РП Трудные вопросы орфографии и пунктуации. 7 класс. 2023-2024 уч.год

Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов разработана в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе Примерной
программы для общеобразовательных учреждений линии учебников Ладыженской Т.А., Баранова
М.Т., Тростенцовой Л.А. для 5-9 классов (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия
учебников Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.- 13-е изд.- М.: Просвещение,
2022);
Программа по учебному предмету «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» расширит и
систематизирует теоретические сведения, полученные обучающимися, закрепит практические умения
и навыки; нацелит на подготовку обучающихся к успешному написанию контрольных работ и ВПР. В
данном курсе предполагается уделять большое внимание развитию орфографической зоркости,
формированию орфографической грамот- ности, развитию навыков и умений самостоятельного
выполнения заданий различного уровня сложности.
Программа «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» актуальна для учащихся, так как
формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования
текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня
грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности,
успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания
русского языка в основной общеобразовательной школе с учётом методических традиций построения
школьного курса русского языка, реализованных в большей части входящих в Федеральный перечень
УМК по русскому языку.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «Русский язык».
Русский язык — государственный язык Российской Федерации, язык межнационального общения
народов России, национальный язык русского народа. Как государственный язык и язык
межнационального общения русский язык является средством коммуникации всех народов
Российской Федерации, основой их социально-экономической, культурной и духовной
консолидации.
Высокая функциональная значимость русского языка и выполнение им функций государственного
языка и языка межнационального общения важны для каждого жителя России, независимо от места
его проживания и этнической принадлежности Знание русского языка и вла- дение им в разных
формах его существования и функциональных разновидностях, понимание его стилистических
особенностей и выразительных возможностей, умение правильно и эффективно использовать
русский язык в различных сферах и ситуациях общения определяют успешность социализации
личности и возможности её самореализации в различных жизненно важных для человека областях.
Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, участвует в формировании сознания,
самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи
информации, культурных традиций, истории русского и других народов России.
Обучение русскому языку в школе направлено на совершенствование нравственной и
коммуникативной культуры ученика, развитие его интеллектуальных и творческих способностей,
мышления, памяти и воображения, навыков самостоятельной учебной деятельности,
самообразования.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на развитие функциональной
грамотности как интегративного умения человека читать, понимать тексты, использовать
информацию текстов разных форматов, оценивать её, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Речевая и текстовая
деятельность является системообразующей доминантой школьного курса русского языка.

Соответствующие умения и навыки представлены в перечне метапредметных и предметных
результатов обучения, в содержании обучения (разделы «Язык и речь», «Текст»,
«Функциональные разновидности языка»).
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
Целями изучения русского языка по программам основного общего образования являются:
осознание и проявление общероссийской гражданственности, патриотизма, уважения
к русскому языку как государственному языку Российской Федерации и языку
межнационального общения; проявление сознательного отношения к языку как к
общероссийской ценности, форме выражения и хранения духовного богатства русского и
других народов России, как к средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; проявление уважения к общероссийской и русской культуре, к
культуре и языкам всех народов Российской Федерации;
овладение русским языком как инструментом личностного развития, инструментом
формирования социальных взаимоотношений, инструментом преобразования мира;
овладение знаниями о русском языке, его устройстве и закономерностях
функционирования, о стилистических ресурсах русского языка; практическое овладение
нормами русского литературного языка и речевого этикета; обогащение активного и
потенциального словарного запаса и использование в собственной речевой практике
разнообразных грамматических средств; совершенствование орфографической и
пунктуационной грамотности; воспитание стремления к речевому самосовершенствованию;
совершенствование
речевой
деятельности,
коммуникативных
умений,
обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях
формального и неформального межличностного и межкультурного общения; овладение
русским языком как средством получения различной информации, в том числе знаний по
разным учебным предметам;
совершенствование мыслительной деятельности, развитие универсальных
интеллектуальных умений сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения,
классификации, установления определённых закономерностей и правил, конкретизации и т.
п. в процессе изучения русского языка;
развитие функциональной грамотности: умений осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию, интерпретировать, понимать и использовать тексты
разных форматов (сплошной, несплошной текст, инфографика и др.); освоение стратегий и тактик
информационно-смысловой переработки текста, овладение способами понимания текста, его
назначения, общего смысла, коммуникативного намерения автора; логической структуры, роли
языковых средств.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации»
Личностные результаты:
У ученика будет сформировано
- чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Обучающийся получит возможность для формирования:
 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
 готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
Метапреметные результаты:
Обучающийся научится:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения
Обучающийся получит возможность научиться:
-учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей
в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной
деятельности;
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
- совершенствовать различные виды устной и письменной речевой деятельности (говорения и аудирования, чтения и письма, общения при помощи современных средств устной и
письменной коммуникации):
- распознавать существительные, прилагательные, местоимения, числительные, наречия
разных разрядов и их морфологические признаки;
- делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;
- находить орфограммы и применять правила написания слов с орфограммами.
Обучающийся получит возможность научиться:
- анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия
- ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата;
- осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
- планирования и регуляции своей деятельности;
- самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач.
Выпускник научится:
 владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными
источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
 владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным,
просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
 владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием
основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки
текстов различных функциональных разновидностей языка;
 адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных


функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных
разновидностей языка;
 участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные
монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей,
сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и
речевого этикета;
 создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением
норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
 анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и
дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и
функциональной разновидности языка;
 использовать знание алфавита при поиске информации;
 различать значимые и незначимые единицы языка;
 проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
 классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным
параметрам их звукового состава;
 членить слова на слоги и правильно их переносить;
 определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении
формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
 опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического
и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое
значение слова с опорой на его морфемный состав;
 проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
 проводить лексический анализ слова;
 опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора,
эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
 опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и
междометия;
 проводить морфологический анализ слова;
 применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении
морфологического анализа слов;
 опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
 анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их
структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
 находить грамматическую основу предложения;
 распознавать главные и второстепенные члены предложения;
 опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
 проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
 соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
 опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический
анализ в практике правописания;
 опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков
препинания в предложении;
 использовать орфографические словари.
Выпускник получит возможность научиться:
 анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения
и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины
коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
 оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и
выразительного словоупотребления;

 опознавать различные выразительные средства языка;
 писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки,
доверенности, резюме и другие жанры;
 осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для
выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
 участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и
аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
 характеризовать словообразовательные цепочки и словообразовательные гнезда;
 использовать этимологические данные для объяснения правописания и лексического
значения слова;
 самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
 самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные,
осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

2. Содержание учебного предмета
«Трудные вопросы орфографии и пунктуации» 7 класс
1. Фонетика и орфоэпия (2 ч.)Фонетика. Фонетический разбор. Нормы ударения и про-

изношения.
2. Орфография. Повторение (12 ч.)
Правописание безударных гласных. Корни с чередованием. Правописание приставок.
Не с существительными, прилагательными, глаголами. Не и ни в местоимениях.
Гласные о и е после шипящих в разных частях речи. Правописание суффиксов существительных. Н и НН в суффиксах прилагательных.Дефисное и слитное написание сложных прилагательных.Правописание числительных.Личные окончания глаголов.Наклонения глаголов.
3. Причастие (5 ч.)
Склонение причастий. Написание действительных причастий.Написание страдательных причастий.Н и НН в суффиксах причастий.Не с причастиями.
4. Деепричастие (2 ч.)
Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.Не с деепричастиями.
5. Наречие (9 ч.)Степени сравнения наречий. Не с наречиями на –о и –е.
Буквы е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий.Н и НН в наречиях на –о и –
е.Буквы о и е после шипящих на конце наречий.Буквы о и а на конце наречий.Дефис в наречиях.Слитное и раздельное написание приставок в наречиях.Слова категории состояния.
6. Служебные части речи (4 ч.)
Предлог. Союз. Частица. Междометие.
Тематическое планирование
№ Раздел программы
1.

Фонетика и орфоэпия

2.

Орфография. Повторение

3. Причастие. Деепричастие
4. Наречие
5. Служебные части речи

Количе- Форма деятельности
ство часов
2
Интерактивная игра «Битва сильнейших»
12
«Сундук сокровищ», «Состав слова», Кроссворды. Интерактивный
тренажер «Словарные слова»
7
Викторина, дидактические игры.
9
Игра «Переводчик», «Да-нетка»
4
Игра «Аукцион»
Итого: 34

№

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Тема занятия
Дата
План. Факт.
Повторение
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание корней с чередующимися гласными.
Правописание не с прилагательными и существительными.
Гласные в приставках пре- и при-.
Выделение запятыми причастных оборотов.
Выделение запятыми причастных оборотов.
Запятая между частями сложного предложения.
Запятая между частями сложного предложения.
Причастие и деепричастие
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Н и нн в суффиксах страдательных причастий пр.вр. И
отглагольных прил.
Н и нн в суффиксах страд. прич. пр. вр. И отглагольных прил.
Пунктуация при дееприч. обороте.
Пунктуация при дееприч. обороте.
Слитное и раздельное написание не с наречиями.
Наречие
Слитное и раздельное написание не с наречиями.
Н и нн в наречиях на -о и -е.
Н и нн в наречиях на -о и -е.
Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

17.
18.
19.
20.
21. Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.
22. Слитное и раздельное написание приставок, образованных от су23.

ществительных и количественных числительных.
Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

24. Ь после шипящих на конце наречий.
25. Ь после шипящих на конце наречий.
26. Ь после шипящих на конце разных частей речи.
Служебные части речи
27. Правописание производных предлогов.
28. Правописание производных предлогов.
29. Правописание производных предлогов.
30. Запятая перед союзами в СП.
31. Запятая перед союзами в СП.
32. Слитное написание союзов тоже, также, чтобы, зато
33. Слитное написание союзов в течение, в продолжение ..
34. Пунктуация предложений с прямой речью.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».