1.Пояснительная записка 1.1.Нормативно-правовые акты ООО Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ МОиН РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями); Положение о Рабочей программе по учебному курсу, в том числе по внеурочной деятельности педагога, осуществляющего функции введения ФГОС ООО; Положение об организации внеурочной деятельности; Рабочая программа воспитания МАОУ Кунарская СОШ ; 1.2. Цели и задачи курса повышение качества знаний по предмету, активное стимулирование самоценной образовательной деятельности учащихся. поэтапная подготовка обучающихся к ОГЭ. Для реализации цели следует решить следующие задачи: научить учащихся свободному владению терминологией; развивать умение применять стандарт знаний в нестандартных и проблемных ситуациях, при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. развивать навык самостоятельного приобретения знаний; прививать интерес к предмету, стремление получить дополнительные сведения по предмету, выходящие за рамки школьного курса; внедрение ИКТ в обучение. Курс «Занимательный русский язык»» имеет познавательно-практическую направленность и преследует решение следующих основных задач: закрепить знания о проверяемых фонетических, традиционных, лексикосинтаксических, словообразовательно-грамматических написаниях (условия написания, орфографическая норма, приемы разграничения схожих написаний); продолжить формирование навыка относительной орфографической грамотности; развить орфографическую зоркость и умение работы с разными типами словарей(орфографическими, орфоэпическими, словообразовательными, этимологическими). В курсе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательнограмматический), темы сгруппированы в соответствии с этими принципами и соответствуют определенным этапам усвоения языкового материала. 1.3 Место курса «Занимательный русский язык»» в (учебном) плане внеурочной деятельности (Для реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности обучающихся МАОУ Кунарская СОШ на уровне основного общего образования отводится по 0,5 часа в 6 и 7 классах. 1.4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностными являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его роли в развитии интеллектуальных, творческих способностей и морально-нравственных качеств личности; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; 3) способность к самооценке речевого поведения; стремление к речевому самосовершенствованию; понимание значения русского языка в процессе получения школьного образования и самообразования; 4) достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе общения; готовность к успешной профессиональной, социальной деятельности. Метапредметными результатами являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: а) рецептивные (слушание и чтение): - восприятие и понимание на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами слушания (ознакомительным, детальным, выборочным); - восприятие и понимание письменных текстов разных стилей и жанров; владение разными видами чтения (просмотровым, ознакомительным, аналитическим, поисковым); - понимание информации устного и письменного сообщения (темы текста и коммуникативной установки автора, основной мысли и способов её выражения); - способность к самостоятельному поиску информации; способность извлекать информацию из различных источников (учебная литература, Интернет, средства массовой информации); свободное пользование словарями разных типов; - отбор и систематизация материала на определённую тему; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения и слушания; - сопоставление речевых высказываний по разным основаниям (содержание, стилистические особенности, языковые средства); - умение воспроизводить устный и письменный текст с разной степенью свёрнутости (сжатый/подробный; тезисы, план, конспект); б) продуктивные (говорение и письмо): - определение целей предстоящей речевой деятельности, планирование действий, оценивание достигнутых результатов; умение выражать своё отношение к действительности и создавать устные и письменные тексты разных стилей и жанров с учётом речевой ситуации (адресата, коммуникативной цели, условий общения); - соблюдение основных языковых норм (орфоэпических, орфографических, лексических, грамматических, пунктуационных) в процессе построения текста в устной и письменной форме; - владение монологической и диалогической формой речи; - соблюдение правил речевого этикета в различных ситуациях общения; - осуществление речевого самоконтроля в различных ситуациях общения, в том числе и в повседневном общении; - определение причин коммуникативных неудач; - умение совершенствовать и редактировать собственные тексты; - умение выступать перед аудиторией с жанрами учебно-научной речи (сообщение, доклад и т. п.); - участие в дискуссионных формах общения; владение основными приёмами аргументации. 2) применение приобретённых знаний и умений в повседневной жизни; 3) использование родного языка как средства обучения, в том числе на надпредметном уровне; 4) использование русского языка для эффективного общения со сверстниками и взрослыми в разных ситуациях общения, в том числе при совместной деятельности; 5) владение национально-культурными нормами поведения в различных ситуациях межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами являются следующие: - представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; - понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; - усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; - освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; - овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; - опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; - проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; - понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; - осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание курса «Занимательный русский язык» 6 класс Загадки фонетики . Тайны орфоэпии Разные стили произношения. Особенности произношения мужских и женских отчеств. Будьте внимательны к безударным гласным! Произносите правильно! Как простые звуки становятся волшебными.Секреты графики (1час) Формы работы: - игра «Умники и умницы»; Формы деятельности обучающихся: - работа с интернет-ресурсами; составление орфографических задач, составление кроссвордов, викторин. Секреты орфографии и пунктуации «Коренные секреты». Пунктуация и смысл. Тайны письма. Проверяем свою грамотность. Формы работы: -брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый грамотный»; предметныеолимпиады; Формы деятельности обучающихся: - поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами; составление орфографических задач, составление кроссвордов, викторин. В гостях у лексики Поиск нужного слова. Притяжение слов. Не правильностью единой. Мало слов, а горя реченька. Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм). Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова. Слова-омонимы и многозначные слова. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.Слово во фразеологических оборотах. Визит к паронимам. Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов. Формы работы: -творческие мастерские, игра «Узнай слово»; интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные игры. Формы деятельности обучающихся: - поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами; составление грамматических задач, составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями. Мир семантики В край изобилия и процветания. Встречи со словами-тёзками. Визит к паронимам. Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов. Формы работы - интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные игры; игра «Умники и умницы». Формы деятельности обучающихся: - составление схемы-алгоритма решения орфографических задач, решение кроссвордов, ребусов; работа с олимпиадными заданиями. В мире крылатых слов У слов бывают крылья. Фразеологические обороты. Загадки фразеологии.Ошибки при употреблении фразеологизмов. Не смешивайте фразеологизмы! Цитируйте фразеологизмы точно! -творческие мастерские, интеллектуальный марафон, предметныеолимпиады, познавательные игры. Формы деятельности обучающихся: - поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет-ресурсами; составление сборника фразеологизмов на военную тематику; составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями. Образность речи Как простые слова становятся волшебными. Эпитеты, образные сравнения, метафора. Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза. Всегда ли оправдана образность речи? Защита проектов «Как наше слово отзовётся…» -творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки речи»; познавательные игры; проектно-исследовательская работа. Формы деятельности обучающихся: работа с интернет-ресурсами; разыгрывание речевых ситуаций; исследование текстов на выразительность речи; защита проектов 7 класс Загадки фонетики Тайны орфоэпии Разные стили произношения. Особенности произношения мужских и женских отчеств. Будьте внимательны к безударным гласным! Произносите правильно! Как простые звуки становятся волшебными. Секреты графики Формы работы: - игра «Умники и умницы»; Формы деятельности обучающихся: - работа с интернет-ресурсами; составление орфографических задач,составление кроссвордов, викторин. Секреты орфографии и пунктуации «Коренные секреты». Пунктуация и смысл. Тайны письма. Проверяем свою грамотность. Формы работы: -брей-ринг, игра «Умники и умницы», игра «Самый грамотный»; предметныеолимпиады; Формы деятельности обучающихся: - поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами; составление орфографических задач, составление кроссвордов, викторин. В гостях у лексики Поиск нужного слова. Притяжение слов. Не правильностью единой. Мало слов, а горя реченька. Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм). Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова. Слова-омонимы и многозначные слова. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы.Слово во фразеологических оборотах. Визит к паронимам. Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов. Формы работы: -творческие мастерские, игра «Узнай слово»; интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные игры. Формы деятельности обучающихся: - поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет- ресурсами; составление грамматических задач, составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями. Мир семантики В край изобилия и процветания. Встречи со словами-тёзками. Визит к паронимам. Встреча с синонимами. Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов. Формы работы - интеллектуальный марафон, предметные олимпиады, познавательные игры; игра «Умники и умницы». Формы деятельности обучающихся: - составление схемы-алгоритма решения орфографических задач, решение кроссвордов, ребусов; работа с олимпиадными заданиями. В мире крылатых слов У слов бывают крылья. Фразеологические обороты. Загадки фразеологии.Ошибки при употреблении фразеологизмов. Не смешивайте фразеологизмы! Цитируйте фразеологизмы точно! -творческие мастерские, интеллектуальный марафон, предметныеолимпиады, познавательные игры. Формы деятельности обучающихся: - поиск информации в научно-популярной литературе; работа с интернет-ресурсами; составление сборника фразеологизмов на военную тематику; составление кроссвордов, викторин; работа с олимпиадными заданиями. Образность речи Как простые слова становятся волшебными. Эпитеты, образные сравнения, метафора. Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза. Всегда ли оправдана образность речи? Защита проектов «Как наше слово отзовётся…» -творческие мастерские, лингвистический бой «Знатоки речи»; познавательные игры; проектно-исследовательская работа. Формы деятельности обучающихся: - работа с интернет-ресурсами; разыгрывание речевых ситуаций; исследование текстов на выразительность речи; защита проектов. Тематическое планирование 6 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема занятия Тайны русского слова (Лексика. Фразеология) «Дорога к письменности». Язык – вековой труд поколений Пословицы и поговорки о родном языке. Толковые словари. Пути появления новых слов в русском языке. Лексикография – наука о составлении словарей. Виды словарей. Жаргоны, диалектизмы, историзмы и лексические неологизмы. Омофоны, омографы, паронимы «Крылатые выражения» и «афоризмы». Фразеологизмы – синонимы и антонимы. Фразеологизмы в художественных произведениях. Загадки скороговорок Секреты устной речи (Фонетика. Орфоэпия)) Орфоэпические нормы русского языка. Загадки русского словообразования (Морфемика. Словообразование. Этимология) Суффиксы для образования профессий, названия лиц по месту жительства в русском языке. Иноязычные словообразовательные элементы в русском языке. Словообразовательные гнёзда – «словесные» деревья». Опасные согласные в приставках. Коварная приставка С-. Самые трудные приставки ПРИ- и ПРЕ-. Приставки-труженицы Командиры в корнях слова Чередующиеся корни Секреты морфологии и синтаксиса (Морфология. Синтаксис) «История появления имён». Самостоятельные и служебные части речи. Употребление в речи существительных, прилагательных, местоимений, числительных Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление Метаграммы. Анаграммы. Жанр лимерика. Лимерики на военную тему. Речевой этикет Телефонный разговор. Общие правила телефонного разговора Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сценарий диалога. Диалог-репортаж. Речевые поддержки разговора: Лингвистический бой «Знатоки речи». Защита проекта «Грамотным быть – модно!» Всего: Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 часов Тематическое планирование 7 класс № п/п 1 2 3 Кол-во часов Тема занятия Загадки фонетики Тайны орфоэпии (5 часов) Разные стили произношения. Особенности произношения мужских и женских отчеств. Будьте внимательны к безударным гласным! Произносите правильно! Как простые звуки становятся волшебными.Секреты графики. 1 1 1 4 Секреты орфографии и пунктуации ( 4 часа) «Коренные секреты» Пунктуация и смысл 1 5 Тайны письма. Проверяем свою грамотность 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 В гостях у лексики (13 часов) Поиск нужного слова. Притяжение слов Не правильностью единой. Мало слов, а горя реченька Тысячи тонн словесной руды (повторение слов, тавтология, плеоназм). Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова Слова-омонимы и многозначные слова Слово и его синонимы, антонимы, паронимы Слово во фразеологических оборотах Визит к паронимам. Встреча с синонимами Знакомство с антонимами. Стилистическая окраска слов В мире крылатых слов (6 часов) У слов бывают крылья Фразеологические обороты Загадки фразеологии Ошибки при употреблении фразеологизмов Не смешивайте фразеологизмы! Цитируйте фразеологизмы точно! Образность речи( 5 часов) Как простые слова становятся волшебными Эпитеты, образные сравнения, метафора Метонимия, синекдоха, олицетворения, перифраза Всегда ли оправдана образность речи? Защита проектов «Как наше слово отзовётся…» 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Всего: 17 часов Дата