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза. Всегда ли оправдана образность речи?
Защита проектов «Как наше слово отзовётся…»
-творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки речи»;
познавательные игры; проектно-исследовательская работа.
Формы деятельности обучающихся:
- работа с интернет-ресурсами; разыгрывание
речевых
ситуаций;
исследование текстов на выразительность речи; защита проектов.

Тематическое планирование 6 класс
№
п/п
1
2
3

4

5

6

7

8

9
10
11
12
13
14
15

16

17

Тема занятия
Тайны русского слова (Лексика. Фразеология)
«Дорога к письменности».
Язык – вековой труд поколений
Пословицы и поговорки о родном языке.
Толковые словари. Пути появления новых слов в русском языке.
Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей.
Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы.
Омофоны, омографы, паронимы
«Крылатые выражения» и «афоризмы».
Фразеологизмы – синонимы и антонимы.
Фразеологизмы в художественных произведениях.
Загадки скороговорок
Секреты устной речи (Фонетика. Орфоэпия))
Орфоэпические нормы русского языка.
Загадки русского словообразования
(Морфемика. Словообразование. Этимология)
Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту
жительства в русском языке.
Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке.
Словообразовательные гнёзда – «словесные» деревья».
Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-.
Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-.
Приставки-труженицы
Командиры в корнях слова
Чередующиеся корни
Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис)
«История появления имён».
Самостоятельные и служебные части речи.
Употребление в речи существительных, прилагательных,
местоимений, числительных
Слова вежливости, междометия.
Звукоподражательные слова, их роль и употребление
Метаграммы. Анаграммы.
Жанр лимерика. Лимерики на военную тему.
Речевой этикет
Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора
Речевая избыточность и речевая недостаточность.
Плеоназм. Скрытая тавтология.
Сценарий диалога. Диалог-репортаж.
Речевые поддержки разговора:
Лингвистический бой «Знатоки речи».
Защита проекта «Грамотным быть – модно!»
Всего:

Кол-во
часов
1
1
1

1

1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
часов

Тематическое планирование 7 класс
№
п/п
1
2

3

Кол-во
часов

Тема занятия

Загадки фонетики
Тайны орфоэпии (5 часов)
Разные стили произношения. Особенности произношения
мужских и женских отчеств. Будьте внимательны к
безударным гласным!
Произносите правильно! Как простые звуки становятся
волшебными.Секреты графики.

1
1

1

4

Секреты орфографии и пунктуации ( 4 часа)
«Коренные секреты» Пунктуация и смысл

1

5

Тайны письма. Проверяем свою грамотность

1

6

7

8

9
10
11
12
13
14
15
16
17

В гостях у лексики (13 часов)
Поиск нужного слова. Притяжение слов
Не правильностью единой. Мало слов, а горя реченька
Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология,
плеоназм).
Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова
Слова-омонимы и многозначные слова
Слово и его синонимы, антонимы, паронимы
Слово во фразеологических оборотах
Визит к паронимам. Встреча с синонимами
Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов
В мире крылатых слов (6 часов)
У слов бывают крылья
Фразеологические обороты
Загадки фразеологии
Ошибки при употреблении фразеологизмов
Не смешивайте фразеологизмы!
Цитируйте фразеологизмы точно!
Образность речи( 5 часов)
Как простые слова становятся волшебными
Эпитеты, образные сравнения, метафора
Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза
Всегда ли оправдана образность речи?
Защита проектов «Как наше слово отзовётся…»

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
Всего:

17 часов

Дата


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».